Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра поддерживает психологическое здоровье и благополучие.

Поиск

 

Игра терапевтична для маленьких детей, потому что дает им возможность безопасно выражать глубокие эмоции. В выдуманных местах и воображаемых мирах вряд ли что‑то последует за выражением досады, страха, грусти, разочарования или зависти. В игре мозг маленького ребенка работает над освобождением от накопившихся эмоций и пониманием их смысла. Это нужно для приведения в равновесие эмоциональной системы, которая обычно оказывается сильно возбужденной в течение дня.

 Также игра содействует эмоциональному развитию благодаря тому, что помогает ребенку постигать свой внутренний мир, делая его видимым. По словам Джо Фроста, профессора и защитника игры на протяжении уже более 50 лет, игра позволяет ребенку превратить нечто непонятное в то, чем можно управлять. Когда дети проигрывают свои эмоции, перед ними проявляются их импульсы и образы, несмотря на нехватку слов и осознанности.[79] Нейробиолог Яак Панксепп утверждает, что мы должны создавать заповедники игры для маленьких детей как средство поддержки эмоционального и психического здоровья.[80] Он говорит, что тяга к игре встроена в эмоциональные центры мозга и, возможно, является самым недостаточно используемым ресурсом для решения проблем с чувствами. Действительно, игра сохраняет эмоциональное здоровье всех млекопитающих и помогает снижать стресс и скуку, а также повышает психологическую устойчивость.[81] Специалисты по детскому развитию связывают недостаток игры с тревожностью, проблемами с вниманием и депрессией у маленьких детей,[82] кроме того, нехватка игры в дошкольные годы связана с эмоциональными и социальными проблемами во взрослом возрасте.[83] Родители часто замечают, что в детских играх всплывают сюжеты, начиная от повседневных впечатлений и заканчивая вскрытием внутреннего конфликта. Одна мама рассказала: «Мы с мужем шутим, что можно точно предсказать, что проявится в игре в зависимости от того, что мы делали всей семьей. Когда мы возвращаемся из зоопарка, детская превращается в зоопарк, когда из магазина – в магазин». Еще одна мама рассказывала, что, когда ее дочь пошла в детский сад, она стала играть в воспитательницу: рассаживала кукол в ряд и сочиняла им сказки. Некоторые куклы слушали внимательно, а других приходилось ругать.

 Когда ребенка что‑то волнует, игра может отражать то, над чем он бьется. Родители альфа‑детей (см. главу 5) часто замечают в игре сюжеты о доминировании и зависимости. Например, об этом поведала мама одного 5‑летнего мальчика. Ее смущала навязчивая игра сына, где он раз за разом исключал себя из семьи: «Макс строит остров посередине гостиной и устанавливает там нечто вроде палатки. Он относит туда все, что нужно для самостоятельной жизни, например, еду с кухни, подушку, одеяло, игрушки и книги. Никого туда не пускает. Как будто он прячется или сбегает туда». Когда мама поняла, что отделение было шагом, который Макс делал от отчаяния, она смогла начать отвечать на лежащие в его основе эмоциональные потребности. Несмотря на то, что игра может казаться легкомысленным занятием, стоящие за ней эмоции вполне серьезны.

 Рисунки, постройки и сюжеты появляются в игре, чтобы дать эмоциям выйти из‑под психологических защит, не вызывая слишком много уязвимости. 5‑летний Клейтон переживал из‑за разлуки с мамой, которая проходила лечение от рака. Его папа заметил, что Клейтону все время хочется играть с ним в собачьи бои. Они стали играть так каждый вечер, и вскоре папа с удивлением заметил, что это помогает справляться с фрустрацией, тревожностью и проблемами со сном у сына:

 

Каждый вечер мы играем, как будто я большой пес‑папа, а он ворчливый щенок. Он рычит и нападает на меня примерно по 45 минут. Он хватает меня за одежду, огрызается и пытается укусить меня, но не причиняет боли. Я прижимаю его к полу, а он борется, чтобы вырваться на свободу. Мы повторяем это снова и снова, пока он не устанет. Я понимаю, что ему достаточно, когда он сворачивается калачиком у меня на коленях и начинает скулить как раненый щенок. Тогда я просто обнимаю его, пока он не перестанет, и говорю, что папочка‑пес позаботится о нем.

