Столыпинская модернизация России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Столыпинская модернизация России



Главным архитектором третьеиюньской системы являлся П. А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Он занимал последовательно должности Ковенского предводителя дво­рянства, Гродненского и Саратовского губернатора. Столыпин су­рово подавлял аграрные беспорядки, но в то же время был одним из немногих губернаторов, приказавшим открыть огонь по погром­щикам в октябре 1905 г. Энергичный губернатор был замечен и по­лучил портфель министра внутренних дел, а в июле 1906 г. сменил Горемыкина на посту председателя Совета министров.

Столыпин был поборником национальной идеи, однако его нельзя было назвать единомышленником черносотенцев. Он под­держивал умеренные элементы в монархических союзах и старался нейтрализовать экстремистов. Столыпин не на словах, а на деле до­казал, что не даст запугать себя так, как были запуганы правящие круги осенью 1905 г. Он снискал славу «душителя революции». Это было не совсем точно, так как с наиболее опасными выступле­ниями справились его предшественники. На долю Столыпина выпало подавление остаточных очагов революции. В повседневный обиход вошли выражения «столыпинский галстук» - петля, «сто­лыпинские качели» - виселица, «Столыпин» - арестантский вагон.

По официальным данным, в результате террористических ак­тов и революционных выступлений в 1906-1907 гг. были убиты 4 126 и ранены 4 552 должностных лица. Сам Столыпин пережил десять покушений, в том числе взрыв эсерами-максималистами да­чи на Аптекарском острове в августе 1906 г. П. А. Столыпин дейст­вовал решительно. Были введены военно-полевые суды, состояв­шие из строевых офицеров и выносившие приговоры не позднее двух суток после совершения преступления. В 1906-1910 гг. по приговорам военно-полевых и военно-окружных судов были казне­ны 3 825 человек, более 26 тысяч политических преступников по­пало на каторгу.

Однако имя П. А. Столыпина вряд ли бы осталось в истории, если бы его роль ограничилась карательными мерами. Он был од­ним из крупнейших реформаторов в российской истории. Суть за­планированных им реформ заключалась в том, чтобы постепенно, используя существовавшую политическую систему, завершить процесс модернизации российского общества, на основе передово­го прежде всего европейского, опыта. Ключевым пунктом в этой программе был аграрный вопрос - крестьянское равноправие и землеустройство. Остальную часть программы составляли: созда­ние самоуправляющейся волости как низшей земской единицы, ре­форма местного управления и суда, передача судебной власти ми­ровым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов и наказуемость экономических стачек, сокращение продолжитель­ности рабочего дня, школьная, финансовая реформы, введение по­доходного налога.

Деятельность Столыпина была тесно связана с работой III Го­сударственной думы. Только она просуществовала весь положен­ный срок (1907-1912 гг.), остальные же были распущены царем досрочно. В первой и второй Думах большинство было за кадета­ми, в третьей и четвертой - за октябристами, широко практиковав­шими блокирование как с правыми, так и с левыми партиями в со­ставе парламента.

Важнейшее место в столыпинской программе реформ занима­ла аграрная реформа. Главной ее целью стало создание широкого слоя крепких крестьянских хозяйств фермерского типа. Эти хозяйства должны были расширить численный состав среднего класса России, способствуя стабилизации политической обстановки в стране. Создать такие хозяйства реформаторы пытались путем раз­рушения общины и насаждения частной крестьянской земельной собственности.

В результате отмены крепостного права в 1861 г. крестьяне не стали собственниками земли. Они вели индивидуальное хозяйство, но большая часть земли находилась в совместном владении общи­ны. Крестьянский «мир» не допускал разорения общинников, под­держивая их в трудный период за счет остальных земляков. Обо­ротной стороной «мирских» порядков была насильственная урав­ниловка.

Указ 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянам выходить из об­щины и закреплять свои наделы в личную собственность. Госу­дарство оказывало всяческое содействие частным владельцам. Гу­бернские и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы: от пропаганды реформы до прямого давления на сель­ские сходы. Излишки надельной земли отдавались «укрепленцам» либо бесплатно, либо по номинальной цене. Вместо разрозненных полосок крестьяне получали землю в одном месте - так называе­мый отруб. Часть таких владельцев покидала деревню и переселя­лась на купюра.

