Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перестройка: Советский Союз в 1985-1991 гг.
С середины 80-х гг. произошел переход истории советского общества в принципиально новое качество. Новая эпоха, начало которой было положено в марте-апреле 1985 г., получила наименование «перестройка» и была связана с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева. Переход к политике перестройки был обусловлен целым рядом объективных обстоятельств, которые охватывали практически все сферы жизни советского общества. В экономике господствовала плановая система, которая тормозила научно-техническую революцию в народном хозяйстве; производство развивалось в условиях преобладания в ряде отраслей ручного труда, низкой производительности. В духовной сфере жизни общества распространились скептицизм по отношению к политике партии и неверие в коммунистические перспективы общественного развития. В чиновничьей среде процветала коррупция. Опасные тенденции прослеживались во взаимоотношениях СССР с США и другими странами НАТО. Росло недовольство продолжающимся пребыванием советских войск в Афганистане. В истории перестройки можно условно выделить три этапа: Первый этап (март 1985 - январь 1987 г.) характеризовался рядом экономических реформ, осуществлявшихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования. Главным принципом было объявлено «ускорение социально-экономического развития». На втором этапе (1987-1988 гг.) было объявлено о намерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартийную жизнь, создать в стране гражданское общество и построить правовое государство. Данные решения получили свое законченное оформление на XIX партконференции (июнь 1988 г.), провозгласившей курс на построение демократического социализма. Третий этап (1989-1991 гг.) характеризовался размежеванием и расколом в лагере творцов перестройки, резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок. Кризис политики Горбачева в конечном счете привел к неудавшейся попытке консерваторов предотвратить распад СССР. Официальной датой отсчета перестройки можно считать апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Согласно решениям пленума, предполагалось осуществить техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное обновление, прежде всего, машиностроительной отрасли. В дополнение к этим мерам руководство приняло несколько скороспелых решений, в частности, об усилении борьбы с пьянством. Несмотря на некоторые достижения, экономический эффект от этих мер был отрицательным: снизились поступления в бюджет, теневая экономика быстро удовлетворяла спрос на алкогольные напитки. В целом в 1985-1986 гг., реформирование осуществлялось с применением обычных схем государственного управления (пытались, к примеру, повысить ответственность предприятий за выполнение договоров, вводили госприемку продукции), однако ускорить социально-экономическое развитие посредством этих мер не удалось.
К середине 1987 г. относится новый этап экономических преобразований: расширяются права предприятий: часть из них переводится на хозрасчет, самоуправление. Правительство намеревалось ввести договорные цены на некоторую продукцию. В целом, руководство стремилось сформировать экономическую структуру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы. При этом роль министерств и ведомств оставалась ведущей. Предприятию навязывали потребителя. Свобода производственной деятельности рассматривалась по остаточному принципу (цены в основном устанавливались сверху). Все же частичная децентрализация производства дала. некоторые положительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, в том числе на 5% в сельском хозяйстве. Необходимо отметить, что данные результаты в значительной степени определялись ростом инвестиций и одновременно сопровождались увеличением бюджетного дефицита (в 1986 г. он вырос почти втрое). Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся финансовый кризис привели Горбачева к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика виделся политической элитой в легализации частной собственности. Еще в конце 1986 г. выходит закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), в мае 1988 г. - закон о кооперации (разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили возможность создавать арендные и подрядные коллективы. В 1990 г. правительство издает закон о малых предприятиях: данные предприятия имели определенный юридический статус, получали в рамках большого предприятия определенную самостоятельность. В том же году выходит закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.
