Глава 1. История как наука и ее роль в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. История как наука и ее роль в обществе



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

 

 


Под общей редакцией

доктора исторических наук, профессора Л. Н. Гончаренко,

кандидата исторических наук, доцента М. М. Галанова

Допущено

УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве

учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности 080502 - Экономика и управление на.предприятии (по отраслям)

Санкт-Петербург

2011

УДК

94.47(075.8)

 

ББК63.3(2)

 О82

Утверждено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве учебника по спец. 080502

Авторы: С. В. Виватенко, М. М. Галанов, Л. Н. Гончаренко, Т. А. Кова­лева, В. Д. Кузнецов, Н. В. Полякова, А. А. Резник, О. А. Сербина, С. Ф. Снигирев                                                      

Рецензенты:

кафедра истории Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического института (зав. кафедрой д-р ист. наук, проф. И. И. Ро­гозин),

 

д-р ист. наук А. И. Рупасов (Санкт-Петербургский институт истории РАН)

 

 

О82     Отечественная история: учебник / С. В. Виватенко

[и др.]; под общ. ред. д-ра ист. наук, проф. Л. Н. Гончаренко, канд. ист. наук, доц. М. М. Галанова. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011.-354 с.

 

ISBN 978-5-9978-0354-4

 

 

Учебник подготовлен в соответствии с государственными требованиями к обя­зательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В учебнике раскры­ваются место России в историческом процессе, основные этапы российской государ­ственности, рассматриваются институты власти в России, основные исторические фак­ты, понятия и связанные с ними имена выдающихся исторических деятелей.

Предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям).

 

 

                                        © СПбГИЭУ, 2011

 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................................................7  

Введение.......................................................................................................8

Глава 1. История как наука и ее роль в обществе

1.1. Сущность, формы и функции исторического знания.....................10

1.2. Методология исторической науки....................................................11

Глава 2. История России - неотъемлемая часть всемирной истории

2.1. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.........14

2.2. Раскол христианства на -православие и католичество и формирование двух ветвей европейской' христианской цивилизации. Распространение ислама...................................................................................17

2.3. Проблемы этногенеза восточных славян.........................................18

Глава 6. Модернизация России во второй половине XIX в

6.1. Реформы 60-70-х гг. XIX в. Формирование основ граж­данского общества в России...........................................................................................113

6.2. Становление индустриального общества в России: общее

и особенное..............................................................................................116 

6.3. Реформы и контрреформы Александра III.....................................118 

6.4. Общественное движение в пореформенный период....................120 

6.5. Внешняя политика России во второй половине XIX в.................123

Глава 7. Россия в начале XX в. Падение царского самодер­жавия и борьба за власть в 1917-1920 гг.

7.1. Россия в начале XX в. Власть и общество в революции 1905-1907 гг………………………………………………………………………………128

7.1.1. Обострение социально-экономических и политиче­ских противоречий в России в начале XX в..........................................................128

7.1.2. Первая российская революция и ее итоги...................................132

7.1.3. Россия на пути к конституционному строю, много­партийности и парламентаризму..........................................................................................135

7.2. Третьеиюньская монархия...............................................................143

7.2.1. Третьеиюньская политическая система......................................143

7.2.2. Столыпинская модернизация России..........................................144

7.2.3. Россия в условиях мировой войны и общенацио­нального кризиса..............................................................................................................149

7.3. От Российской империи к Республике Советов (1917-1920гг.)..154

7.3.1. Демократическая революция 1917 г. Падение са­модержавия 154

7.3.2. Борьба политических партий за власть.......................................155

7.3.3. Большевистский государственный переворот. Фе­номен большевизма....................................................................................................158

7.3.4. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия......................................................................................................161

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленный авторским коллективом кафедры истории и политологии СПбГИЭУ учебник по дисциплине «Отечественная ис­тория» предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Он соответствует государственным требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню под­готовки выпускника высшей школы по циклу гуманитарных и соци­ально-экономических дисциплин и рабочей программе по дисцип­лине «Отечественная история», утвержденной 24 декабря 2009 г. (№ 3790). Учебник подготовлен в соответствии с рабочим учебным планом специальности 080502.

