Философия Аристотеля и наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Аристотеля и наука.



Аристотель (384-322 до н.э.) – самый талантливый ученик Платона. Взяв многое у своего учителя, он подверг критике основы его учения. В качестве метода опровержения были взяты правила логики и эмпирический опыт, а их первым предметом стала концепция Идей-Эйдосов. Бытие Идей невозможно доказать логикой и нельзя подтвердить чувственным опытом. Признание идеального и материального миров, радикально отделенных друг от друга, дает ряд противоречивых следствий. Эйдосы не могут быть причинами вещей, ибо они пребывают в другом мире, являются антиподами и как неизменное они не способны порождать изменяющееся. Если для каждой единичной вещи требуется своя Идея, то необходимое количество Эйдосов уходит в бесконечность. Выход из этого тупика один - создание теории единого мира.

    Мир состоит из множества индивидуальностей, сочетающих в себе форму и материю. Из платоновского потустороннего мира Аристотель перенес Идеи и материю в реальность жизненного опыта. Эйдосы он назвал формами, обладающими следующими свойствами: а) выступают сущностями; б) имеют общность; в) несут в себе определенный порядок (структуру). Формы суть активные причины и предметом их действия является материя, выступающая непосредственным и аморфным сырьем. Форма придает материи определенную структуру, в результате чего образуется единичная вещь или существо. Многообразие форм определяет множество уникальных и отдельных образований.

    Данную схему Аристотель уточнил учением о четырех причинах. К форме и материи здесь добавлены действующая причина и целевой (финальный) фактор. Характерная иллюстрация - практика гончара. Последний ставит цель: создать такую посуду как амфора. Для этого он находит глину (материал), создает в своем уме проект амфоры с определенной пространственной фигурой (форма) и на гончарном круге придает глине должные очертания (деятельная причина). Подобное становление с участием всех четырех причин проходит каждая индивидуальная вещь.

Учение о душе и теория познания. Аристотель полагал, что душа есть форма, придающая телу жизнь. Поскольку у жизни есть три группы основных функций, то существует три вида души: а) вегетативная (рождение, питание, рост); б) чувственная (ощущение и движение); в) рациональная (познание и выбор). Если первые две присущи растениям и животным, то человек наделен всеми тремя видами души.

    Аристотель отказался от платоновского рационализма, где эмпирический опыт обесценен и гипертрофирована роль теоретического умозрения. Если любая единичная вещь есть субстанция - сущность, то ее познание с необходимостью начинается с ощущений и восприятий. Эмпирическое познание ценно и рационально тем, что только через него душа способна фиксировать отдельные объекты и тем самым отражать конкретное единство формы и материи. Налицо важный, но лишь исходный этап познания. В дальнейшем ощущения и восприятия становятся предметом, в котором интеллект отвлекается от образов материи и выделяет знание чистой формы. Оно получило название «понятие» и является основной единицей теоретического мышления.

Логика есть ядро теоретической мысли. К временам Аристотеля был накоплен весьма богатый материал логических размышлений. Значительный вклад сюда внесли ранние греческие философы. Заслуга Аристотеля сводится к тому, что он все это оценил, кодифицировал и систематизировал. Конечно, задолго до него широко использовались четыре основных закона логики (закон тождества, закон непротиворечивости и т.д.), но Аристотель их четко сформулировал, дал рефлексивную оценку и связал в единую систему.

    Логика Аристотеля начинается с анализа понятий. Исходными понятиями считались категории. Они отражают всеобщие основы или «роды бытия» и поэтому категории не подлежат определению (определить понятие, значит, подвести его под более общее). Таковы категории: «бытие», «изменение», «качество» и т.п. Определение распространяется на все понятия, отражающие особенное. Здесь важно отразить две общие формы, выстроить суждение, включающее ближайший род и видовое отличие. К примеру, человека можно определить как политическое животное. Здесь последнее будет родом, а политика – видом. (У Аристотеля тут дается определение эллина, гражданина полиса).

    О подлинном рассуждении можно говорить лишь тогда, когда происходит строгий переход от одних суждений к другим. Такую обязательную связь демонстрирует умозаключение в форме силлогизма, состоящего из трех суждений. Первое утверждает нечто весьма общее - большая посылка, второе говорит о менее общем и родственном первому - малая посылка. Из этих двух предпосылок следует частный вывод. Такое дедуктивное умозаключение обладает логической необходимостью: если посылки истинны, то есть соответствуют реальности, то вывод обязательно будет истинным. «Все люди смертны» (большая посылка), «Сократ – человек» (малая посылка), «Сократ смертен» (вывод - заключение). Аристотель хорошо понимал, что дедуктивный силлогизм лежит в основе любого доказательства, включая математическое. Главная трудность состоит в нахождении истинных универсальных посылок.

