Перестройка: Советский Союз в 1985-1991 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перестройка: Советский Союз в 1985-1991 гг.



С середины 80-х гг. произошел переход истории советского общества в принципиально новое качество. Новая эпоха, начало ко­торой было положено в марте-апреле 1985 г., получила наи­менование «перестройка» и была связана с именем нового Гене­рального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева.

Переход к политике перестройки был обусловлен целым ря­дом объективных обстоятельств, которые охватывали практически все сферы жизни советского общества. В экономике господствова­ла плановая система, которая тормозила научно-техническую рево­люцию в народном хозяйстве; производство развивалось в услови­ях преобладания в ряде отраслей ручного труда, низкой производи­тельности. В духовной сфере жизни общества распространились скептицизм по отношению к политике партии и неверие в комму­нистические перспективы общественного развития. В чиновничьей среде процветала коррупция. Опасные тенденции прослеживались во взаимоотношениях СССР с США и другими странами НАТО. Росло недовольство продолжающимся пребыванием советских войск в Афганистане.

В истории перестройки можно условно выделить три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987 г.) характеризовался рядом экономических реформ, осуществлявшихся в рамках тради­ционных механизмов хозяйствования. Главным принципом было объявлено «ускорение социально-экономического развития».

На втором этапе (1987-1988 гг.) было объявлено о намерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартий­ную жизнь, создать в стране гражданское общество и построить правовое государство. Данные решения получили свое законченное оформление на XIX партконференции (июнь 1988 г.), провозгла­сившей курс на построение демократического социализма.

Третий этап (1989-1991 гг.) характеризовался размежеванием и расколом в лагере творцов перестройки, резким изменением со­отношения сил в пользу радикальных реформаторских группиро­вок. Кризис политики Горбачева в конечном счете привел к не­удавшейся попытке консерваторов предотвратить распад СССР.

Официальной датой отсчета перестройки можно считать ап­рельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Согласно решениям пленума, предполагалось осуществить техническое перевооружение и мо­дернизацию производства, ускоренное обновление, прежде всего, машиностроительной отрасли. В дополнение к этим мерам руково­дство приняло несколько скороспелых решений, в частности, об усилении борьбы с пьянством. Несмотря на некоторые достижения, экономический эффект от этих мер был отрицательным: снизились поступления в бюджет, теневая экономика быстро удовлетворяла спрос на алкогольные напитки. В целом в 1985-1986 гг., реформи­рование осуществлялось с применением обычных схем государст­венного управления (пытались, к примеру, повысить ответствен­ность предприятий за выполнение договоров, вводили госприемку продукции), однако ускорить социально-экономическое развитие посредством этих мер не удалось.

К середине 1987 г. относится новый этап экономических пре­образований: расширяются права предприятий: часть из них пере­водится на хозрасчет, самоуправление. Правительство намерева­лось ввести договорные цены на некоторую продукцию. В целом, руководство стремилось сформировать экономическую структуру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы. При этом роль ми­нистерств и ведомств оставалась ведущей. Предприятию навязыва­ли потребителя. Свобода производственной деятельности рассмат­ривалась по остаточному принципу (цены в основном устанавлива­лись сверху). Все же частичная децентрализация производства дала. некоторые положительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, в том числе на 5% в сельском хозяй­стве. Необходимо отметить, что данные результаты в значительной степени определялись ростом инвестиций и одновременно сопро­вождались увеличением бюджетного дефицита (в 1986 г. он вырос почти втрое).

Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся финансовый кризис привели Горбачева к мыс­ли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика виделся политической элитой в легализации част­ной собственности. Еще в конце 1986 г. выходит закон об индиви­дуальной трудовой деятельности (ИТД), в мае 1988 г. - закон о кооперации (разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили возможность создавать арендные и подрядные коллекти­вы. В 1990 г. правительство издает закон о малых предприятиях: данные предприятия имели определенный юридический статус, по­лучали в рамках большого предприятия определенную самостоя­тельность. В том же году выходит закон об аренде, согласно кото­рому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.

Начался процесс отделения хозяйственной деятельности от законодательной, исполнительной власти государства. Образова­лась двойственная структура условий хозяйствования: только часть предприятий приобрела свободу предпринимательской деятельно­сти, другая продолжала функционировать в рамках командно-административной системы. Государственная исполнительная власть не сумела перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рыночной экономики. Рыночные механизмы были вынуждены действовать в условиях прежней системы: сохранялся госзаказ и лимитирование продукции. Те же кооперативы лишались возможности свободно закупать средства производства. В итоге деятельность большинства из них сводилась к спекуляции. Что же касается государственных предприятий, то они были поставлены в крайне тяжелое положение: труд на них становился все менее пре­стижным, прокатилась волна забастовок. Экономика страны всту­пила в глубокий кризис. В 1991 г. спад производства составил 11%, дефицит бюджета 20-30%, а внешний долг достиг 103,9 миллиарда долларов. Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым.