Целью данного учебника является систематическое изложение основных идей, концепций, понятий и выводов исторической науки по программным разделам в соответствии с последними достиже­ниями ученых. Учебник учитывает специфику контингента, для ко­торого он предназначен, и опыт преподавания данной дисциплины, накопленный сотрудниками кафедры. Каждая глава включает в се­бя контрольные вопросы для самостоятельной работы. В учебнике имеется список основной и дополнительной литературы. Кроме то­го, учебник снабжен терминологическим словарем и хронологиче­ским указателем. Исходя из вышеизложенного актуальность изда­ния учебника по дисциплине «Отечественная история» вполне оче­видна.

Авторский коллектив:

Виватенко С. В. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 11).

Галанов М. М. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 4).

Гончаренко Л. Н. - доктор исторических наук, профессор (гл. 6).

Ковалева Т. А. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 10).

Кузнецов В. Д. - доктор исторических наук, профессор (гл. 8).

Полякова Н. В. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 5).

Резник А. А. -доктор исторических наук, профессор (гл. 1-3).

Сербина О. А. - кандидат исторических наук, доцент (гл. 7).

Снигирев С. Ф. - доктор исторических наук, профессор (гл. 9).

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня мы являемся свидетелями повышенного интереса к отечественной истории. Прошлое России сделалось отправным пунктом споров о ее ближайшем будущем. Вопросы «кто мы, отку­да, куда мы идем?», «почему историческое развитие России пошло так, а не иначе, и каковы его последствия?», «имелись ли альтерна­тивные пути развития нашего Отечества?» сегодня становятся ак­туально значимыми для большей части российского общества, осо­бенно для молодежи.

Познать и объективно осмыслить историческое прошлое на­шей страны невозможно без рассмотрения его сквозь призму миро­вой истории. Развитие Российского государства носило самобыт­ный характер, имело свои особенности, и, тем не менее, оно проис­ходило в общих рамках развития европейской и мировой цивилиза­ций, на базе основных закономерностей развития человеческого сообщества. В масштабах мировой истории человечества Россия представляет собой государственное образование более позднего времени. Естественно, в процессе своего формирования и после­дующего развития она в известной мере впитывала уже накоплен­ный исторический опыт других стран и народов и вместе с тем ока­зывала существенное влияние на мировой исторический процесс, вносила достойный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Поэтому история человечества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков от­дельных индивидуумов, человеческих коллективов, государств, всего человеческого общества. Данное определение в полной мере относится и к отечественной истории.

Изучает историю человечества историческая наука. Она, как и другие науки, складывалась постепенно. По мере развития общест­ва, совершенствования материального производства, роста духов­ной культуры развивалась и историческая наука: накапливался опыт многих человеческих поколений, расширялись и обогащались ее содержание и предмет изучения, происходил процесс все возрас­тающего накопления знаний. Всемирная история стала хранитель­ницей исторического опыта человечества во всех областях материальной и духовной жизни.

Исторические знания несут в себе определенную генетиче­скую информацию, являются своеобразным кодом, связующим звеном между прошлым и настоящим. Нравственная, мировоззрен­ческая, концептуальная, практическая необходимость исторических знаний бесспорна. Разрыв исторических связей поколений, лише­ние народа традиций предков, его веками складывающейся культу­ры может привести к катастрофическим последствиям. Только се­годня приходит понимание, как много мы потеряли в нравствен­ном, культурном развитии народа, предавая забвению целые пла­сты отечественной и мировой истории. Когда уничтожается исто­рическая память, человек теряет свое лицо, превращается в своего рода манкурта. «История, - писал русский историк Н. М. Карам­зин, - завет предков потомству, дополнение, изъяснение настояще­го и пример будущего».

