Россия на пути государственного строительства и радикальной социально-экономической модернизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия на пути государственного строительства и радикальной социально-экономической модернизации



В результате распада СССР Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Советского Союза вступила на путь самостоятельного существования. Перед руководством страны встала задача проведения политических и экономических реформ.

Важнейшими направлениями политической реформы в стране стало строительство новой федерации и борьба вокруг положений будущей Конституции Российской Федерации. РСФСР в составе СССР являлась фактически унитарным государством. Декларируе­мые федеративные отношения носили формальный характер, все более или менее важные вопросы жизни автономных республик решались в Москве. Однако в начале 1990-х гг. почти все бывшие автономные образования в составе РСФСР заявили о своем сувере­нитете. Эта политика вначале поощрялась и самим российским ру­ководством. Широкий резонанс вызвала фраза Б. Н. Ельцина, об­ращенная к российским автономиям: «Берите суверенитета столь­ко, сколько сможете». После обретения Россией реального сувере­нитета, в условиях острого экономического кризиса национальный и региональный сепаратизм стал представлять угрозу для целостно­сти страны. В этой ситуации необходимо было найти оптимальную форму государственного устройства России как многонациональ­ного государства с учетом интересов народов, имевших свою госу­дарственность в составе Российской Федерации, так и с учетом русского народа, составляющего абсолютное большинство населе­ния России.

31 марта 1992 г. всеми субъектами Российской Федерации, кроме Татарстана и Чечни, был подписан Федеративный договор, закрепивший федеративное устройство России и разграничивший полномочия центра и субъектов Федерации, а также определивший вопросы, относящиеся к их совместному ведению. Федеративный договор был объявлен частью действовавшей на тот период Кон­ституции РСФСР 1978 г. и стал важным фактором сохранения це­лостности страны. В 1994 г. после переговоров с руководством рес­публики Татарстан был заключен отдельный договор о взаимоот­ношениях между данной республикой и Российской Федерацией.

Гораздо сложнее складывались отношения с Чечней, кон­фликт с которой имел многовековые корни. Он был усугублен де­портацией всех чеченцев в Казахстан, которая была осуществлена сталинским режимом в 1944 г., за переход значительной части на­селения республики на сторону гитлеровской Германии в 1942 г. Воспользовавшись резким падением авторитета партийных орга­нов, поддержавших ГКЧП, и волной «парада суверенитетов», 6 сентября 1991 г. Объединенный комитет чеченского народа во гла­ве с бывшим генералом Советской армии Д. Дудаевым захватил власть в республике и в марте 1992 г. провозгласил ее независимым государством. Московские власти, занятые своими проблемами, мало внимания обращали на ситуацию в Чечне. Республику поки­нули российские войска, оставив сепаратистам склады с военным имуществом и вооружением. Русское население Чечни вынуждено было в срочном порядке покидать республику, сталкиваясь с фак­тами геноцида. В 1994 г. федеральный центр попытался восстано­вить российское правовое поле в Чечне и свергнуть Д. Дудаева си­лами «чеченской оппозиции», однако эта попытка не увенчалась успехом. Тогда 11 декабря 1994 г. на территорию Чечни были вве­дены федеральные войска и началась так называемая 1-я чеченская война, продолжавшаяся более полутора лет. В конце августа 1996 г., несмотря на успехи федеральных войск, большая часть тер­ритории республики, включая столицу Грозный, вновь перешла под контроль боевиков, которые пользовались широкой поддержкой населения. Федеральный центр стоял перед выбором - или проводить новый штурм Грозного и продолжить войну, или начать переговоры. В конечном счете, в результате переговоров между Секре­тарем Совета безопасности России А. И. Лебедем и начальником штаба чеченских сепаратистов А. Масхадовым в Хасавюрте (Даге­стан) было подписано соглашение, по которому Чечня фактически превращалась в независимое государство. Окончательное решение вопроса о статусе Чечни откладывалось на 5 лет, до 2001 г. После вывода российских войск из республики и избрания А. Масхадова ее президентом Чечня стала стремительно превращаться в центр международного терроризма и работорговли, что приводило к серьезной дестабилизации обстановки на всем Северном Кавказе и в России в целом.

Сохранение целостности страны было невозможно без созда­ния эффективной экономики, способной удовлетворять насущные потребности ее населения. Пришедшие к власти радикальные ре­форматоры придерживались концепции свободных рыночных от­ношений, считая, что свободный рынок преобразует экономику России. Экономическая свобода рассматривалась как основа поли­тической демократии. Реформаторы полагали, что народ под вли­янием рынка должен оформиться в средний класс.

В итоге Россия сделала ставку на монетаристские методы пе­рехода к рынку. Произошел решительный отказ от государственно­го контроля над экономикой в пользу рыночного саморегулирова­ния. В стране был осуществлен целый комплекс мероприятий, имевших своей целью ускорить процесс либерализации экономики и финансовой стабилизации, получивших известность в мировой практике как «шоковая терапия». Впервые курс на проведение именно этого вида реформ был провозглашен Президентом Россий­ской Федерации Б. Н. Ельциным в октябре 1991 г. и одобрен V-съездом народных депутатов России в ноябре того же года. В конце 1991 г. была сформирована команда реформаторов. Ее костяк со­ставили молодые экономисты во главе с Е. Т. Гайдаром и А. Б. Чу­байсом. Е. Т. Гайдар был назначен исполняющем обязанности председателя Правительства России и исполнял эти обязанности до конца 1992 г.

В программу реформ, в основном осуществленных в 1992 г., вошли следующие мероприятия Правительства России: 1) введение свободных цен; 2) либерализация торговли; 3) широкая приватиза­ция государственных предприятий, жилья. Политика приватизации занимала центральное место в процессе изменения отношений соб­ственности. Программа первого российского правительства ставила следующие ключевые ее цели: формирование широкого слоя част­ных собственников и повышение эффективности производства; в лице новых собственников - создание мощной социальной базы рыночной экономики и демократического общества.

