Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование методологии научного теоретизма.
Француз Рене Декарт (1596-1650) внес в философию строгость математики и гипотетический дух физики. Его считают основоположником методологии науки. Основные труды – «Рассуждение о методе», «Начала философии», «Метафизические размышления». Бог сотворил протяженную материю и нематериальную душу человека. Декарт продолжил традицию религиозной философии, но придал ей новые черты. Бог создал материю в виде субстанции, протяженной в длину, ширину и глубину. Наряду с грубыми телами существует тонкий эфир, вихри которого заполняют кажущиеся пустоты и придают механическое движение всем телам. Если пустого пространства нет, то материальная природа существует как огромный часовой механизм, работа которого подчиняется законам, установленным Творцом (сохранение количества движения и инерция). Элементами материальной машины выступают растения и животные, их тела функционируют по закону рефлекса (внешний стимул вызывает определенную реакцию организма). Что касается человека, то это единственное существо, которое сочетает две противоположные субстанции – материю и душу. Если тело представляет собой небольшую протяженную машину, то душа не имеет протяженности. Здесь явный дуализм. Тело приводится в движение толчками «животных духов» и все это происходит в рамках телесной материальности. Хотя душа, возможно, расположена в «мозговой железе», она действует непространственным образом. Душа обладает особым содержанием в виде страстей, действий и разума. Первые делятся в свою очередь на чувства, провоцируемые телом (ощущения гнева, радости и т.п.), на эмоции, идущие как от тела, так и от самой души (надежда, страх, любовь и т.п.), и на моральные страсти волевого характера (щедрость, благородство и т.п.). Действия разделяются на волю как способность свободного выбора и воображение как свойство души создавать произвольные образы. Как страсти, так и действия сами по себе несамодостаточны, их хаотичность угрожает бытию человека. Если воле не придать рациональную направленность, то своей нерешительностью она будет напоминать флюгер в переменчивый ветер. Должный порядок и обеспечивает разум, направляющий волю в нужную сторону своими мудрыми решениями. Он способен оценивать чувственные страсти и указывать, какие эмоции нужно принять, а какие – отвергнуть и погасить. Таков рационализм Декарта.
Научно-теоретический разум следует развивать по правилам метода. Декарт полагал, что сущность разума заключена в производстве мыслей, таких рациональных образований, которые нужны для управления страстями и действиями. Очевидно, что фундамент мышления должен быть особо рациональным и это может быть лишь метод, состоящий из правил. Декарт предложил четыре основных правила научного метода. Первое правило: ничего не брать на слепую веру и сомневаться во всем (правило проблемного сомнения). Ученый обязан принимать за истину лишь те знания, которые представляются уму ясно и отчетливо (правило интуитивного выбора). Это правило сочетает две разные нормы, вытекающие из одного утверждения – «истину составляют ясные и отчетливые знания». Если ориентироваться на признание конечных результатов, то правило сомнения заставит отбросить многие неясные представления. Но если речь идет о научном мышлении, то ученый выберет другую стратегию – оценивать неотчетливые образы как проблемные и делать из них исходные предметы мышления. Здесь правило сомнения близко по своему смыслу к совету Сократа: «чтобы мыслить, надо сначала сомневаться». Но когда проблема поставлена, ее надо решать определенным методом. И вот здесь тезис о ясности и отчетливости истины оборачивается другим правилом – в качестве метода надо использовать ясные и отчетливые идеи. На этот поиск и на такое оценочное действие способна лишь интуиция как «естественный свет разума». Для нее истины прозрачны без дополнительных усилий. В свете рациональной ясности и отчетливости они предстают как самоочевидные и их можно привлечь в роли метода решения. Второе правило: следует разделять проблему на столько частей, сколько требуется для ее решения (правило анализа). Речь идет о том, что в науке и философии сначала выдвигаются сложные и комплексные темы. Их осмысление показывает сочетание многих и разных аспектов. После этого разумно выделить простые и односторонние задачи, что и делает аналитический ум. Ему каждая отдельная задача представляется уже ясной и готовой к решению.
