Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Неклассические гуманитарные исследования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психоанализ. Ядром данного направления является учение о бессознательной психике. У средневековых философов были некоторые глухие намеки на существование бессознательных явлений, но в четкой форме о наличии бессознательных восприятий заявил Лейбниц. Это была философско-онтологическая идея, ибо речь шла об особенностях монад. 1.1. Основы классического психоанализа. Создание первой концепции бессознательного принадлежит австрийскому психиатру и философу Зигмунду Фрейду (1856-1939). Он заложил идейные основы психоанализа, главная цель которого – дать научно-рациональное объяснение иррациональной психике человека. Этим было дано начало соответствующему направлению и движению. Основные труды: «Толкование сновидений», «Я и Оно», «Будущее одной иллюзии». Психоанализ следует считать неклассической наукой, так как здесь кроме науки присутствуют мировоззренческие идеи, с которыми сопряжена терапевтическая практика (далекая от идеалов науки). Эта черта присуща учениям К. Юнга и Э. Фромма. В человеке господствует не ясный разум, а бессознательная психика – «Оно». Начиная с Платона, классический рационализм признавал в человеке первенство разума. Конечно, в жизнь индивида вносят свой вклад воля, вера и многое другое, но всеми способностями руководит рациональное начало – сознание. Оно ставит цели, находит нужные средства и если происходят какие–то сбои, то сознание по большому счету всегда дает отчет. Вот почему мы и считаем себя разумными существами. Большая часть нашей психики непрозрачна для разума. В XIX в. многие иллюзии наивного рационализма рухнули. Биологические науки стали выявлять животную природу человека и в этом же русле стала развиваться психология. Оказалось, что психическая реальность чрезвычайно многообразна, у нее много пластов и только поверхностный слой находится в нашем распоряжении. Глубины психики темны и загадочны, как раз там находятся силы, которые управляют нашими поступками, но не осознаются. Мы нередко ставим одни цели, а получаем результаты противоположного характера. Стало быть, за спиной сознания действуют могучие силы, о которых мы часто и не догадываемся. «Оно» как внутренняя пружина психической жизни. В каждого индивида природа закладывает некую совокупность жизненных желаний или влечений. Особой силой и обязательностью отличаются импульс полового влечения («эрос») или инстинкт продолжения жизни и страх смерти, побуждающий к агрессии («танатос»). От этих программ практически нельзя отказаться, они действуют с неумолимой силой. К тому же эрос закреплен эффектом получения максимального чувственного удовольствия. Оба коренных влечения питаются мощной психической энергией («либидо») и они изнутри, в слепой и обязательной форме диктуют действия всем другим слоям психики. При этом сознание создает утешающую иллюзию, что якобы разум является господином положения. Реальность же совершенно иная. Вожделеющее Оно и есть та неукрощенная лошадь, которая несет всадника, пытающегося лишь усидеть на ней. Даже в своей душе как собственном доме человек не является хозяином. Я есть сознание, которое познает реальность и осознает самого себя. Если Оно живет по «принципу удовольствия», то сознание руководствуется «принципом реальности». Я возникло в ходе эволюционного развития для того, чтобы человек мог эффективно приспосабливаться к внешнему миру. Адаптация же возможна лишь тогда, когда мы знаем мир, в котором живем. Сознание и стало формой познания реальности, которая как некая «карта» помогает нам ориентироваться в окружающей среде и позволяет считаться с ее условиями. Всякое познание сопряжено с таким свойством как осознанность. Речь идет о способности сознания давать отчет о том, чем оно занимается в данное время. В богатстве своих элементов внешний мир бесконечен и когда начинается познание, то оно выделяет вполне определенные объекты. Если они становятся предметом внимания, то это означает, что сознание как бы освещает их лучом своего прожектора. И если разум действует подобно свету, то он одновременно освещает и сам себя. Его отчет может выглядеть примерно так: «Сейчас познается то и то, все находится под контролем». Если для сознания – света его участки прозрачны и явны, то все бессознательное находится во тьме, ибо оно предпочитает скрытую жизнь. Эгоистические влечения, обещающие удовольствия, любят темноту ночи и боятся света разума. Сверх-Я усиливает конфликтную жизнь сознания. Поздний Фрейд ввел понятие «Сверх-Я». Эта инстанция выражает возрастную социализацию индивида. Человек есть не только природное существо, но и представитель социальной культуры. Ее важное предназначение состоит в том, чтобы нейтрализовать отрицательные действия эгоистических сил Оно. Это достигается за счет внедрения в психику двух компонентов Сверх-Я: социально-нравственных запретов и правил должного поведения. Начиная с раннего возраста, многообразные «нельзя» и «веди себя так-то» внедряются в душу каждой личности. При всех различиях Оно и Сверх-Я объединяет один пункт – это безразличные силы прошлого. Если Оно выражает повеление эволюционной природы, то Сверх-Я есть строгий голос общества. Предметом же их борьбы выступает Я, живущее сейчас и теперь.