Конечно, можно прожить жизнь и без должных знаний исто­рии своего Отечества и человечества в целом. Но считать себя в этом случае образованным и культурным человеком, право же, не стоит. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению ма­тематики, греческого или латинского языка, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не лю­бить истории может только человек, совершенно не развитый умст­венно», - утверждал Н. Г. Чернышевский.

Внимательное и вдумчивое изучение истории, особенно исто­рии России, несомненно, будет способствовать более активному освоению студенческой молодежью накопленного предыдущими поколениями как положительного, так и отрицательного историче­ского опыта, пониманию своих исторических корней, осознанию себя наследницей великой культурно-исторической традиции, соз­нательному определению своего места в возрождении истинного величия нашего Отечества.

 

Глава 2

Глава 3

Принятие христианства

В 988 г. по инициативе Великого киевского князя Владимира Святославича Киевская Русь принимает христианство в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Ру­си. Принятие христианства было вызвано объективными условиями социально-экономического и политического развития Древнерус­ского государства. Ко второй половине X в. феодальная формация на Руси имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики.

А третий существенный компонент феодальной формации-феодальная идеология - отсутствовал. Поэтому Великим князем Владимиром была сделана попытка приспособить к новым истори­ческим условиям языческие верования: собрать всех языческих бо­гов во главе с племенным богом полян Перуном в единый Пантеон. Но эта «языческая реформа» не была принята народом.

Если реформировать язычество оказалось невозможным, ос­тавалось принять уже существующее религиозное верование у со­седних государств. Причем такое верование, которое отвечало бы потребностям феодального общества. Подходящие религии в со­седних странах имелись. У волго-камских булгар был распростра­нен ислам. У остатков Хазарского каганата - иудаизм. В Западной Европе - католицизм как одна из ветвей христианства. В Византий­ской империи - православная христианская вера. При этом следует отметить, что все эти конфессии уже имели своих приверженцев на Руси. Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя Владимира ос­тановился именно на христианстве.

В «Повести временных лет» рассказывается, что в 986 г. к Вла­димиру приходили миссионеры: «болгары магометанской веры», «иноземцы из Рима (т. е. католики), хазаре - иудеи и некий «грек-философ». Каждый посланец рассказывал о преимуществах своей веры. Однако только православная христианская вера в изложении греческого миссионера пришлась по душе князю. Тем не менее при­нять ее сразу он не решился, заявив: «Подожду еще немного».

В следующем году Владимир посылает за границу десять «мужей добрых и смысленных» для того, чтобы они посмотрели предложенные киевскому князю религии в действии. «Мужам» очень не понравилось богослужение волжских болгар в мечети. Не удовлетворила их и церковная служба «немцев» (т. е. католическая вера). Но послов потрясла греческая литургия. Однако и после рас­сказов послов о сути существующих религий Владимир не прини­мает окончательного решения. И только в 988 г. он лично соверша­ет военный поход в греческий город Корсунь, захватывает его и требует у византийских императоров Василия и Константина ис­полнить свое обещание - выдать за него замуж их сестру Анну. Императоры вынуждены были выполнить требование русского князя. Там же, в Корсуне, Владимир принял и православную хри­стианскую веру (второй вариант места княжеского крещения-г. Васильков).

Возвратившись с царевной Анной и греческим духовенством в Киев, Владимир крестит киевлян в Днепре (по другим сведениям-в притоке Днепра - Почайне). Вслед за Киевом наступил черед крещения жителей Великого Новгорода. Туда летом 990 г. были посланы миссионеры и войско, возглавляемое дядей великого князя Добрыней, а также вспомогательный отряд воеводы Путяты. Нов­городцы оказали крестителям сопротивление, порой приобретавшее характер военных столкновений. Только после подавления восста­ния новгородцев в несколько приемов удалось крестить их. Вслед за Киевом и Новгородом христианство стало распространяться и на другие русские земли. К XII в. большинство древнерусских земель, за исключением вятичей, приняли христианство.