Видное место в проведении реформы принадлежало Кре­стьянскому банку. Он выдавал ссуды на покупку земли, продавал вверенный ему земельный фонд, осуществлял операции на льгот­ных условиях.

Выступая в III Государственной думе, Столыпин подчеркивал: «...Правительство не могло не идти навстречу, не могло не дать удовлетворения тому врожденному у каждого человека, поэтому и у нашего крестьянина - чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода, как влечение к продолжению рода, как всякое другое природное свойство человека». С точки зрения правительства, хуторская реформа должна была создать слой зажиточных крестьян, наподобие западноевропейских или американских фермеров. По крылатому выражению премьера, ставка была сделана «не на убогих и пьяных, а на крепких и силь­ных». Частная собственность должна была не только способ­ствовать экономическому подъему, но и стать лучшим противоядием революционным настроениям. Столыпин писал Николаю II: «Я видел членов первой Думы из крестьян-революционеров, кото­рые теперь страстные хуторяне и люди порядка».

Составной частью аграрной реформы являлась переселенче­ская политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской Рос­сии, с другой стороны, оно способствовало освоению малонаселен­ных пространств. Правительство установило многочисленные льго­ты для желающих переселяться на новые места: прощение всех не­доимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды в размере от 100 до 400 руб. на крестьянский двор. В пути переселенцам должны были ока­зывать продовольственную и медицинскую помощь. Пересе­ленческое управление помогало осваиваться в новых районах. В 1906-1915 гг. было построено почти 13 тысяч верст проселочных дорог, 13 711 колодцев, 161 водохранилище. За 10 лет в Сибирь пе­реселилось 3,1 миллиона человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в два раза. Сибирь ежегодно поставляла на внутренний и внешний рынок 800 тысяч тонн зерна.

Аграрная реформа не была полностью реализована. К 1 января 1916 г. из общин вышло около 2,5 миллиона крестьян с 17 миллио­нами десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15% общинного землевладения. Организация хозяйства на новых хуторах и отрубах требовала значительных средств, будучи не под силу многим крестьянам. Реформа обострила социальные противо­речия в деревне, усилив антагонизм между бедными и богатыми, общинниками и хуторянами. Реформа проводилась бюрократиче­ским аппаратом, доказавшим способность загубить на корню лю­бую идею. Столыпин заявлял, что для успеха преобразований необ­ходимы «двадцать лет покоя», но это время было растрачено еще до него в пореформенную эпоху.

Реформы вызвали сопротивление крайне правых кругов. Про­грамма столыпинских преобразований предусматривала принятие ряда законов, обеспечивающих неприкосновенность личности, пе­реход из одного вероисповедания в другое, расширение земства, преобразование местного суда и уголовного законодательства. В число социальных мер входило страхование рабочих на случай бо­лезни и инвалидности. Правительство намеревалось сделать доступным (а потом и обязательным) начальное образование. Однако практически все реформы были заблокированы.

Как и в случае с Витте, Столыпин мало-помалу превратился в объект критики справа. Черносотенцы, ранее видевшие в премьер-министре борца с крамолой, начали пропагандистскую кампанию против его преобразовательной политики. В то же время колебания Столыпина в проведении административных и других реформ при­вели его к фактическому разрыву с октябристами. Столыпина под­держивала фракция националистов, но она не являлась достаточно влиятельной силой.

В марте 1911 г. консерваторы во главе с П. Н. Дурново пред­приняли атаку на правительство. Государственный совет отклонил правительственный законопроект о введении земства в нескольких польских губерниях, опасаясь усиления в земстве мелких собствен­ников. Столыпин демонстративно подал в отставку. Начался так называемый министерский кризис. Николай II не решился сменить первого министра. Законодательные палаты были распущены на три дня, и во время искусственного перерыва законопроект о за­падном земстве был принят императорским указом. Однако этот триумф явился началом конца Столыпина. В придворных кругах открыто говорили, что его дни на посту главы правительства сочте­ны. Поэтому, когда 1 сентября 1911 г. Столыпин был смертельно ранен в Киеве, распространились слухи о том, что это покушение было организовано по заказу высших сфер. Это мнение еще более укрепилось в связи с тем, что убийца премьер-министра Д. Г. Богров, являвшийся секретным осведомителем полиции, был судим при закрытых дверях и казнен с молниеносной быстротой, а винов­ные в плохой организации охраны не понесли наказания. Хотя об­стоятельства убийства Столыпина во многом остались невыяснен­ными, нет серьезных оснований говорить о заговоре. Если право­мерно употреблять такое слово, то это был заговор некомпетентно­сти и халатности.