 

Похоже, папа был изумлен, что такая простая игра оказалась решением для душевного смятения его сына. Он интуитивно обнаружил, что игра может быть прекрасной эмоциональной разрядкой для ребенка, находящегося в сложной ситуации.

 

 Необходимые для игры свободы

 

Маленькие дети хорошо умеют играть, но для того, чтобы игра случалась, нужны определенные свободы. По сегодняшним оценкам исследователей, время на игру сокращается. Игра вытесняется множеством кружков и дополнительных занятий. Социологи Сандра Хофферт и Джон Сандберг обнаружили, что с 1981‑го по 1997 год время, проведенное детьми в игре, сократилось на 25 %.[84] Кроме того, они заметили сокращение на 55 % времени, проведенного дома за разговорами, на 19 % – времени у телевизора, а также увеличение на 18 % времени в школе, на 145 % – времени, потраченного на выполнение домашних заданий, и на 168 % – времени, проведенного с родителями в магазинах. С игрой конкурируют учеба, организованные занятия и потребительская активность.

 Чтобы дети могли по‑настоящему играть, им нужны определенные свободы. Должны быть удовлетворены базовые потребности так, чтобы, например, дети были свободны от боли, голода и усталости. Также необходима свобода от указаний и обучения. Многие родители не хотят заставлять детей учиться, но при этом волнуются, как те будут догонять сверстников. Одна мама рассказала мне: «Когда моя дочь ходила в детский сад, я поняла, что она начала читать одна из последних в своей группе. Я стала переживать, потому что никогда не настаивала на чтении, вместо этого старалась привить любовь к книгам. Я волновалась, что она отстанет от других детей, но никак не могла пойти на то, чтобы заставлять ее читать. Как я рада, что не стала этого делать: в четвертом классе дочь сказала, что она одна из немногих в классе, кто все еще любит читать». Не только родители, но также и детские педагоги ощущают давление по поводу обучения в ранние годы. Одна учительница рассказала мне:

 

Детям нужно время, чтобы просто быть детьми, но во многих детских садах уделяется слишком много внимания как можно более раннему обучению чтению и математике. Директор нашей школы ожидает, что дети придут из детского сада с определенными знаниями, несмотря на то, что им и так достаточно тяжело находиться там целый день. Еще больше напряжения добавляет тот факт, что у родителей те же ожидания.

 

Прежде, чем подвергать ребенка обучению и инструкциям, нужно оценить его готовность к школьным урокам с точки зрения развития.

 Маленьким детям необходима свобода от организованных занятий, где некая внешняя сила диктует, что делать, и покушается на их самовыражение. Педиатр Кеннет Гинзбург утверждает, что вложения в развивающие занятия почти не способствуют укреплению детско‑родительских отношений.[85] Слишком загруженное расписание приводит к стрессу, тревожности и снижению креативности. Жизнь в спешке не располагает к игре. Родителям нужно соблюдать баланс в том, что касается организованных занятий.

