Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I . Социокультурный феномен науки.Стр 1 из 61Следующая ⇒
Тема 1. Наука – особый тип познания……………………………………. 7 Тема 2. Наука как социальный институт…………………………………43
Раздел II. Концептуальная история науки. Тема 1. От древней преднауки к античной философии и ее научным программам…………………………………………………………………67 Тема 2. Философия и наука в Средние века и эпоху Возрождения……102 Тема 3. Мировоззренческие и философские основания классической науки………………………………………………………………………..124 Тема 4.Становление классического естествознания…………………….143 Тема 5.Конституирование классической науки………………………….168 Тема 6. Классические гуманитарные науки……………………………...188
Раздел III. Неклассическая и постнеклассическая наука. Тема 1. Неклассическая физика…………………………………………..222 Тема 2 Универсальный эволюционизм…………………………………..244 Тема 3. Математика и синергетика……………………………………….293 Тема 4. Информация, мозг и компьютерное моделирование…………...318 Тема 5. Неклассические гуманитарные науки…………………………...345
Раздел IV. Методология науки. Тема 1. Личностные ресурсы ученого и научное творчество………….365 Тема 2. Наука как проблемный способ исследования………………….415 Тема 3. Научный диалог эмпирии и теории……………………………..440 Тема 4. Роль философии в научном исследовании……………………..467
Раздел V. Философские модели науки. Тема 1. Позитивизм: формирование стандартной концепции науки….499 Тема 2. Наука в аналитической философии……………………………..508 Тема 3. Развитие научного знания в постпозитивизме…………………518 Тема 4. Феноменология и кризис науки…………………………………529 Тема 5. Герменевтика и понимание в гуманитарном исследовании…..541 Тема 6. Постмодернизм и деконструкция образа науки………………..550
Предисловие
К настоящему времени вышло в свет до десятка учебных пособий в жанре «философия науки». Все они имеют свои достоинства. Естественно, напрашивается вопрос о том, нужно ли этот список увеличивать? Положительный ответ возможен лишь в том случае, если у нового пособия есть свое «лицо», т.е. оно достаточно содержательно и интересно. Любой автор вкладывает в свою книгу все те интеллектуальные ресурсы, которые он имеет на данное время. Автор этой книги не является исключением. Если начинать с дальних предпосылок, то следует указать на 36-летний стаж работы в вузе. Всего лишь на несколько лет меньше работы в рамках кандидатского минимума по философии. Конечно, раньше был диалектический и исторический материализм, сейчас – «история и философия науки». Но если отбросить идеологическую «пену», то в остатке останутся несколько одномерные, но все же рациональные методологические схемы, сопряженные с вечно ценным методическим опытом работы с особой группой интеллектуалов. Десятки лет автор ведет занятия со студентами по дисциплинам «История науки» и «Концепции современного естествознания». Все это позволило автору относительно бесконфликтно переключиться на дисциплину «История и философия науки» и вести занятия (лекции и семинары) в течение четырех лет. Любой преподаватель согласится с тем, что материал, не раз проговоренный, имеет больше шансов стать хорошим текстом.
Данное учебное пособие имеет пять разделов, которые задают широкую и целостную перспективу. Первый раздел имеет характер развернутого введения. Здесь важно было дать исходный образ науки, обратив внимание на ее отличия от практического и мировоззренческого типов познания. Также выделены основные критерии, отделяющие науку от всех девиантных форм (парапсихология, уфология т.п.). Раздел завершается характеристиками науки как особого социального института. Второй раздел – самый объемный, тут представлена история науки. Хорошо понимая безбрежность этой тематики, автор ограничился концептуальным каркасом, включившим фундаментальные теории науки и философские учения, связанные с ними. Здесь реконструирована высшая часть истории науки и определенная часть истории философии с тем, чтобы отобразить их реальный диалог. Влияние науки на философию стало фоном, основные же усилия были сконцентрированы на показе роли философских концепций в научном поиске. В третьем разделе выделены концепции современной науки, которые можно отнести к неклассическим и постнеклассическим. Четвертый раздел посвящен методологии науки, и он является самым сложным для усвоения. Вместе с тем, как раз в нем концентрируются оригинальные авторские предложения. Инновационный тон задает тема «Личностные ресурсы ученого и научное творчество». За основу здесь взяты две монографии автора «Мышление в контексте сознания». М.: Академический проект, 2005 и «Научное мышление». Киров, 2007. Личность ученого представлена на уровне тела, где особо выделен мозг, на уровнях бытийственной и ментальной психики и главное – в области интеллекта. Читателя заинтересует разговор о циклических переключениях состояний веры и сомнения, об убеждениях ученого, их положительной и отрицательной ролях, о переходах от эмпирического опыта к мышлению и обратно, о месте воображения, интуиции и логики в исследовании.
Весьма содержательна тема «Наука как проблемный способ исследования». Тут обстоятельно представлена не только научная проблема, но и процедура проблематизации, где основой выступает система особых идеалов и норм. Достаточное внимание уделено исследовательскому методу, его структуре и функциям. В теме «Научный диалог эмпирии и теории» дан анализ понятия «научный факт», выделены ведущие характеристики научного наблюдения и эксперимента. После представления теоретической активности прослежены тонкие взаимосвязи двух уровней исследования. Следует отметить обоснованную критику расхожего тезиса «теория всегда нагружает эмпирию». Раздел завершается показом роли философии в науке. Автор постарался уйти от деклараций и разработал широкую классификацию вполне определенных функций. Последний раздел дает представление о зарубежных методологических моделях науки (позитивизм, постпозитивизм и т.д.). Понимая, что здесь трудно обеспечить какую-то новизну, автор сделал упор на четкие формулировки принципов и их систематизацию. Читатель обратит внимание на тему, где речь идет об отношении постмодернизма к науке. Некоторые аспекты здесь ему покажутся новыми и интересными. Педагогический опыт указывает на то, что главное затруднение не совсем искушенного в сложных текстах читателя – это выделение главного. Вот почему все важные тезисы выделены петитом. Кроме того, словесные конструкции уравновешены наглядными схемами. Все это улучшает возможности понимания и запоминания. Для усиления интереса и, помня о том, что хорошее торможение оборачивается творческим возбуждением, автор в конце каждой темы представил афоризмы и истории, рассказывающие о юмористических ситуациях науки. Надеюсь, что это пособие будет не только полезно, но и интересно. Хотя книги пишутся в одиночестве, делаются они всегда коллективно. Благодарен коллегам из разных вузов г. Кирова за плодотворные дискуссии: доктору физико-математических наук, профессору Е. М. Вечтомову (ВятГГУ); доктору философских наук, профессору М. И. Ненашеву (ВятГГУ); доктору педагогических наук, профессору, члену-корреспонденту РАО Ю. А. Саурову (ВятГГУ); кандидату философских наук О. Н. Сысолятиной (СПбГУП); кандидату философских наук, доценту Ю. П. Попову (ВГСХА). Выражаю признательность коллегам из ВятГГУ – Н. В. Уткиной и И. С. Злобиной за важный вклад в компоновку и редактирование текста книги. Благодарен своему аспиранту Н. Л. Караваеву за перевод наглядных схем на язык компьютерной графики. Признателен руководителям Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (кировский филиал) – Л. А. Есюниной и Т. Л. Лысковой за то, что эта книга дошла до читателя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.007 с.) |