Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подготавливайте почву, чтобы стать ответом для ребенка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эффективная стратегия с альфа‑ребенком – пользоваться удобными моментами, когда ребенок вынужден зависеть от родителей, например, при обучении новому хобби или в поездках. Многие альфа‑дети отказываются выходить из дома, потому что это их «вотчина» или из‑за того, что их слишком явно об этом попросили. Если отвести их в новое место или занять какой‑то новой деятельностью вопреки протестам, можно сместить их с альфа‑позиции хотя бы временно, а у родителей появится возможность занять ведущую роль. Родители часто рассказывают, какие замечательные их дети в таких поездках и в какое уныние приводит возвращение их альфа‑черт, когда они приезжают домой. Чтобы приручить альфа‑ребенка, нужно время, продвижение вперед идет медленно. В качестве примера таких маленьких шагов приведу Нэнси с двойняшками. Она стала ходить с Джеймсом ловить лягушек. Он был в восторге от времени наедине с мамой и от новых знаний о своих любимых животных. Кроме того, Нэнси пользовалась зависимостью детей во время их болезни или каких‑то неприятностей. Уверенная забота в такие моменты способствовала развитию ощущения доверия к ней. Когда Нэнси нашла внутри себя альфа‑родителя, это было прекрасно и захватывающе. Она приходила ко мне в офис и рассказывала, как ей удавалось выходить из сложных ситуаций, спрашивала о том, что ей было непонятно и чему хотелось найти объяснение. Нэнси работала над возвращением себе законного места в жизни Джеймса и Сары путем занятия ведущей роли, а не с помощью каких‑то методик, запоминания формулировок или инструкций, либо использования подкупа, угроз или наказаний. То, что она нашла, было куда более убедительно и долговечно – в подростковом возрасте это тоже пригодится. Когда альфа‑инстинкты Нэнси пробудились, в ответ активировались инстинкты зависимости у двойняшек, которые начали выводить их на «орбиту» вокруг мамы. Она была удивлена, что, оказывается, это сидело у нее внутри. После того, как муж Нэнси стал свидетелем ее успеха, он также начал ходить на консультационные сессии, чтобы лучше понять детей и занять «водительское место» в их жизни. Наши шаги к правильным отношениям с детьми должны быть следующими: • ПРИЗНАТЬ, что РАБОТА над отношениями – это сфера нашей ответственности; • ПРИНЯТЬ на себя АЛЬФА ‑роль, взяв лидерство в свои руки и считывая потребности ребенка; • ДАВАТЬ больше запроса, чтобы наша забота утоляла жажду привязанности с избытком. Когда родители занимают свое законное место в жизни детей, это придает им ощущение собственного достоинства и помогает взрослеть. Они находят в себе уверенность, чтобы понять своих детей, силу, чтобы вести их за собой, и мужество, чтобы верить, что их заботы достаточно. Мы становимся незаменимыми, когда налаживаем с детьми танец правильных отношений.
6 Чувства и обиды: Сохраняя сердца детей мягкими
Сердце имеет свои основания, которых ум не знает. Блез Паскаль [133]
Клэр стояла в небольшой фотостудии в городе Оахака, в Мексике. Она разглядывала висевшие на стенах портреты маленьких детей – улыбавшихся, смеющихся, плачущих, хмурых, застенчиво отворачивающихся. Изображения каждого ребенка были расположены вокруг центральной фотографии так, что композиции выглядели как арт‑объекты. Клэр удивлялась, как кому‑то могло прийти в голову запечатлеть истерики и сопротивление, тогда как большинство родителей были бы рады вообще никогда с ними не сталкиваться. Она нашла владельца студии и спросила, зачем он сфотографировал детей в таких состояниях, и он ответил обыденно: «Эти портреты отражают все эмоции и грани жизни. Где‑то дети серьезные и задумчивые, где‑то счастливые, где‑то грустные. Es la vida – это жизнь». Клэр была поражена его объяснением: казалось, он нарушил табу или какую‑то неприкосновенную традицию, превратив раздражительность в форму искусства. Ей было интересно, кто родители этих детей и как они пришли к пониманию ценности эмоций, в том числе неприятных. Портреты произвели на Клэр неизгладимое впечатление. Что должны были сказать нам эти портреты о нашем отношении к детским эмоциям и о стремлении к счастью? Почему те родители не были озабочены тем, как успокоить детей, почему они относились с уважением к их бурным проявлениям? Клэр подумала, что этим детям повезло иметь таких родителей, которые хотят помочь им научиться языку сердца. Эти портреты воплощали собой то, что нужно каждому ребенку, – охрану их уязвимых чувств и мягких сердец.
