Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия Аристотеля и наука.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аристотель (384-322 до н.э.) – самый талантливый ученик Платона. Взяв многое у своего учителя, он подверг критике основы его учения. В качестве метода опровержения были взяты правила логики и эмпирический опыт, а их первым предметом стала концепция Идей-Эйдосов. Бытие Идей невозможно доказать логикой и нельзя подтвердить чувственным опытом. Признание идеального и материального миров, радикально отделенных друг от друга, дает ряд противоречивых следствий. Эйдосы не могут быть причинами вещей, ибо они пребывают в другом мире, являются антиподами и как неизменное они не способны порождать изменяющееся. Если для каждой единичной вещи требуется своя Идея, то необходимое количество Эйдосов уходит в бесконечность. Выход из этого тупика один - создание теории единого мира. Мир состоит из множества индивидуальностей, сочетающих в себе форму и материю. Из платоновского потустороннего мира Аристотель перенес Идеи и материю в реальность жизненного опыта. Эйдосы он назвал формами, обладающими следующими свойствами: а) выступают сущностями; б) имеют общность; в) несут в себе определенный порядок (структуру). Формы суть активные причины и предметом их действия является материя, выступающая непосредственным и аморфным сырьем. Форма придает материи определенную структуру, в результате чего образуется единичная вещь или существо. Многообразие форм определяет множество уникальных и отдельных образований. Данную схему Аристотель уточнил учением о четырех причинах. К форме и материи здесь добавлены действующая причина и целевой (финальный) фактор. Характерная иллюстрация - практика гончара. Последний ставит цель: создать такую посуду как амфора. Для этого он находит глину (материал), создает в своем уме проект амфоры с определенной пространственной фигурой (форма) и на гончарном круге придает глине должные очертания (деятельная причина). Подобное становление с участием всех четырех причин проходит каждая индивидуальная вещь. Учение о душе и теория познания. Аристотель полагал, что душа есть форма, придающая телу жизнь. Поскольку у жизни есть три группы основных функций, то существует три вида души: а) вегетативная (рождение, питание, рост); б) чувственная (ощущение и движение); в) рациональная (познание и выбор). Если первые две присущи растениям и животным, то человек наделен всеми тремя видами души. Аристотель отказался от платоновского рационализма, где эмпирический опыт обесценен и гипертрофирована роль теоретического умозрения. Если любая единичная вещь есть субстанция - сущность, то ее познание с необходимостью начинается с ощущений и восприятий. Эмпирическое познание ценно и рационально тем, что только через него душа способна фиксировать отдельные объекты и тем самым отражать конкретное единство формы и материи. Налицо важный, но лишь исходный этап познания. В дальнейшем ощущения и восприятия становятся предметом, в котором интеллект отвлекается от образов материи и выделяет знание чистой формы. Оно получило название «понятие» и является основной единицей теоретического мышления.
Логика есть ядро теоретической мысли. К временам Аристотеля был накоплен весьма богатый материал логических размышлений. Значительный вклад сюда внесли ранние греческие философы. Заслуга Аристотеля сводится к тому, что он все это оценил, кодифицировал и систематизировал. Конечно, задолго до него широко использовались четыре основных закона логики (закон тождества, закон непротиворечивости и т.д.), но Аристотель их четко сформулировал, дал рефлексивную оценку и связал в единую систему. Логика Аристотеля начинается с анализа понятий. Исходными понятиями считались категории. Они отражают всеобщие основы или «роды бытия» и поэтому категории не подлежат определению (определить понятие, значит, подвести его под более общее). Таковы категории: «бытие», «изменение», «качество» и т.п. Определение распространяется на все понятия, отражающие особенное. Здесь важно отразить две общие формы, выстроить суждение, включающее ближайший род и видовое отличие. К примеру, человека можно определить как политическое животное. Здесь последнее будет родом, а политика – видом. (У Аристотеля тут дается определение эллина, гражданина полиса). О подлинном рассуждении можно говорить лишь тогда, когда происходит строгий переход от одних суждений к другим. Такую обязательную связь демонстрирует умозаключение в форме силлогизма, состоящего из трех суждений. Первое утверждает нечто весьма общее - большая посылка, второе говорит о менее общем и родственном первому - малая посылка. Из этих двух предпосылок следует частный вывод. Такое дедуктивное умозаключение обладает логической необходимостью: если посылки истинны, то есть соответствуют реальности, то вывод обязательно будет истинным. «Все люди смертны» (большая посылка), «Сократ – человек» (малая