Общественное движение в России в пореформенный период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное движение в России в пореформенный период



Реформы 60-70-х гг. привели к возникновению новой соци­ально-экономической ситуации, которая, в свою очередь, не могла не привести к значительному оживлению общественно-политиче­ского движения в стране. Кроме того, половинчатость, незавершен­ность многих преобразований вызвали разочарование в про­грессивных кругах общества.

Либеральная оппозиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учреждений, выражала свое недовольство произволом властей, требовала совершенствования государствен­ного строя (представительного учреждения), но, в то же время, вы­ступала за мирное разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва. Оппозиционные настроения интеллигенции нашли свое от­ражение на страницах таких периодических изданий, как «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль». Земское либерально-оппози­ционное движение функционировало в форме нелегальных собра­ний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так назы­ваемых «адресов», в которых высказывались предложения различ­ных реформ. В 80-90-е гг. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легально-марксистской идеологий. В 1899 г. возник кружок «Беседа», поста­вивший своей целью борьбу против бюрократии за свободу местно­го самоуправления. В эти годы закладываются основы либеральной идеологии, формируются политические доктрины.

Активизировались радикалы. Помимо внутренних причин, пи­тавших радикальные настроения в обществе, большое значение для развития революционных настроений имели идеи, проникавшие в Россию из Европы, находившейся в XIX в. в состоянии революци­онного брожения. Период начала 60-х гг. в истории русского рево­люционного движения получил наименование «прокламационного периода». Прокламации, выпускаемые в виде обращений к раз­личным слоям общества, стали ответом на крестьянскую реформу 1861 г. В этих обращениях, авторами которых чаще всего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы. Хотя большинство прокламаций носили относительно умеренный характер, появляются обращения, призы­вающие к насильственному свержению власти, экстремистским ак­циям, организации режима революционной диктатуры (наиболее известной из таких прокламаций была «Молодая Россия», состав­ленная в мае 1862 гг. студентом П. Заичневским).

В конце 1861 г. в Санкт-Петербурге сложилась общерусская революционная группировка «Земля и воля». Программа ее носила умеренный характер: в нее входили требования передачи крестьянам тех наделов, которыми они владели до реформы, замена правитель­ственных чиновников выборными, избрание центрального народно­го представительства. Реализация данных положений должна была произойти в результате крестьянской революции, которая, как пред­полагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на скорейшее вос­стание крестьян не оправдалась, организация самоликвидировалась (начало 1864 г.). Во второй половине 60-х - начале 70-х гг. в России (прежде всего в университетских городах) возникают многочислен­ные революционно-демократические кружки интеллигенции. Наи­более известными среди них были кружок Н. А. Ишутина, один из членов которого - Д. В. Каракозов - совершил 4 апреля 1866 г. по­кушение на Александра II, и кружок С. Г. Нечаева, программа кото­рого носила наиболее радикальный характер. Организатор данного общества С. Нечаев создал так называемый «Катехизис революцио­нера», в котором обосновывал необходимость самых крайних мето­дов в процессе борьбы с самодержавием: террора, шантажа, разру­шений и т. д. Впервые вводится такое понятие, как революционная необходимость, ради которой следовало отказаться от суще­ствующих моральных и нравственных норм. К началу 70-х гг. боль­шинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями.

Главным направлением в русском революционном движении 70-х - начала 80-х гг. становится народничество. Приверженцы данной идеологии считали, что интеллигенция в долгу перед наро­дом и должна посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуата­ции. Будучи социалистами, народники полагали, что Россия пе­рейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники ви­дели социалистические черты. Среди народников не было единства по вопросам теории и тактики революционной борьбы. Можно вы­делить три крупнейших течения в народничестве.

Теоретиком так называемого «бунтарского течения» был М. А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социа­листом и бунтарем «по инстинкту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателей русского анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуатации и дес­потизма». Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т. е. федерацию самоуправляющихся сельских об­щин, производственных ассоциаций на основе коллективной собст­венности на средства производства.

Основателем и теоретиком «пропагандистского» течения был П. Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо готовить к револю­ции и социализму посредством долгой пропаганды. П. Н. Ткачев являлся главным идеологом так называемого «заговорщицкого те­чения». Согласно его теории, власть должна была быть захвачена хорошо организованной революционной партией, которой затем следовало внедрить социализм в русскую жизнь.

В середине 70-х гг. в среде народников распространилась практика «хождений в народ». Ряд активных деятелей этой органи­зации двинулись в деревню, пытаясь путем революционной пропа­ганды разжечь крестьянский бунт. Однако крестьяне весьма насто­роженно относились к таким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рамках которого интеллигенты селились в деревне, планомерно агитируя крестьян за революцию, завершилось не более удачно, чем первое. В 1876 г. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная организация, получившая название «Земля и воля». Организацией руководили А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман и пр. Это была прекрасно организованная и хорошо законспирированная организация, имевшая свои филиалы («общи­ны») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования передачи всей земли крестьянам, вве­дения мирского самоуправления, свободы слова, собраний, совести и т. д. Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропаганда среди различных слоев общества. Террор рассматри­вался лишь как средство самозащиты или конкретно направленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри ор­ганизации развернулась острая борьба между сторонниками такти­ки террора (группа А. И. Желябова) и Г. В. Плехановым, ставив­шим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало воз­никновение двух новых организаций - «Народной воли», которая перешла к прямой борьбе против самодержавия, и «Черного пере­дела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основной целью народовольцев стало цареубийство, которое должно бы­ло явиться сигналом для всеобщей революции. После ряда неудач­ных покушений, 1 марта 1881 г. Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гриневицким. Ги­бель царя, вопреки ожиданиям, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» бы­ла арестована и казнена, а сама организация разгромлена.

80-90-е гг. XIX в. В России стали временем увлечения мар­ксизмом. Марксизм проник в Россию из Европы, где создали и раз­вивали свое учение К. Маркс и Ф. Энгельс. Главной в марксизме была идея о всемирно-исторической миссии пролетариата, который должен свергнуть буржуазию и под руководством своей партии по­строить идеальное коммунистическое общество. Первой русской марксистской группой стала организация «Освобождение труда», основанная Г. В. Плехановым в 1883 г. в Швейцарии. Плеханов до­казывал неспособность крестьян к революции. Движущей силой ре­волюционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х гг. марксистские кружки стали воз­никать и в России. Их лидеры - Д. Благоев, П. И. Точисский, М. В. Бруснев и другие - вели марксистскую пропаганду среди ра­бочих, организовывали стачки, маевки, забастовки. В 1895 г. в Санкт-Петербурге В. И. Лениным и Ю. Л. Мартовым был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», представлявший широкомасштабное социал-демократическое объединение, в состав которого входило около 20 кружков. Эти организации явились предпосылкой создания социал-демократической партии в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.004 с.)