Конфликты психики требует разрешения. Человек оказался игрушкой грозных и противоположно направленных демонических сил. Оно настоятельно тянет жить по «принципу удовольствия», внешний мир навязывает Я свои суровые реалии, Сверх-Я требует жить по строгим законам морали. Полярные силы создают конфликты внутри психики и их можно успешно разрешать разными способами. Один из них – сублимация, то есть переключение психической энергии Оно на социально важные виды деятельности (спорт, наука, искусство и т.п.). Но бывает часто так, что психический конфликт переходит в болезнь – невроз. Вытеснение бессознательных образов способствует бегству в невроз. В начале XX в. Фрейд разработал пространственную модель психики. Почти весь ее объем занят бессознательным, которое заполняет пространство снизу и лишь в самом верху оставляет небольшую часть для сознания. Все бессознательное делится на два вида: а) скрытое и б) вытесненное. Первое находится в предсознании и при наличии внимания легко переходит в сознание. Второе связано с тем, что в предсознании находится своего рода «цензура», которая представлена образами Сверх-Я. Они производят отбор: пропускают в сознание представления о культурно приемлемых желаниях и не пропускают социально запретные порывы. Такая избирательность делает цензуру защитной инстанцией, которая сопротивляется проникновению бессознательных элементов в сознание и вытесняет их в глубины Оно. Вытеснение опасно тем, что создает иллюзию разрешения психического конфликта. Человек придумывает себе ситуацию, где все хорошо, а на самом деле кое-что плохо. Дело в том, что с течением времени психика структурируется: образы пережитого прошлого непрерывно составляют слои памяти. На этом фоне вытесненные представления не уходят в память, а остаются как вечные осколки прошлого в настоящем. Здесь налицо нарушение цельности психики в виде ее фрагментации.
Бегство в невроз иллюстрирует следующий условный пример. Вообразим, что по узкой тропинке в горах едет на осле путник. Неожиданно на дороге впереди появляется лев. Узость тропинки не позволяет развернуться обратно и убежать. Человек думает о двух вариантах поведения: пассивно ожидать смерти или вступить в схватку со львом. По-своему ведет себя осел, обезумев от страха, он вместе с человеком бросается в пропасть. По мнению Фрейда, тот выход из положения, который предложил осел, совпадает с помощью, которую оказывает невроз. Здесь нет шансов на разрешение конфликта. Самый лучший выход – это мобилизация всех сил человека для борьбы с опасностью и главную роль тут должен сыграть разум. Там, где было Оно, должно быть Я. Каждый индивид проходит стадию детства, и уже здесь его подстерегают опасные конфликты. Когда у ребенка созревают сексуальные и агрессивные влечения, то их предметом становятся самые близкие люди – родители. Мальчик связывает свой эрос с матерью и отец превращается в соперника («комплекс Эдипа»), девочку влечет к отцу и мать здесь – помеха («комплекс Электры»). Сверх-Я оценивает эти импульсы как угрозы семье и обществу, и загоняет их в глубины Оно. Взрослея, большинство людей справляется с такими напряжениями психики на пути труда и социальной жизни. Но часть людей попадает в западню неврозов. Какой выход искать здесь? Вытесненное бессознательное надо перевести в сознание. Лечение неврозов Фрейд связывал с познанием. Этим делом занимается сознание, оно способно познать бессознательную психику и пролить свет на темную драму, происходящую в душе невротика. У последнего нарушилось нормальное познание, в силу чего вытесненное бессознательное стало зоной болезненного незнания. Невротику следует помочь осознать смысл того, что происходит в его душевном мире. Сам он свое Оно познать не сможет.