2 января 1992 г. были отпущены цены на большинство това­ров. В специальном Указе Президента РФ «О свободе торговли» снималось большинство ограничений на внутреннюю и внешнюю торговлю, существовавших в советское время. 21 августа 1992 г. в России было объявлено о начале приватизации, которая проходила в два этапа. С августа 1992 г. по июнь 1994 г. так называемая «вау­черная» приватизация и с 1 июля 1994 г. - денежная.

На начальном этапе приватизации вся государственная собст­венность, подлежащая приватизации, была оценена и ее общая стоимость поделена на количество граждан Российской Федерации. Полученная сумма составила стоимость приватизационного серти­фиката - ваучера. Номинальная стоимость «ваучера» была объяв­лена в 10 тысяч рублей. Граждане могли вложить ваучеры в прива­тизируемые предприятия, поручить это сделать так называемым инвестиционным фондам или продать свой ваучер. Однако в связи с гиперинфляцией ваучеры резко обесценились и скупались под­ставными лицами неизвестных структур на базарах и вокзалах у на­селения за бутылку водки. К тому же большинство граждан не име­ли экономических знаний и не знали, куда и как вложить свой вау­чер. Часть ваучеров была вложена в акции разорившихся вскоре предприятий. Многие инвестиционные фонды оказались мошенни­ческими структурами и, скупив ваучеры у населения, самоликвиди­ровались. В результате продекларированная главным организато­ром ваучерной приватизации А. Б. Чубайсом идея «разделить госу­дарственную собственность прровну между всеми гражданами страны» оказалась фикцией. Ваучерная приватизация стала меха­низмом потери собственности большинством граждан и перехода ее в руки узкого класса лиц, тесно связанных с бюрократическими и криминальными кругами. Часть собственности в результате так называемой «прихватизации» оказалось в руках узкого слоя управ­ленцев, которые еще с советских времен фактически распоряжа­лись предприятиями, которые возглавляли.

На втором этапе приватизация носила денежный характер. В результате серии залоговых аукционов огромные массивы государ­ственной собственности, в том числе добывающие отрасли, пере­шли в руки доверенных лиц правящей бюрократической верхушки. Так в России возник слой собственников, получивших вскоре на­звание «олигархи».

Радикальные экономические реформы выполнили чисто поли­тическую задачу. Государство было лишено собственности, и она перешла в руки частных владельцев, ставших гарантами новых об­щественных отношений, складывающихся в стране. Реформы ока­зались исключительно тяжелыми для большей части населения страны, привели к резкому падению уровня жизни людей. Идеоло­ги реформ полагали, что цены вырастут максимум в три раза, одна­ко первоначально они возросли в 10-12 раз, а к концу 1992 г. - в 100-150 раз. Рост заработной платы и пенсий не успевал за ростом цен. В итоге большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились сберегательные вклады. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. Более того, возникла большая зависимость России от мировых эко­номических организаций - Международного валютного фонда, Всемирного банка, а также от наиболее развитых и богатых стран Запада, дававших России кредиты под проводимые реформы.

Продолжение политики «шоковой терапии» в условиях обни­щания населения, разорения предприятий легкой и оборонной про­мышленности, сельскохозяйственного комплекса привело к форми­рованию массового недовольства курсом реформ исполнительной власти.

Радикальные реформы Правительства Российской Федерации встретили широкую оппозицию в Верховном Совете. Парламент страны начинает все более решительно отмежевываться от прави­тельственного курса, выдвигая концепцию большей социальной защищенности в процессе реформ. Наметился серьезный конфликт между законодательной и исполнительной властью, поставивший на повестку дня принципиальную проблему государственного уст­ройства: быть России республикой парламентской либо президент­ской.

На VII съезде народных депутатов большинство депутатов в жесткой форме потребовало отставки правительства и премьера Е. Т. Гайдара. Президент Ельцин был вынужден пойти на компро­мисс с парламентом. Съезд признал право Президента иметь своего премьер-министра, а Ельцин согласился предложить съезду для го­лосования три кандидатуры на этот пост, по которым съезд провел рейтинговое голосование. Затем президент выбрал из числа поддер­жанных претендентов кандидатуру опытного министра-хозяйствен­ника В. С. Черномырдина, который и возглавил правительство в ближайшие шесть лет - с 14 декабря 1992 г. по 23 марта 1998 г. Бывший директор завода, министр нефтяной и газовой промыш­ленности СССР в 1985-1989 гг., а впоследствии - Председатель концерна «Газпром» и вице-премьер в правительстве Е. Т. Гайдара, В. С. Черномырдин стал олицетворением второго этапа реформ, ко­торый был продолжением предыдущего.

Углубление экономического кризиса привело к обострению противостояния двух ветвей власти. Весной 1993 г. в стране факти­чески сложилось двоевластие. Ельцин объявил об «особом поряд­ке» управления страной и назначил всенародный референдум о до­верии Президенту и его проекту конституции. В свою очередь IX съезд народных депутатов, собравшийся в марте 1993 г. попытался отрешить Президента от должности, но большинство депутатов вы­сказалось за доверие Президенту. Итоги проведенного референдума оказались противоречивыми: с одной стороны, большинство участ­вовавших в референдуме (58%) высказалось за доверие Б. Ельцину и социально-экономической политике правительства, но, с другой стороны, население выступило за досрочные выборы Президента и народных депутатов. Результаты референдума были оценены обе­ими противоборствующими сторонами как безусловная победа, что не позволило достигнуть желаемой политической стабилизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.008 с.)