     Получение всеобщих истин, то есть суждений, где фигурируют категории, Аристотель был склонен относить на счет индукции и интуиции. Главное, что их объединяет, это движение от частного к общему. Здесь возможны логические ходы, но они частичны на фоне господства вероятных и весьма рискованных переходов ума. Если «научный» силлогизм демонстрирует истинное знание в составе посылок и их необходимую связь с выводом, то в случае индукции можно говорить о «диалектическом» силлогизме, исходящем из субъективных и ненадежных мнений, дающих правдоподобное заключение.

    Аристотелевская схема категорического («научного») силлогизма сохранила значимость и в современной науке. На ней строятся все процедуры логического доказательства и обоснования научного знания. Она является ядром схем научного объяснения и предсказания (К. Гемпель и др.). Но вот судьбу диалектического силлогизма Аристотель не угадал. На первых порах из научной мысли он был исключен, но современная наука склонна признать его значимость. Ч.С.Пирс и другие ученые оценили диалектический силлогизм Аристотеля как первую версию процесса выдвижения научной гипотезы из нескольких фактуальных констатаций.

Натурфилософия на основе логической критики. Аристотель не мог не разделить господствовавший в его времена стиль натурфилософствования, где полет мысли все же подчинялся требованиям логики, но систематически не увязывался с тяготением фактов. Занимаясь философскими изысканиями, Стагирит считал их научными, ибо философия - это высшая наука. Его основным методом философствования была идейно-логическая критика, где берется некое учение, и оно подвергается анализу с точки зрения правил логики. Это можно проиллюстрировать на примере отношения Аристотеля к концепциям элеатов и атомистов.

    Учение Парменида о бытии, апории Зенона и концепция атомов основаны на идеях прерывности и конечности. Бытие введено в виде конечной сферы, зеноновские расстояния и времена конечны, демокритовские атомы занимают малый и ограниченный объем. Аристотель полагал, что такая позиция ложна, так как ведет к абсурдным, то есть противоречивым следствиям. Первый парадокс заключается в том, что за пределами бытия и атома делимость разрешается, а внутри их запрещается. Если убрать перемещение тел в пространстве, то его деление оборачивается в конце концов неделимыми отрезками. Выход из этого положения один - принятие идей непрерывности и бесконечности. Здесь на Аристотеля повлияла аксиома непрерывности, введенная Евклидом для разрешения проблемы несоизмеримости диагонали и стороны квадрата. Стагирит же придал ей универсальный онтологический характер («все бытие непрерывно»). И если все делится на части, то такое деление уходит в бесконечность. Последняя понимается не как актуальная (ставшая и завершенная), а как потенциальное действие, всегда находящиеся в пути (к примеру, счет натуральных чисел без остановок). Логическая убедительность позиции Аристотеля здесь очевидна.

Гибрид теоретического умозрения с элементами эмпирического опыта. Аристотель вел исследование двойственным методом. С одной стороны, он развивал философскую мысль и выстроил оригинальную систему идей и категорий. С другой стороны, он не только обобщал социально-практический опыт, но и сам вел наблюдения, проводил их когнитивную обработку. Эмпиризм Аристотеля вытекает из его теории познания и обусловлен условиями семейного воспитания. Отец Стагирита был придворным врачом (римляне называли врачей «эмпириками»), что, безусловно, наложило свой отпечаток на юное сознание будущего исследователя. Вот почему в деятельности Аристотеля сочеталось продуцирование спекулятивных догадок («природа боится пустоты» и т.п.) и точные описания минералов, поведения некоторых рыб и т.п.

Физика Аристотеля. Для него это была «вторая философия», что дало основание Андронику Родосскому назвать «первую философию» «метафизикой». Физика здесь является натурфилософией, где категории специфицируются рассуждениями о природе и обобщениями практического опыта.Наблюдения над домашними и дикими животными, а также над людьми привели Аристотеля к мысли, что самодвижение невозможно. Все движется неким двигателем, если живые существа передвигаются благодаря чувствующей душе, то неживые тела приводятся в движение внешними факторами: лошадь тянет тележку, ветер создает волны и надувает парус. Все движения делятся на естественные и насильственные. Первые определяются соотношением четырех элементов и заканчиваются состоянием равновесия. Тела с преобладанием Огня и Воздуха стремятся вверх, а где больше Воды и Земли, они падают вниз. Все, что выходит за эти пределы, есть вынужденное движение. Сюда относится перемещение повозки лошадью и полет стрелы, запущенной лучником. Что касается всего мироздания, то у него есть вечный и неподвижный перводвигатель - Бог. Он движет как целевая причина.