Начался процесс отделения хозяйственной деятельности от законодательной, исполнительной власти государства. Образовалась двойственная структура условий хозяйствования: только часть предприятий приобрела свободу предпринимательской деятельности, другая продолжала функционировать в рамках командно-административной системы. Государственная исполнительная власть не сумела перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рыночной экономики. Рыночные механизмы были вынуждены действовать в условиях прежней системы: сохранялся госзаказ и лимитирование продукции. Те же кооперативы лишались возможности свободно закупать средства производства. В итоге деятельность большинства из них сводилась к спекуляции. Что же касается государственных предприятий, то они были поставлены в крайне тяжелое положение: труд на них становился все менее престижным, прокатилась волна забастовок. Экономика страны вступила в глубокий кризис. В 1991 г. спад производства составил 11%, дефицит бюджета 20-30%, а внешний долг достиг 103,9 миллиарда долларов. Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым. Одновременно с процессами реформирования экономики руководство страны предпринимало попытки преобразований в политической области. Теоретической платформой идеологов перестройки являлась концепция общечеловеческих ценностей. Рыночные отношения, индивидуально-трудовая собственность должны были быть дополнены демократизацией общества, гласностью, правовой реформой, борьбой с бюрократией. Советы предполагалось преобразовать в органы парламентского типа. Было решено созвать съезд народных депутатов, который должен был сформировать Верховным совет, являющийся постоянным органом. В марте 1989 г. состоялись первые в истории СССР альтернативные выборы, которые вызвали небывалую активность избирателей. Первый съезд стал действительно историческим событием, здесь впервые прозвучала критика в адрес руководства страны, что уже само по себе было беспрецедентным явлением. Постепенно идеи XIX партийной конференции начинали работать против самого аппарата, так как ему все больше угрожала оппозиция. Радикальное крыло съезда образовало Межрегиональную депутатскую группу (Ю. Н. Афанасьев, Г. X. Попов, Б. Н. Ельцин), которая стала вносить свои идеи в сознание десятков миллионов людей. Радикалы делали упор на необходимости демонтажа командно-административной системы, предложив реформу по передаче всей власти Советам, лишении ее КПСС. В 1989 г. руководство Горбачева впервые столкнулось с кризисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета власти стали резко растущий дефицит товаров народного потребления, политическая нестабильность, рост преступности. Большинство населения, по данным социологических опросов, поддерживало требования радикалов. Демократическое движение в этот период разрабатывает новую стратегию, согласно которой сначала необходимо было завоевать власть в стране, а потом проводить в ней реформы. Радикально настроенные депутаты создали блок «Демократическая Россия», в программу которого входило сочетание рынка и системы государственных рычагов экономического стимулирования. В самой КПСС образуется «демократическая платформа», ставящая задачей завоевание центральных позиций в партии. В то же время в рядах партии сформировалась и консервативно настроенная часть, состоящая из лидеров партийной номенклатуры, не желавших никаких перемен в обществе.
В условиях фактического раскола Верховного Совета, КПСС и общества в целом на сторонников и противников преобразований советского строя М. С. Горбачев занимает центристскую позицию, пытаясь балансировать между отдельными политическими течениями. В 1990-1991 гг. он пытается найти компромисс с радикалами: в этот период он признает ошибки К. Маркса, заявляет о необходимости использования опыта западной социал-демократии. Далее Горбачев соглашается с требованием радикалов об отмене шестой статьи Конституции СССР («главенствующая роль КПСС»), предлагает избрать президента - главу советского государства. На третьем съезде народных депутатов Горбачева избирают президентом СССР. Однако принятие президентства не усилило, а напротив, ослабило его позиции. Горбачев не был избран всенародно, не получив, тем самым, необходимую легитимность избрания. Новый президент не смог создать крепкую вертикаль президентской власти взамен прежней дискредитировавшей себя партийно-государственной системы. Политическое влияние президента неуклонно падало. Верховный совет РСФСР возглавляет политический противник Горбачева, один из лидеров радикальных реформаторов, Б. Н. Ельцин. Радикалы получили власть в Московском (Г. X. Попов) и Ленинградском (А. А. Собчак) Советах. Победа 12 июня 1991 г. в первом же туре президентских выборов РСФСР Б. Н. Ельцина также свидетельствовала о расшатывании старого номенклатурного строя. В этой ситуации Горбачев был поставлен перед выбором: или поддержать силы, ориентирующиеся на силовые методы сохранения старых структур власти, или окончательно встать на сторону демократов. Президент выбрал путь политического наблюдателя и тем самым предрешил свою судьбу. Итоги перестройки Позитивные: - разрушение тоталитарной системы; - переход к многопартийности; - утверждение в стране парламентаризма; - обретение гражданами политических свобод, свободы совести и вероисповедания; - ликвидация гонки вооружений и военного противостояния держав. Негативные: - распад СССР, обострение межнациональных отношений; - падение уровня жизни большинства граждан страны; - экономический кризис; - фактическая утрата статуса великой державы; - потеря бывших союзников. Контрольные вопросы 1. В чем состояли особенности послевоенного развития СССР? 2. Что такое «холодная война», и почему она началась? 3. Какие попытки осуществления политических и экономических реформ были предприняты в хрущевское десятилетие, и каковы их итоги? 4. В чем заключалась суть экономических реформ, осуществленных в стране после смещения Н. С. Хрущева? 5. С какими задачами и почему не могла справиться советская экономика в 70-80-е гг. XX в.? 6. Что такое перестройка, и какие этапы она прошла в своем развитии? 7. Какие социально-экономические и политические преобразования были проведены в период осуществления в стране политики перестройки? 8. Почему политика перестройки не увенчалась успехом?
Глава 11
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.013 с.) |