Глава 54 проведение игр и пари 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 54 проведение игр и пари



1. Термин «игры», используемый в гл. 58 ГК, не означает, разу- меется, что в данной главе имеются в виду все разновидности игр (включая детские, спортивные, компьютерные и т.п.). Обозначаемое им понятие гораздо уже.

Под играми, проведение которых специально регламентируется пра- вовыми нормами, понимаются не всякие игры, а только азартные игры с имущественным характером возможного выигрыша. Именно игры этой категории имеются в виду в гл. 58 ГК «Проведение игр и пари»1.

2. Азартная играэто основанное нариске соглашение овыигрыше, заклю- ченное участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Ключевые слова здесь – «основанные на риске»: исход игры зависит от случайности (расположения карт в колоде, поворота игральных костей, движения шарика в рулетке и т.п.), непредсказуем.

Пари определяется законом как разновидность азартной игры: пари – азартная игра, при которой исход основанного на риске соглаше- ния о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. В частности, к проведению пари относят деятельность букмекерс- ких контор (букмекер заключает пари с участниками) и тотализаторов (организатор тотализатора лишь организует заключение пари между участниками и осуществление расчетов, взимая комиссионные, однако

сам в пари не участвует).

3. Традиционное отношение права к азартным играм – в основном негативное. Однако даже в странах, где азартные игры сурово пресле- дуются, они продолжают существовать, уходя «в тень». В связи с этим

 

1 Прочие разновидности игр (например, спортивные) могут относиться к категории

«публичное обещание награды» (гл. 56 ГК) или «публичный конкурс» (гл. 57 ГК), а могут вообще не интересовать право.


 

разумное общество признает необходимость удовлетворения потреб- ности людей в риске и азарте: оно допускает организацию и проведение азартных игр в известных пределах и формах (например, лотереи) или на определенных территориях. Многие страны стремятся создать игор- ные зоны (наподобие американского Лас-Вегаса). Так, в России игорные зоны могут создаваться в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, Калининградской области. Только в этих зонах допускается деятельность казино и залов игровых автоматов. На ос- тальной территории России азартные игры могут организованно про- водиться только в форме лотерей, тотализаторов и пари, заключаемых лицензированными букмекерскими конторами.

4. Говоря о правовом регулировании проведения игр и пари в России, помимо гл. 58 ГК следует назвать Закон о регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и Закон о лотереях.

Нормы гл. 58 ГК – наиболее общие и универсальные. Они не ус- танавливают никаких запретов или ограничений и построены скорее по принципу «от противного». Играть в карты на деньги или заключать пари с имущественным выигрышем в России не возбраняется. Всех желающих, однако, сразу предупреждают: по общему правилу требова- ния граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием вних, не подлежат судебной защите (п. 1 ст. 1062 ГК). Взыскать карточный долг в судебном порядке, таким образом, не получится1.

Из данного правила установлен ряд исключений. Подлежат судеб-

ной защите:

• требования лиц, принявших участие в играх или пари под вли- янием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари (п. 1 ст. 1062 ГК);

• требования лиц, выигравших в лотерее, тотализаторе или иных играх, о выплате выигрыша и возмещении убытков при нарушении договора со стороны организатора (п. 5 ст. 1063 ГК);

• требования участников игр о возмещении реального ущерба, вы- званного отказом организатора игр от их проведения в установленный срок (при отмене игр или переносе их срока);

• требования по рисковым сделкам с участием биржевых игроков, банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг (п. 2 ст. 1062 ГК).

 

1 Схожие нормы имеются в праве других государств (например, ст. 1965 ГК Фран- ции). Статья 2539 Проекта Гражданского уложения Российской империи также пре- дусматривала, что «долг, происшедший по игре или пари, хотя бы облеченный в форму долгового акта, не подлежит ни взысканию, ни зачету».


