Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление древнерусской государственности
Проблема образования Древнерусского государства на протяжении многих столетий, вплоть до наших дней, является дискуссионной. Дореволюционная русская официальная историография однозначно датировала начало этого важного исторического события 862 г., когда новгородские словене призвали в Новгород на правление варяжского (норманнского) князя Рюрика. Легенда о призвании варягов послужила основой для создания широко распространенной «норманнской теории» происхождения древнерусской государственности. Многие отечественные историки первым норманистом называют летописца Нестора, которому приписывают авторство древнерусской летописи «Повесть временных лет». В XVIII в. «норманнская теория» получила «научное обоснование» в трудах немецких ученых-историков Г. 3. Байера, Г. Ф. Миллера и А. Л. Шле-цера, приглашенных в Россию для работы в Петербургской академии наук. В своих трудах немецкие историки (особенно Шлецер) настойчиво пропагандировали антинаучные измышления о неполноценности восточных славян. Уже в XVIII в. «норманнская теория» образования Древнерусского государства подверглась острой критике со стороны историка В. Н. Татищева и выдающегося, отечественного ученого М. В. Ломоносова. По данным летописей, призвание варягов действительно имело место. Новгородские послы прибыли к варягам и заявили последним: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Трое варяжских братьев-князей -Рюрик, Синеус и Трувор в 862 г. приняли это предложение. Синеус поселился в Белоозере, Трувор - в Изборске, а Рюрик - в Новгороде, где и княжил до 879 г. Пришедшие варяги были из племени Русь, поэтому и земля наша стала называться Русью. Наступившая вскоре смерть младших братьев Рюрика сделала его полновластным правителем Новгородской земли. С призванием варяжских князей в 862 г. и началась, якобы, история Русского государства, так как они и их потомки постепенно объединили под своей властью разрозненные восточнославянские племена и создали древнерусскую государственность. Существует предположение, что Синеуса и Трувора вообще не существовало, известие о них - результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста. В нем сообщалось, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-вор). Этническая принадлежность и самого Рюрика у многих авторов вызывает сомнение. Исследователи истории Древней Руси отмечают, что в Скандинавии, на родине варягов, отсутствуют какие-либо сведения о племени или о местности «Русь». В то же время западные исследователи поминают трех разных Рюриков, живших в это время. Считается, что больше шансов появиться на Руси было у Рюрика Ютландского. Однако не исключено, что он был славянином (о чем говорил М. В. Ломоносов и сейчас утверждает В. В. Фомин).
В настоящее время вопрос об этнической принадлежности Рюрика и его братьев уже не имеет столь принципиального значения, какое этому обстоятельству придавалось ранее. Очевидно, что государство возникает там и тогда, когда для этого складываются определенные объективные политические и социально-экономические предпосылки. Согласно летописи «Повесть временных лет» Рюрик умер в 879 г. Поскольку его сын Игорь (по-скандинавски -Ингвар, т. е. «младший») был очень мал, власть в Новгороде принял воевода Хельги, т. е. Олег. «Хельги» - это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший «колдун» и «военный вождь». В 882 г. со своей дружиной и малолетним Игорем он двинулся на юг по великому пути «из варяг в греки». По пути в Византию Олег занял Смоленск и Любеч. Оставив там своих воевод, он подошел к столице полян - Киеву, которым управляли славянский вождь, воевода Дир и варяжский князь Аскольд. Олегу хитростью удалось выманить их из киевских крепостных стен на берег Днепра и предательски убить. При этом Олег заявил: «Вы не князья, а я рода княжеского и со мною вот сын Рюрика - Игорь». Захватив Киев, Олег сделал его столицей, а себя объявил Великим князем киевским. Оставив за собою и Новгород, он в 893 г. занял Псков. Затем Олег подчинил себе земли древлян, северян, радимичей, воевал с тиверцами. Покоренные племена он обложил данью. Для обороны границ Киевского княжества от кочевников при Олеге было построено несколько новых городов. Таким образом, именно князь Олег в 882 г. положил начало объединению древнерусских земель и созданию государственности Киевской Руси.
