Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. История как наука и ее роль в обществеСтр 1 из 59Следующая ⇒
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора Л. Н. Гончаренко, кандидата исторических наук, доцента М. М. Галанова Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 - Экономика и управление на.предприятии (по отраслям) Санкт-Петербург 2011 УДК 94.47(075.8)
ББК63.3(2) О82 Утверждено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве учебника по спец. 080502 Авторы: С. В. Виватенко, М. М. Галанов, Л. Н. Гончаренко, Т. А. Ковалева, В. Д. Кузнецов, Н. В. Полякова, А. А. Резник, О. А. Сербина, С. Ф. Снигирев Рецензенты: кафедра истории Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического института (зав. кафедрой д-р ист. наук, проф. И. И. Рогозин),
д-р ист. наук А. И. Рупасов (Санкт-Петербургский институт истории РАН)
О82 Отечественная история: учебник / С. В. Виватенко [и др.]; под общ. ред. д-ра ист. наук, проф. Л. Н. Гончаренко, канд. ист. наук, доц. М. М. Галанова. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011.-354 с.
ISBN 978-5-9978-0354-4
Учебник подготовлен в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В учебнике раскрываются место России в историческом процессе, основные этапы российской государственности, рассматриваются институты власти в России, основные исторические факты, понятия и связанные с ними имена выдающихся исторических деятелей. Предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям).
© СПбГИЭУ, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.................................................................................................7 Введение.......................................................................................................8 Глава 1. История как наука и ее роль в обществе 1.1. Сущность, формы и функции исторического знания.....................10 1.2. Методология исторической науки....................................................11
Глава 2. История России - неотъемлемая часть всемирной истории 2.1. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.........14 2.2. Раскол христианства на -православие и католичество и формирование двух ветвей европейской' христианской цивилизации. Распространение ислама...................................................................................17 2.3. Проблемы этногенеза восточных славян.........................................18 Глава 6. Модернизация России во второй половине XIX в 6.1. Реформы 60-70-х гг. XIX в. Формирование основ гражданского общества в России...........................................................................................113 6.2. Становление индустриального общества в России: общее и особенное..............................................................................................116 6.3. Реформы и контрреформы Александра III.....................................118 6.4. Общественное движение в пореформенный период....................120 6.5. Внешняя политика России во второй половине XIX в.................123 Глава 7. Россия в начале XX в. Падение царского самодержавия и борьба за власть в 1917-1920 гг. 7.1. Россия в начале XX в. Власть и общество в революции 1905-1907 гг………………………………………………………………………………128 7.1.1. Обострение социально-экономических и политических противоречий в России в начале XX в..........................................................128 7.1.2. Первая российская революция и ее итоги...................................132 7.1.3. Россия на пути к конституционному строю, многопартийности и парламентаризму..........................................................................................135 7.2. Третьеиюньская монархия...............................................................143 7.2.1. Третьеиюньская политическая система......................................143 7.2.2. Столыпинская модернизация России..........................................144 7.2.3. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса..............................................................................................................149 7.3. От Российской империи к Республике Советов (1917-1920гг.)..154 7.3.1. Демократическая революция 1917 г. Падение самодержавия 154 7.3.2. Борьба политических партий за власть.......................................155 7.3.3. Большевистский государственный переворот. Феномен большевизма....................................................................................................158 7.3.4. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия......................................................................................................161
ПРЕДИСЛОВИЕ Представленный авторским коллективом кафедры истории и политологии СПбГИЭУ учебник по дисциплине «Отечественная история» предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Он соответствует государственным требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и рабочей программе по дисциплине «Отечественная история», утвержденной 24 декабря 2009 г. (№ 3790). Учебник подготовлен в соответствии с рабочим учебным планом специальности 080502. Целью данного учебника является систематическое изложение основных идей, концепций, понятий и выводов исторической науки по программным разделам в соответствии с последними достижениями ученых. Учебник учитывает специфику контингента, для которого он предназначен, и опыт преподавания данной дисциплины, накопленный сотрудниками кафедры. Каждая глава включает в себя контрольные вопросы для самостоятельной работы. В учебнике имеется список основной и дополнительной литературы. Кроме того, учебник снабжен терминологическим словарем и хронологическим указателем. Исходя из вышеизложенного актуальность издания учебника по дисциплине «Отечественная история» вполне очевидна. Авторский коллектив: Виватенко С. В. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 11). Галанов М. М. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 4). Гончаренко Л. Н. - доктор исторических наук, профессор (гл. 6). Ковалева Т. А. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 10). Кузнецов В. Д. - доктор исторических наук, профессор (гл. 8). Полякова Н. В. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 5). Резник А. А. -доктор исторических наук, профессор (гл. 1-3). Сербина О. А. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 7). Снигирев С. Ф. - доктор исторических наук, профессор (гл. 9).
