Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформы 60-70-х гг. XIX в. Формирование основ гражданского общества в России
Реформы 60-70-х гг. стали важной вехой в истории России XIX в. В основе реформ лежала планомерная политика правительства, которое в 30-40-е гг. проделало большую подготовительную работу в данном направлении. Однако решающими факторами, побудившими правительство приступить к реформам, стали: общественно-политический подъем и рост социальной напряженности конца 50-х - начала 60-х гг. XIX в. Значительную роль сыграло и поражение в Крымской войне, последствием которого могла стать потеря страной реального суверенитета, показавшее всему миру отсталость николаевской России. Первостепенной задачей, вставшей перед вступившим на российский престол в 1855 г. Александром II (1818-1881 гг.), была отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и Манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России. Согласно этим документам крестьяне сразу получали личную свободу, вводились сельские и волостные крестьянские органы правления. Крестьяне освобождались с землей, но наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещику, поскольку тогда крестьянские хозяйства были бы полностью независимы от него. Реформа устанавливала «высшую» и «низшую» нормы наделов. Предусматривалась отрезка от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные его размеры превышали «высшую» норму, и прирезка, если он н,е достигал «низшей» нормы. На практике отрезки стали правилом, а прирезки - исключением. В отрезки чаще всего попадали лучшие, наиболее необходимые крестьянину угодья (выпасы, сенокосы, водопои). Малоземелье и чересполосица не давали возможности крестьянскому хозяйству успешно развиваться. После окончания. срока введения в действие «Положений...» крестьяне переходили в так называемое «временно-обязанное» положение, согласно которому они отбывали прежние феодальные повинности за предоставленную землю. То есть, крестьянин по-прежнему выплачивал оброк и отрабатывал барщину (хотя и в урезанном виде). Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. Размер выкупа за надел определялся путем так называемой «капитализации» оброка. Крестьянин должен был уплатить помещику выкупную сумму, которая при гипотетическом помещении в банк под 6% годовых давала бы ему сумму годового оброка. Проведением в жизнь всех аспектов реформы на местах занимались «мировые посредники» (чаще всего из помещиков). Все новые поземельные отношения и повинности фиксировались в Уставных грамотах.
Крестьянская реформа 1861 г. была проведена, прежде всего, в интересах помещиков. Ответом на реформу был всплеск крестьянских волнений и бунтов, прокатившийся по стране в начале 60-х гг. Однако, несмотря ни на что, реформа 1861 г. стала важнейшим шагом, создавшим условия для утверждения буржуазных отношений в стране. Вслед за крестьянской реформой в России проводятся преобразования в других сферах - местного управления, суда, образования, в военном деле и др. Комиссиями Н. А. Милютина и П. А. Валуева были подготовлены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденные Александром II 1 января 1864 г. Создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Те и другие избирались на трехлетний срок. Все избиратели делились на три курии - землевладельцев, городских избирателей, выборных от сельских обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ограниченными имущественным цензом, то по третьей - многоступенчатыми и бесцензовыми. Земства занимались хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности и т. д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статистики и другие служащие. Деятельность земств была чрезвычайно полезна и необходима. Земства являлись важными институтами гражданского общества и очагами общественной деятельности либерального дворянства. По тем же принципам, что и земская, проводилась городская реформа, получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправления - городские думы, избираемые на четыре года. Городские думы избирали на тот же срок исполнительные органы - управы. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу. Лица, не имевшие собственности в городе и не платившие городских налогов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах участия не принимали. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками исключительно хозяйственных вопросов.
Наиболее либеральной и завершенной по своему характеру являлась судебная реформа. 20 ноября 1864 г. проекты судебных уставов были утверждены Александром П. Они предусматривали бессословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса, в котором участвовали присяжные и адвокаты, равенство всех сословий перед законом. Вводились новые судебные учреждения -коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции-окружной суд и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов. Для разбора мелких правонарушений и исков на сумму до 500 руб. в городах и уездах учреждался мировой суд. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, мировые судьи - Сенатом. Сенат имел право кассации судебных решений. Поражение России в Крымской войне вследствие военно-технической отсталости николаевской армии, усиление военной мощи европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в России. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д. А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861 г. В 1864 г. началась реорганизация системы военного управления. Территория страны была разделена на 15 военных округов, что имело целью ликвидировать излишнюю централизацию управления, создать условия для более быстрой мобилизации войск в военное время. В условиях России с ее огромными территориями эта мера имела первостепенное значение. 1 января 1874 г. был утвержден «Устав о воинской повинности», предусматривавший распространение воинской повинности на все мужское население, без различия сословий. Для сухопутных регулярных войск устанавливался шестилетний срок действительной службы, затем увольнение в запас на 9 лет, а по исполнению этого срока зачисление в ополчение до 40-летнего возраста. Помимо этих преобразований была реформирована система военно-учебных заведений, введен новый военно-судебный устав и т. д. Военные реформы 60-70-х гг. сыграли существенную роль в повышении боеспособности русской армии. Значительные либеральные преобразования были проведены в сфере просвещения. Университеты получали широкую внутреннюю автономию; был введен принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий; расширена сеть начальных народных училищ; значительно смягчался цензурный контроль за издательской деятельностью. Логичным было ожидать, что проводимые в стране преобразования будут увенчаны принятием конституции. 1 марта 1881 г. Александр II назначил на 4 марта заседание Совета министров для обсуждения правительственного сообщения о созыве в Санкт-Петербурге Временных подготовительных комиссий и общей комиссии по рассмотрению проекта политической реформы в стране, подготовленного М. Т. Лорис-Меликовым. Однако этому заседанию не суждено было состояться. В тот же день император был убит на берегу Екатерининского канала в Санкт-Петербурге членами организации «Народная воля». Несмотря на все огромное положительное значение реформ 60-70-х гг. XIX в., они носили непоследовательный и незавершенный характер, став отражением двух тенденций в политике эпохи Александра II - реформистской и консервативной. Трудность реформирования заключалась в том, что проводимые преобразования не имели достаточно прочной социальной базы: правительственный курс подвергался критике как справа (за чрезмерную радикальность), так и слева (за нерешительность и ограниченность реформ). Многие преобразования носили либо половинчатый, либо опережающий характер - предстоял сложный этап адаптации новых институтов к реальным условиям действительности. Тем не менее реформы 60-70-х гг. создали условия для развития капитализма в России и постепенного перехода к гражданскому обществу и правовому государству.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.006 с.) |