Тема 5. Конституирование классической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Конституирование классической науки.



 

  Здесь предполагается наука XVIII и XIX вв. То, что раньше лишь намечалось, становится тут рельефной тенденцией. Вместе с тем появляются и новые общественные особенности.

Социокультурные черты.

Универсализация буржуазного образа жизни. В конце XVIII в. происходит великая французская революция, присоединившая Францию к буржуазному порядку. В экономике Европы и США дух капитализма становится нормой. Паровая машина знаменует начало промышленной революции. Массы крестьян превращаются в пролетариев-основную социальную силу индустриализации. Юная демократическая власть учится регулировать острые классовые конфликты.

Просвещение как культ разума. Радикальные сдвиги происходят и в сознании людей. В XVII в. массовое сознание продолжало ещё жить традицией, где господствовала христианская вера. Ставку на силы разума делал узкий круг элиты – философы, мыслители, политические деятели, представители искусства, учёные. В XVIII в. группа носителей разума стремительно расширяется и становится важной социальной силой.

Феномен атеизма: материалисты критикуют религию. Возвышение разума вызвало усиление критического начала. Его предметом становится широкий круг традиционных устоев. Главный удар наносится по феодальному порядку и церкви. Впервые в истории культуры религия оказалась в положении того, что остро, открыто и аргументировано отвергается. Лидерами этих атак были французские философы: П. Бейль, Д. Дидро и др. Свои атаки на религию они вели с позиции натурализма и материализма, где Богу решительно отказывалось в существовании. Фронт французского атеизма был расширен за счёт силы искусства. Свой литературный гений Вольтер направил против христианских верований и авторитетов церкви, призывая «раздавить гадину».

Философский разум начинает критику метафизических систем. Со времён Аристотеля первой частью философского учения традиционно выступала онтология или метафизика. Здесь шла речь о мировой сущности и об универсальном устройстве внешнего мира (бытие, движение, причинность и т.п.). Средневековье закрепило эту схему, введя тематику Бога. Возрождение и Новое время выдвинули на первый план антропологию и теорию познания. Становление экспериментального естествознания актуализировало в философском корпусе методологию науки. Экспансия науки в познание природы и человека создало иллюзию ухода внешнего мира из предмета философии. Данная тенденция не могла не отразиться на умонастроениях философов. Приоритет онтологии начинает падать в мнениях некоторых мыслителей и ярким выразителем такого нигилизма стал И. Кант. Хотя и после него возникли классические системы метафизики (Г. Гегель).

Масонские общества, модные салоны пропагандируют идеи Просвещения. Свои взгляды просветители стремились распространять всеми возможными способами. Важной трибуной стали национальные академии наук, число которых в XVIII в. значительно выросло. Другим эффективным каналом выступили масонские общества, мода на которые сделала их весьма популярными среди интеллигенции и правящей элиты. Масонами были Вольтер, Дидро, Гёте, Б. Франклин и др. Организация средневековых каменщиков была возрождена для объединения просветителей и пропаганды их идей.

 Просветительская культура распространялась и с помощью салонов. Эту форму породил Париж. Особняки некоторых аристократов и интеллектуалов стали местом регулярных встреч, бесед, обменов мнений известных философов, писателей, учёных и других личностей с оригинальным опытом культуры. Через салоны произошло вхождение женщин в высокую культуру и науку. Именно, в салонах наука стала явлением моды. Любопытные интеллектуалы не только знакомились с идеями научных мемуаров и новыми открытиями, нередко они сами участвовали в проведении опытов. На рубеже XVIII и XIX вв. в парижских салонах возникла мода на медицинские опыты. Случались такие дни, когда в моргах не хватало трупов для массовых вивисекций.

«Энциклопедия» - новый союз философии, науки, техники и искусства. Ярким явлением просвещенческой культуры стала французская «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751-1772). Ёе статьи, составившие 17 томов текста и 11 томов иллюстраций, были написаны выдающимися личностями, многие из которых сочетали в себе философа и учёного: Ж. Д’Аламбер (1717-1783), Д. Дидро (1713-1784) и др. Шумный издательский успех показал, что семена Просвещения попали на широкую социальную почву.

Начало профессионализации науки. Нововременная наука была представлена университетскими преподавателями и любителями типа Р. Бойля и П. Ферма. К началу XIX в. положение дел начинает меняться. Главной причиной перемен была промышленная революция, где чётко обозначилась тенденция – разработка техники на основе научных знаний. Такая сложная и систематическая деятельность требовала профессионального статуса как учёного, так и инженера. Соответственно стали складываться определённые социальные формы. В Германии, а затем в других странах возникли научные лаборатории (химическая лаборатория Ю. Либиха), работающие на заказы промышленных фирм. Приобретение приборов, оборудования и заработная плата сотрудников – всё это финансировалось бизнесом. Профессионализация научного естествознания оказала влияние и на школу. В университетах стали углубляться дисциплинарная специализация обучения и усиливаться прикладные аспекты теоретических курсов. Знаковым явлением можно считать открытие в Париже Политехнической школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.004 с.)