Великий Киевский князь Владимир скончался в 1015 г. Кре­щение Руси Владимиром Святославичем явилось завершающим этапом как в строительстве Древнерусского государства, так в формировании раннефеодального общества. Во-первых, великий князь прочно обосновался в стольном городе Киеве, чего не было при его предшественниках (вспомним Святослава с его планами перенести столицу государства на Дунай). Во-вторых, он идейно объединил родственные славянские племена с помощью общей для всех религии - христианства. В-третьих, христианизация как часть государственной реформы высвободила накапливавшийся в древ­нерусском обществе потенциал - началось бурное, стремительное развитие страны. Наконец, с принятием христианства на Русь при­шла из Византии, преемницы античной и эллинской культуры, са­мая передовая по тому времени культура (в том числе зодчество, древнегреческая и древнеримская литература, правовые знания и др.), установились прочные дипломатические, торговые, культур­ные, династические и другие связи между государствами.

Объединив древнерусские племена единством веры, церковь утвердила единство народного самосознания. Она принесла на Русь грамоту и культуру, понимание сути государственного строитель­ства и норм средневекового права.

В XI - XII вв.

Не менее, а может быть, и более знаменитым Великим князем киевским был сын Владимира Святославича Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.). Ярослав завершил формирование территории Древнерусского государства. Он совершил немало военных похо­дов против внешних врагов. Ярослав неоднократно отражал набеги печенегов на Русь, а в 1036 г. под Киевом разбил их наголову. В 1030 г. он подчинил своей власти чудь и утвердился на берегах Чудского озера, построив там город Юрьев (ныне г. Тарту в Эсто­нии); В 1038- 1042 гг. Ярослав предпринял ряд удачных походов на ятвягов, литовцев, финнов, мазовшан и емь. Во время княжения Ярослава произошло последнее военное столкновение Киевской Руси с Византией. Оно закончилось подписанием в 1046 г. мирного договора между двумя странами, скрепленного браком сына Яро­слава с византийской принцессой.

Время Ярослава Мудрого - это время расцвета Древнерусско­го государства. Киевская Русь при нем становится одним из силь­нейших государств Европы. Молодое, динамично развивавшееся государство, приобрело солидный вес и авторитет на европейском континенте. Самые могущественные государственные деятели Ев­ропы стремились в первой половине XI в. к союзу с Киевской Ру­сью, к установлению с ней не только политических, экономиче­ских, культурных связей, но и связей династических. Широта дина­стических связей древнерусского княжеского дома производит сильное впечатление. Он породнился с королями Франции, Норве­гии, Польши, Венгрии, императорами Византии и Германии.

Во времена правления Ярослава Мудрого, его сыновей и вну­ков важнейшим документом, регулирующим общественно-эконо­мические отношения в Древней Руси, являлась знаменитая «Рус­ская Правда». Это одно из крупнейших юридических произведений Средневековья и древнейший памятник славянского права. Из «Русской Правды» мы можем многое почерпнуть о жизни людей той далекой от нас эпохи. «Русская Правда» дает ценные сведения о характере феодальных отношений, категориях феодально-зависи­мого населения, землевладении и земельной собственности, поли­тическом строе, нравах Древней Руси.

«Русская Правда» дает нам возможность представить соци­альную структуру древнерусского общества. Зависимое население Руси состояло из смердов, закупов, холопов, челяди и рядовичей. Верхушку общества в Древней Руси составляли представители ве­ликокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники князя. Позже, в конце X - первой половине XI в. в этот формирующийся господ­ствующий класс влились и верхи духовенства.

Среди историков нет единого мнения о сущности государст­венного строя Киевской Руси. Одни полагают, что Древняя Русь являлась централизованным государством, другие - союзом (фе­дерацией) восточнославянских земель, третьи - строем военной демократии. Но большинство исследователей считают, что по форме правления Киевская Русь являлась раннефеодальной монар­хией.