ВВЕДЕНИЕ Сегодня мы являемся свидетелями повышенного интереса к отечественной истории. Прошлое России сделалось отправным пунктом споров о ее ближайшем будущем. Вопросы «кто мы, откуда, куда мы идем?», «почему историческое развитие России пошло так, а не иначе, и каковы его последствия?», «имелись ли альтернативные пути развития нашего Отечества?» сегодня становятся актуально значимыми для большей части российского общества, особенно для молодежи. Познать и объективно осмыслить историческое прошлое нашей страны невозможно без рассмотрения его сквозь призму мировой истории. Развитие Российского государства носило самобытный характер, имело свои особенности, и, тем не менее, оно происходило в общих рамках развития европейской и мировой цивилизаций, на базе основных закономерностей развития человеческого сообщества. В масштабах мировой истории человечества Россия представляет собой государственное образование более позднего времени. Естественно, в процессе своего формирования и последующего развития она в известной мере впитывала уже накопленный исторический опыт других стран и народов и вместе с тем оказывала существенное влияние на мировой исторический процесс, вносила достойный вклад в сокровищницу мировой культуры.
Поэтому история человечества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков отдельных индивидуумов, человеческих коллективов, государств, всего человеческого общества. Данное определение в полной мере относится и к отечественной истории. Изучает историю человечества историческая наука. Она, как и другие науки, складывалась постепенно. По мере развития общества, совершенствования материального производства, роста духовной культуры развивалась и историческая наука: накапливался опыт многих человеческих поколений, расширялись и обогащались ее содержание и предмет изучения, происходил процесс все возрастающего накопления знаний. Всемирная история стала хранительницей исторического опыта человечества во всех областях материальной и духовной жизни. Исторические знания несут в себе определенную генетическую информацию, являются своеобразным кодом, связующим звеном между прошлым и настоящим. Нравственная, мировоззренческая, концептуальная, практическая необходимость исторических знаний бесспорна. Разрыв исторических связей поколений, лишение народа традиций предков, его веками складывающейся культуры может привести к катастрофическим последствиям. Только сегодня приходит понимание, как много мы потеряли в нравственном, культурном развитии народа, предавая забвению целые пласты отечественной и мировой истории. Когда уничтожается историческая память, человек теряет свое лицо, превращается в своего рода манкурта. «История, - писал русский историк Н. М. Карамзин, - завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Конечно, можно прожить жизнь и без должных знаний истории своего Отечества и человечества в целом. Но считать себя в этом случае образованным и культурным человеком, право же, не стоит. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языка, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно», - утверждал Н. Г. Чернышевский. Внимательное и вдумчивое изучение истории, особенно истории России, несомненно, будет способствовать более активному освоению студенческой молодежью накопленного предыдущими поколениями как положительного, так и отрицательного исторического опыта, пониманию своих исторических корней, осознанию себя наследницей великой культурно-исторической традиции, сознательному определению своего места в возрождении истинного величия нашего Отечества.