 

В первых трех случаях речь идет о защите слабой стороны соответ- ствующих отношений (игрока) от злоупотреблений со стороны сильной (организатора игр). Четвертое исключение позволяет играть на бирже или на рынке ценных бумаг по правилам, установленным специальным зако- нодательством1, не лишаясь судебной защиты. Участники этой игры – как правило, организации, имеющие соответствующую лицензию: для полу- чения судебной защиты хотя бы одна сторона сделки должна быть такого рода специальным субъектом. Что касается обычных граждан, пытающихся принять участие в биржевой игре или ее подобии, их требования по об- щему правилу подлежат судебной защите только при условии заключения соответствующих сделок на бирже. Таким образом, обычное пари между физическими лицами, внешне похожее на игру на бирже или на рынке ценных бумаг (например, в отношении курса доллара или стоимости ак- ций), не порождает требований, подлежащих судебной защите.

5. Благодаря общему характеру норм гл. 58 ГК их действие распро- страняется не только на случаи организованного проведения азартных игр, но и на все прочие, с участием любых субъектов и происходящие в любой обстановке (пари с коллегой по работе, игра в карты на деньги с попутчиками в купе поезда и т.п.). Специальные же нормы, посвя- щенные азартным играм2, предусматривают и специальные требования к субъектам соответствующих правоотношений.

Так, участник азартной игры определен как физическое лицо, достиг- шее возраста 18 лет.

Организатор азартной игры – это юридическое лицо, получившее либо разрешение на деятельность по организации и проведению азартных игр (например, открытие казино или зала игровых автоматов) на тер- ритории игорной зоны, либо лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Букмекерские конторы и тотализаторы при наличии лицензии могут осуществлять свою деятельность и вне специальных игорных зон.

Отдельные нормы действуют в отношении лотерей3. В настоящее время в России запрещены все частные, региональные государственные и муниципальные лотереи. С 1 июля 2014 г. возможно проведение только всероссийских государственных и международных лотерей. Организа- тором лотереи выступает федеральный орган исполнительной власти,

 

1 См. Закон о РЦБ, Закон об организованных торгах.

2 См., в частности, Закон о регулировании деятельности по организации и прове- дению азартных игр.

3 См. Закон о лотереях.


 

уполномоченный Правительством РФ в установленном порядке на прове- дение лотереи. Для проведения лотереи организатор лотереи привлекает на конкурсной основе юридическое лицо – оператора лотереи.

Согласно п. 1 ст. 1063 ГК отношения между организаторами осно- ванных на риске игр и участниками таких игр, а также между оператора- ми лотерей и участниками лотерей регулируются законами и основаны на договоре.

Договор между участником и организатором игр (оператором лотереи) имеет специфическую особенность: будучи заключенным, он не по- рождает сразу же основного обязательства, ради которого заключается (о выплате выигрыша). Покупка лотерейного билета или сделанная в казино ставка не дают права требовать выплаты выигрыша. Более того, вероятность возникновения права на выигрыш достаточно мала. Право на выигрыш возникает только при наступлении определенных условий, установленных договором. Соответственно, такой договор можно квалифицировать как сделку, совершенную под отлагательным условием (п. 1 ст. 157 ГК). Впрочем, данное утверждение небесспорно: есть, например, мнение, что в действительности это обязательства из односторонних действий наподобие публичного обещания награ- ды. В законе, однако, речь идет именно о договоре (см., например, п. 2 ст. 1063 ГК); «договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лоте- рейным билетом» (п. 1 ст. 2 Закона о лотереях).

Форма такого договора может быть различной. Помимо документа в бумажном или электронном виде (квитанция, билет, электронный лотерейный билет и др.) о заключении договора может свидетель- ствовать совершение конклюдентных действий (в том числе в сети

«Интернет»): от опускания монеты в приемник игрового автомата до заполнения форм на лотерейном сайте.

Договор между участником и организатором игр (лотерей) всегда но- сит алеаторный (рисковый) характер, поскольку выигрыш или проигрыш зависят от случайных факторов, которые стороны не контролируют.