Государственное управление в Древней Руси состояло из трех компонентов: веча, великокняжеской власти, княжеского совета (совета при князе, состоявшего первоначально из старшей дружины князя, а в последующем в него входили и представители родоплеменной знати). Во главе государства стоял великий князь, которому по родоплеменному обычаю подчинялись местные князья. В под­властных великому князю землях и городах функции управления осуществляли великокняжеские наместники - посадники и их бли­жайшие помощники тысяцкие (в отдельных случаях все они изби­рались на вече - в Новгороде, Пскове и др.), возглавлявшие во вре­мя военных действий народное ополчение. Для осуществления вла­сти над народом, расширения границ государства князь имел зна­чительные военные силы. Они состояли, прежде всего, из старей­шей (старшей) и молодшей (младшей) дружин самого Великого князя, а также из войск региональных князей, которые также имели свои собственные дружины.

Князья отдельных земель находились в известной мере в вас­сальной зависимости от великого князя. В свою очередь крупные, средние и мелкие феодалы являлись вассалами местных князей. Князья отдельных земель Древней Руси обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию на сборный пункт со своею дружиной, а при необходимости, и с народным ополчением. В то же время вассальные князья единолично (за от­дельными исключениями) осуществляли функции управления в своих землях и великокняжеские наместники не имели права вме­шиваться в их внутренние дела. Особенностью властных отноше­ний в Древнерусском государстве являлась то, что она принадле­жала всему княжескому роду Рюриковичей, т. е. династия Рюрико­вичей являлась коллективным носителем Верховной власти в Древ­ней Руси. Между великим князем и местными князьями заключа­лись договоры («ряды») - публично-правовые акты, в которых ого­варивались обязанности сторон по отношению друг к другу.

Единство княжеского рода Рюриковичей поддерживалось, кроме всего прочего, и тем, что каждый член этого рода мог наде­яться на занятие великокняжеского киевского стола. При Ярославе Мудром был установлен так называемый «очередной порядок» управления Русской землей. При этом порядке лучшие княжества (по своему географическому положению, природным условиям и т. д.) находились в управлении старших князей династии Рюрико­вичей (чем старше по возрасту князь, тем лучший княжеский стол ему доставался). Самый старший в роду князь занимал первый, ве­ликий киевский стол и становился Великим князем. После его кон­чины великокняжеский стол занимал второй по возрасту князь, а его место занимал третий, и так далее по всей цепочке иерархиче­ской княжеской лестницы. В Древней Руси выражение: «Дождаться старшинства» означало дождаться своей очереди на занятие вели­кокняжеского стола в Киеве. Эта система получила название «ле-ст в ичное право».

В Древней Руси князь, занимая тот или иной княжеский стол, обладал всей полнотой политической, административной, военной, финансовой и полицейской власти. Однако он не являлся обственником земли, которой управлял. Вся Русская земля считалась кол­лективной собственностью правящей династии Рюриковичей, и князья, переходя на более высокий княжеский стол, передавали ее не своему прямому потомству, а нижестоящему на княжеской ие­рархической лестнице «очереднику» из рода Рюриковичей.

Одним из последних великих киевских князей - правителей единого Древнерусского государства был Владимир Мономах (1113-1125 гг.). Он поддерживал постоянные дружеские связи с Византией как по церковным, экономическим и культурным делам, так и по военно-политическим проблемам. Особенно крепкими эти связи стали, когда у обоих государств появился общий враг - по­ловцы, одинаково угрожавшие той и другой стране.