    Пространство у Аристотеля выступает в виде многообразия мест, где пребывают тела. Абсолютными, то есть неизменными местами являются: верх-низ, правое - левое, переднее - заднее, середина - периферия. Отсюда понятна природа естественных движений, в зависимости от преобладания тех или иных стихий (огонь, вода и т.п.) тела тяготеют к «своим» местам. Пространство здесь оказывается сплошной силовой средой, которая движет или тормозит, где пустота, относительность и инерция невозможны. Непрерывная протяженность мест определяет и время, которое характеризует движение моментами «сначала» и «потом».

    Космологическая модель. В ней царит иерархическая организация огромного, но конечного пространства. Все разделено на подлунную и надлунную сферы, абсолютный центр совпадает с планетой Земля. Если в подлунном мире все разнообразно меняется, то в надлунном тела пребывают лишь в круговых движениях в такой космической среде, как эфир. Все восемь небесных сфер (Луна, Солнце, пять планет и звезды) вращаются Богом как перводвигателем.

Эмпирическая программа в биологии. Эмпиризм Аристотеля наиболее рельефно проявился в биологических исследованиях. В его трех книгах о животных натурфилософская спекуляция сведена к минимуму. Прежде всего, Стагирит стремился учесть богатый опыт наблюдений за животными путем бесед с очевидцами. В его книгах часто повторяются выражения «рыбаки рассказывают», «купцы говорят» и т.п. Эмпирическими опытами и наблюдениями занимался и сам Аристотель. Он впервые описал псевдоплаценту у гладкой акулы и оставил свидетельство о том, как речной сом проявляет заботу о своем потомстве. После метания икры самка сома сразу уплывает, самец же остается стеречь икру от других рыб. Биологи долгое время сомневались в истинности такого сообщения. Но наблюдения подтвердили правоту Стагирита.

    Аристотель предложил первую классификацию организмов. Свою схему о форме и материи он конкретизировал тезисом - видов жизни столько, сколько имеется сочетаний необходимых органов. Все начинается с дихотомии родов: животные, имеющие красную кровь, и организмы без крови. Первый род (современное – «позвоночные») подразделяется на четыре вида - млекопитающие, птицы, рыбы (ныне выделяются китообразные). Второй род (современные «беспозвоночные») делится на два вида - головоногие и ракообразные. Всего было классифицировано 485 видов животных.

    По стопам учителя пошел и ученик Теофраст (372- 287 до н.э). Его исследование о растениях (10 книг) изобилует выражениями «плотники говорят» и т.п. Беседы со знатоками - очевидцами позволили ему набрать богатый фактический материал и разработать первую классификацию растений. В ней представлены деревья, кустарники, полукустарники и травы. Структура стебля состоит из коры, древесины и сердцевины. Питание растений обеспечивается корнями и листьями, размножение производится половым (семенами) и бесполым (клубни, луковица) способами.

    Аристотель эскизно наметил идею уровневой градации форм бытия: неодушевленные тела - растения - животные. Но эта лестница форм не развивается во времени, здесь нет эволюции. Переходы от одних вечных форм к другим непрерывны и устремлены к единой цели. Такая схема повлияла на творчество Лейбница.

    Достоинства на фоне отрицания математизации науки. Основной вклад Аристотеля в науку представлен логикой и схемой эмпирической классификации. Последняя была применена не только к материалу естествознания, но и к гуманитарному познанию. Аристотель дал описание 158 конституций и классифицировал их по формам правления (монархия, демократия и т.п.). Теофраст выделил 30 человеческих характеров и попытался их классифицировать (трус, скупец, льстец и т.д.). Тем самым был намечен некий прообраз психологии. Кроме того, Аристотеля можно смело считать основоположником истории науки как научной дисциплины. О ранних натурфилософах мы знаем только из трудов Аристотеля. Его дело продолжили ученики. Теофраст написал книгу «Мнения физиков», Евдем Родосский - книги по истории математики и астрономии, Менон - книгу по истории медицины, Дикеарх - труд по истории литературы.