Глава 2 Глава 3 Принятие христианства В 988 г. по инициативе Великого киевского князя Владимира Святославича Киевская Русь принимает христианство в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Принятие христианства было вызвано объективными условиями социально-экономического и политического развития Древнерусского государства. Ко второй половине X в. феодальная формация на Руси имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации-феодальная идеология - отсутствовал. Поэтому Великим князем Владимиром была сделана попытка приспособить к новым историческим условиям языческие верования: собрать всех языческих богов во главе с племенным богом полян Перуном в единый Пантеон. Но эта «языческая реформа» не была принята народом. Если реформировать язычество оказалось невозможным, оставалось принять уже существующее религиозное верование у соседних государств. Причем такое верование, которое отвечало бы потребностям феодального общества. Подходящие религии в соседних странах имелись. У волго-камских булгар был распространен ислам. У остатков Хазарского каганата - иудаизм. В Западной Европе - католицизм как одна из ветвей христианства. В Византийской империи - православная христианская вера. При этом следует отметить, что все эти конфессии уже имели своих приверженцев на Руси. Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя Владимира остановился именно на христианстве. В «Повести временных лет» рассказывается, что в 986 г. к Владимиру приходили миссионеры: «болгары магометанской веры», «иноземцы из Рима (т. е. католики), хазаре - иудеи и некий «грек-философ». Каждый посланец рассказывал о преимуществах своей веры. Однако только православная христианская вера в изложении греческого миссионера пришлась по душе князю. Тем не менее принять ее сразу он не решился, заявив: «Подожду еще немного». В следующем году Владимир посылает за границу десять «мужей добрых и смысленных» для того, чтобы они посмотрели предложенные киевскому князю религии в действии. «Мужам» очень не понравилось богослужение волжских болгар в мечети. Не удовлетворила их и церковная служба «немцев» (т. е. католическая вера). Но послов потрясла греческая литургия. Однако и после рассказов послов о сути существующих религий Владимир не принимает окончательного решения. И только в 988 г. он лично совершает военный поход в греческий город Корсунь, захватывает его и требует у византийских императоров Василия и Константина исполнить свое обещание - выдать за него замуж их сестру Анну. Императоры вынуждены были выполнить требование русского князя. Там же, в Корсуне, Владимир принял и православную христианскую веру (второй вариант места княжеского крещения-г. Васильков).
Возвратившись с царевной Анной и греческим духовенством в Киев, Владимир крестит киевлян в Днепре (по другим сведениям-в притоке Днепра - Почайне). Вслед за Киевом наступил черед крещения жителей Великого Новгорода. Туда летом 990 г. были посланы миссионеры и войско, возглавляемое дядей великого князя Добрыней, а также вспомогательный отряд воеводы Путяты. Новгородцы оказали крестителям сопротивление, порой приобретавшее характер военных столкновений. Только после подавления восстания новгородцев в несколько приемов удалось крестить их. Вслед за Киевом и Новгородом христианство стало распространяться и на другие русские земли. К XII в. большинство древнерусских земель, за исключением вятичей, приняли христианство. Великий Киевский князь Владимир скончался в 1015 г. Крещение Руси Владимиром Святославичем явилось завершающим этапом как в строительстве Древнерусского государства, так в формировании раннефеодального общества. Во-первых, великий князь прочно обосновался в стольном городе Киеве, чего не было при его предшественниках (вспомним Святослава с его планами перенести столицу государства на Дунай). Во-вторых, он идейно объединил родственные славянские племена с помощью общей для всех религии - христианства. В-третьих, христианизация как часть государственной реформы высвободила накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал - началось бурное, стремительное развитие страны. Наконец, с принятием христианства на Русь пришла из Византии, преемницы античной и эллинской культуры, самая передовая по тому времени культура (в том числе зодчество, древнегреческая и древнеримская литература, правовые знания и др.), установились прочные дипломатические, торговые, культурные, династические и другие связи между государствами. Объединив древнерусские племена единством веры, церковь утвердила единство народного самосознания. Она принесла на Русь грамоту и культуру, понимание сути государственного