Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия на пути государственного строительства и радикальной социально-экономической модернизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В результате распада СССР Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Советского Союза вступила на путь самостоятельного существования. Перед руководством страны встала задача проведения политических и экономических реформ. Важнейшими направлениями политической реформы в стране стало строительство новой федерации и борьба вокруг положений будущей Конституции Российской Федерации. РСФСР в составе СССР являлась фактически унитарным государством. Декларируемые федеративные отношения носили формальный характер, все более или менее важные вопросы жизни автономных республик решались в Москве. Однако в начале 1990-х гг. почти все бывшие автономные образования в составе РСФСР заявили о своем суверенитете. Эта политика вначале поощрялась и самим российским руководством. Широкий резонанс вызвала фраза Б. Н. Ельцина, обращенная к российским автономиям: «Берите суверенитета столько, сколько сможете». После обретения Россией реального суверенитета, в условиях острого экономического кризиса национальный и региональный сепаратизм стал представлять угрозу для целостности страны. В этой ситуации необходимо было найти оптимальную форму государственного устройства России как многонационального государства с учетом интересов народов, имевших свою государственность в составе Российской Федерации, так и с учетом русского народа, составляющего абсолютное большинство населения России. 31 марта 1992 г. всеми субъектами Российской Федерации, кроме Татарстана и Чечни, был подписан Федеративный договор, закрепивший федеративное устройство России и разграничивший полномочия центра и субъектов Федерации, а также определивший вопросы, относящиеся к их совместному ведению. Федеративный договор был объявлен частью действовавшей на тот период Конституции РСФСР 1978 г. и стал важным фактором сохранения целостности страны. В 1994 г. после переговоров с руководством республики Татарстан был заключен отдельный договор о взаимоотношениях между данной республикой и Российской Федерацией. Гораздо сложнее складывались отношения с Чечней, конфликт с которой имел многовековые корни. Он был усугублен депортацией всех чеченцев в Казахстан, которая была осуществлена сталинским режимом в 1944 г., за переход значительной части населения республики на сторону гитлеровской Германии в 1942 г. Воспользовавшись резким падением авторитета партийных органов, поддержавших ГКЧП, и волной «парада суверенитетов», 6 сентября 1991 г. Объединенный комитет чеченского народа во главе с бывшим генералом Советской армии Д. Дудаевым захватил власть в республике и в марте 1992 г. провозгласил ее независимым государством. Московские власти, занятые своими проблемами, мало внимания обращали на ситуацию в Чечне. Республику покинули российские войска, оставив сепаратистам склады с военным имуществом и вооружением. Русское население Чечни вынуждено было в срочном порядке покидать республику, сталкиваясь с фактами геноцида. В 1994 г. федеральный центр попытался восстановить российское правовое поле в Чечне и свергнуть Д. Дудаева силами «чеченской оппозиции», однако эта попытка не увенчалась успехом. Тогда 11 декабря 1994 г. на территорию Чечни были введены федеральные войска и началась так называемая 1-я чеченская война, продолжавшаяся более полутора лет. В конце августа 1996 г., несмотря на успехи федеральных войск, большая часть территории республики, включая столицу Грозный, вновь перешла под контроль боевиков, которые пользовались широкой поддержкой населения. Федеральный центр стоял перед выбором - или проводить новый штурм Грозного и продолжить войну, или начать переговоры. В конечном счете, в результате переговоров между Секретарем Совета безопасности России А. И. Лебедем и начальником штаба чеченских сепаратистов А. Масхадовым в Хасавюрте (Дагестан) было подписано соглашение, по которому Чечня фактически превращалась в независимое государство. Окончательное решение вопроса о статусе Чечни откладывалось на 5 лет, до 2001 г. После вывода российских войск из республики и избрания А. Масхадова ее президентом Чечня стала стремительно превращаться в центр международного терроризма и работорговли, что приводило к серьезной дестабилизации обстановки на всем Северном Кавказе и в России в целом. Сохранение целостности страны было невозможно без создания эффективной экономики, способной удовлетворять насущные потребности ее населения. Пришедшие к власти радикальные реформаторы придерживались концепции свободных рыночных отношений, считая, что свободный рынок преобразует экономику России. Экономическая свобода рассматривалась как основа политической демократии. Реформаторы полагали, что народ под влиянием рынка должен оформиться в средний класс. В итоге Россия сделала ставку на монетаристские методы перехода к рынку. Произошел решительный отказ от государственного контроля над экономикой в пользу рыночного саморегулирования. В стране был осуществлен целый комплекс мероприятий, имевших своей целью ускорить процесс либерализации экономики и финансовой стабилизации, получивших известность в мировой практике как «шоковая терапия». Впервые курс на проведение именно этого вида реформ был провозглашен Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным в октябре 1991 г. и одобрен V-съездом народных депутатов России в ноябре того же года. В конце 1991 г. была сформирована команда реформаторов. Ее костяк составили молодые экономисты во главе с Е. Т. Гайдаром и А. Б. Чубайсом. Е. Т. Гайдар был назначен исполняющем обязанности председателя Правительства России и исполнял эти обязанности до конца 1992 г. В программу реформ, в основном осуществленных в 1992 г., вошли следующие мероприятия Правительства России: 1) введение свободных цен; 2) либерализация торговли; 3) широкая приватизация государственных предприятий, жилья. Политика приватизации занимала центральное место в процессе изменения отношений собственности. Программа первого российского правительства ставила следующие ключевые ее цели: формирование широкого слоя частных собственников и повышение эффективности производства; в лице новых собственников - создание мощной социальной базы рыночной экономики и демократического общества. 