    Но даже гений имеет свои недостатки. Многие изъяны аристотелевской программы связаны с неприятием теоретической математики. Отрицательную роль здесь сыграл принцип непрерывности: все в мире связано друг с другом сложными переходами и качественными оттенками. Нет четких определенностей, а есть неопределенное «более или менее». «Если в природе нет прямых линий и кругов», то применение к ней математики незаконно. Такая установка определила стиль средневековой науки и стала тормозом развития.

    В целом античную философию и науку следует считать тем начальным периодом, когда возникли первые идейные программы, первые научные теории и стали вырисовываться контуры наблюдательно-эмпирического исследования.

 

Задания.

1. Человеку, который не знал ни геометрии, ни астрономии, ни музыки, но желал учиться философии, Ксенократ (396-314 в. до н.э.) заявил: «Это невозможно, ибо тебе не за что ухватить философию». Что имел в виду Ксенократ?

2. Что означает платоновское выражение «спасти небесные явления»?

3. Какова связь между аристотелевской логикой и научной классификацией?

4. Почему Аристотель недооценил роль математики в науке?

5. Немецкий физик-теоретик В. Гейзенберг пришел к выводу о том, что философия Платона более созвучна современному естествознанию, чем атомизм Демокрита. Американский же физик-теоретик Р.Фейнман считал, что если бы в ядерной мировой войне погибли все знания, кроме атомизма, то уцелевшие люди на основе этой теории восстановили бы все научное естествознание. Попробуйте выявить основания этих разных оценок.

 

Афоризмы и истории.

& Некий крестьянин посеял рис, взошли всходы, но ему они показались малыми и крестьянин решил увеличить их высоту. Каждый побег он вытянул вверх. Когда он пришел на следующее утро, то все всходы обнаружил погибшими. «Мораль»: свои желания надо соизмерять с законами природы.

JНаблюдая за звездами, Фалес свалился в глубокую яму и стал звать на помощь. Пожилая женщина, которая помогла ему выбраться из ямы, выразила свое недоумение: «Если ты, Фалес, не видишь того, что у тебя под ногами, то как надеешься познать то, что скрыто на небесах?». «Мораль»: далеко не все люди понимают суть науки.

Онажды древнегреческий философ Аристипп плыл на корабле и был застигнут бурей. Он очень испугался и кто-то ему сказал: «Мне, простому человеку не страшно, а ты – философ трусишь, как так?». Аристипп ответил: «Мы оба беспокоимся о своих душах, но души у нас неодинаковой ценности».

& Аристотель гуляет с учениками и учит мудрости. Его встречает один богатый афинянин и говорит: «Вот я сейчас позову твоих учеников погулять у меня на пиру и они убегут от тебя ко мне. Аристотель: «Согласен, ибо ты зовешь их вниз, а я веду их вверх».

J Ученый пришел к философу и последний выложил на полу две палочки в форме буквы «Т» и спросил ученого.

– Что ты здесь видишь?

– Букву «Т», – ответил ученый.

– В реальности нет буквы «Т», есть только символы в твоей голове. Здесь лежат всего лишь две сломанные веточки.

& Любое открытие в науке делают, как минимум, четыре исследователя: 1) тот, кто смотрел, но не увидел; 2) тот, кто увидел, но не придал этому значения» 3) тот, кто оценил важность увиденного, но не понял; 4) тот, кто понял, что это такое.

J Однажды один университетский профессор пришел к мудрецу, чтобы обрести просветление. Хозяин пригласил гостя к чаю: Профессор вошел спесиво задрав голову и заявил, что его привело любопытство – может ли он дать ему просветление? Мудрец стал лить чай в чашку профессора и лил так долго, проливая на пол, на циновку. Профессор: «Что ты делаешь? Чайник переполнен, чай туда уже не войдет». Мудрец: Это я тебе показываю твое отражение – ты переполнен сомнениями и предубеждениями, ты как чашка переполнена. Просветление тебе не грозит.

 

Литература

1. Аристотель. Физика. // Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т 3. М.,1981

2. Платон. Тимей. // Платон. Соч. в 3-х т.Т 3.Ч 1. М., 1971

3. Ахутин, А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.). М., 1976.

4. Вернан, Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

5. Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., СПб, 2000.

6. Гурштейн, А. А. Зодиак и истоки европейской культуры // Вестник древней истории, 1995, № 1.

7. Рожанский, И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979.

8. Клайн, М. Математика. Утрата определенности. М., 1984.

9. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.025 с.)