Бессознательное говорит сложным языком символов. Как таковое Оно скрывается в темных глубинах психики, занимая ее нижние подвалы. И все же жизнь бессознательного такова, что она имеет проявления вовне, только они имеют характер зашифрованных намеков. Если внимание исследователя привлекают масштабные и значительные объекты, события, то явления Оно скрыты во второстепенном и заурядном материале, который обычно мы игнорируем. Здесь находят место разнообразные ошибочные действия, которые нас только раздражают: обмолвки, оговорки, описки, забывание имен, утеря предметов. Но самой яркой формой Оно выступают сновидения. Обычный человек может вспомнить свои сны и пересказать их содержание, но он далек от их понимания как вестей Оно. Психоаналитик расшифровывает язык сновидений и тем самым излечивает невроз. На помощь невротику приходит психоаналитик. Он способен перевести образы и слова невротика на язык символов бессознательного. Это предполагает своеобразное путешествие из настоящего с его мучениями пациента в его далекое прошлое (детство, юность и т.д.). В нем нужно найти сексуальные влечения, которые цензура Сверх-Я когда-то не пропустила в сознание и, став вытесненными элементами Оно, они превратились в источник конфликта. Сделать это очень трудно, но возможно. Психоаналитику нужно вступить в тесный эмоциональный контакт с невротиком и перенести его душевный мир на себя («трансфер»). В расшифровке сновидений психоаналитик применяет метод свободных ассоциаций и эта сложная процедура тянется через многие сеансы. И вот наконец прослежена запутанная в своих ходах цепочка от прошлого сексуального мотива к мукам настоящего. Такая осведомленность означает, что старое прошлое пережито, оно перешло в память и психика обрела целостность. Иначе говоря, травмирующее бессознательное попало в мир сознания и тем самым развязался узел конфликта. Знание стало силой здоровой психики. Модель З. Фрейда: душевный аппарат сочетает в себе сознательный (психический) аппарат и бессознательные структуры. Основатель психоанализа исходил из той гипотезы, что вся человеческая психика составлена в результате напластования различных слоев. В самом грубом и общем виде можно говорить о бессознательной психике и о сознании. Любой слой психического проявляет активность и выступает неким аппаратом, преобразующим впечатления, образы и представления для целей жизни. Если сознание уподобить «психическому аппарату», то «душевный аппарат» шире и глубже его за счет включения бессознательных психических сил. Эту иерархическую концепцию двух структур и пытался осознать Фрейд. Фрейд понимал, что любой аппарат является формой техники, и эта идея служила ему путеводной нитью. Сначала он разработал механическую модель, где внешняя среда прокладывает путь («торение») и производит в нейронах особые следы. Если представить психику в виде оптической машины типа фотоаппарата, то ясно выделяются акты преобразования (свет-негатив-позитив). Уже в работе «Заметки о волшебном блокноте» (1925) структура психического аппарата воплотилась в машину письма, где действует социальная техника слова, формирующая мышление. Кроме инициации последнего сознание выступает аппаратом восприятия и представления. Сама по себе машина письма мертва, не имеет своей энергии, поэтому она использует энергию тела.
