Общая характеристика, значение и виды договоров перевозки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика, значение и виды договоров перевозки



1. Транспорт в любой стране – одна из важнейших отраслей эко-

номики, которая обеспечивает эффективность ее развития не только в целом, но и отдельных ее регионов. С помощью транспорта осу- ществляются перевозки грузов, пассажиров, багажа. Транспортная деятельность является видом предпринимательской деятельности.

2. Не существует единого транспортного договора как отдельного вида гражданско-правового обязательства1. В литературе высказаны различные мнения по вопросу существования системы «транспорт- ные договоры», «транспортные обязательства»2. Некоторые авторы выделяют в системе гражданско-правовых договорных обязательств самостоятельную группу транспортных договоров. При этом авторы используют различные критерии градации: субъектный состав – участие в договоре транспортной организации или индивидуаль- ного предпринимателя, осуществляющего транспортную деятель- ность; вид оказываемых услуг (перемещение с помощью транспор- тных средств груза, почты, пассажира, багажа); «направленность транспортных договорных обязательств»3. Другие авторы отрица- ют введение категории «транспортные договоры», мотивируя свою позицию тем, что «в сфере транспортной деятельности использу-

 

1 См., например: Залесский В.В. Глава X: Транспортные договоры // Гражданское право: Учебник / Под ред. В.В. Залесского. Ч. 2: Обязательственное право. М., 1998. С. 309.

2 Транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и ба- гажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с пере- возкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом (см.: Валеев Д.Х. Глава 41: Перевозка и иные транспортные обязательства // Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. Т. 2. М., 2010. С. 511).

3 См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебник. М., 2005. С. 11.


 

ются самые разные договоры и типы и виды гражданско-правовых обязательств»1.

3. Транспортные договоры – это соглашения, заключаемые в целях организации, обеспечения и осуществления перевозок грузов, почты, пассажиров и багажа2. Понятие «транспортные договоры» шире поня- тия «договоры перевозки». В системе договорных гражданско-правовых обязательств по возмездному оказанию услуг как самостоятельный вид выделяются обязательства из договоров перевозки (гл. 40 ГК).

Договоры перевозки как обобщающее понятие могут быть определе- ны как система соглашений о перевозке за плату различными видами транспорта общего пользования грузов, почты, пассажиров, багажа и грузобагажа.

Следует учитывать то обстоятельство, что законодательное регули- рование отношений по оказанию услуг перевозки, отношений по обес- печению заключения и исполнения договоров перевозки происходит только в том случае, если перевозка как услуга осуществляется транс- портом общего пользования (п. 1 ст. 789 ГК) за плату. Соответственно, исключаются из рассматриваемой сферы отношения, возникающие в связи с перевозками различными видами транспорта для обеспе- чения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

4. Порядок заключения договора перевозки и законодательного регулирования возникающих отношений зависит от вида перевозки. Называя гл. 40 ГК «Перевозка», законодатель не формулирует легаль- ное определение данного понятия. В транспортных уставах и кодексах определяются только виды и разновидности перевозок (ст. 2 УЖТ, ст. 101 Воздушного кодекса, ст. 67, 68, 95, 160 КВВТ, ст. 2, 4, п. 1 ст. 115, ст. 1 УАТ).

5. П е р е в о з к а – вид предпринимательской деятельности3, в ходе которой перевозчик за плату осуществляет перемещение груза, почты,

 

1 См.: Витрянский В.В. Глава 43: Транспортные и экспедиционные обязательства // Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. II: Обязатель- ственное право. М., 2010. С. 675.

2 См. также определения и классификации транспортных договоров: Гречуха В.Н. Транспортное право России: Учебник для магистров. М., 2013. С. 98–102; Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебник. С. 13; Рузакова О.А. Гражданское право: Курс лекций. М., 2005. С. 428–429 и др.

3 Перевозочная деятельность – это деятельность, связанная с выполнением организа- ционных и технологических операций по безопасному перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным и другими видами транспорта, осуществляемая на основе договора или на других законных основаниях


 

пассажира, багажа из пункта отправления в пункт назначения с ис- пользованием транспортного средства. В российском законодательстве содержится формальный подход: транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве1  (п. 2 ст. 784 ГК) и имеют правовой режим транспорта общего пользования (ст. 789 ГК). Договор перевозки порождает обязательство по возмез- дному оказанию услуг, поскольку результат деятельности перевозчи- ка не имеет материального выражения, реализуется и потребляется в процессе осуществления этой деятельности.

6. Важнейшую особенность отношений по перевозкам грузов, пас- сажиров и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обязательств2. При этом наряду с обязательством по перевозке возникают договорные обяза- тельства иных видов. Такие обязательства возникают из договоров, обеспечивающих заключение и исполнение договора перевозки (транс- портные организационные договоры, договоры между перевозчиком и владельцем транспортных инфраструктур по оказанию услуг по ис- пользованию инфраструктуры для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа (см. ст. 2 УЖТ), договоры по возмездному ока- занию в процессе перевозки различного вида иных услуг, в том числе договоры транспортной экспедиции (ст. 801 ГК), договоры буксировки (ст. 88 КВВТ, ст. 225 КТМ) и др.