Глава 4

Глава 5

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Петровские коллегии

Название Компетенция
11   Военная коллегия   Армия
22   Адмиралтейств-коллегия   Флот
3 Коллегия чужестранных (ино­странных) дел Внешняя политика
4 Берг-коллегия Тяжелая промышленность
5 Мануфактур-коллегия Легкая промышленность
6 Коммерц-коллегия Торговля
7 Камер-коллегия Государственные доходы
8 Штаатс-коллегия Государственные расходы
9 Ревизион-коллегия Контроль за финансами
1 Юстиц-коллегия Контроль за судопроизводством
1 Вотчинная коллегия Землевладение
1 Главный магистрат Городское управление

Коллегии частично были укомплектованы иностранцами, так как русские еще не имели опыта подобной работы. Вместе с тем, Петр направил 40 русских в Пруссию учиться делу управления от­раслями государственного хозяйства с тем, чтобы они впоследст­вии заменили иностранцев.

До Петра Россия делилась на уезды неравномерно по количе­ству населения и по пространству. Петр впервые разделил стану на 11 губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции и дистрикты (уезды). Губерниями управляли губернаторы, в про­винции государственную власть представляли воеводы. Губернато­ры и воеводы подчинялись Сенату. Губернаторы управляли своей территорией совместно с советниками (ландратами), которые изби­рались из среды местного дворянства. Дела решались большинст­вом голосов. Первостепенная задача губернаторов - своевременное перечисление податей в казну, рекрутирование и поставка рабочей силы на строительство в Санкт-Петербург. Судебную власть в гу­берниях осуществляли так называемые «надворные суды».

Городское население было выведено из подчинения губерна­тора. Оно имело собственные органы управления. Горожане подразделялись на три группы. К первой принадлежали богатые куп­цы, фабриканты, мастера золотых и серебряных дел; ко второй-мелкие торговцы и ремесленники; к третьей - чернорабочие. Пер­вые две группы назывались гильдиями. Они имели собственный суд, выбирали собственных руководителей - старост.

В губернских городах были учреждены «магистраты», в кото­рые входили президент, два бургомистра и четыре ратмана; всех их избирали граждане, входившие в одну из гильдий. В своей деятель­ности магистраты советовались с гильдейскими старостами.

Провинциальные магистраты, минуя губернатора, подчиня­лись Главному петербургскому магистрату, который в свою оче­редь был подчинен Сенату. Главный магистрат заботился о разви­тии промышленности и торговли в провинции, решал споры между магистратами и гражданами, утверждал членов, избранных в город­ские магистраты, подтверждал или отменял смертные приговоры, вынесенные городскими магистратами. Информировали Сенат о состоянии дел в городах и коллегии о состоянии промышленности и торговли в провинции.

Центральное место в реформаторской деятельности Петра I занимала военная реформа, оказавшее огромное влияние на все сферы жизни русского общества и сделавшая возможным активную внешнюю политику, итогом которой стало превращение России в великую мировую державу. Петру удалось создать регулярную профессиональную армию, основанную на рекрутской повинно­сти и творческом использовании передовых достижений западно­европейской военной мысли. Впервые русская армия и флот полу­чили уставы, в которых определялся круг обязанностей всех воин­ских должностей и званий. Уставы предусматривали и правила строевой и военно-морской службы. С началом Северной войны войско России пополнялось путем рекрутских наборов. Рекруты поставлялись помещиками от определенного числа крепостных душ. Купцы могли откупиться от рекрутства, внеся в казну по 100 рублей за каждого рекрута. Военная служба была бессрочной. От­ставку получали очень старые или получившие серьезные ранения военнослужащие.

К концу царствования Петра I российская армия была доведе­на до 200 тысяч конных и пеших воинов. Кроме того, существовали казачьи части в количестве 100 тысяч человек. Регулярные части в мирное время размещались в губерниях, в домах горожан и кресть­ян. Флот России состоял из 48 больших линейных кораблей и 800 мелких судов. Устав морской службы Петр заимствовал у голланд­цев. В состав экипажей кораблей входило 28 000 человек. На служ­бу во флот брали рекрутов, которые выросли на берегу моря или большой реки и, следовательно, привыкли к воде. К морской служ­бе приучали также и детей солдат и матросов.