Данный договор – возмездный, так как участники игр вносят плату за участие в них в виде ставок, цены лотерейного билета и т.п. (На все- возможные розыгрыши призов, например, между покупателями мага- зина, нормы о лотереях с 1 июля 2014 г. не распространяются.)

Преимущественно этот договор можно квалифицировать как реаль- ный (до момента, когда сделана ставка или куплен лотерейный билет, стороны вряд ли могут требовать исполнения). Хотя условия игры или


 

лотереи могут предусматривать и заключение консенсуального договора, однако требовать его исполнения в судебном порядке сможет только одна сторона (участник игр) и только в ограниченном числе случаев (в частности, согласно п. 5 ст. 1063 ГК).

В зависимости от вида игр договор может быть односторонне обязы- вающим (лотерея, ставка в букмекерской конторе и т.п.) либо двусторонне обязывающим (например, при карточной игре, когда стороны обязуются придерживаться определенных правил).

В абсолютном большинстве своих разновидностей данный договор является договором присоединения ( ст. 428 ГК). Приобретая лотерейный билет или делая ставку в букмекерской конторе, игрок принимает стандартные условия договора.

В соответствии с п. 3 ст. 1063 ГК предложение о заключении до- говора между участником и организатором игр (оператором лотереи) должно включать условия:

о сроке проведения игр;

о порядке определения выигрыша;

о размере выигрыша.

Эти условия можно считать существенными для данного вида дого- вора. Срок выплаты выигрыша существенным условием не является: если данный срок не указан, выплата производится не позднее 10 дней с момента определения результатов игр (п. 4 ст. 1063 ГК), если законом не установлен иной срок. Иные сроки установлены, например, для ло- терей: в зависимости от вида лотереи и размера выигрыша они варьи- руются от «в момент определения выигрышного лотерейного билета» до «не позднее чем в 30-дневный срок после проведения соответству- ющего тиража или предъявления выигрышного лотерейного билета»1. Требование участника игр о выплате выигрыша и возмещении убыт- ков, вызванных неисполнением организатором игр или оператором ло- тереи обязанности выплатить выигрыш, входит в число установленных

законом исключений, подлежащих судебной защите (п. 5 ст. 1063 ГК). Если же игры не состоялись или срок их проведения был изменен,

участник игр также может требовать возмещения убытков, но только в части понесенного реального ущерба. Взыскание упущенной выгоды в виде неполученного выигрыша в данной ситуации невозможно, пос- кольку обязанность по выплате выигрыша у организатора игр не может возникнуть без их проведения.

 

 

1 См. ст. 20 Закона о лотереях.


 

Глава 55 МУНИЦИПАЛЬНЫЕ

И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ

1. К муниципальным и государственным контрактам относятся раз- личные гражданско-правовые договоры (поставки, подряда, возмезд- ного оказания услуг, аренды и др.), заказчиком в которых от имени Рос- сийской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступает государственный или муниципальный орган, а также бюджетное учреждение, для которых установлен специальный порядок заключения путем проведения процедуры закупок.

Особенности заключения, исполнения и ответственности по та- ким контрактам установлены Законом о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, а также законодатель- ством о защите добросовестной конкуренции (антимонопольным законодательством)1. Публично е п р о в е д е н и е з а ку п о к н а п р ав л е н о н а о б е с - печение контроля процесса закупок с целью эффективного расходования бюджетных средств, а это невозможно при отсутствии добросовестной конкуренции. Антимонопольное законодательство как раз и направ- лено на борьбу с недобросовестной конкуренцией и коррупцией.

На момент принятия части второй ГК законодательство о кон- трактной системе отсутствовало, поэтому в Кодекс были включе- ны отдельные параграфы о поставках товаров (ст. 525–534), а так- же о подряде (ст. 763–768) для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время положения этих параграфов фактически не применяются, а закон устанавливает одинаковые правила для любых гражданско-правововых договоров, заключаемых для государственных и муниципальных нужд.