В 907-911 гг. князь Олег осуществил военный поход на столицу Византии Царьград (Константинополь). Он приплыл к стенам византийской столицы, велел своим дружинникам вытащить свои ладьи на берег и поставить их на колеса, развернув паруса. На раздуваемых ветром парусах русские ладьи подошли к городу. Изумленные византийцы признали себя побежденными. Они выплатили Олегу дань и подписали с ним в 911 г. выгодный для Руси договор. Как сообщает Лаврентьевская летопись, Олег умер в 912 г. от укуса змеи. После его смерти великокняжеский киевский стол занял князь Игорь (912-945 гг.). Его княжение было более скромным и менее удачливым. И тем менее, он усмирил возмутившихся древлян и совершил два неудачных военных похода на Царьград. В первом походе русские суда были сожжены «греческим огнем». Во втором походе, по предложению греков, он подписал в 944 г. мирный договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором, заключенным Олегом в 911 г. Игорь, как и первый Великий киевский князь, Олег, ушел из жизни преждевременно. Его погубила алчность, страсть к стяжательству. Отправившись в 945 г. в «полюдье» к древлянам за данью, он пытался с помощью принуждения получить двойную дань. Древляне возмутились. Они перебили княжескую дружину, а самого князя привязали ногами к двум верхушкам согнутых деревьев, а затем, отпустив их, разорвали надвое. После гибели князя Игоря, за малолетством его сына Святослава, Киевской Русью стала править княгиня Ольга (945—957 гг.), которая, как утверждают источники, до замужества была простой крестьянской девушкой-славянкой. Князь Игорь случайно встретил ее на охоте, влюбился и через несколько лет привез в Киев, объявив своей женой и княгиней. Ольга жестоко расправилась с древлянами за смерть своего мужа. Она приказала перебить 5 тысяч древлян, сожгла в 945 г. их стольный город Искоростень, близь которого погиб князь Игорь, уничтожила делегатов двух посольств древлян, прибывших в Киев с предложением выйти замуж за древлянского князя Мала. Ольга правила Киевским государством и после совершеннолетия Святослава, поскольку он почти всю жизнь провел в военных походах. С ее правлением связано установление в Древней Руси четких размеров дани («уроков») и создание погостов - центров сельской общины, где осуществлялся сбор дани, и велась «гостьба» (торговля). Став во главе Киевского государства, княгиня Ольга столкнулась с враждебно настроенным по отношению к Руси могущественным Хазарским каганатом. В неизбежной борьбе с хазарами она постаралась приобрести в лице Византии сильного союзника. По русским летописям в 955, а по византийским источникам в 957 г. Ольга собственной персоной с пышным, высокопредставительным и многочисленным посольством отправилась в Константинополь для встречи с византийским императором Константином Багрянородным. По возвращении из Византии Ольга в 957 г. официально передала свое княжение 16-летнему сыну Святославу, который был уже вполне взрослым и закаленным в военных походах мужем. Она женила своего сына на угорской княжне Ильдико (русское имя -Предслава) и в 969 г., спустя 12 лет после женитьбы Святослава, скончалась в преклонном возрасте.
Великий киевский князь Святослав (957-972 гг.) - самая, пожалуй, легендарная фигура из всех древнерусских князей. Вся его сознательная жизнь (а прожил он всего 31 год) прошла в военных походах и многочисленных сражениях. Святослав никогда не имел на Руси значения великого князя. Сначала этот титул принадлежал его матери княгине Ольге, а потом его сыновьям. Собираясь в боевой поход, он посылал вперед гонца, объявить недругу: «Иду на Вы». Один из первых своих военных походов Святослав совершил в первой половине 40-х гг. X в. против воинственных племен печенегов. Святослав наголову разгромил печенегов и надолго лишил их охоты вторгаться в русские земли. В 964 г. он начал борьбу с могущественным Хазарским каганатом. Для Святослава важно было не только освободить ряд русских княжеств от уплаты дани хазарам, но и обезопасить важный путь из Киева в Азию, через реку Итиль (Волгу) и Хазарское (Каспийское) море. Святослав с боем взял столицу хазар - город Итиль и полностью разрушил его (на его месте позднее возникла Астрахань). В дальнейшем, по Хазарскому морю, Святослав пришел на Северный Кавказ, где покорил ясов и касогов. В 965 г. через Кубань князь Святослав подошел к хазарскому городу Таматарха на Таманском полуострове и разрушил его. На его месте был основан крупный торговый город с хорошей гаванью - Тмутаракань - политический центр Тмутараканского княжества. На этом восточный поход Святослава не закончился. Построив ладьи на берегу Сурожского (Азовского) моря, его дружина поднялась вверх по Дону, где в районе реки Северный Донец находилась вторая столица хазарского Каганата - крепость Саркел, построенная византийцами для устрашения и сдерживания русов. Разрушив крепость, он переименовал город в Белую Вежу, которую в дальнейшем заселили выходцы из Черниговской земли. После смерти своей матери - княгини Ольги Святослав решил уехать в Болгарию в Переяславец, который собирался сделать своей новой столицей. Погиб Святослав во время сражения с печенегами в 972 г. Византийский император подкупил печенегов, и те ждали русов у днепровских порогов. На острове Хортица они напали на спящих русских воинов и всех перебили. Погиб и сам Святослав. А по приказанию печенежского кагана Кури из черепа князя печенеги сделали чашу, оковали золотом и пили из нее на пирах. После гибели Святослава официально великим киевским князем в течение 8 лет был его сын Ярополк (972-980 гг.), а затем киевский престол после кратковременной междоусобицы занял его сводный брат Владимир (980-1015 гг.).
