Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое безоговорочная любовь?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы не ставим под сомнение ни магию любви, ни ее первостепенную важность. Жизнь без любви пуста. И все же в любви и интимной жизни люди сталкиваются со множеством проблем — как традиционных, среди которых и несчастные браки, и семейное насилие, и разводы, и одиночество, так и относительно недавно осознанных, например, связанных с боязнью вступать в связь или с синдромами «слишком сильно любящих женщин» и «любовной зависимости». Мы уделяем такое внимание идеалу безоговорочной любви потому, что это понятие тесно переплетается с проблемами контроля и на уровне личности, и на уровне общества. Мы хотим показать, что любовь, важнейшее для человека переживание, стало объектом двойной морали, которая регламентирует, уродует и даже подрывает саму суть естественных проявлений любви, заботы и привязанности. Понятие «безоговорочной» любви не есть что-то самостоятельное. Оно является частью более широкой системы ценностей, разделяющей чистое и нечистое, бескорыстное и своекорыстное, духовное и мирское. Это те два полюса, вокруг которых вращается традиционная мораль. Мы хотели бы показать, как такое деление на полюса противопоставляет заботу о собственном «я» заботе о благе других, будто мы имеем дело с противоречащими друг другу понятиями. (290:) Сам идеал безоговорочной любви содержит в себе кажущиеся парадоксы. С одной стороны, она провозглашается любовью без меры, а с другой — задает стандарт любви, с которым предлагается соизмерять все прочие ее проявления. Таким образом, любовь без меры превращается в меру любви. Кроме того, в той степени, в которой люди испытывают потребность в любви, в той же степени эта потребность является эгоистичной. В то же время, жажду любви можно удовлетворить, только освободившись от эгоистичных потребностей. Люблю ли я тебя просто потому, что ты — это ты, или потому, что любовь дает выход переполняющим меня эмоциям? Но любовь лишь тогда всеобъемлюща, когда я вырываюсь из пределов собственного «я» и соединяюсь с тобой. Это происходит благодаря прорыву границ того самого «я», которое испытывает потребность любви. В свою очередь, любовное переживание настолько тешит «эго», что человек привязывается к тому, кто (или что) дает ему столь прекрасное ощущение. Другими словами, парадокс заключается в том, что для того, чтобы испытать чувство, которое бы его удовлетворило, человек должен вырваться за пределы самого себя. Такие головоломки искусственны и необязательны, потому что проистекают от умственного подразделения на «я» и «других», на бескорыстное и эгоистичное. Безоговорочная любовь — одно из понятий, берущих начало в таких противопоставлениях[103]. Обычно основой выдвижения условий являются эгоистические соображения. Каждое из требований вроде: «Я буду тебя любить, если ты будешь любить меня», «Не мучай меня, сделай то, о чем я прошу», «Не мешай мне делать то, что я хочу», «Не пытайся меня изменить», «Доставь мне удовольствие» и т.п. — ориентировано исключительно на собственные интересы. Под безоговорочной любовью может пониматься только такая любовь, которая не зависит от того, заслуживает ли ее тот, кого любят. В идеале безоговорочная любовь только дает — без конца и без меры, не прося ничего взамен. Короче говоря, она бескорыстна. К тому же если ты чувствуешь, что тебя любят безоговорочно, неважно кто — другой человек (мать) или некое воплощение совершенства (Христос или (291:) гуру), — это означает, что тебя полностью принимают таким, каков ты есть, что бы это ни значило. Когда идеалы, на которых строится представление о любви, оказываются несовместимыми с реальной жизнью, поскольку они отрицают или принижают жизненно важные стороны человеческой природы, результатом становится нечто большее, нежели просто разочарование. Усвоение нереалистических ценностей неизбежно создает серьезные личностные и межличностные проблемы. До тех пор, пока люди пытаются воплощать в жизнь идеалы, соответствовать которым невозможно, им остается либо сознательно терпеть заведомую неудачу, либо обманывать себя. Кроме того, несбыточное ожидание идеального поведения от других в конечном итоге неизбежно приводит к разочарованию или даже рождает ощущение, что вас предали. Другим результатом принятия идеалов, по которым невозможно жить, бывает восприимчивость к влиянию людей, якобы олицетворяющих эти идеалы[104]. Утверждение, что понятие безоговорочной любви является частью системы взглядов, составляющих основу авторитарных убеждений, поначалу может показаться парадоксальным. Разве безоговорочная любовь не есть полная противоположность контролю? Чтобы разобраться в этом, попытаемся ответить на следующие вопросы: Почему идея безоговорочной любви вызывает у людей столь живой отклик и обладает столь мощной притягательной силой? Какое мировоззрение и какой тайный смысл связаны с этим понятием? Почему данное понятие является частью дуалистической системы морали, которая противопоставляет друг другу бескорыстное и эгоистичного, ценя первое и принижая второе, и как такое разделение используется в целях авторитарного контроля?