посылка), «Сократ смертен» (вывод - заключение). Аристотель хорошо понимал, что дедуктивный силлогизм лежит в основе любого доказательства, включая математическое. Главная трудность состоит в нахождении истинных универсальных посылок. Получение всеобщих истин, то есть суждений, где фигурируют категории, Аристотель был склонен относить на счет индукции и интуиции. Главное, что их объединяет, это движение от частного к общему. Здесь возможны логические ходы, но они частичны на фоне господства вероятных и весьма рискованных переходов ума. Если «научный» силлогизм демонстрирует истинное знание в составе посылок и их необходимую связь с выводом, то в случае индукции можно говорить о «диалектическом» силлогизме, исходящем из субъективных и ненадежных мнений, дающих правдоподобное заключение. Аристотелевская схема категорического («научного») силлогизма сохранила значимость и в современной науке. На ней строятся все процедуры логического доказательства и обоснования научного знания. Она является ядром схем научного объяснения и предсказания (К. Гемпель и др.). Но вот судьбу диалектического силлогизма Аристотель не угадал. На первых порах из научной мысли он был исключен, но современная наука склонна признать его значимость. Ч.С.Пирс и другие ученые оценили диалектический силлогизм Аристотеля как первую версию процесса выдвижения научной гипотезы из нескольких фактуальных констатаций. Натурфилософия на основе логической критики. Аристотель не мог не разделить господствовавший в его времена стиль натурфилософствования, где полет мысли все же подчинялся требованиям логики, но систематически не увязывался с тяготением фактов. Занимаясь философскими изысканиями, Стагирит считал их научными, ибо философия - это высшая наука. Его основным методом философствования была идейно-логическая критика, где берется некое учение, и оно подвергается анализу с точки зрения правил логики. Это можно проиллюстрировать на примере отношения Аристотеля к концепциям элеатов и атомистов. Учение Парменида о бытии, апории Зенона и концепция атомов основаны на идеях прерывности и конечности. Бытие введено в виде конечной сферы, зеноновские расстояния и времена конечны, демокритовские атомы занимают малый и ограниченный объем. Аристотель полагал, что такая позиция ложна, так как ведет к абсурдным, то есть противоречивым следствиям. Первый парадокс заключается в том, что за пределами бытия и атома делимость разрешается, а внутри их запрещается. Если убрать перемещение тел в пространстве, то его деление оборачивается в конце концов неделимыми отрезками. Выход из этого положения один - принятие идей непрерывности и бесконечности. Здесь на Аристотеля повлияла аксиома непрерывности, введенная Евклидом для разрешения проблемы несоизмеримости диагонали и стороны квадрата. Стагирит же придал ей универсальный онтологический характер («все бытие непрерывно»). И если все делится на части, то такое деление уходит в бесконечность. Последняя понимается не как актуальная (ставшая и завершенная), а как потенциальное действие, всегда находящиеся в пути (к примеру, счет натуральных чисел без остановок). Логическая убедительность позиции Аристотеля здесь очевидна. Гибрид теоретического умозрения с элементами эмпирического опыта. Аристотель вел исследование двойственным методом. С одной стороны, он развивал философскую мысль и выстроил оригинальную систему идей и категорий. С другой стороны, он не только обобщал социально-практический опыт, но и сам вел наблюдения, проводил их когнитивную обработку. Эмпиризм Аристотеля вытекает из его теории познания и обусловлен условиями семейного воспитания. Отец Стагирита был придворным врачом (римляне называли врачей «эмпириками»), что, безусловно, наложило свой отпечаток на юное сознание будущего исследователя. Вот почему в деятельности Аристотеля сочеталось продуцирование спекулятивных догадок («природа боится пустоты» и т.п.) и точные описания минералов, поведения некоторых рыб и т.п. Физика Аристотеля. Для него это была «вторая философия», что дало основание Андронику Родосскому назвать «первую философию» «метафизикой». Физика здесь является натурфилософией, где категории специфицируются рассуждениями о природе и обобщениями практического опыта.Наблюдения над домашними и дикими животными, а также над людьми привели Аристотеля к мысли, что самодвижение невозможно. Все движется неким двигателем, если живые существа передвигаются благодаря чувствующей душе, то неживые тела приводятся в движение внешними факторами: лошадь тянет тележку, ветер создает волны и надувает парус. Все движения делятся на естественные и насильственные. Первые определяются соотношением четырех элементов и заканчиваются состоянием равновесия. Тела с преобладанием Огня и Воздуха стремятся вверх, а где больше Воды и Земли, они падают вниз. Все, что выходит за эти пределы, есть вынужденное движение. Сюда относится перемещение повозки лошадью и полет стрелы, запущенной лучником. Что касается всего мироздания, то у него есть вечный и неподвижный перводвигатель - Бог. Он движет как целевая причина. Пространство у Аристотеля выступает в виде многообразия мест, где пребывают тела. Абсолютными, то есть неизменными местами являются: верх-низ, правое - левое, переднее - заднее, середина - периферия. Отсюда понятна природа естественных движений, в зависимости от преобладания тех или иных стихий (огонь, вода и т.