строительства и норм средневекового права. В XI - XII вв. Не менее, а может быть, и более знаменитым Великим князем киевским был сын Владимира Святославича Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.). Ярослав завершил формирование территории Древнерусского государства. Он совершил немало военных походов против внешних врагов. Ярослав неоднократно отражал набеги печенегов на Русь, а в 1036 г. под Киевом разбил их наголову. В 1030 г. он подчинил своей власти чудь и утвердился на берегах Чудского озера, построив там город Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии); В 1038- 1042 гг. Ярослав предпринял ряд удачных походов на ятвягов, литовцев, финнов, мазовшан и емь. Во время княжения Ярослава произошло последнее военное столкновение Киевской Руси с Византией. Оно закончилось подписанием в 1046 г. мирного договора между двумя странами, скрепленного браком сына Ярослава с византийской принцессой. Время Ярослава Мудрого - это время расцвета Древнерусского государства. Киевская Русь при нем становится одним из сильнейших государств Европы. Молодое, динамично развивавшееся государство, приобрело солидный вес и авторитет на европейском континенте. Самые могущественные государственные деятели Европы стремились в первой половине XI в. к союзу с Киевской Русью, к установлению с ней не только политических, экономических, культурных связей, но и связей династических. Широта династических связей древнерусского княжеского дома производит сильное впечатление. Он породнился с королями Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, императорами Византии и Германии. Во времена правления Ярослава Мудрого, его сыновей и внуков важнейшим документом, регулирующим общественно-экономические отношения в Древней Руси, являлась знаменитая «Русская Правда». Это одно из крупнейших юридических произведений Средневековья и древнейший памятник славянского права. Из «Русской Правды» мы можем многое почерпнуть о жизни людей той далекой от нас эпохи. «Русская Правда» дает ценные сведения о характере феодальных отношений, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе, нравах Древней Руси. «Русская Правда» дает нам возможность представить социальную структуру древнерусского общества. Зависимое население Руси состояло из смердов, закупов, холопов, челяди и рядовичей. Верхушку общества в Древней Руси составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники князя. Позже, в конце X - первой половине XI в. в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства. Среди историков нет единого мнения о сущности государственного строя Киевской Руси. Одни полагают, что Древняя Русь являлась централизованным государством, другие - союзом (федерацией) восточнославянских земель, третьи - строем военной демократии. Но большинство исследователей считают, что по форме правления Киевская Русь являлась раннефеодальной монархией. Государственное управление в Древней Руси состояло из трех компонентов: веча, великокняжеской власти, княжеского совета (совета при князе, состоявшего первоначально из старшей дружины князя, а в последующем в него входили и представители родоплеменной знати). Во главе государства стоял великий князь, которому по родоплеменному обычаю подчинялись местные князья. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли великокняжеские наместники - посадники и их ближайшие помощники тысяцкие (в отдельных случаях все они избирались на вече - в Новгороде, Пскове и др.), возглавлявшие во время военных действий народное ополчение. Для осуществления власти над народом, расширения границ государства князь имел значительные военные силы. Они состояли, прежде всего, из старейшей (старшей) и молодшей (младшей) дружин самого Великого князя, а также из войск региональных князей, которые также имели свои собственные дружины. Князья отдельных земель находились в известной мере в вассальной зависимости от великого князя. В свою очередь крупные, средние и мелкие феодалы являлись вассалами местных князей. Князья отдельных земель Древней Руси обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию на сборный пункт со своею дружиной, а при необходимости, и с народным ополчением. В то же время вассальные князья единолично (за отдельными исключениями) осуществляли функции управления в своих землях и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела. Особенностью властных отношений в Древнерусском государстве являлась то, что она принадлежала всему княжескому роду Рюриковичей, т. е. династия Рюриковичей являлась коллективным носителем Верховной власти в Древней Руси. Между великим князем и местными князьями заключались договоры («ряды») - публично-правовые акты, в которых оговаривались обязанности сторон по отношению друг к другу. Единство княжеского рода Рюриковичей поддерживалось, кроме всего прочего, и тем, что каждый член этого рода мог надеяться на занятие великокняжеского киевского стола. При Ярославе Мудром был установлен так называемый «очередной порядок» управления Русской землей. При этом порядке лучшие княжества (по своему географическому положению, природным условиям и т. д.) находились в управлении старших князей династии Рюриковичей (чем старше по возрасту князь, тем лучший княжеский стол ему доставался). Самый старший в роду князь занимал первый, великий киевский стол и становился Великим князем. После его кончины великокняжеский стол занимал второй по возрасту князь, а его место занимал третий, и так далее по всей цепочке иерархической княжеской лестницы. В Древней Руси выражение: «Дождаться старшинства» означало дождаться своей очереди на занятие великокняжеского стола в Киеве. Эта система получила название «ле-ст в ичное право». В Древней Руси князь, занимая тот или иной княжеский стол, обладал всей полнотой политической, административной, военной, финансовой и полицейской власти. Однако он не являлся обственником земли, которой управлял. Вся Русская земля считалась коллективной собственностью правящей династии Рюриковичей, и князья, переходя на более высокий княжеский стол, передавали ее не своему прямому потомству, а нижестоящему на княжеской иерархической лестнице «очереднику» из рода Рюриковичей. Одним из последних великих киевских князей - правителей единого Древнерусского государства был Владимир Мономах (1113-1125 гг.). Он поддерживал постоянные дружеские связи с Византией как по церковным, экономическим и культурным делам, так и по военно-политическим проблемам. Особенно крепкими эти связи стали, когда у обоих государств появился общий враг - половцы, одинаково угрожавшие той и другой стране. Глава 4 Глава 5 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Петровские коллегии
Коллегии частично были укомплектованы иностранцами, так как русские еще не имели опыта подобной работы. Вместе с тем, Петр направил 40 русских в Пруссию учиться делу управления отраслями государственного хозяйства с тем, чтобы они впоследствии заменили иностранцев. До Петра Россия делилась на уезды неравномерно по количеству населения и по пространству. Петр впервые разделил стану на 11 губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции и дистрикты (уезды). Губерниями управляли губернаторы, в провинции государственную власть представляли воеводы. Губернаторы и воеводы подчинялись Сенату. Губернаторы управляли своей территорией совместно с советниками (ландратами), которые избирались из среды местного дворянства. Дела решались большинством голосов. Первостепенная задача губернаторов - своевременное перечисление податей в казну, рекрутирование и поставка рабочей силы на строительство в Санкт-Петербург. Судебную власть в губерниях осуществляли так называемые «надворные суды». Городское население было выведено из подчинения губернатора. Оно имело собственные органы управления. Горожане подразделялись на три группы. К первой принадлежали богатые купцы, фабриканты, мастера золотых и серебряных дел; ко второй-мелкие торговцы и ремесленники; к третьей - чернорабочие. Первые две группы назывались гильдиями. Они имели собственный суд, выбирали собственных руководителей - старост. В губернских городах были учреждены «магистраты», в которые входили президент, два бургомистра и четыре ратмана; всех их избирали граждане, входившие в одну из гильдий. В своей деятельности магистраты советовались с гильдейскими старостами. Провинциальные магистраты, минуя губернатора, подчинялись Главному петербургскому магистрату, который в свою очередь был подчинен Сенату. Главный магистрат заботился о развитии промышленности и торговли в провинции, решал споры между магистратами и гражданами, утверждал членов, избранных в городские магистраты, подтверждал или отменял смертные приговоры, вынесенные городскими магистратами. Информировали Сенат о состоянии дел в городах и коллегии о состоянии промышленности и торговли в провинции. Центральное место в реформаторской деятельности Петра I занимала военная реформа, оказавшее огромное влияние на все сферы жизни русского общества и сделавшая возможным активную внешнюю политику, итогом которой стало превращение России в великую мировую державу. Петру удалось создать регулярную профессиональную армию, основанную на рекрутской повинности и творческом использовании передовых достижений западноевропейской военной мысли. Впервые русская армия