 Как сообщается в отчете «Кампании за детство, свободное от рекламы» и «Альянса в защиту детства», современные дети знакомятся с видеоустройствами уже в младенческом возрасте.[86] Почти 30 % детей в возрасте до года смотрят телевизор или видеоролики приблизительно полтора часа в день. Более 60 % детей в возрасте от 1 года до 2 лет смотрят телевизор или видеоролики более двух часов в день. По самым осторожным оценкам, дети от 2 до 5 лет проводят у экрана более двух часов в день, а некоторые исследователи называют цифры вплоть до 4,5 часов в день. Эта тенденция сохраняется, несмотря на рекомендации Американской Академии педиатрии, которая не одобряет просмотр телевидения детьми младше 2 лет и советует ограничивать его и для детей постарше.[87] За рекомендациями по ограничению и сокращению времени, проведенного у экрана, стоит обеспокоенность по поводу его влияния на рост мозга в раннем возрасте и развитие социальных, эмоциональных и когнитивных навыков. Лишнее время у экрана препятствует удовлетворению таких базовых потребностей, как, например, сон, кроме того, его связывают с ожирением и проблемами с вниманием, обучением и общением. Время, проведенное маленькими детьми за просмотром телевизора, не сокращается, несмотря на возросшее использование прочих устройств.[88] К тому же, когда ребенок находится перед экраном, он не взаимодействует с родителями и другими людьми. Как утверждает Ричард Лоув в своей книге «Последний ребенок в лесу», дефицит общения с природой и в особенности недостаток уличных игр связаны с ростом использования цифровых устройств.[89] За 6 лет, с 1997‑го по 2003 год, количество времени, проведенного ребенком в играх на улице, уменьшилось на 50 %.[90] Появились общественные движения, призывающие североамериканских родителей к возобновлению уличных игр и приобщению детей к природе.[91] Исследование, проведенное на родителях, которые сами выросли на цифровых устройствах, показало, что они с большей вероятностью разрешат маленькому ребенку играть на планшете или телефоне, чтобы сделать тем временем уборку или какие‑то дела, успокоить его в общественном месте или уложить спать.[92] Один дошкольный педагог рассказал: «В группе, где я провожу занятия, я часто вижу, как дети раздражаются из‑за чего‑то, что регулярно бывает в таком возрасте. Родители как можно скорее достают смартфоны и подсовывают их детям. Интересно, сколько дополнительного времени у экрана у них выходит таким образом и к чему приводит то, что они не могут успокоить ребенка никаким другим способом…» Появление электронных устройств для развлечения детей делает последних пассивными потребителями, так как в них отсутствует возможность неограниченного исследования.[93] Словом, время у экрана стоит рассматривать в контексте развития: маленьким детям необходим реальный опыт взаимодействия с реальными людьми, и родители оказываются самыми лучшими «устройствами» для этого.

 

Рис. 3.3. Адаптированный слайд из курса Ньюфелда «Понимание игры»

 

Зачастую детям необходимо играть самостоятельно, без родителей или сверстников в качестве товарищей по игре. Когда несколько детей играют вместе, обычно одному из них выпадает роль ведущего, а остальные получают указания и пассивно следуют его идеям. Маленькому ребенку нужно время, чтобы погрузиться в собственный мир для его исследования и дальнейшего самовыражения. Родители часто считают, что должны играть со своими детьми. Это не вредно, но, как правило, таким образом удовлетворяется другая потребность – потребность ребенка в отношениях. Важно учитывать, что способность играть самостоятельно у детей до 3 лет минимальна, поскольку у них сильнее потребности в отношениях. Как резинка не растягивается сильнее определенного предела, так и ребенок должен периодически возвращаться на «домашнюю базу» привязанности, чтобы наполняться контактом и близостью, прежде чем снова стремиться играть. Когда привязанность ребенка углубляется и он развивается как отдельная личность, у него появляется способность играть самостоятельно более длительные промежутки времени.

 Самый значительный источник необходимой ребенку свободы – это дар глубоких отношений с родителями или другими ответственными взрослыми. В иерархии потребностей ребенка привязанность – это первый и самый важный источник свободы, из которого рождается истинная игра. Чтобы жажда контакта и близости была утолена, ребенок должен отдыхать в отношениях. Ему требуется достаточно любви, чтобы чувствовать удовлетворение, и достаточно значимости, чтобы чувствовать себя важным. О развитии взаимоотношений, ведущих к состоянию покоя, говорится на протяжении всей этой книги (подробнее см. главы 4 и 5).

 

 Стратегии создания условий, побуждающих к игре

 

Если «спонтанная игра – это хрупкий танец детства, укрепляющий душу и тело»,[94] то как же нам поощрить ребенка проводить время в игре? Далее рассказывается о четырех ключевых стратегиях, способствующих подготовке почвы для истинной игры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.01 с.)