п.) тела тяготеют к «своим» местам. Пространство здесь оказывается сплошной силовой средой, которая движет или тормозит, где пустота, относительность и инерция невозможны. Непрерывная протяженность мест определяет и время, которое характеризует движение моментами «сначала» и «потом». Космологическая модель. В ней царит иерархическая организация огромного, но конечного пространства. Все разделено на подлунную и надлунную сферы, абсолютный центр совпадает с планетой Земля. Если в подлунном мире все разнообразно меняется, то в надлунном тела пребывают лишь в круговых движениях в такой космической среде, как эфир. Все восемь небесных сфер (Луна, Солнце, пять планет и звезды) вращаются Богом как перводвигателем. Эмпирическая программа в биологии. Эмпиризм Аристотеля наиболее рельефно проявился в биологических исследованиях. В его трех книгах о животных натурфилософская спекуляция сведена к минимуму. Прежде всего, Стагирит стремился учесть богатый опыт наблюдений за животными путем бесед с очевидцами. В его книгах часто повторяются выражения «рыбаки рассказывают», «купцы говорят» и т.п. Эмпирическими опытами и наблюдениями занимался и сам Аристотель. Он впервые описал псевдоплаценту у гладкой акулы и оставил свидетельство о том, как речной сом проявляет заботу о своем потомстве. После метания икры самка сома сразу уплывает, самец же остается стеречь икру от других рыб. Биологи долгое время сомневались в истинности такого сообщения. Но наблюдения подтвердили правоту Стагирита. Аристотель предложил первую классификацию организмов. Свою схему о форме и материи он конкретизировал тезисом - видов жизни столько, сколько имеется сочетаний необходимых органов. Все начинается с дихотомии родов: животные, имеющие красную кровь, и организмы без крови. Первый род (современное – «позвоночные») подразделяется на четыре вида - млекопитающие, птицы, рыбы (ныне выделяются китообразные). Второй род (современные «беспозвоночные») делится на два вида - головоногие и ракообразные. Всего было классифицировано 485 видов животных. По стопам учителя пошел и ученик Теофраст (372- 287 до н.э). Его исследование о растениях (10 книг) изобилует выражениями «плотники говорят» и т.п. Беседы со знатоками - очевидцами позволили ему набрать богатый фактический материал и разработать первую классификацию растений. В ней представлены деревья, кустарники, полукустарники и травы. Структура стебля состоит из коры, древесины и сердцевины. Питание растений обеспечивается корнями и листьями, размножение производится половым (семенами) и бесполым (клубни, луковица) способами. Аристотель эскизно наметил идею уровневой градации форм бытия: неодушевленные тела - растения - животные. Но эта лестница форм не развивается во времени, здесь нет эволюции. Переходы от одних вечных форм к другим непрерывны и устремлены к единой цели. Такая схема повлияла на творчество Лейбница. Достоинства на фоне отрицания математизации науки. Основной вклад Аристотеля в науку представлен логикой и схемой эмпирической классификации. Последняя была применена не только к материалу естествознания, но и к гуманитарному познанию. Аристотель дал описание 158 конституций и классифицировал их по формам правления (монархия, демократия и т.п.). Теофраст выделил 30 человеческих характеров и попытался их классифицировать (трус, скупец, льстец и т.д.). Тем самым был намечен некий прообраз психологии. Кроме того, Аристотеля можно смело считать основоположником истории науки как научной дисциплины. О ранних натурфилософах мы знаем только из трудов Аристотеля. Его дело продолжили ученики. Теофраст написал книгу «Мнения физиков», Евдем Родосский - книги по истории математики и астрономии, Менон - книгу по истории медицины, Дикеарх - труд по истории литературы. Но даже гений имеет свои недостатки. Многие изъяны аристотелевской программы связаны с неприятием теоретической математики. Отрицательную роль здесь сыграл принцип непрерывности: все в мире связано друг с другом сложными переходами и качественными оттенками. Нет четких определенностей, а есть неопределенное «более или менее». «Если в природе нет прямых линий и кругов», то применение к ней математики незаконно. Такая установка определила стиль средневековой науки и стала тормозом развития. В целом античную философию и науку следует считать тем начальным периодом, когда возникли первые идейные программы, первые научные теории и стали вырисовываться контуры наблюдательно-эмпирического исследования.