Одним из основных начал гражданского законодательства, как из- вестно, является принцип свободы договора, однако применительно к го- сударственным и муниципальным контрактам он существенно ограничен. Такие ограничения касаются не только выбора заказчиком контрагента,

 

1 Закон о защите конкуренции.


 

но и определения содержания договора. Кроме того, существует система планирования закупок для государственных и муниципальных нужд.

2. Для обеспечения возможности мониторинга проводимых закупок создана единая информационная система в сфере закупок: все сведения о закупках публикуются в сети «Интернет» на официальном сайте 1.

По общему правилу процесс заключения контракта начинается с размещения самим заказчиком или привлеченной им организацией извещения об осуществлении закупки. Завершается закупка публикаци- ей информации об исполнении контракта как со стороны победителя, так и со стороны заказчика, а также о применении мер гражданско- правовой ответственности.

Закон о контрактной системе в сфере государственных и муници- пальных закупок допускает организацию электронного документообо- рота между участниками закупки. Электронные документы – извеще- ние о закупке, документация закупки, заявки участников, протоколы определения победителя, сами контракты должны быть подписаны усиленной электронной подписью.

3. Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять планирование закупок. Для этого перед началом финансового года они составляют и публикуют планы закупок и планы-графики закупок. Заказчик при формировании указанных планов не может действовать произвольно, а должен обосновать закупку, в частности ее объект, начальную (максимальную) стоимость контракта, дополнительные требования к участникам закупки.

Заказчик также определяет требования к закупаемым товарам, ра- ботам, услугам. Имеются в виду требования к количеству, потреби- тельским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить госу- дарственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

Руководство процессом закупки осуществляет специально созда- ваемая заказчиком комиссия.

4. Заказчики при осуществлении закупок могут использовать конку- рентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполните- лей) или осуществлять закупки у единственного поставщика (подряд- чика, исполнителя).

 

1 С 1 января 2016 г. информация о закупках размещается на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: zakupki.gov.ru.


 

Закон выделяет несколько конкурентных способов определения постав- щиков (подрядчиков, исполнителей): конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Закупка у единственного поставщика допускается в исключительных случаях.

Для участия в закупке заинтересованные лица подают заявку, тре- бования к которой сформулированы заказчиком.

Конкурс проводится тогда, когда необходимо, чтобы сами участники предложили ряд условий контракта (например, разработали дизайн- проект, макет, образцы товара), а победителем признается участник, предложивший лучшие условия контракта. Такая процедура подходит для случаев, когда сам заказчик не может определить все характерис- тики предмета контракта.

Победителем аукциона признается участник закупки, предложив- ший наименьшую цену контракта.

При подведении итогов процедуры закупки комиссия по осущест- влению закупки оценивает каждую заявку на предмет соответствия критериям, указанным в документации закупки. По итогам рас- смотрения заявке каждого из участников присваивается порядковый номер. Участник, заявке которого присвоен первый номер, призна- ется победителем. Ему принадлежит право на заключение контракта. Однако если такой участник уклонится от заключения контракта, то контракт заключается с тем участником, заявке которого присвоен второй номер.

В результате контракт заключается с участником, признанным побе- дителем, на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложе- нием такого участника закупки. После подписания сторонами контракт публикуется на том же сайте.

5. В ходе конкурентной процедуры закупки участники соревнуют- ся между собой, предлагая условия, на которых они готовы заключить и исполнить контракт. К таким условиям в соответствии с извещением и документацией закупки могут быть отнесены: 1) цена; 2) расходы на экс- плуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) ка- чественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Кроме того, заказчик вправе установить следующие требования к поставщику (исполнителю): 1) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов; 2) опыт работы, связанный с предметом конт- ракта, деловая репутация; 3) наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.


 

В документации закупки установлена начальная (максимальная) цена контракта. Такая цена определяется и обосновывается заказчиком путем применения специальных методов, указанных в законе (ст. 22 Закона о контрактной системе в сфере государственных и муници- пальных закупок).