Эмоциональная жизнь маленьких детей
Будучи существами эмоциональными, маленькие дети предсказуемо непредсказуемы. У каждого из них огромный эмоциональный мир, но так мало слов, чтобы описать его. Они полны эмоций, но не имеют средств для ее контроля. Они улавливают эмоции других людей, но не понимают свои собственные. У них есть благие намерения вести себя хорошо, которые теряются в интенсивности эмоциональных переживаний. Они выражают эмоции неуравновешенно, выходя за всякие разумные границы. Родители любого раздраженного или сопротивляющегося маленького ребенка охотно подтвердят, что он эмоционально незрел. Например, когда 3‑летний Томас раздраженно ударил папу, тот попросил использовать слова вместо кулаков. Томас послушался и сказал: «Сейчас я на тебя пописаю, пап!» Зато эмоциональные состояния маленьких детей считывать легче всего. Они всем телом излучают счастье или фрустрацию, их хохот – это сама радость, их ноги пускаются вскачь от возбуждения или топочут от ярости. Обычно чувства маленького ребенка видны как на ладони. Трудность в том, что эмоциональное выражение может быть сильным, чрезмерным, громким, неприятным, хаотичным, и, конечно, оно происходит в самый неподходящий момент. Истерики разражаются в продуктовом магазине, а сопротивление включается, когда в гости приходят родственники. Детские эмоции возникают, когда угодно, независимо от распорядка дня или того, сколько терпения осталось у родителей. Вопрос в том, как нам быть с детскими эмоциями, когда они закипают и рвутся наружу. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть, что способствует эмоциональному здоровью и зрелости. Нам предстоит пройти через несдержанное, необузданное и хаотичное выражение эмоций маленьких детей к подростковому возрасту, а затем до эмоциональной зрелости, когда они уже станут взрослыми. Впереди у нас целый эмоциональный марафон. Научное исследование эмоций раньше было затруднительным из‑за того, что по своей природе они невидимы и эфемерны. В поведенческом подходе, который развивал американский психолог Б. Ф. Скиннер, чувства рассматривались как мешающие переменные, подлежавшие ликвидации с помощью режима подкреплений и оперантного обуславливания.[134] Влияние взглядов Скиннера оказалось устойчивым: они являются ведущими в сегодняшнем смешанном подходе к дисциплине, который направлен на уничтожение и утихомиривание эмоций маленького ребенка, когда они извергаются и бьют ключом. Чтобы еще сильнее осложнить дело, разумность и зрелость были приравнены к отсутствию эмоционального выражения, хотя немногие нейробиологи поддержали бы эту идею сегодня. В настоящее время нейробиологи сходятся во мнении, что человеческий мозг обладает заранее встроенными эмоциями уже при рождении.[135] Такой взгляд на эмоции резко контрастирует с теорией чистого листа, согласно которой человеческое поведение является приобретенным, а врожденных и эмоциональных движущих сил не существует. У эмоций есть цель и задача: они предназначены для того, чтобы оказывать большое влияние и двигать нас в направлении, способствующем выживанию и развитию. Выдающийся нейробиолог Антонио Дамасио выяснил, что рациональная часть мозга выстраивается поверх и во взаимосвязи с эмоциональным центром, или лимбической системой.[136] Новые научные открытия подготавливают почву для пересмотра роли эмоций, в том числе для понимания функционирования их биохимии, нервных проводящих путей и роли в интеграции мозга. К счастью, нейробиология фиксирует решающую роль эмоций для здорового роста и развития. В своей книге «Целительная сила эмоций» Диана Фоша, Дэниел Сигел и Марион Соломон пишут: «Обладая встроенной способностью к установлению связей друг с другом, мы делаем это с помощью наших эмоций. Наш мозг, тело и разум неотделимы от движущих ими эмоций. Эмоции – это связующее звено между мыслью и действием, между своим «я» и другим человеком, между личностью и окружающей средой, между природой и культурой».[137] Словом, эмоции – это двигатель человеческого развития.
Что такое эмоции?