Задания. 1. Человеку, который не знал ни геометрии, ни астрономии, ни музыки, но желал учиться философии, Ксенократ (396-314 в. до н.э.) заявил: «Это невозможно, ибо тебе не за что ухватить философию». Что имел в виду Ксенократ? 2. Что означает платоновское выражение «спасти небесные явления»? 3. Какова связь между аристотелевской логикой и научной классификацией? 4. Почему Аристотель недооценил роль математики в науке? 5. Немецкий физик-теоретик В. Гейзенберг пришел к выводу о том, что философия Платона более созвучна современному естествознанию, чем атомизм Демокрита. Американский же физик-теоретик Р.Фейнман считал, что если бы в ядерной мировой войне погибли все знания, кроме атомизма, то уцелевшие люди на основе этой теории восстановили бы все научное естествознание. Попробуйте выявить основания этих разных оценок.
Афоризмы и истории. & Некий крестьянин посеял рис, взошли всходы, но ему они показались малыми и крестьянин решил увеличить их высоту. Каждый побег он вытянул вверх. Когда он пришел на следующее утро, то все всходы обнаружил погибшими. «Мораль»: свои желания надо соизмерять с законами природы. JНаблюдая за звездами, Фалес свалился в глубокую яму и стал звать на помощь. Пожилая женщина, которая помогла ему выбраться из ямы, выразила свое недоумение: «Если ты, Фалес, не видишь того, что у тебя под ногами, то как надеешься познать то, что скрыто на небесах?». «Мораль»: далеко не все люди понимают суть науки. Онажды древнегреческий философ Аристипп плыл на корабле и был застигнут бурей. Он очень испугался и кто-то ему сказал: «Мне, простому человеку не страшно, а ты – философ трусишь, как так?». Аристипп ответил: «Мы оба беспокоимся о своих душах, но души у нас неодинаковой ценности». & Аристотель гуляет с учениками и учит мудрости. Его встречает один богатый афинянин и говорит: «Вот я сейчас позову твоих учеников погулять у меня на пиру и они убегут от тебя ко мне. Аристотель: «Согласен, ибо ты зовешь их вниз, а я веду их вверх». J Ученый пришел к философу и последний выложил на полу две палочки в форме буквы «Т» и спросил ученого. – Что ты здесь видишь? – Букву «Т», – ответил ученый. – В реальности нет буквы «Т», есть только символы в твоей голове. Здесь лежат всего лишь две сломанные веточки. & Любое открытие в науке делают, как минимум, четыре исследователя: 1) тот, кто смотрел, но не увидел; 2) тот, кто увидел, но не придал этому значения» 3) тот, кто оценил важность увиденного, но не понял; 4) тот, кто понял, что это такое. J Однажды один университетский профессор пришел к мудрецу, чтобы обрести просветление. Хозяин пригласил гостя к чаю: Профессор вошел спесиво задрав голову и заявил, что его привело любопытство – может ли он дать ему просветление? Мудрец стал лить чай в чашку профессора и лил так долго, проливая на пол, на циновку. Профессор: «Что ты делаешь? Чайник переполнен, чай туда уже не войдет». Мудрец: Это я тебе показываю твое отражение – ты переполнен сомнениями и предубеждениями, ты как чашка переполнена. Просветление тебе не грозит.
Литература 1. Аристотель. Физика. // Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т 3. М.,1981 2. Платон. Тимей. // Платон. Соч. в 3-х т.Т 3.Ч 1. М., 1971 3. Ахутин, А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.). М., 1976. 4. Вернан, Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. 5. Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., СПб, 2000. 6. Гурштейн, А. А. Зодиак и истоки европейской культуры // Вестник древней истории, 1995, № 1. 7. Рожанский, И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979. 8. Клайн, М. Математика. Утрата определенности. М., 1984. 9. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.015 с.) |