и флот получили уставы, в которых определялся круг обязанностей всех воинских должностей и званий. Уставы предусматривали и правила строевой и военно-морской службы. С началом Северной войны войско России пополнялось путем рекрутских наборов. Рекруты поставлялись помещиками от определенного числа крепостных душ. Купцы могли откупиться от рекрутства, внеся в казну по 100 рублей за каждого рекрута. Военная служба была бессрочной. Отставку получали очень старые или получившие серьезные ранения военнослужащие. К концу царствования Петра I российская армия была доведена до 200 тысяч конных и пеших воинов. Кроме того, существовали казачьи части в количестве 100 тысяч человек. Регулярные части в мирное время размещались в губерниях, в домах горожан и крестьян. Флот России состоял из 48 больших линейных кораблей и 800 мелких судов. Устав морской службы Петр заимствовал у голландцев. В состав экипажей кораблей входило 28 000 человек. На службу во флот брали рекрутов, которые выросли на берегу моря или большой реки и, следовательно, привыкли к воде. К морской службе приучали также и детей солдат и матросов. С военной реформой были тесно связаны преобразования в российской экономике. Экономическая политика Петра I получила название политики меркантилизма. В соответствии с его распоряжением все драгоценные металлы и медь должны были продаваться исключительно государству. Губернаторы и воеводы обязаны были содействовать развитию добычи полезных ископаемых. Большое внимание уделялось торговле. При этом поощрялся вывоз товаров из России в целях пополнения государственной казны. В своей законодательной деятельности Петр охватил все отрасли промышленности и сельского хозяйства. Он заботился о развитии виноделия, занимался проблемами коневодства и овощеводства; развивал разные ремесла; посылал за границу на обучение русских умельцев; приглашал из-за границы специалистов, платя им большие деньги. Серьезное внимание уделялось металлургическому производству, продукция которого использовалась для производства оружия. В Петровскую эпоху было построено более 200 заводов на Урале и в других регионах страны. Построенные на государственные средства предприятия, как правило, передавались в частные руки. Предпринимателям представлялись различные льготы и привилегии. Запрещалось ввозить в страну те зарубежные изделия, которые производились русскими мануфактурами. При Петре появились новые отрасли промышленности, такие как сахарная, металлургическая, суконная, полотняная, писчебумажная, производство стекла и зеркал, шелковых тканей и т. д. Он поощрял дворян, занимавшихся промышленным производством, приветствовал создание акционерных обществ. В 1721 г. был издан указ, разрешавший заводчикам, не принадлежавшим к дворянскому званию, покупать крестьян к своим заводам. Этот указ имел отрицательные последствия, поскольку пресек возможность формирования в России рынка вольнонаемного труда. В Петровскую эпоху получили значительное развитие внешнеэкономические связи. В конце царствования Петра из России вывозилось товаров на 2,4 млн руб., а ввозилось на 1,6 млн. Петр провел денежную реформу, ввел в обращение золотые червонцы, серебряные рубли и полтинники, другие, более мелкие монеты. Большие расходы на содержание армии заставили Петра искать новые источники дохода. Он ввел подушную подать, гербовую бумагу; государство при нем становится монополистом по продаже вина, табака, соли. Был введен налог на право ношения бороды. Тяглые люди бесплатно отрабатывали на постройке Петербурга, крепостей и судов. Благодаря экономическим реформам поступления в казну возросли с 3 до 10 млн. рублей. Важные изменения происходили в социальной сфере. При Петре I высокого положения в государстве достигали люди по своим способностям и заслугам, а не по знатности происхождения, как это было ранее. Все служилые люди получили в период царствования Петра единое название «дворяне». Звание боярин было упразднено. Регламентирующим документом стала «Табель о рангах», принятая в 1722 г. Каждому из 14 ее классов соответствовал определенный чин (должность в военной и гражданской службе). Доступ в дворянство путем служебной карьеры был открыт для представителей всех сословий. Любой человек из другого сословия, достигший в военной службе офицерского чина или достигший в гражданской службе VIII класса, становился потомственным дворянином. Дворяне обязаны были служить всю жизнь и увольняться со службы могли либо в случае болезни, либо по старости. Дворян, уклонившихся от службы, он лишал вотчин и поместий. Не освоившим основы грамотности он запрещал жениться. Петр считал, что знатность рода без службы