Индивидуальных предпринимателей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальных предпринимателей.



6. Основная обязанность правообладателя – передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную


 

информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, свя- занным с осуществлением этих прав.

Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, на правообладателя также возлагаются обязанности:

• обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования исключительных прав;

• оказывать пользователю постоянное техническое и консульта- тивное содействие;

• контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых пользователем.

7. Условно обязанности пользователя можно разделить на обязан- ность по уплате вознаграждения и обязанность по обеспечению над- лежащего использования комплекса прав.

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может вы- плачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст. 1030 ГК).

Разовый (иногда именуется как паушальный) платеж позволяет правообладателю единовременно получить вознаграждение за исполь- зование комплекса прав. Иногда такой платеж служит своеобразным подтверждением серьезности намерений пользователя – внеся ука- занную сумму, он уже не будет заинтересован отказаться от договора в ближайшей перспективе.

Периодические платежи (иногда именуются также «роялти») более характерны для интеллектуального права, с которым данный договор достаточно тесно связан. Такие платежи дают пользователю возмож- ность получить определенную рассрочку выплат. Кроме того, обус- ловленность выплат продолжительностью срока действия договора поддерживает стабильность отношений – ни одна из сторон не за- интересована в досрочном прекращении договора. Зачастую именно периодические платежи ставятся в зависимость от выручки или годо- вого оборота продукции.

Иногда правообладатель устанавливает рекомендованную цену на продукцию, позволяя пользователю самому устанавливать допол- нительную наценку, которая и будет давать ему необходимый эконо- мический эффект.


 

Помимо обязанности по выплате вознаграждения, договором ком- мерческой концессии на пользователя могут быть возложены следую- щие обязанности (ст.1032 ГК):

• использовать предоставленный по договору комплекс прав ука- занным в договоре образом;

• обеспечивать соответствие качества производимых им товаров (работ, услуг) качеству аналогичных товаров, работ или услуг, произ- водимых непосредственно правообладателем;

• соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий исполь- зования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внут- реннего оформления коммерческих помещений, используемых пользо- вателем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

• оказывать потребителям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать непосредственно у правообладателя;

• не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

• предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

• информировать потребителя о том, что он не является непосред- ственно правообладателем, но использует комплекс прав по договору коммерческой концессии.

Основная цель – сделать так, чтобы потребители одинаково ком- фортно чувствовали себя, получая товар или услугу как непосред- ственно у правообладателя, так и у пользователя.

Правообладатель обычно предъявляет очень жесткие требования к оформлению помещений, одежде и обучению персонала пользова- теля. В случае, если ожидания потребителей не оправдаются, от этого пострадает в первую очередь репутация самого правообладателя, его

«бренд» может потерять свою узнаваемость, рыночная стоимость «брен- да» может снизиться. Потребитель может спроецировать негативный опыт, полученный у одного из пользователей, на самого правооблада- теля и других пользователей, работающих по договорам коммерческой концессии с этим правообладателем. Тот факт, что услуга оказана не самим правообладателем, будет не столь важным.

8. Договор коммерческой концессии содержит необычные для рос- сийского права условия об ограничении прав сторон на заключение аналогичных договоров с иными лицами (конкурентами).


 

Для правообладателя может быть установлено ограничение в виде обязанности не заключать договоры, дающие право иным лицам ис- пользовать комплекс прав, аналогичный переданному по договору коммерческой концессии, на закрепленной за пользователем терри- тории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.

Для пользователя договором могут быть установлены следующие ограничения:

• не конкурировать с правообладателем на территории, на кото- рую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

• не заключать аналогичные договоры с конкурентами правооб- ладателя;

• не осуществлять реализацию аналогичных товаров (работ, услуг) с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей.

Дополнительно договор может содержать следующие обязанности пользователя, связанные с ограничением его прав:

• обязанность реализовывать товары (работы, услуги) по установ- ленным правообладателем ценам;

• обязанность продавать товары (работы, услуги) исключительно в пределах определенной территории;

• обязанность согласовывать с правообладателем место располо- жения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их вне- шнее и внутреннее оформление.

Вместе с тем ничтожными будут условия договора, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно потребителям, проживающим на оп- ределенной территории. В противном случае указанное условие носило бы дискриминационный характер, а также противоречило бы условиям о публичном характере договоров, заключаемых с потребителями.

Специфический характер ограничений, предусмотренных договором коммерческой концессии, во многом обусловлен его тесной связью с интеллектуальными правами. Основным интеллектуальным правом, участвующим в гражданском обороте, является исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуа- лизации (ст. 1229 ГК). Исторически исключительное право возникло


 

как узаконенная монополия правообладателя по использованию резуль- тата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Однако исходя из того, что проекция указанной монополии на договор коммерческой концессии может привести к злоупотреблениям со сто- роны правообладателя и ухудшению положения потребителей, анти- монопольный орган или иное заинтересованное лицо могут обратиться в суд с требованием признать отдельные условия договора коммерческой концессии недействительными, если эти условия с учетом состояния соот- ветствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству (п. 3 ст. 1033 ГК).

Необходимостью защиты прав потребителей товаров, работ и услуг по договору коммерческой концессии продиктовано и намерение зако- нодателя возложить на правообладателя субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст. 1034 ГК).

В случае, если пользователь является производителем товаров, то от- ветственность правообладателя становится еще строже и носит соли- дарный характер. Указанная мера является логичным продолжением обязанности правообладателя контролировать пользователя.

