Церковная реформа 50-60-х гг. XVII В. И ее последствия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковная реформа 50-60-х гг. XVII В. И ее последствия



Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. В богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 1640-х гг. в Москве кружка «ревнителей древнего благочестия», состоявшего из видных представителей духовенства.

Распространение книгопечатания позволяло установить еди­нообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образ­цам вести исправления. Определяющую роль в решении этого во­проса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Греческое духовенство настаивало на ис­правлении русских церковных книг и обрядов по греческому об­разцу.

Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних визан­тийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с «ревнителями древнего благочестия» выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон (с 1652 г.), опираясь на поддержку Алексея Михайловича, решительно провел намеченные реформы в жизнь.

Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, трое­кратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, движение верую­щих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа - «Иисус» вместо «Исус». Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали унич­тожению.

Для верующих это было серьезным отступлением от традици­онного подхода. «Ревнители древнего благочестия» обвинили пат­риарха во введении «латинства», ведь греческая церковь со времен Флорентийской унии 1439 г. считалась в России «испорченной». Тем более, что греческие богослужебные книги печатались не в ту­рецком Константинополе, а в католической Венеции.

Противники Никона - старообрядцы - отказались признать проведенные им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 гг. противники Никона были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы. Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый проповедник и публицист. После 14-летнего заключения в «земляной тюрьме» Аввакум был заживо сожжен за «хулу на царский дом». Самым знаменитым памятником старооб­рядческой литературы стало «Житие протопопа Аввакума, напи­санное им самим».

Церковный собор 1666-1667 гг. проклял старообрядчество. Началось жестокое преследование раскольников. Сторонники рас­кола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Урала, Завол­жья. Здесь они создавали скиты, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали «гарь» - самосожжение. Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676 г. мятежный мо­настырь выдерживал осаду царских войск.

Причины фанатичного упорства раскольников коренились, прежде всего, в их уверенности, что «никонианство» - порождение сатаны. Однако и сама эта уверенность питалась определенными социальными причинами. Среди раскольников было много духов­ных лиц. Для рядового священника нововведения означали, что всю свою жизнь он прожил неверно. К тому же многие священнослужи­тели были малограмотны и не подготовлены к освоению новых книг и обычаев.

Посадские люди и купечество также широко участвовали в расколе. Среди старообрядцев были и представители господствую­щих слоев, например, боярыня Морозова и княгиня Урусова. Ос­новную же массу раскольников составляли крестьяне, уходившие в скиты не только за правой верой, но и за волей, от барских и мона­стырских поборов.

Среди раскольников не было архиереев, поэтому некому было рукополагать новых священников. В этой ситуации часть старооб­рядцев прибегла к «перекрещиванию» ушедших в раскол никони­анских священников, а другие вообще отказались от духовенства. Общиной таких «беспоповцев» руководили «наставники» - наибо­лее сведующие в Писании верующие.

Вопрос о соотношении светской и церковной властей был од­ним из важнейших в политической жизни Русского государства. Роль церкви резко возросла при патриархе Филарете, отце Михаила Федоровича. Властный Никон стремился возродить утерянное по­сле смерти Филарета влияние церкви. Он утверждал, что священст­во выше царства, поскольку представляет Бога, а светская власть-от Бога. Никон активно вмешивался в светские дела.

Постепенно Алексей Михайлович стал тяготиться властью патриарха. В 1658 г. между ними произошел разрыв. Царь потребо­вал, чтобы Никон не именовался впредь великим государем. Тогда Никон заявил, что не желает быть патриархом и удалился в Воскре­сенский Новоиерусалимский монастырь на р. Истре. Он рассчиты­вал, что царь уступит, но ошибся. Напротив, от патриарха потребо­вали официально сложить полномочия, но он отказался.

Отстранить патриарха не могли ни царь, ни церковный собор. Только в 1666 f. в Москве состоялся церковный собор с участием двух вселенских патриархов - Антиохийского и Александрийского. Собор поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, откуда освобожден в 1681 г., но вскоре умер.

5.2. Россия в XVIII веке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.004 с.)