Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественное движение в России во второй четверти XIX В.
Общественное движение в период царствования Николая Павловича характеризовалось некоторым спадом активности, что было связано как с поражением декабрьского восстания 1825 г., так и с усилением полицейско-охранительной государственной политики. В развитии общественной мысли можно выделить три основных направления: консервативное, либеральное и революционно-социалистическое. Приверженцы консервативного направления отстаивали незыблемость самодержавия и крепостнической системы в России. Наиболее ярким проявлением консервативных взглядов стала так называемая «теория официальной народности», разработанная в 1830-х гг. министром народного просвещения графом С. С. Уваровым в качестве официальной государственной идеологии, обосновывавшей систему самодержавия и нежелательность любых социально-политических изменений в России. Теория официальной народности базировалась на трех взаимосвязанных началах - православии, самодержавии и народности. В период правления Николая I эта теория составляла идеологическую базу образования, официальной науки, литературы, публицистики. Отвечая целям и требованиям бюрократического государства, теория официальной народности в то же время критиковалась оппозиционно настроенной частью общества. В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, содержащее резкие высказывания о России и ее историческом пути: «Прошлое России темно, настоящее тщетно, а будущего вообще никакого у нее нет». Главную причину такой бесперспективности Чаадаев видел в отрыве России от традиций и опыта западноевропейских стран. Журнал был закрыт властями, а самого Чаадаева объявили сумасшедшим. Однако намеченный спор об исторической судьбе России положил начало формированию главных направлений российского либерализма. Либеральное направление общественной мысли сложилось в 30-40-е гг. XIX в. и базировалось на идеях ограничения самодержавия, реформы или отмены крепостного права, введения гражданских прав и свобод при условии проведения этих преобразований легальным путем, без революционных потрясений. Российский либерализм развивался в рамках двух течений - славянофильства и западничества. Славянофилы настаивали на самобытном, отличном от западноевропейского, пути развития России. Они предлагали ограничить абсолютную власть монарха с использованием опыта допетровской Руси, в частности, опыта деятельности Земских соборов. К числу наиболее влиятельных славянофилов относились К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин.
Западники выступали за путь развития России в русле западноевропейской цивилизации. Приобщение к европейским традициям и просвещению западники считали главным средством преодоления российской отсталости. Возможное ограничение самодержавия виделось западникам в форме учреждения парламента по европейскому образцу. Западничество представляли известные ученые, писатели, публицисты: К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, И. С. Тургенев и др. Революционно-демократическое направление общественной мысли в 20-30-х годах XIX в. было представлено деятельностью тайных малочисленных кружков, объединявших, в основном, студенческую молодежь. В Московском университете радикально настроенные молодые люди группировались в кружках братьев Критских, Н. В. Станкевича, А. И. Герцена и Н. П. Огарева и др. Идеологически эти группы сочувствовали идеям декабристов. Почти все кружки были раскрыты полицией, а их участники попали в тюрьму или ссылку. В 40-е гг. XIX столетия ярким выражением революционно-демократических настроений стала деятельность литературного критика В. Г. Белинского, кружков М. В. Буташевича-Петрашев-ского и А. И. Герцена. Кружок Петрашевского просуществовал с 1844 по 1849 г. Петрашевцы провозглашали необходимость уничтожения самодержавия и крепостничества, обсуждали возможность вооруженного восстания. В состав кружка входили многие известные в будущем деятели литературы - Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. В 1849 г. кружок был раскрыт полицией, его участников жестоко наказали. В последний момент перед смертной казнью 21 приговоренному расстрел заменили бессрочной каторгой. Развитие в России идей утопического социализма связано с именем А. И. Герцена. Из-за цензурных препятствий и невозможности свободно печатать свои произведения он в 1847 г. уехал за границу. В 1853 г. в Лондоне А. И. Герцен основал Вольную русскую типографию, издававшую первую внецензурную газету на русском языке - «Колокол», а также сборник «Полярная звезда». В истории русской общественной мысли Герцен известен как основатель теории «русского» («крестьянского») социализма. Ячейкой будущего социалистического общества в России он считал крестьянскую общину. По мнению Герцена, русский крестьянин, привыкший к общественной собственности на землю, не имеет частнособственнических стремлений, и поэтому возможен непосредственный переход к социализму, минуя капиталистический этап. Утопический крестьянский социализм Герцена позднее станет основой народнической идеологии.
Для политического и социально-экономического развития Российской империи в царствование Николая I было характерно наличие ряда серьезных противоречий. Сохранение институтов самодержавия и крепостного права, усиление полицейско-бюрокра-тических тенденций привело к снижению, эффективности управления страной и формированию общественной оппозиции. Экономическая отсталость от развитых стран Европы не имела характера кризиса. Однако медленные темпы капиталистического развития в промышленности были чреваты угрозой военных поражений. Контрольные вопросы 1. Укажите хронологические рамки Нового времени. Каково происхождение этого понятия? 2. Какие изменения произошли в экономике и политической жизни Европы в XV-XVII вв.? 3. Какие новые явления в экономике появились в России в XVII в.? 4. Почему XVII в. в истории России называют «бунташным»? 138 5. Назовите основные направления преобразований в российском обществе при Петре I. В чем заключалась сила и слабость петровских реформ? 6. Укажите основные направления внешней политики России в XVIII в. 7. Какие действия Екатерины II в области внутренней политики можно рассматривать как политику «просвещенного абсолютизма»? 8. Что такое промышленный переворот? 9. Каковы причины Отечественной войны 1812г.? 10. Что позволило русским войскам одержать победу над Наполеоном? 11.Каковы причины восстания декабристов? Какие программные документы возникли в их среде? 12.Назовите основные направления в общественном движении в России во второй четверти XIX в. Глава 6
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.007 с.) |