9. Наряду с договором коммерческой концессии ГК содержит ука- зание на его «младшего брата» – договор коммерческой субконцессии (ст. 1029).

Пользователь по договору коммерческой концессии в договоре субконцесии становится правообладателем, а вторичный пользова- тель – субконцессионером.

Особенностью договора коммерческой концессии является то, что правообладатель может установить обязанность для пользователя заклю- чить определенное количество договоров субконцессии. Правообладатель, таким образом, имеет возможность создать еще более развитую сеть пользователей и повысить свою узнаваемость.

Естественно, исходя из принципа невозможности передать прав больше, чем имеешь сам, на договор субконцессии распространя- ются все ограничения, предусмотренные «старшим» договором. Так, договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на бо- лее длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на ос- новании которого он заключается. Производный характер договора субконцессии приводит и к тому, что в случае признания основного договора недействительным недействительными станут заключенные на основании него договоры коммерческой субконцессии.

Однако при досрочном расторжении основного договора и пре- кращении прав у основного пользователя пользователь по вторичному


договору может свое право сохранить, условно говоря, «заняв место» пользователя по основному договору (если иное не предусмотрено основным договором коммерческой концессии).

Как и в других договорах, к исполнению которых привлекаются третьи лица, перед правообладателем за действия вторичных пользо- вателей ответственность несет пользователь по основному договору. Ответственность его носит субсидиарный характер.

10. Принимая во внимание, что пользователь может понести зна- чительные расходы по оборудованию помещений, торговых залов, ин- терьеров, обучению и подготовке персонала в соответствии с жесткими требованиями правообладателя, закон дает пользователю, надлежащим образом исполнявшему свои обязанности по договору, преимуществен- ное право на заключение договора коммерческой концессии на новый срок (ст. 1035 ГК).

При этом, в отличие, например, от договора аренды, договор ком- мерческой концессии не пролонгируется на прежних условиях. Условия нового договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Если же правообладатель отказался заключать с пользователем дого- вор коммерческой концессии на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил такой же договор коммер- ческой концессии с другим лицом, прежний пользователь вправе пот- ребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отка- зом возобновить с ним договор коммерческой концессии, или только возмещения таких убытков.

11. Изменение договора коммерческой концессии производится по об- щим основаниям изменения и расторжения договоров, предусмотрен- ным гл. 29 ГК. При этом учитывая, что предоставление права подлежит государственной регистрации, в случае, если условия использования комплекса прав будут изменены, может возникнуть необходимость зарегистрировать такие изменения (ст. 1036 ГК). Например, пользова- тель будет использовать не два, как было ранее, а пять товарных знаков, принадлежащих правообладателю. В этом случае необходимо зарегист- рировать изменения в части предоставления права использования трех новых товарных знаков.

При изменении правообладателем коммерческого обозначения, входящего в комплекс исключительных прав, предоставленных пользо- вателю по договору коммерческой концессии, этот договор продолжает действовать в отношении нового коммерческого обозначения право- обладателя, если пользователь не потребует расторжения договора


 

и возмещения убытков (ст. 1039 ГК). Если же договор продолжит дейс- твовать, пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

Закон исходит из необходимости стабильности отношений сторон по договору коммерческой концессии, поэтому при перемене сторон договор сохранится (ст. 1038 ГК).

Так, переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключитель- ных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву.

В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии могут перейти к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия на- следства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринима- теля. В противном случае договор прекращается. Осуществление прав и исполнение обязанностей умершего правообладателя до принятия наследником этих прав и обязанностей совершаются управляющим, назначаемым нотариусом.

12. Закон дает сторонам достаточно редкую для коммерческих до- говоров возможность в любое время расторгнуть договор, заключен- ный без ограничения срока его действия, уведомив другую сторону не позднее чем за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

Если же договор содержит условие об уплате отступного, то такой договор может быть прекращен и в более короткий срок – 30 дней с мо- мента направления уведомления. Стоит заметить, что это условие распро- страняется и на договоры, в которых срок действия указан изначально.

Правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от ис- полнения договора в случае существенного нарушения договора поль- зователем, а именно:

• нарушение пользователем условий договора о качестве произво- димых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

• грубое нарушение пользователем инструкций и указаний пра- вообладателя;

• нарушение пользователем обязанности выплатить правооблада- телю вознаграждение в установленный договором срок.

При этом пользователю предоставляется срок на устранение выяв- ленного нарушения. Правообладатель сможет отказаться от договора


 

только в случае, если пользователь после направления ему правооблада- телем письменного требования об устранении нарушения не устранил его в разумный срок или вновь совершил такое нарушение в течение одного года с даты направления ему указанного требования.

Пользователь будет иметь возможность отказаться от договора в сле- дующих случаях:

• если прекратится принадлежавшее правообладателю право на то- варный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предостав- ленных пользователю по договору коммерческой концессии, без заме- ны прекратившегося права новым аналогичным правом;

• если прекратится исключительное право, пользование которым предоставлено по договору. Если по договору были переданы иные права, он сохранит действие, однако пользователь будет иметь возможность отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

Основанием прекращения договора коммерческой концессии так- же является признание любой из сторон договора несостоятельной (банкротом).

При досрочном прекращении договора, так же как и при его из- менении, требуется государственная регистрация прекращения пре- доставления права (либо регистрация перевода права на иное лицо, например на субконцессионера).


 

Глава 53



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.021 с.)