Преемником П. А. Столыпина после его убийства стал В. Н. Коковцов, занимавший ранее пост министра финансов. В об­щих чертах Коковцов продолжил столыпинский курс. Столыпин­ские реформы, прежде всего аграрная, оказали благотворное воз­действие на социально-экономическое развитие страны. В 1909-1913 гг. начался новый экономический подъем, который охватил практически все народное хозяйство страны. Особенно быстрыми темпами возросло производство промышленной продукции. Россия по этому показателю опережала такие развитые страны Запада, как Англия, Франция, Германия, США. За этот период общий средне­годовой прирост промышленной продукции составил 9%. Про­изводство чугуна выросло на 64%, стали - на 82%. Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти срав­нялись с поступлениями от аграрного сектора, а продукция про­мышленности покрывала 80% внутреннего спроса.

Заметных успехов достигла внутренняя и внешняя торговля. Объем внутренней торговли в 1913 г. составлял 18 млрд руб., или в полтора раза больше, чем в 1909 г. Внешнеторговый оборот также увеличился за этот период примерно в 1,5 раза и составил к 1913 г. 2,6 млрд руб., причем объем экспорта уверенно превышал объем импорта - соответственно 1,5 и 1,1 млрд руб. Структура экспорта традиционно складывалась из сырья и сельскохозяйственной про­дукции, а импорта - из товаров производственного назначения: машин, оборудования, полуфабрикатов.

Доходы от продажи хлеба составляли около 44% стоимости всех экспортных поступлений в государственный бюджет, а доходы от продажи продукции животноводства - до 22%. Перед Первой мировой войной Россия являлась одной из ведущих стран-экспортеров хлеба в мире. Из всего объема вывозимого хлеба при­мерно 30% экспортировалось в Германию и около 20% - в Англию. В морских перевозках по-прежнему был велик удельный вес ино­странных торговых судов.

Активное внешнеторговое сальдо служило делу укрепления го­сударственного бюджета. Помимо доходов от внешней торговли в числе источников государственного бюджета можно назвать доходы от винной монополии и откупной системы, от казенных железных дорог, а также косвенные налоги. Российский рубль оставался одной из самых сильных валют в мире. Общая сумма налогов на одного жителя страны была в два раза ниже, чем в Австро-Венгрии, Фран­ции, Германии, и в четыре раза меньше, чем в Англии.

Динамичное развитие народного хозяйства России на рубеже веков вывело страну по многим показателям на 4-5 место в мире после США, Англии, Германии и Франции. И хотя в целом эконо­мика оставалась аграрной, темпы развития промышленного сектора были очень впечатляющими. Например, объем производства инве­стиционных товаров увеличился за 1893-1913 гг. в 7 раз, причем производство чугуна - в 5 раз, стали - в 13 раз, добыча угля - в 6 раз. Не менее быстрыми темпами росли объемы производства по­требительских товаров: переработка хлопка возросла в 7 раз, про­изводство сахара - в 4 раза и т. д. Темпы роста промышленной про­дукции и производительности труда в Российской империи были самыми высокими в мире и составляли за период с 1880 по 1913 г. в среднем 9% в год. Французский экономист Э. Тэри писал: «К сере­дине текущего века Россия будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом, и финансовом отношении».

Следует подчеркнуть, что Россия перед первой мировой вой­ной не являлась отсталой страной, как часто отмечалось в ли­тературе. Это была аграрно-индустриальная страна со средним уровнем развития. Ей отнюдь не грозила участь «полуколонии» для более развитых западных стран, ее доля в мировом хозяйстве в 1913 г. составляла 7%. Однако начавшаяся летом 1914 г. Первая мировая война прервала поступательное развитие российского об­щества и сделала фактически невозможным дальнейшее осуществ­ление намеченной Столыпиным программы реформ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.011 с.)