По мнению Фрейда, главное отличие бессознательной психики сводится к своеобразию ее языка. Если мышление действует посредством фонетического (буквенного) письма, то «Оно» использует онирическое письмо, живущее немыми символами сновидений. Язык символики чрезвы-чайно сложен и все же он поддается искусству психоаналитического толкования (метод свободных ассоциаций и т.п.). Стало быть, психоаналитик занимается особой расшифровкой, где и происходит перевод немых символов на язык слов. Такая процедура является специфической формой мышления, способной иметь терапевтическую роль. Нормальная психика отличается интегративным характером, где поверхностные и глубинные слои функционируют в виде единого «душевного аппарата». Когда это единство нарушается и происходит расщепление психики на отдельные, не связанные друг с другом узлы, тогда формируются неврозы, приостанавливающие нормальное развитие психического аппарата. Как правило, самые глубокие неврозы возникают в детстве и соответствующие им образы вытесняются в область Оно. Такой процесс ведет к отчуждению и расколу между сознательным и бессознательным аппаратом, что может существенно деформировать структуру мышления. «Оперативное мышление». Психосоматическим пациентам присуща эта своеобразная форма мысли. Мысль здесь буквально дублирует действие; то, что делают руки, индивид проговаривает словами. «Оперативное мышление» протекает только во временном поле настоящего и неспособно уходить в прошлое в виде воспоминаний, а также не может в виде планов и мечтаний заглядывать в будущее. Жесткая привязь к утилитарным фактам актуальной ситуации лишает его способности осуществлять какие-либо оценки. Такое мышление проявляет интеллектуальную активность со знаками предметов, но оперирование символами для него закрыто. Полностью отсутствует здесь способность воображения и фантазии, даже простые аналогии пациентам не доступны. Они почти не видят снов, не способны на грезы и не выделяют себя из объектных ситуаций. Исследователи полагают, что главная причина «оперативного мышления» – разрыв между сознанием и бессознательным. В отличие от психосоматических деформаций неврозы поддаются лечению. Общий терапевтический ключ определил З. Фрейд: травмирующие образы нужно из бессознательного перевести в сознание («где было Оно, должно стать Я»). Иначе говоря, требуется должное развитие психического аппарата, которое приостановил невроз. Пациенту требуется помощь аналитика, психический аппарат которого развит выше среднего уровня и оснащен техникой психоанализа. В ходе интерпретационных процедур (свободное ассоциирование и т.п.) аналитик структурирует поступающий от пациента материал, придавая ему словесно-осознанный характер. В ходе периодических сеансов слова аналитика должны так дойти до сознания пациента, чтобы его Эго смогло структурироваться на наблюдающую и переживающую части. Это позволяет пациенту «дистанцироваться» от самого себя для лучшего самопознания. Аналитик вместе с пациентом стремятся развить регрессивный невроз переноса и окончательно разрешить его. Этот управляемый регресс находится на службе реорганизации психического аппарата пациента, которому нужно восстановить свою способность интеграционной работы. Под влиянием словесного творчества аналитика пациент вместе с ним достигает нужного уровня регрессии и описывает свой травмирующий опыт должными словами. Данное состояние инсайта выражает относительно высокий уровень развития аппарата, в котором объединились бессознательное, предсознательное и сознание структурно объединились бессознательное, предсознательное и сознание. Мышление как таковое не лежит в основном русле идейных поисков психоанализа. И все же Фрейд и его последователи внесли важный вклад в концептуальное поле его осознания. Прежде всего, ими было показано, что мыслительный инструментарий является верхушкой айсберга, основное содержание которого образуют аппараты нижних слоев психики. Более того, стихия бессознательного способна пребывать в недрах самого мышления. Исследования, инициированные фрейдизмом, выявили феномен неявных предпосылок в содержании научного познания и в практическом опыте («личностное» или молчаливое знание М. Полани). Говоря гегелевским языком, одна из «хитростей разума» состоит в том, что знание используется в функции метода (аппарата), но сознание не дает в этом отчета. Здесь напрашивается оппозиция внутри сознания: неосознаваемая рациональность (то, что не попало в фокус внимания) и осознаваемая рефлексия (то, что стало предметом внимания и осмысления). Такие структурные дифференциации открывают перед эпистемологией науки многообещающие перспективы. Что касается терапевтической роли психоаналитического мышления, то этот опыт еще раз подтверждает древнюю истину об исцеляющем характере разумного порядка. Конечно, в действиях аналитика значительное место занимают эвристические правила, использование которых делает психоанализ скорее искусством-мастерством, чем научной практикой. Весьма интересны рассуждения о терапевтическом опыте развития психического аппарата пациента. Эта практика требует дальнейшего осмысления. Концепция архетипов. Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психотерапевт, развивший психоанализ в виде «аналитической психологии». Основные труды: «Об архетипах коллективного бессознательного», «Йога и Запад». Психика индивида развивается на основе коллективного бессознательного. Фрейд ограничил психику жизнью индивида. Для Юнга этого было явно недостаточно, надо идти в глубины человеческого рода, ибо там находятся истоки любой психики. Ясно, что глубинная общечеловеческая психика должна быть бессознательной, то, что возникло во времена становления человечества, должно передаваться как бесценный и скрытый дар отдельным индивидам. Коллективное бессознательное представлено праформами или символическими образцами или универсальными бессодержательными схемами. Поскольку эти прообразы являются врожденными, они предшествуют любому акту индивидуальной психики и определяют все ее действия. Юнг сравнивал виляние архетипов с ролью осей кристалла, которые формируют последний в растворе. Будучи неосязаемыми направлениями они распределяют частицы вещества в структуру кристалла. В психике таким «веществом» выступает внешний и внутренний опыт, составленный из ощущений, восприятий и представлений. Архетипы незаметно, но стратегически обязательно организуют актуальный опыт. Вот почему в чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда сочетается с каким-то конкретным содержанием опыта. Коллективное бессознательное и индивидуальная психика способны органически дополнять друг друга. Если у Фрейда сознание и бессознательное противопоставлены друг другу, то Юнг признал их изначальное единство. Общечеловеческое бессознательное задает уже готовые, вечные и широкие формы – образцы, а личностная психика наполняет их конкретно-изменчивым и актуальным содержанием. Конечно, их взаимные влияния неравноценны. Если коллективное бессознательное определяет стратегию психической жизни, то ее тактика зависит от личной психики. Если последняя вырабатывает мелкие и обыденные представления, то от архетипов исходит дух чего-то величественного и священного. Особо явственно «дыхание» коллективного бессознательного проявляется в некоторых сновидениях, галлюцинациях, мистических видениях, где влияние сознания сведено к минимуму. Когда в нашей душе проявляются, хотя бы косвенно, архетипические образы, то нас переполняет страх и трепет перед чем-то великим и жутким. Можно лишь догадываться о мощности той психической энергии, которой заряжены архетипы. Коллективное бессознательное предопределяет содержание и структуру индивидуальной психики. Своей формообразующей энергией архетипы способны задавать контуры психических уровней личности. Такие проекции весьма разнообразны. «Персона» есть маска психики, позволяющая производить на людей выгодное для себя впечатление и скрывать свою подлинную суть. «Тень» характеризует все негативное в индивиде, включая разрушительные склонности, таящиеся в глубинах психики. «Анима» и «Анимус» суть обобщенные образы мужчины и женщины, с помощью которых бессознательное оценивает противоположный пол. «Самость» – психическая целостность, существующая в виде идеала – образца на фоне реальных и конфликтных фрагментаций. Если древние цивилизации развивались через священнодействия с архетипами, то современное общество их забыло и переживает кризис. Архетипы начали служить древним людям, став источником мифов, религий и образов искусства. Первобытный человек видел в природе, с одной стороны, сотни страшных и жестоких сил, а, с другой, исток добрых и могущественных покровителей. Это разделение нашло свое развитие в религиях многобожия. На фоне чудовищных титанов и Медузы Горгоны утверждались светлые олимпийские боги. В более поздних сказаниях возникли образы Великой Матери как истока жизни и Старца – отца рода. Мудрецы древних цивилизаций стремились уравновесить и гармонизировать мировые силы: китайские символы инь и ян, андрогин древних алхимиков и т.д. Древние люди с большим уважением относились к образам сновидений и мистического опыта. На этой основе они развивали высокую духовную культуру. Гомер, Данте, Шекспир и Вагнер вдохновлялись архетипическими темами и оставили нам шедевры искусства. И хотя детей до сих пор неумолимо тянут сказочные образы, во взрослой жизни они уже отдают предпочтение рациональным теориям науки и техники. В их душах поселился прагматизм и расчет. В такой ситуации коллективное бессознательное проявляется в резко отрицательных и слепо-разрушительных формах. Стихийные вторжения архетипов в сознание оборачиваются психическими заболеваниями, массовыми психозами фашизма и коммунизма. Расовая и классовая мифология формирует массового человека, который готов только на разрушение. Такова цена смены ориентаций со священных символов на низкие и примитивные утопии. Цель психоаналитического лечения состоит в возврате уважительного отношения к духовным символам. Без такого отношения некоторые слои психики («Тень», «Анима – Анимус», «Персона» и т.д.) начинают жить автономной жизнью, независимой от намерений человека. Изолированные комплексы представлений становятся «маленькими дьяволами», которые делают, что хотят. Преодолеть невроз как состояние духовного расщепления можно только на пути возврата духовной целостности и душевного равновесия. Аналитическая психология способствует выявлению в личности высоких духовных смыслов, самореализации творческих дарований. В этом процессе индивидуации личность обретает свою Самость как «Бога внутри нас».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.250 (0.012 с.) |