Третье правило: нужно располагать мысли в дедуктивном порядке, начиная с общих и простых, заканчивая частными и сложными выводами (правило дедукции). Когда аспектные задачи выделены, их следует ранжировать, то есть определить расположение первых, последующих и конечных. Здесь Декарт рассуждает как математик, полагая самое общее более простым, а частное – более сложным. Если универсальные задачи будут исходными, то и их решения станут отправными пунктами дедуктивной мысли в виде цепочки положений. Конечный вывод может иметь такой сугубо частный характер, он удален от интуитивной идеи, что превращает его в гипотезу, которая нуждается в экспериментальной проверке. Это происходит в физике и других опытных науках. Четвертое правило: в конце исследования делать всеохватывающие перечни и обзоры (правило синтеза). Данный совет очевиден, ибо предполагает своеобразный возврат к началу познавательного цикла. Исходная проблема несла в себе неясную сложность и в ходе решения ее удалось представить многообразием ясных результатов. Но в итоге надо получить отчетливую систему, где каждый промежуточный продукт займет свое место. Данный эффект и обеспечивает синтез. «Я мыслю, следовательно, я существую» и другие врожденные истины на фоне методического сомнения. Достоинства любого метода выявляются в ходе его использования. Поскольку первое правило Декарт считает основным, он применил его ко всей наличной интеллектуальной культуре. Если обозреть всю старую философию, то обилие разнородных учений грешит неясностью и вызывает законное сомнение. Казалось бы, логика отличается отчетливыми правилами и ясными ходами, но она не способна к открытию новых истин, ее место ограничено школьным обучением. У математического знания есть строгое доказательство и ряд несомненных истин, но и здесь существуют свои недостатки. Арифметика, геометрия и алгебра не связаны единым методом, что является проблемным состоянием. Итак, вся культура общества сомнительна. Но если все внимание сфокусировать на содержании индивидуального разума? Оно имеет два явных источника: собственное творчество и заимствование извне. Первое ненадежно своей очевидной производностью, второе строится на вере в чужой авторитет и свидетельстве чувственного опыта. Если верования противоречат правилу сомнения, то чувственность обманчива. И вот на этом широком фоне ненадежности начинает выделяться интеллектуальный факт «я мыслю, я существую». Когда к нему применяется правило сомнения, он выдерживает испытание. Здесь ничего не говорится о содержании мышления, только констатируется несомненность акта мысли как такового. Интуиция признает его ясность и отчетливость. «Я мыслю, я существую» есть тот здравый смысл или разум, который присущ всем нормальным людям. Но что является источником этой истины, если человек и материя им не являются? Это может быть только Бог, не способный обманывать человека. Сотворив душу, Он вложил в нее ряд истин, которые выступают врожденными (идея Бога и т.п.). Открытые интуицией, они становятся началом дедуктивной мысли. Если наука должна стремиться к объективному знанию, то практике нужно научиться конструировать машины. В философии Декарта человек стал полноправным субъектом. Хотя он и порожден Богом и наделен божественным знанием, в остальном он вполне самостоятелен. Если материя понижена за счет удаления из нее жизненных потенций, то человек возвышен до статуса земного творца. В научном познании ученый противостоит материальному объекту и способен ресурсами чувств, воли и разума получить нужные истины, на которых не остается следов активности души. Декарт дал разрешение как на экспериментальную, так и на технологическую пытку природы. Если естественная машина безжизненна, то построение искусственных механизмов не меняет сути внешнего мира. Здесь лежат истоки как наших технологических достижений, так и корни современной экологической проблемы, где искусственное стало «грязью» на теле природы.
Современные оценки взглядов Р. Декарта весьма различны. Некоторые мыслители полагают, что с него началось грехопадение западной философии. По мнению М. Хайдеггера, Декарт ввел противопоставление субъекта объекту и, тем самым разрушил былое бытие человека в мире. Американский постмодернист Р. Рорти упрекает Картезия в создании модели сознания как «зеркала природы», заложившей традицию искаженного представления сознания. Другие философы (Э. Гуссерль, М. Мамардашвили и т.д.) видят в Декарте основоположника современной философии. Уже сам этот спор говорит о фундаментальном вкладе французского мыслителя в идейный багаж культуры.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.008 с.) |