Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические альтернативы «Смуты»

Поиск

В апреле 1605 г. неожиданно умер царь Борис Годунов. Его 16-летний сын Федор вскоре был свергнут и убит. В июне 1605 г. в Москву вступил «царь Дмитрий Иванович». Взойдя на трон, Дмитрий Иванович повел себя необычно для русского царя. Он лично принимал челобитные, в одиночку разгуливал по городу, убеждал бояр в необходимости просвещения народа, предлагал от­правлять дворян за границу для получения образования, не соблю­дал степенных дворцовых обычаев, одевался в европейское платье. Своими действиями новый «царь» оттолкнул от себя все влиятель­ные политические силы. Он не выполнил обещаний королю: ни о территориальных уступках, ни о введении католицизма и речи не было. Православное духовенство опасалось царя, пренебрегающего православием, носящего европейское платье, женатого на католич­ке. Служилые люди были обижены близостью к царю поляков и ка­заков. Крестьяне обманулись в своих надеждах на восстановление Юрьева дня. В мае 1606 г., вскоре после свадьбы с Мариной Мни­шек, Дмитрий, в свою очередь, также подвергся насильственному свержению с престола, был убит и объявлен Лжедмитрием.

На наспех собранном Земском соборе новым царем был «вы­крикнут» боярин Василий Иванович Шуйский, возглавлявший заговор против самозванца; начался новый этап «Смуты». Вступая на престол, В. И. Шуйский впервые присягнул подданным - дал «крестоцеловальную запись», обещав не накладывать опалы без бо­ярского суда, не слушать ложных доносов, не преследовать родст­венников опальных. Правовые гарантии распространялись не толь­ко на бояр и дворянство, но даже на черных людей. «Крестоцело-вальная запись» отражала ослабление царской власти в связи с пре­кращением законной династии, возросшую зависимость от «зем­ли» - общества. Василий Шуйский вошел в историю как «боярский царь».

После вступления на престол Шуйского ситуация в стране не изменилась: царская власть не смогла предотвратить нарастания гражданской войны. Казаки, многие крестьяне, посадские и даже служилые люди отказались присягать новому царю, веря в новое чудесное спасение «Дмитрия». Особенно широкое распространение таких настроений имело место на южных окраинах, население ко­торых боялось мести Шуйского за то, что помогло Лжедмитрию I овладеть Москвой.

В 1606 г. вспыхнуло восстание, которое возглавил бывший во­енный холоп князя Телятевского Иван Болотников. В социальном плане войско Болотникова было неоднородным: в него входили крестьяне, казаки, холопы, служилые люди. Всех их объединяла ве­ра в законного царя Дмитрия. Однако собственные интересы этих людей не совпадали, а нередко были прямо противоположными. Заняв Калугу и Каширу, Болотников подошел в конце октября к Москве и начал ее осаду, расположившись лагерем в селе Коломен­ском. Осада длилась больше месяца. За это время руководители дворян-повстанцев убедились в том, что Болотников выступает от имени самозванца. К тому же в лагере восставших нарастали про­тиворечия между казаками и служилыми людьми. Все это привело к переходу дворян на сторону Шуйского. В решающем сражении под Коломенским в декабре 1606 г. Болотников был разбит и вы­нужден отступить к Калуге.

Другим крупным народным волнением стало восстание в Туле в 1607 г. под предводительством терского казака Илейки Муромца. Он также являлся самозванцем и выдавал себя за Петра Федорови­ча - сына слабоумного Федора Иоанновича. В действительности у царя Федора детей не было, однако многие Илейке поверили. Он смог создать повстанческую армию и взять Тулу. Летом 1607 г. его армия соединилась с остатками армии Болотникова. В конце кон­цов восставшие заперлись в тульской крепости, которую осадили войска Шуйского. Осада продолжалась более трех месяцев. Вос­ставшие капитулировали лишь после того, как правительственные войска соорудили плотину на реке Упе и затопили Тулу.

В 1608 г. под Москвой появился новый самозванец - Лжедмитрий II, личность которого до настоящего времени не установ­лена. Он был направлен поляками в лагерь И. Болотникова, чтобы укрепить пошатнувшуюся веру повстанцев в «царя Дмитрия». Од­нако соединиться с Болотниковым он не успел и осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушине. Современники прозва­ли его «тушинским вором». В Тушинском лагере были казаки, кре­стьяне, холопы, служилые люди, даже знатные бояре. Самозванец создал в Тушино некое подобие столицы. Здесь располагалась своя Боярская дума, приказы, командование армии. Власть тушинцев распространялась на значительную территорию страны. В течение двух лет самозванец фактически правил значительной частью стра­ны - раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. Главную роль у Лжедмитрия II играли поля­ки, от которых новый самозванец, в отличие от своего талантливого предшественника, всецело зависел. Разбои казаков и поляков от­толкнули население от «тушинского вора». Крестьяне стали созда­вать партизанские отряды для борьбы с тушинцами. Правительство Шуйского не имело сил для их разгрома. К этому времени оно фак­тически потеряло контроль над страной. В этих условиях царь был вынужден попросить о помощи Швецию, что дало Польше повод для открытой интервенции в Россию, так как в это время Польша и Швеция находились в состоянии войны.

В сентябре 1609 г. польские войска вторглись в Россию и оса­дили Смоленск. Король Сигизмунд отозвал всех поляков из тушин­ского лагеря, который после этого распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит. Войска польского гетмана Станислава Жолкевского приближались к Москве. В сражении у деревни Клу-шино под Можайском царские воеводы были разбиты. В этой об­становке летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в ру­ки «семибоярщины». Не желая вновь выбирать царя из боярской среды и стремясь примириться с поляками, семибоярщина обрати­лась к С. Жолкевскому с предложением призвать на русский пре­стол сына польского короля Сигизмунда III - Владислава. В рус­ско-польском договоре подтверждалась крестоцеловальная запись, гарантировалось соблюдение русских обычаев. Владислав должен был перейти в православие. Однако Сигизмунд III не утвердил до­говор, не пожелав, чтобы его сын изменял католицизму. Польская армия, воспользовавшись полным крахом власти на Руси, в сентяб­ре 1610г. вошла в Москву.

В России настала пора безвластия. Каждый сам решал, какую власть ему признавать. Одни и те же земли жаловались разными властями разным людям и в результате имели нескольких хозяев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.007 с.)