Одновременно с процессами реформирования экономики руководство страны предпринимало попытки преобразований в политической области. Теоретической платформой идеологов пе­рестройки являлась концепция общечеловеческих ценностей. Ры­ночные отношения, индивидуально-трудовая собственность дол­жны были быть дополнены демократизацией общества, гласно­стью, правовой реформой, борьбой с бюрократией. Советы пред­полагалось преобразовать в органы парламентского типа. Было решено созвать съезд народных депутатов, который должен был сформировать Верховным совет, являющийся постоянным ор­ганом.

В марте 1989 г. состоялись первые в истории СССР альтерна­тивные выборы, которые вызвали небывалую активность избирате­лей. Первый съезд стал действительно историческим событием, здесь впервые прозвучала критика в адрес руководства страны, что уже само по себе было беспрецедентным явлением. Постепенно идеи XIX партийной конференции начинали работать против само­го аппарата, так как ему все больше угрожала оппозиция. Ради­кальное крыло съезда образовало Межрегиональную депутатскую группу (Ю. Н. Афанасьев, Г. X. Попов, Б. Н. Ельцин), которая стала вносить свои идеи в сознание десятков миллионов людей. Радика­лы делали упор на необходимости демонтажа командно-адми­нистративной системы, предложив реформу по передаче всей вла­сти Советам, лишении ее КПСС.

В 1989 г. руководство Горбачева впервые столкнулось с кри­зисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета власти стали резко растущий дефицит товаров народного потребле­ния, политическая нестабильность, рост преступности. Большинст­во населения, по данным социологических опросов, поддерживало требования радикалов. Демократическое движение в этот период разрабатывает новую стратегию, согласно которой сначала необхо­димо было завоевать власть в стране, а потом проводить в ней ре­формы. Радикально настроенные депутаты создали блок «Демокра­тическая Россия», в программу которого входило сочетание рынка и системы государственных рычагов экономического стимулирова­ния. В самой КПСС образуется «демократическая платформа», ста­вящая задачей завоевание центральных позиций в партии. В то же время в рядах партии сформировалась и консервативно настроен­ная часть, состоящая из лидеров партийной номенклатуры, не желавших никаких перемен в обществе.

В условиях фактического раскола Верховного Совета, КПСС и общества в целом на сторонников и противников преобразований советского строя М. С. Горбачев занимает центристскую позицию, пытаясь балансировать между отдельными политическими тече­ниями. В 1990-1991 гг. он пытается найти компромисс с радикала­ми: в этот период он признает ошибки К. Маркса, заявляет о необ­ходимости использования опыта западной социал-демократии. Далее Горбачев соглашается с требованием радикалов об отмене шестой статьи Конституции СССР («главенствующая роль КПСС»), предлагает избрать президента - главу советского госу­дарства. На третьем съезде народных депутатов Горбачева избира­ют президентом СССР. Однако принятие президентства не усили­ло, а напротив, ослабило его позиции. Горбачев не был избран все­народно, не получив, тем самым, необходимую легитимность из­брания. Новый президент не смог создать крепкую вертикаль пре­зидентской власти взамен прежней дискредитировавшей себя пар­тийно-государственной системы. Политическое влияние президен­та неуклонно падало. Верховный совет РСФСР возглавляет поли­тический противник Горбачева, один из лидеров радикальных ре­форматоров, Б. Н. Ельцин. Радикалы получили власть в Москов­ском (Г. X. Попов) и Ленинградском (А. А. Собчак) Советах. Побе­да 12 июня 1991 г. в первом же туре президентских выборов РСФСР Б. Н. Ельцина также свидетельствовала о расшатывании старого номенклатурного строя. В этой ситуации Горбачев был по­ставлен перед выбором: или поддержать силы, ориентирующиеся на силовые методы сохранения старых структур власти, или окон­чательно встать на сторону демократов. Президент выбрал путь по­литического наблюдателя и тем самым предрешил свою судьбу.

Итоги перестройки Позитивные:

- разрушение тоталитарной системы;

- переход к многопартийности;

- утверждение в стране парламентаризма;

- обретение гражданами политических свобод, свободы со­вести и вероисповедания;

- ликвидация гонки вооружений и военного противостояния держав.

Негативные:

- распад СССР, обострение межнациональных отношений;

- падение уровня жизни большинства граждан страны;

- экономический кризис;

- фактическая утрата статуса великой державы;

- потеря бывших союзников.

Контрольные вопросы

1. В чем состояли особенности послевоенного развития СССР?

2. Что такое «холодная война», и почему она началась?

3. Какие попытки осуществления политических и экономических ре­форм были предприняты в хрущевское десятилетие, и каковы их итоги?

4. В чем заключалась суть экономических реформ, осуществленных в стране после смещения Н. С. Хрущева?

5. С какими задачами и почему не могла справиться советская эконо­мика в 70-80-е гг. XX в.?

6. Что такое перестройка, и какие этапы она прошла в своем развитии?

7. Какие социально-экономические и политические преобразования были проведены в период осуществления в стране политики перестройки?

8. Почему политика перестройки не увенчалась успехом?

 

Глава 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.013 с.)