С военной реформой были тесно связаны преобразования в российской экономике. Экономическая политика Петра I получила название политики меркантилизма. В соответствии с его распоря­жением все драгоценные металлы и медь должны были продаваться исключительно государству. Губернаторы и воеводы обязаны были содействовать развитию добычи полезных ископаемых. Большое внимание уделялось торговле. При этом поощрялся вывоз товаров из России в целях пополнения государственной казны.

В своей законодательной деятельности Петр охватил все от­расли промышленности и сельского хозяйства. Он заботился о раз­витии виноделия, занимался проблемами коневодства и овощевод­ства; развивал разные ремесла; посылал за границу на обучение русских умельцев; приглашал из-за границы специалистов, платя им большие деньги.

Серьезное внимание уделялось металлургическому производ­ству, продукция которого использовалась для производства ору­жия. В Петровскую эпоху было построено более 200 заводов на Урале и в других регионах страны. Построенные на государствен­ные средства предприятия, как правило, передавались в частные руки. Предпринимателям представлялись различные льготы и при­вилегии. Запрещалось ввозить в страну те зарубежные изделия, ко­торые производились русскими мануфактурами. При Петре поя­вились новые отрасли промышленности, такие как сахарная, метал­лургическая, суконная, полотняная, писчебумажная, производство стекла и зеркал, шелковых тканей и т. д. Он поощрял дворян, зани­мавшихся промышленным производством, приветствовал создание акционерных обществ. В 1721 г. был издан указ, разрешавший за­водчикам, не принадлежавшим к дворянскому званию, покупать крестьян к своим заводам. Этот указ имел отрицательные последст­вия, поскольку пресек возможность формирования в России рынка вольнонаемного труда.

В Петровскую эпоху получили значительное развитие внешне­экономические связи. В конце царствования Петра из России выво­зилось товаров на 2,4 млн руб., а ввозилось на 1,6 млн. Петр провел денежную реформу, ввел в обращение золотые червонцы, серебря­ные рубли и полтинники, другие, более мелкие монеты.

Большие расходы на содержание армии заставили Петра ис­кать новые источники дохода. Он ввел подушную подать, гербовую бумагу; государство при нем становится монополистом по продаже вина, табака, соли. Был введен налог на право ношения бороды. Тяглые люди бесплатно отрабатывали на постройке Петербурга, крепостей и судов. Благодаря экономическим реформам поступле­ния в казну возросли с 3 до 10 млн. рублей.

Важные изменения происходили в социальной сфере. При Петре I высокого положения в государстве достигали люди по сво­им способностям и заслугам, а не по знатности происхождения, как это было ранее. Все служилые люди получили в период царствова­ния Петра единое название «дворяне». Звание боярин было упразд­нено. Регламентирующим документом стала «Табель о рангах», принятая в 1722 г. Каждому из 14 ее классов соответствовал опре­деленный чин (должность в военной и гражданской службе). Дос­туп в дворянство путем служебной карьеры был открыт для пред­ставителей всех сословий.

Любой человек из другого сословия, достигший в военной службе офицерского чина или достигший в гражданской службе VIII класса, становился потомственным дворянином. Дворяне обя­заны были служить всю жизнь и увольняться со службы могли либо в случае болезни, либо по старости. Дворян, уклонившихся от службы, он лишал вотчин и поместий. Не освоившим основы гра­мотности он запрещал жениться. Петр считал, что знатность рода без службы ничего не значит, что она составляет главную обязан­ность дворянина, «ради которой оно благородно и от простонаро­дья отлично».

Указом 1714 г. Петр превратил поместья в наследственную собственность, так же, как это ранее было с вотчинами, но за это он требовал пожизненной службы. По этому же указу помещик, уми­рая, обязан был все свое недвижимое имущество передавать стар­шему сыну или вообще одному из сыновей. Остальные сыновья или ничего не наследовали, или получали движимое имущество, или деньги. Запрещалось продавать родовые вотчины и поместья в чу­жие руки. Этим Петр добивался того, чтобы дворяне не вели празд­ный образ жизни, а поступали на государственную службу или за­нимались ремеслами и торговлей. Дробление поместий являлось причиной упадка хозяйства многих дворянских фамилий и мешало выполнению государственных повинностей.