Одним из приемов недобросовестной конкуренции со стороны участ- ников закупки является установление чрезмерно низкой цены контракта (демпинговые цены). Если участник конкурса или аукциона предлагает цену, которая на 25% или более ниже начальной, то применяются антидемпинговые меры в соответствии со ст. 37 Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок. Эти меры также направлены на защиту добросовестной конкуренции.

6. Ограничение принципа свободы договора затрагивает и опреде- ление содержания контрактов – ряд условий, которые ГК не называет существенными для определенных гражданско-правовых договоров, являются необходимыми для государственных и муниципальных кон- трактов. Например, существенными для договора поставки по общему правилу являются условия о предмете и о сроках поставки товара. В слу- чае заключения договора поставки для государственных или муници- пальных нужд этих условий недостаточно.

Обязательными условиями контрактов являются положения об от- ветственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, при этом в обязанности заказчика при наличии оснований для наступления гражданско-правовой ответственности исполнителя входит взыскание с него неустойки и (или) штрафа.

В содержание контракта также обязательно включаются условия о порядке и сроках оплаты, о порядке и сроках осуществления заказ- чиком приемки, о способе обеспечения исполнения контракта, могут быть указаны и другие условия.

При заключении и исполнении обычных гражданско-правовых договоров стороны могут по соглашению использовать определен- ные способы обеспечения исполнения обязательств (задаток, залог, банковскую гарантию). Законодательство о контрактной системе устанавливает обязанность по установлению в контракте обеспечи- тельных мер.

Заявка каждого участника до момента определения победителя, а после определения победителя каждый контракт должны быть обеспе- чены определенными гарантиями со стороны участников закупки и по- бедителя. Закон устанавливает способы обеспечения заявки, а после определения победителя закупки – способы обеспечения исполнения


 

контракта. Для этого сначала на всех участников, а затем на победителя закупки возлагается обязанность по внесению на счет заказчика денежной суммы, размер которой определяется документацией о закупке (от 5 до 30% начальной цены контракта). До внесения суммы обеспечения заявка участника не рассматривается, а после определения победителя до внесения обеспечения исполнения контракт не может быть заклю- чен. Сумма обеспечения может быть возвращена исполнителю толь- ко после надлежащего исполнения своих обязательств по контракту. Вместо внесения денежной суммы может использоваться банковская гарантия, выданная с соблюдением требований закона.

7. Стороны контракта существенно ограничены в возможности его изменения и расторжения, в том числе по соглашению сторон. Изменение контрактов допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, а их расторжение допускается по основаниям, установленным гражданским законодательством, если в контракте предусмотрена возможность одностороннего отказа от его исполнения.

8. В случае нарушения законодательства о контрактной системе со стороны участников закупки сведения о таких лицах вносятся в ре- естр недобросовестных поставщиков. В него включается информация об участниках закупок, необоснованно уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Информация в реестр недобросовестных поставщиков вносится на два года.

9. Для защиты прав заинтересованных лиц установлен как судеб- ный, так и внесудебный порядок. Участники закупок, а также осу- ществляющие общественный контроль общественные объединения вправе обращаться с жалобами в органы федеральной антимонопольной службы в случае нарушения процедуры проведения закупок. Требования к жалобе установлены ст. 105 Закона о контрактной системе в сфере государст- венных и муниципальных закупок. Отсутствие в жалобе каких-либо реквизитов, предусмотренных указанной статьей Закона, является основанием для ее возвращения заявителю без рассмотрения. Подача жалобы не препятствует обращению в суд. Защита в судебном порядке производится независимо от обращения с жалобой в органы антимо- нопольной службы.

Помимо Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок действует Закон о закупках товаров, работ,


 

услуг отдельными видами юридических лиц. Он устанавливает об- щие принципы и основные требования закупки товаров, работ услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставных капиталах которых доля Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального обра- зования в совокупности превышает 50%, а также некоторыми иными юридическими лицами. Правила обоих законов во многом схожи, а информация о закупках также размещается в Единой информаци- онной системе закупок.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.042 с.)