[105] Почему желание давать или получать безоговорочную любовь приводит в действие подсознательные силы, не позволяющие людям обрести целостность? (292:) Люди преображаются, когда испытывают чувство единения с другими. Вопрос в том, почему у многих возникает с этим столько проблем, если людям, как и другим общественным животным, присуща врожденная способность к объединению с себе подобными? Рассматривая эти вопросы, мы исследуем различные сложные аспекты сегодняшних взаимоотношений: власть, контроль, межличностные барьеры, подсознательные роли, соизмерение возможностей, выдержка, умение прощать. Изрядная доля притягательности понятия «безоговорочная любовь» заключается в том, что это не просто абстрактная выдумка. Оно безусловно проистекает из человеческого опыта, причем по меньшей мере двоякого: первое — это сиюминутное ощущение свободы от всяких ограничений, условий или ожиданий, возникающее иногда в процессе переживания любви, а второе — испытанное большинством людей в определенный период (по крайней мере, в раннем детстве) чувство, что их полностью и безоговорочно принимают такими, каковы они есть. Оба переживания очень сильны, и воспоминание о них вызывает острое желание их возврата. К тому же каждому человеку свойственна естественная потребность чувствовать себя особенным, каждому хочется, чтобы его любили и принимали со всеми его достоинствами и недостатками, и это желание легко переходит в стремление постоянно ощущать одобрение и признание. Если можно испытать нечто подобное безоговорочной любви, как в роли ее субъекта, так и в роли объекта, то почему же тогда ее относят к разряду «концепций»? Постараемся выяснить, в чем тут дело, соблюдая такт и не забывая об ограниченных возможностях словесных определений. Подлинное любовное переживание несет в себе такую энергию, такой уровень возбуждения, что человек как бы вырывается за границы собственной личности и обретает способность входить в небывалый контакт с чем-то, находящемся вне его. В этот миг все личные проблемы, казавшиеся столь важными, исчезают. Вместе с тем вся нервная система «омывается» чрезвычайно приятным эмоциональным ощущением, которое в полном смысле этого слова воспринимается как чудо. Способность вступать в тесные отношения с другими и устанавливать связи, не подвластные времени, и делает человека, в числе прочего, социальным существом. (293:) Это переживание является основным, первичным, поэтому, пребывая во власти его очарования, человек не задается вопросом о его природе. Разум начинает сравнивать состояния присутствия и отсутствия любви, лишь когда сила ее идет на убыль. Тогда и рождаются такие определения любви, как вечная, непреходящая, бескорыстная, безоговорочная, короче говоря, ее наделяют свойствами, отличными от прочих переживаний. Основная ошибка заключается в том, что мы имеем дело с переживанием, которое ощущаем как вневременное, и заявляем, что так может или должно продолжаться «всегда». Это, по сути, снова возвращает любовь в рамки времени, хотя мы продолжаем переносить на нее качества вневременного. Таким образом, не оговоренное никакими условиями любовное переживание сопряжено с тем моментом жизни, когда ощущение времени исчезает, однако концепция безоговорочной любви пронизана представлениями о будущем, в котором человек предполагает любить и быть любимым непреходящей любовью всегда. Такое недоразумение лежит в основе концепции безоговорочной любви[106]. Но даже если это и так, что от этого принципиально меняется? Перед нами не просто упражнения для ума, призванные продемонстрировать логические противоречия. Поскольку безоговорочная любовь провозглашается вершиной любви, к которой стремятся все люди, происходит усвоение исторического представления о ее двойственной природе. В результате духовные устремления объявляются бескорыстными, а телесные потребности и желание самоутверждения — низменными и эгоистичными. На практике это означает, что любовь, как и духовность, связывают с жертвенностью, особенно с самопожертвованием. Последствия этого противопоставления оказываются крайне губительными — люди восстают против своего природного начала, что, в свою очередь, приводит к очередному психологическому расколу: одни устремления объявляются возвышенными, когда человек во имя любви пытается обойтись, как минимум, без надежд на награду, а другие — «нечистыми», когда он рассчитывает на некоторую (294:) взаимность. Эта система взглядов поощряет мазохизм и мученичество, что в результате порождает ситуации, когда женщины соглашаются терпеть жестокое обращение, а мужчины жертвуют собой ради неких идеалов, не заботясь о последствиях[107]. Сами по себе понятия «обусловленное» и «безусловное» («безоговорочное») — абстрактные категории в рамках двойственного контекста, являющегося порождением человеческого разума. Однако противопоставление этих понятий выявляет реальное противоречие: стремиться давать или получать «безусловную» любовь — значит налагать на любовь условие, чтобы она не была ограничена никакими условиями. И это не просто каламбур. Абстракции, по сути своей, не учитывают живую ситуацию, а когда дело касается эмоций, это становится особенно опасным. Если абстракции упускают или принижают важные аспекты жизненных ситуаций, результатом могут стать странные, а зачастую и вредные последствия и отклонения. Чтобы надлежащим образом выявить путаницу, возникающую при рассмотрении концепции безусловной, безоговорочной любви, и проанализировать порождаемые ею конфликты, необходимо углубиться в отношения, существующие между временем и вневременным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.007 с.) |