Великий киевский князь Владимир был талантливым полководцем и мудрым государственным деятелем-реформатором. При нем значительно расширилась территория Древнерусского государства, были укреплены пограничные окраины страны. В 981 г. он освободил древнерусские Червеньские земли (Перемышль, Червень и др.), захваченные поляками, победил ятвягов и продвинулся к Балтийскому морю. В 981 и 982 гг. Владимир совершил два успешных похода на вятичей, а в 984 г. - на радимичей, подчинив тех и других своей власти. Владимир укрепил связи между отдельными частями Древнерусского государства, поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. Он упорно боролся с печенегами, укрепил южную и юго-западную границу государства, построив в 988 г. на реках Десне, Осетре, Трубеже, Суле и Стугне цепь городов. Таким образом, к концу X в. в основном завершилось формирование территории Древнерусского государства. Она простиралась от Днестра, верховьев Вислы, берегов Финского залива и Ладоги на западе до верховьев Волги и Северного Донца - на востоке; от верховьев Северной Двины - на севере до берегов Черного моря - на юге. По размерам своей территории Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств Европы. Принятие христианства В 988 г. по инициативе Великого киевского князя Владимира Святославича Киевская Русь принимает христианство в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Принятие христианства было вызвано объективными условиями социально-экономического и политического развития Древнерусского государства. Ко второй половине X в. феодальная формация на Руси имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации-феодальная идеология - отсутствовал. Поэтому Великим князем Владимиром была сделана попытка приспособить к новым историческим условиям языческие верования: собрать всех языческих богов во главе с племенным богом полян Перуном в единый Пантеон. Но эта «языческая реформа» не была принята народом. Если реформировать язычество оказалось невозможным, оставалось принять уже существующее религиозное верование у соседних государств. Причем такое верование, которое отвечало бы потребностям феодального общества. Подходящие религии в соседних странах имелись. У волго-камских булгар был распространен ислам. У остатков Хазарского каганата - иудаизм. В Западной Европе - католицизм как одна из ветвей христианства. В Византийской империи - православная христианская вера. При этом следует отметить, что все эти конфессии уже имели своих приверженцев на Руси. Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя Владимира остановился именно на христианстве.
В «Повести временных лет» рассказывается, что в 986 г. к Владимиру приходили миссионеры: «болгары магометанской веры», «иноземцы из Рима (т. е. католики), хазаре - иудеи и некий «грек-философ». Каждый посланец рассказывал о преимуществах своей веры. Однако только православная христианская вера в изложении греческого миссионера пришлась по душе князю. Тем не менее принять ее сразу он не решился, заявив: «Подожду еще немного». В следующем году Владимир посылает за границу десять «мужей добрых и смысленных» для того, чтобы они посмотрели предложенные киевскому князю религии в действии. «Мужам» очень не понравилось богослужение волжских болгар в мечети. Не удовлетворила их и церковная служба «немцев» (т. е. католическая вера). Но послов потрясла греческая литургия. Однако и после рассказов послов о сути существующих религий Владимир не принимает окончательного решения. И только в 988 г. он лично совершает военный поход в греческий город Корсунь, захватывает его и требует у византийских императоров Василия и Константина исполнить свое обещание - выдать за него замуж их сестру Анну. Императоры вынуждены были выполнить требование русского князя. Там же, в Корсуне, Владимир принял и православную христианскую веру (второй вариант места княжеского крещения-г. Васильков). Возвратившись с царевной Анной и греческим духовенством в Киев, Владимир крестит киевлян в Днепре (по другим сведениям-в притоке Днепра - Почайне). Вслед за Киевом наступил черед крещения жителей Великого Новгорода. Туда летом 990 г. были посланы миссионеры и войско, возглавляемое дядей великого князя Добрыней, а также вспомогательный отряд воеводы Путяты. Новгородцы оказали крестителям сопротивление, порой приобретавшее характер военных столкновений. Только после подавления восстания новгородцев в несколько приемов удалось крестить их. Вслед за Киевом и Новгородом христианство стало распространяться и на другие русские земли. К XII в. большинство древнерусских земель, за исключением вятичей, приняли христианство. Великий Киевский князь Владимир скончался в 1015 г. Крещение Руси Владимиром Святославичем явилось завершающим этапом как в строительстве Древнерусского государства, так в формировании раннефеодального общества. Во-первых, великий князь прочно обосновался в стольном городе Киеве, чего не было при его предшественниках (вспомним Святослава с его планами перенести столицу государства на Дунай). Во-вторых, он идейно объединил родственные славянские племена с помощью общей для всех религии - христианства. В-третьих, христианизация как часть государственной реформы высвободила накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал - началось бурное, стремительное развитие страны. Наконец, с принятием христианства на Русь пришла из Византии, преемницы античной и эллинской культуры, самая передовая по тому времени культура (в том числе зодчество, древнегреческая и древнеримская литература, правовые знания и др.), установились прочные дипломатические, торговые, культурные, династические и другие связи между государствами. Объединив древнерусские племена единством веры, церковь утвердила единство народного самосознания. Она принесла на Русь грамоту и культуру, понимание сути государственного строительства и норм средневекового права.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.017 с.) |