Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, А также должностными лицами этих органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, А также должностными лицами этих органов



1. В соответствии со ст. 53 Конституции каждый имеет право на воз-

мещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должност- ных лиц. В гражданском законодательстве данное правило детализи- руется, сфера его применения расширена.

Особенности данного вида обязательств обусловлены особыми субъектами ответственности – ими являются органы публичной влас- ти или обладающие властными полномочиями должностные лица этих органов. К органам государственной власти (федеральной и субъектов Федерации) относятся органы всех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной. Муниципальные органы также наделены властными полномочиями и несут ответственность в соответствии с рассматриваемыми правилами.

Общее правило деликтной ответственности публичных образований заключается в следующем: вред, причиненный гражданину или юридичес-

Кому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих ор- ганов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны (ст. 1069 ГК).

2. Состав условий гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публичной властью, отличается от конструкции гене- рального деликта следующими особенностями характера противоправ- ности действий (бездействия) органов власти:

а) противоправность выражается в незаконности акта или иного про-

явления власти;

б) бремя доказывания противоправности действий публичной власти лежит на потерпевшем.

Поскольку акты органов публичной власти предполагаются закон- ными, для возникновения ответственности необходимо судебное при- знание этих актов недействительными. Такое признание может быть как предварительным (общее правило), так и полученным судом не- посредственно при рассмотрении иска о возмещении вреда. «Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государс- твенного органа – незаконным, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). В названном случае суд оце-


 

нивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда»1.

Под действием органов власти понимаются правовые акты, пос- тановления, приказы и т.д., бездействие выражается в неисполнении органами и должностными лицами возложенных на них обязанностей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ОРГАНАМИ СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА

1. Ответственность органов следствия, прокуратуры и суда за при- чиненный гражданам вред по существу является особой разновидностью рассмотренного в предыдущем параграфе деликтного обязательства государственных властных органов и должностных лиц.

2. Обязательство вследствие причинения вреда незаконными дейст- виями органов следствия, прокуратуры и суда имеет существенные особенности (ст. 1070 ГК), отличающие это обязательство как от юри- дической конструкции генерального деликта, так и от правил об об- щей ответственности государственных органов и должностных лиц2. Указанные отличия сводятся к следующему.

Во-первых, закон в данном деликте ограничил состав причинителей

вреда, ограничив его только правоохранительными и судебными органами.

Во-вторых, потерпевшим в данном виде обязательств может быть

Исключительно гражданин.

В-третьих, четко и исчерпывающе определены конкретные случаи незаконных вредоносных действий:

1) незаконное осуждение;

2) незаконное привлечение к уголовной ответственности;

3) незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;

4) незаконное привлечение к административной ответственности в виде административного ареста. Подобный порядок гражданско-правовой от- ветственности распространяется и на вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответс- твенности в виде административного приостановления деятельности3.

 

1 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31 мая 2011 г. № 145.

2 См. также Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

3 В этой связи представляется важной позиция Конституционного Суда РФ: «При- знать пункт 1 статьи 1070 и абзац третий статьи 1100 ГК Российской Федерации во вза-


 

В-четвертых, незаконность действий правоохранительных органов, причинивших вред гражданину, должна быть доказана вступившим в силу оправдательным приговором, прекращением уголовного или адми- нистративного дела по реабилитирующим потерпевшего основаниям.

В-пятых, ответственность правоохранительных органов выражается в возмещении вреда в полном объеме, независимо от вины должност- ных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, кроме случаев причинения вреда при осуществлении правосу- дия, где условием ответственности служит установленная вступившим в силу приговором вина судьи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.005 с.)