ничего не значит, что она составляет главную обязанность дворянина, «ради которой оно благородно и от простонародья отлично». Указом 1714 г. Петр превратил поместья в наследственную собственность, так же, как это ранее было с вотчинами, но за это он требовал пожизненной службы. По этому же указу помещик, умирая, обязан был все свое недвижимое имущество передавать старшему сыну или вообще одному из сыновей. Остальные сыновья или ничего не наследовали, или получали движимое имущество, или деньги. Запрещалось продавать родовые вотчины и поместья в чужие руки. Этим Петр добивался того, чтобы дворяне не вели праздный образ жизни, а поступали на государственную службу или занимались ремеслами и торговлей. Дробление поместий являлось причиной упадка хозяйства многих дворянских фамилий и мешало выполнению государственных повинностей. По Соборному Уложению Алексея Михайловича крестьяне хотя и навсегда были прикреплены к помещику, но лично они не принадлежали помещику, имели свою собственность, составляли общины по деревням, выбирали старост. В 1718-1724 гг. была проведена перепись (ревизия) всего мужского населения страны. Крестьяне были закреплены за помещиками. Все мужское население, за исключением дворян и духовенства, начиная с 1717-1724 гг. стало платить подушную подать. Она носила фиксированный характер и заставляла крестьян распахивать большие участки земли, мещан и ремесленников искать дополнительные источники дохода, что способствовало развитию экономики и увеличению государственного бюджета. Вместе с тем, подушная подать не являясь дифференцированным налогом, она приводила к дальнейшему обнищанию наиболее бедных слоев населения. Стремясь всецело поставить церковь на службу государству, Петр I провел церковную реформу. После смерти патриарха Адриана (1700 г.), который всячески препятствовал преобразовательной деятельности Петра в России, последний решил реформировать управление церковью. Заведование ее делами было поручено рязанскому митрополиту Стефану Яворскому с титулом «блюстителя патриаршего престола». В 1721 г. для управления церковными делами учреждается Святейший Синод. Название святейшего символизировало патриаршее достоинство, и восточные иерархи вынуждены были признавать за Синодом ту же власть и те же права, какие имели сами. Синод состоял из нескольких духовных лиц, назначаемых царем, которые должны были коллегиально решать церковные дела. Возглавлял Синод президент. Первым президентом был Стефан Яворский. Наблюдал за деятельностью Синода от государства обер-прокурор, назначенный царем. Деятельность Синода ограничивалась «духовным регламентом», составленным одним из ближайших сотрудников Петра архиепископом Феофаном Прокоповичем. Иностранцам, поселившимся в России, предоставлялась возможность отправлять свои религиозные потребности в костелах. Разрешалось также вступать в брак с представителями других конфессий. Петр прекратил преследование раскольников, разрешал им отправлять свое богослужение. Однако он запретил им уклоняться от государственной службы и пропагандировать свое религиозное учение. Помимо этого они должны были носить особую одежду и платить двойную подать. Петру I принадлежит заслуга в создании в России светской (не церковной) системы образования. Для детей дворян и чиновников в провинции открывались так называемые «элементарные школы», где дети обучались чтению, письму, арифметике и геометрии. В Москве открылась «математическая школа», где преподавались и иностранные языки. Выпускники этих школ определялись учителями в элементарные школы, а также могли продолжить свое образование в «технических специальных школах», каковыми были Морская академия, Инженерная и Артиллерийская школы, школа для подьячих, медицинская школа. Во время одного из путешествий за границу Петр познакомился с немецким ученым Лейбницем, который доказал ему необходимость учредить в России Академию наук, в которую пригласить на контрактной основе ученых из Германии и Швейцарии. Академия была открыта в 1725 г., после смерти Петра, однако он успел для нее собрать значительную библиотеку, создать Кунсткамеру. В Петровскую эпоху начал осуществляться перевод книг с западноевропейских языков на русский. Кроме Москвы, были открыты типография в Санкт-Петербурге и русская типография в Голландии. Для печатания книг светского характера была создана гражданская азбука, в которой славянские буквы были более округлы, приближены к латинским, древнеславянская азбука оставалась только в церковных школах. При Петре были напечатаны грамматики, лексиконы, календари, учебники по разным предметам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.056 с.) |