Эмоция определяется как то, что приводит нас в движение и заставляет действовать. Эмоции находятся вне нашего сознательного контроля, они случаются с нами. У мозга есть свои причины для активации эмоций, как бы иррационально это ни выглядело со стороны. Мы не можем спорить с эмоциями, как с чем‑то подвластным нашей логике: в их кажущемся безумии есть своя система, а активация имеет определенную цель. Когда пора спать, появляются монстры – что вам подтвердят большинство трехлеток – и объяснениями их не прогонишь. Одна мама подарила своей трехлетней дочке ловец снов, чтобы ей перестали сниться кошмары, но девочка сказала: «Мама, он сломан – монстры все равно появляются, когда я сплю». Другой ребенок выбрал следующий подход, о котором рассказал папе: «Монстры не будут кусать тебя за пальцы, если ты наденешь носки, когда пойдешь спать» и «Я не кладу во сне руки за голову, потому что иначе придут гориллы и будут щекотать меня за подмышки». Маленькие дети стараются найти «логические» объяснения тому, что выводит их из состояния эмоционального равновесия.
Рис. 6.1. Адаптированный слайд из курса Ньюфелда «Значение эмоций с точки зрения науки»
Эмоции создают потенциал действия, который подталкивает ребенка к удовлетворению потребности или решению проблемы. Одним словом, эмоции – это не проблема, они дают импульс и энергию для решения проблем. Если мы хотим понять, что именно движет ребенком, нам нужно посмотреть, как он действует. Если ребенок бежит к родителю за защитой, скорее всего, его туда толкает тревога. Если он стремится исследовать и делать открытия, им движет желание дерзать и расти. Эмоция – это двигатель человеческих действий; именно это оказалось упущено поведенческой парадигмой в попытках измерить и оценить человеческое поведение. Хотя эмоцию не видно невооруженным глазом, мы не можем отрицать ее существование или способность приводить нас в движение. Спросите любого родителя, любящего ребенка до глубины души, – словами не передать, как ему хочется заботиться и приносить все в жертву ради него. Эмоции необходимы для цельного развития ребенка; они являются двигателем роста личности. Детей не нужно учить тому, как зрело себя вести, равно как и тому, как правильно чувствовать, чтобы стать зрелыми. Они должны получать импульс к осторожности, неравнодушию, к грусти при столкновении с тщетностями в жизни, к доверию, уверенности и мужеству, а также к надежде. Именно уязвимые чувства, особенно неравнодушие и ответственность, делают детей гуманными и цивилизованными людьми. Мягкое сердце чувствует эмоции во всей их уязвимости, и эти эмоции движут им.
Пять шагов к эмоциональному здоровью и зрелости
Родители – это первые проводники ребенка к пониманию импульсов, эмоций и волнений в его эмоциональной системе. Задача заключается в том, чтобы развить в нем способность подчинять эмоции системе намерения, рефлексии и принятия решений так, чтобы ребенок начал делиться ими ответственным образом. Если развитие идет в правильном направлении, эта способность постепенно появляется вместе с интеграцией мозга в период от 5 до 7 лет или от 7 до 9 у более чувствительных детей. Родителям нужно работать над обеспечением условий для роста ребенка до эмоциональной зрелости вместо того, чтобы требовать от них эмоционально зрелого поведения.
Рис. 6.2. Адаптированный слайд из курса Ньюфелда «Значение эмоций с точки зрения науки»
Под «Пятью шагами к эмоциональному здоровью и зрелости по Ньюфелду» подразумевается последовательное развитие в эмоциональном плане. Ребенок со временем устанавливает контакт со своими эмоциями при помощи взрослых, которые знакомят его с чувствами. Эти пять шагов нельзя пропустить. Они представляют собой последовательность из пяти все более сложных стадий: выражение, называние, чувствование, смешивание и рефлексия. Родители играют три важнейших роли, помогая детям пройти через эти пять шагов и формируя их полный потенциал в сфере эмоций. • Родители являются проводниками, способствующими эмоциональному выражению и помогающими ребенку научиться называть свои чувства. • Родители – это защитники, сохраняющие сердца мягкими и помогающие осознанию чувств. • Родители – это фактор уравновешивания, они решают, как восстановить баланс и гибкость эмоциональной системы ребенка, помогая ему смешивать свои чувства и размышлять о них.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.008 с.) |