Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели структуры выезда преподавателей российских вузов за рубеж в 2003 – 2005 гг. Для научных контактов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наличие у исследователя ученой степени не является необходимостью. И все же она является одним из критериев исследовательского роста. Чтобы получить ученую степень, надо написать диссертацию и успешно защитить ее. С 1997 г. по 2005 г. среди исследователей число докторов наук возросло на 16,5 %. Если в 2005 г. 25,2 % исследователей имели ученую степень, то доля преподавателей вузов со степенью намного выше (свыше 50%). Возрождение российской социогуманитарной науки. Современная российская наука разделилась на две части с противоположным социальным положением. Если естествознание и технические науки с прикладными разработками продолжают оставаться в кризисе, то социогуманитарные исследования находятся на подъеме. У такой двойственности есть свои причины. Естествознание и прикладные науки традиционно обслуживали промышленность и оборону страны. Хотя темпы экономического развития России растут, эта динамика основана на продаже сырья (газа, нефти, древесины), военно-промышленный комплекс и промышленность находятся еще в стагнации. От них нет заказов науке. Совсем в другом положении оказались гуманитарные науки. Западные фонды охотно и интенсивно вкладывают в них свои деньги. Стремительно растет число созданных в РФ гуманитарных центров (около 300 независимых политических центров, 100 центров по изучению общественного мнения). Из-за былого идеологического диктата вообще не было специалистов по политологии, психологии и другим наукам. Отсюда «бум» наборов студентов и аспирантов по новым специальностям. Неудивительно, что число кандидатов и докторов наук по политологии выросло с нуля до 50 тыс., а психологов – до 30 тыс. Великое множество возникших негосударственных вузов осваивало только некогда редкие гуманитарные специальности. Самое высокое платное обучение было и осталось здесь. Если физики и биологи еле-еле сводили концы с концами, то преподаватели-гуманитарии могли зарабатывать не в одном вузе. Кроме того, ученые социогуманитарного профиля потребовались для различных экспертных функций – консультирование бизнесменов, политиков, управленцев. Примечательно, что ученые степени гуманитарного профиля приобрели популярность среди бизнесменов и политиков. Такая подготовка также оказалось доходным делом. Среди социогуманитарных наук произошло расслоение по уровню престижа. Лидерами являются экономика и право, считаются перспективными социология и психология, аутсайдеры – история, филология, педагогика, культурология. Показателем такой картины выступают конкурсы поступающих на вузовские специальности. По организационной принадлежности ранжирование дает следующее распределение: «независимые» науки – лидеры, вузовские науки – перспективны, академические науки – аутсайдеры. Итак, российская наука переживает острый социальный кризис. Самая нижняя его точка уже позади, социогуманитарные исследования находятся на подъеме и открываются оптимистические перспективы для фундаментальных и прикладных наук в связи с оживлением в промышленности, интенсификацией жилищного строительства, реформой ЖКХ и с другими государственными проектами. Задания. 1. Холодным днем запоздалой весны улитка начала взбираться на вишневое дерево. Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на нее. Один подлетел и спросил: «Разве ты не видишь, что на дереве нет вишен?» Улитка: «Будут, когда я туда доберусь». На какую функцию науки похоже поведение улитки? 2. «Существуют науки естественные, неестественные и противоестественные». Можете ли вы найти в этой шутливой классификации советского физика Л. Д. Ландау серьезный смысл, характеризующий мировоззренческую позицию ученого, трудившегося в советские времена? В свою очередь английский физик Резерфорд утверждал, что все науки можно разделить на две группы – на физику и коллекционирование марок. Находите ли вы между двумя этими высказываниями родственную связь? 3. Попробуйте найти среди своих близких и знакомых того, кто верит в астрологические прогнозы. Постарайтесь тактично его переубедить, используя доводы о ненаучности этого «практического искусства».
Афоризмы и истории.
J Две коровы пасутся у обочины дороги. Мимо проезжает грузовик с надписью «Молоко пастеризованное с добавлением витамина А». Одна корова говорит другой: «Человека с его наукой нам никогда не догнать». & Человечество делится на дураков и ученых: первые не понимают того, что понимают все; вторые понимают то, что никто кроме них не понимает. J В лаборатории изучают лекарства на мышах. Одной группе испытуемых дают новые лекарства и они должны болеть. А контрольная группа мышей свободна от лекарств и она должна быть здоровой. Но в эксперименте все не так. Болеют все мыши. Зав. лабораторией в отчаянии. И вот он однажды случайно задержался и увидел, как ночной сторож дядя Вася кормит всех мышей лекарствами и приговаривает: «Одним дают, а другим не дают. Врешь! Уж в мышином-то царстве мы наведем социальную справедливость. & Украинские ученые нашли применение почтовым ящикам их Чернобыля – они продают их под видом микроволновых печей. J Сицилийский крестьянин в конце XIX в. съездил в центральную Италию и впервые увидел паровоз. Вернувшись в свою деревню, он попытался рассказать приятелю о паровозе. Тот нечего не понял. Тогда крестьянин сказал: «Апельсин знаешь?» «Знаю». «Так вот, паровоз совсем не похож на апельсин». & Ученые делятся на два типа: дисциплинарные аскеты и исследователи с разнообразным вкусом гурмана. J Л. И. Брежнев вызвал С. П. Королева и сказал ему: «Если американцы высадились на Луну, то мы высадимся на Солнце. Готовьте ракету с космонавтами». Королев: «Так ведь все сгорят!» Брежнев: «Вы что, членов Политбюро за дураков держите?! Мы решили – полетят ночью». & Академик Л. А. Арцимович дал следующее определение науки: «Наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства». J Однажды немецкий физик Густав Кирхгоф рассказывал популярно об открытиях в области спектрального анализа, который помог определить наличие золота на Солнце. Один из присутствующих в компании банкир, внимательно слушавший ученого, с иронией заметил: — Ну, скажите, какая же мне польза от золота на Солнце, которое я никогда не смогу оттуда достать? На этот вопрос Кирхгоф в тот раз ничего не ответил. Но вот прошло несколько лет, и ученого за научное открытие в области спектрального анализа наградили массивной золотой медалью. Ученый принес ее, показал скептику и сказал: – Смотрите, уважаемый, вы ошиблись! Я все-таки добился
J В XIX в. христианские миссионеры упрекали тихоокеанских аборигенов за то, что они на публике ходят нагими. Те себя оправдывали так: «У нас все тело – лицо. Зачем же его закрывать?». Литература.
1. Аллахвердян, А. Г., Мошкова, Г. Ю., Юревич, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология науки. М., 1998. 2. Гилберт, Д., Малкей, М. Открывая ящик Пандоры: социологический анализ высказывананий ученых. М., 1987. 3. Грехем, Л. Р. Наука, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. 4. Порус, В. Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопр. философии, 2006, № 1. 5. Философия науки. / Под ред. С. А. Лебедева. Учеб. пособие. М., 2004. 6. Шереги, Ф. Э., Стриханов, М. Н. Наука в России: социологический анализ. М., 2006. 7. Хорган, Дж. Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб, 2001.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.255 (0.007 с.) |