Глава 42 договор возмездного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 42 договор возмездного



ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

1. Договор возмездного оказания услуг представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оп- латить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК).

При характеристике обязательства, порождаемого данным догово-

ром, ключевым является понятие услуги.

В первую очередь необходимо отметить, что понятие «услуга» с точки зрения гражданского законодательства и доктрины лишь от- части совпадает с общераспространенным значением слова «услуга». Причем, даже среди юристов понятие «услуга» понимается по-разно- му. Так, широкое распространение имеют «государственные услуги» (чаще их именуют «госуслуги»). Имеются в виду услуги, оказывае- мые в электронной форме, связанные с регистрацией брака, уплатой штрафов ГИБДД, уплатой налогов, получением паспорта и т.д. и т.п. Гражданское право такого рода отношения не регулирует, поскольку они находятся за пределами предмета гражданско-правового регулирова- ния (они основаны на властном подчинении одной стороны другой). Понятие «сфера обслуживания» также не совпадает с кругом услуг, оказание которых регулируется гражданским законодательством. Так, под сферой обслуживания нередко понимаются отношения, различающиеся по предмету, содержанию и т.д. В эту сферу часто включают отношения розничной купли-продажи, жилищного найма, бытового подряда и др.

При рассмотрении договора возмездного оказания услуг необхо- димо исходить из следующего понятия услуги: следуя «букве закона»


 

(ст. 779 ГК), оказание услуги – это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Услуга есть понятие родовое – различные виды услуг оказываются разными субъектами (исполнителями, услугодателями) для удовлетворения разнообраз- ных потребностей разных категорий заказчиков (потребителей услуг, услугополучателей). Существо соответствующих видов деятельности также отличается – выражается в различных видах действий или разных видах деятельности. В частности, этим понятием охватываются услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и др. (перечень не закрытый) (п. 2 ст. 779 ГК).

Все перечисленные (и другие) разнообразные виды действий/ деятельности объединяются в одну группу объектов гражданских прав – услуги, потому что, во-первых, при оказании услуг результат действий (деятельности) неотделим от самих действий (деятельности). Например, присмотр за детьми или больными гражданами (уход за ними) может выражаться только в самих действиях по присмотру (уходу) и не может иметь результат, отделимый от таких действий. Этим услуга (оказание услуги) отличается от работы (выполнения работы). По договору подряда подрядчик обязуется (1) выполнить определенную работу (предположим, по созданию вещи) и (2) сдать ее результат (в данном случае – вещь) заказчику (п. 1 ст. 702 ГК). При оказании услуг ничего передавать заказчику не требуется, поскольку результат действий воплощается в самих действиях, он неотделим от этих действий. Например, результат действий парикмахера (при- ческа) не существует отдельно от его действий, необходимых для достижения этого результата.

Во-вторых, услуга не имеет овеществленного результата. Напри- мер, в результате оказания информационных услуг заказчик получает определенные сведения (информацию), при этом овеществленного результата нет. Даже если соответствующие сведения изложены, пред- положим, на бумажном носителе, объектом правоотношения является информационная услуга (предоставление сведений/информации), а не передача документа (заключения, справки и т.п.), в котором из- ложены соответствующие сведения.

Иногда в качестве признака услуги указывается также то обсто- ятельство, что по общему правилу исполнитель не может гаранти- ровать достижение желаемого результата услуги. Так, при оказании медицинских услуг даже при совершении всех необходимых действий выздоровление отнюдь не гарантировано.


 

2. Правовое регулирование отношений, возникающих по поводу оказания услуг, осуществляется многочисленными нормативными актами.

Самые общие правила содержатся в ст. 779–783, образующих гл. 39 ГК. Они довольно лаконичны. В целом же регулирование отношений характеризуется дифференцированным подходом: различные услуги оказываются в соответствии с правилами, содержащимися в разных нормативных актах. В п. 2 ст. 779 ГК предусмотрено, что нормы о до- говоре возмездного оказания услуг (ст. 779–783 ГК) распространяются на договоры оказания услуг связи, медицинские ветеринарные и другие (уже называвшиеся) услуги. Однако обстоятельное регулирование соответствующих отношений главным образом осуществляется не ха- рактеризуемыми общими правилами ГК, но специальным законодатель- ством. Например, законодательство об оказании медицинских услуг является весьма «разветвленным».

Кроме того, к отношениям по поводу возмездного оказания ус- луг применяются (1) общие положения о подряде (ст. 702–729 ГК) и (2) правила о бытовом подряде (ст. 730–739 ГК), при условии, что такое применение не противоречит специальным нормам о возмездном оказании услуг (ст. 779–782 ГК), а также указывавшимся особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК).

3. Значение общих правил об оказании услуг, содержащихся в гл. 39 ГК, заключается в том, что они являются основополагающими при регули- ровании соответствующих отношений. Учитывая, что регулирование отношений, возникающих по поводу оказания услуг, осуществляется дифференцированно – многочисленными актами, распространяю- щими свое действие на разные виды услуг, указанные общие правила можно квалифицировать в качестве системообразующих. Они лежат в основе специальных норм об отдельных видах услуг.

4. Многие виды услуг оказываются в соответствии со специаль- ными нормами Гражданского кодекса, образующими отдельные инс- титуты гражданского права (например, договор поручения). Иногда отдельные правила о некоторых услугах формулируются законом при конструировании норм, регулирующих иные отношения (напри- мер, выполнение работ по договору подряда). В таких случаях в силу того, что регулирование однородных отношений осуществляется системой норм соответствующего института гражданского права или вследствие «вмонтированности» правил об услугах в систему иных норм, применение общих правил об услугах становится излишним. Тем более что они так или иначе во всех указанных случаях учтены.


 

Поэтому закон (п. 2 ст. 779 ГК) предусматривает, что общие прави- ла об оказании услуг не применяются к отношениям из следующих договоров:

• подряда (гл. 37);

• выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38);

• перевозки (гл. 40);

• транспортной экспедиции (гл. 41);

• банковского вклада (гл. 44);

• банковского счета (гл. 45);

• хранения (гл. 47);

• поручения (гл. 49);

• комиссии (гл. 51);

• доверительного управления имуществом (гл 53).

Они также не действуют при применении норм о расчетах (гл. 46 ГК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.006 с.)