По Соборному Уложению Алексея Михайловича крестьяне хотя и навсегда были прикреплены к помещику, но лично они не принадлежали помещику, имели свою собственность, составляли общины по деревням, выбирали старост. В 1718-1724 гг. была про­ведена перепись (ревизия) всего мужского населения страны. Кре­стьяне были закреплены за помещиками.

Все мужское население, за исключением дворян и духовенст­ва, начиная с 1717-1724 гг. стало платить подушную подать. Она носила фиксированный характер и заставляла крестьян распахивать большие участки земли, мещан и ремесленников искать дополни­тельные источники дохода, что способствовало развитию экономи­ки и увеличению государственного бюджета. Вместе с тем, подуш­ная подать не являясь дифференцированным налогом, она приво­дила к дальнейшему обнищанию наиболее бедных слоев населения.

Стремясь всецело поставить церковь на службу государству, Петр I провел церковную реформу. После смерти патриарха Ад­риана (1700 г.), который всячески препятствовал преобразователь­ной деятельности Петра в России, последний решил реформировать управление церковью. Заведование ее делами было поручено ря­занскому митрополиту Стефану Яворскому с титулом «блюстителя патриаршего престола». В 1721 г. для управления церковными де­лами учреждается Святейший Синод. Название святейшего сим­волизировало патриаршее достоинство, и восточные иерархи вы­нуждены были признавать за Синодом ту же власть и те же права, какие имели сами.

Синод состоял из нескольких духовных лиц, назначаемых ца­рем, которые должны были коллегиально решать церковные дела. Возглавлял Синод президент. Первым президентом был Стефан Яворский. Наблюдал за деятельностью Синода от государства обер-прокурор, назначенный царем. Деятельность Синода ограничива­лась «духовным регламентом», составленным одним из ближайших сотрудников Петра архиепископом Феофаном Прокоповичем.

Иностранцам, поселившимся в России, предоставлялась воз­можность отправлять свои религиозные потребности в костелах. Разрешалось также вступать в брак с представителями других кон­фессий. Петр прекратил преследование раскольников, разрешал им отправлять свое богослужение. Однако он запретил им уклоняться от государственной службы и пропагандировать свое религиозное учение. Помимо этого они должны были носить особую одежду и платить двойную подать.

Петру I принадлежит заслуга в создании в России светской (не церковной) системы образования. Для детей дворян и чиновников в провинции открывались так называемые «элементарные школы», где дети обучались чтению, письму, арифметике и геометрии. В Москве открылась «математическая школа», где преподавались и иностранные языки. Выпускники этих школ определялись учите­лями в элементарные школы, а также могли продолжить свое обра­зование в «технических специальных школах», каковыми были Морская академия, Инженерная и Артиллерийская школы, школа для подьячих, медицинская школа.

Во время одного из путешествий за границу Петр познако­мился с немецким ученым Лейбницем, который доказал ему необ­ходимость учредить в России Академию наук, в которую пригла­сить на контрактной основе ученых из Германии и Швейцарии. Академия была открыта в 1725 г., после смерти Петра, однако он успел для нее собрать значительную библиотеку, создать Кунстка­меру. В Петровскую эпоху начал осуществляться перевод книг с западноевропейских языков на русский. Кроме Москвы, были от­крыты типография в Санкт-Петербурге и русская типография в Голландии.

Для печатания книг светского характера была создана граж­данская азбука, в которой славянские буквы были более округлы, приближены к латинским, древнеславянская азбука оставалась только в церковных школах. При Петре были напечатаны грамма­тики, лексиконы, календари, учебники по разным предметам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.056 с.)