Договор перевозки может включать условия, содержащие элементы других договоров (подряда, хранения и др.), например, устанавливать обязанность перевозчика выполнить погрузочно-разгрузочные работы (ст. 9 УЖТ).

Глава 40 ГК предусматривает возможность заключения в сфере перевозочной деятельности следующих групп договоров.

Во-первых, договоры перевозки (договор перевозки груза, договор перевозки пассажиров и багажа) (п. 1 ст. 784, ст. 785, 786 ГК)3. В це-

 

и с соблюдением норм и правил законодательства о транспортной деятельности (см. ст. 3 Модельного закона о транспортной деятельности. Принят в г. Санкт-Петербурге Поста- новлением от 31 октября 2007 г. № 29-8 на 29-м пленарном заседании Межпарламент- ской Ассамблеей государств – участников СНГ).

1 См.: Мурзин Д.В. Глава 56: Транспортные договоры. Общие положения // Граж- данское право: Учебник. В 3 т. Т. 2 / Под общ. ред. С.А. Степанова. М.; Екатеринбург, 2011. С. 361.

2 См.: Витрянский В.В. Указ. соч. С. 674.

3 В гл. 40 ГК специально не выделяется договор перевозки почтовых отправлений. В качестве самостоятельного вида договора перевозки предусмотрена перевозка почто-


 

лях транспортировки грузов, пассажиров, багажа может заключаться договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК), который содержит в себе элементы договора аренды1.

Во-вторых, организационные договоры (договор об организации пе- ревозок, договор об организации работы по обеспечению перевозок, договор о прямом смешанном сообщении) (ст. 798, 799, 788 ГК). Могут заключаться и иные, не поименованные в ГК организационные дого- воры, например договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке2.

Специальное транспортное законодательство построено таким образом, что оно регулирует отношения по перевозкам различны- ми видами транспорта. Данное обстоятельство позволяет выделять договоры перевозки, осуществляемые транспортом: наземным (же- лезнодорожным, автомобильным, городским наземным электрическим), воздушным, водным (морским, внутренним водным транспортом Рос- сийской Федерации) (ст. 1 УЖТ, ст. 1 УАТ, ст. 32 Воздушного кодекса, ст. 2 КТМ, ст. 3 КВВТ).

В системе российского транспортного законодательства, которое будет рассмотрено ниже, нет действующих нормативных актов, регу- лирующих отношения по перевозкам пассажиров и их ручной клади внеуличными видами транспорта 3. К ним относят метрополитен, мо- норельсовый транспорт, подвесную канатную дорогу транспортную (канатная дорога), фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная). Приняты только различные подзаконные акты, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утверждающие правила перевозки пасса- жиров различными видами внеуличного транспорта, в частности, мет- рополитеном4. Перевозка на внеуличных видах транспорта предполагает

 

вых отправлений в транспортных уставах и кодексах (см., например, ст. 3 УЖТ, ст. 103 КВВТ, п. 3 ст. 102 и п. 2 ст. 103 Воздушного кодекса, Федеральный закон от 17 июля 1999 г.

№ 176-ФЗ «О почтовой связи»).

1 В настоящей главе не рассматривается договор фрахтования, поскольку он имеет свою специфику, обусловленную элементами договора аренды (см. также: Витрянский В.В. Указ. соч. С. 675; Майфат А.В. Глава 58: Транспортные договоры. Договор перевозки груза // Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 2 / Под общ. ред. С.А. Степанова. С. 377). 2 См. подробнее: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров.

М., 2011.

3 Планируется принятие федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта».

4 См., например, приказ Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга от 29 июня 1998 г. № 233 (ред. от 3 июня 2015 г.) «Об утверждении Правил пользования


 

заключение договора перевозки пассажира и его ручной клади конкретным видом внеуличного транспорта.

В зависимости от осуществления перевозки в пределах Российской Федерации либо за ее пределами различаются перевозки внутригосу- дарственные и международные 1.

В зависимости от количества перевозчиков, участвующих в перевозке по единому транспортному документу, разграничиваются перевозки местного сообщения, прямого сообщения и прямого смешанного (комби- нированного) сообщения.

Перевозки местного сообщения – перевозки в пределах территори- альных границ деятельности одной транспортной организации, осу- ществляемые по единому транспортному документу. Перевозки прямого сообщения – перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по единому транспортному до- кументу2. П е р е во з к и п р я м о г о с м е ш а нн о г о (к о м б и н и р ов а нн о г о) с оо б щ е н и я перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями различных видов транспорта, но по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 788 ГК). В сфере желез- нодорожного транспорта выделяются перевозки в непрямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Рос- сийской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида (ст. 2 УЖТ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.017 с.)