2 января 1992 г. были отпущены цены на большинство товаров. В специальном Указе Президента РФ «О свободе торговли» снималось большинство ограничений на внутреннюю и внешнюю торговлю, существовавших в советское время. 21 августа 1992 г. в России было объявлено о начале приватизации, которая проходила в два этапа. С августа 1992 г. по июнь 1994 г. так называемая «ваучерная» приватизация и с 1 июля 1994 г. - денежная. На начальном этапе приватизации вся государственная собственность, подлежащая приватизации, была оценена и ее общая стоимость поделена на количество граждан Российской Федерации. Полученная сумма составила стоимость приватизационного сертификата - ваучера. Номинальная стоимость «ваучера» была объявлена в 10 тысяч рублей. Граждане могли вложить ваучеры в приватизируемые предприятия, поручить это сделать так называемым инвестиционным фондам или продать свой ваучер. Однако в связи с гиперинфляцией ваучеры резко обесценились и скупались подставными лицами неизвестных структур на базарах и вокзалах у населения за бутылку водки. К тому же большинство граждан не имели экономических знаний и не знали, куда и как вложить свой ваучер. Часть ваучеров была вложена в акции разорившихся вскоре предприятий. Многие инвестиционные фонды оказались мошенническими структурами и, скупив ваучеры у населения, самоликвидировались. В результате продекларированная главным организатором ваучерной приватизации А. Б. Чубайсом идея «разделить государственную собственность прровну между всеми гражданами страны» оказалась фикцией. Ваучерная приватизация стала механизмом потери собственности большинством граждан и перехода ее в руки узкого класса лиц, тесно связанных с бюрократическими и криминальными кругами. Часть собственности в результате так называемой «прихватизации» оказалось в руках узкого слоя управленцев, которые еще с советских времен фактически распоряжались предприятиями, которые возглавляли. На втором этапе приватизация носила денежный характер. В результате серии залоговых аукционов огромные массивы государственной собственности, в том числе добывающие отрасли, перешли в руки доверенных лиц правящей бюрократической верхушки. Так в России возник слой собственников, получивших вскоре название «олигархи». Радикальные экономические реформы выполнили чисто политическую задачу. Государство было лишено собственности, и она перешла в руки частных владельцев, ставших гарантами новых общественных отношений, складывающихся в стране. Реформы оказались исключительно тяжелыми для большей части населения страны, привели к резкому падению уровня жизни людей. Идеологи реформ полагали, что цены вырастут максимум в три раза, однако первоначально они возросли в 10-12 раз, а к концу 1992 г. - в 100-150 раз. Рост заработной платы и пенсий не успевал за ростом цен. В итоге большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились сберегательные вклады. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. Более того, возникла большая зависимость России от мировых экономических организаций - Международного валютного фонда, Всемирного банка, а также от наиболее развитых и богатых стран Запада, дававших России кредиты под проводимые реформы. Продолжение политики «шоковой терапии» в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленности, сельскохозяйственного комплекса привело к формированию массового недовольства курсом реформ исполнительной власти. Радикальные реформы Правительства Российской Федерации встретили широкую оппозицию в Верховном Совете. Парламент страны начинает все более решительно отмежевываться от правительственного курса, выдвигая концепцию большей социальной защищенности в процессе реформ. Наметился серьезный конфликт между законодательной и исполнительной властью, поставивший на повестку дня принципиальную проблему государственного устройства: быть России республикой парламентской либо президентской. На VII съезде народных депутатов большинство депутатов в жесткой форме потребовало отставки правительства и премьера Е. Т. Гайдара. Президент Ельцин был вынужден пойти на компромисс с парламентом. Съезд признал право Президента иметь своего премьер-министра, а Ельцин согласился предложить съезду для голосования три кандидатуры на этот пост, по которым съезд провел рейтинговое голосование. Затем президент выбрал из числа поддержанных претендентов кандидатуру опытного министра-хозяйственника В. С. Черномырдина, который и возглавил правительство в ближайшие шесть лет - с 14 декабря 1992 г. по 23 марта 1998 г. Бывший директор завода, министр нефтяной и газовой промышленности СССР в 1985-1989 гг., а впоследствии - Председатель концерна «Газпром» и вице-премьер в правительстве Е. Т. Гайдара, В. С. Черномырдин стал олицетворением второго этапа реформ, который был продолжением предыдущего. Углубление экономического кризиса привело к обострению противостояния двух ветвей власти. Весной 1993 г. в стране фактически сложилось двоевластие. Ельцин объявил об «особом порядке» управления страной и назначил всенародный референдум о доверии Президенту и его проекту конституции. В свою очередь IX съезд народных депутатов, собравшийся в марте 1993 г. попытался отрешить Президента от должности, но большинство депутатов высказалось за доверие Президенту. Итоги проведенного референдума оказались противоречивыми: с одной стороны, большинство участвовавших в референдуме (58%) высказалось за доверие Б. Ельцину и социально-экономической политике правительства, но, с другой стороны, население выступило за досрочные выборы Президента и народных депутатов. Результаты референдума были оценены обеими противоборствующими сторонами как безусловная победа, что не позволило достигнуть желаемой политической стабилизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.008 с.) |