Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Классические гуманитарные науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В середине XIX в. начинается тенденция обновления социальных и гуманитарных наук. Застрельщиками этого процесса стали неокантианцы, немецкие философы инспирировали дискуссию о различии естественных и гуманитарных наук. Первые В. Виндельбанд (1848-1915) отнес к номотетическим наукам, которые изучают общие законы природы, используя эксперимент, математику и методы объяснения. Своеобразие гуманитарных наук состоит в идиографичности или описании индивидуальных событий человеческой жизни. Такое различие поддержал Г. Риккерт (1863-1936). Он углубил анализ оппозиции «науки о природе»/«науки о культуре», показав, что последние познают на основе ценностей. Историческая наука. 1.1. От записей событий и слухов к научной историографии. Первыми слугами античной богини Клио как покровительницы историков можно считать египетских жрецов, грека Геродота (484 – 425 до н.э.) и Сыма Цяня (летописца первых китайских императоров). Они заложили традицию письменной записи произошедших событий. У своих истоков она была далеко нестрогой, сочетая объективные данные с домыслами и слухами. Первые доксографы (греч. doxa – мнение) об этом стали догадываться и все же они стремились сохранять в памяти народа все услышанное. Так, в своей книге «История греко-персидских войн» Геродот заметил, что хотя он многому не верит, он обязан передать то, что ему говорят. Эту линию в дальнейшем вели средневековые европейские хронисты, записывая не только увиденное, но и собирая всевозможные рассказы и слухи. Такая особенность дала основание ряду философов Нового времени считать историю не наукой. Француз Н. Мальбранш (1638-1715) вполне серьезно заявлял, что история есть удел сплетников, а Декарт и Лейбниц признавали историографию только в качестве школы морали. Их симпатии были всецело на стороне философии истории, которая представляла все идейно-теоретическое содержание. Даже в середине XVIII в. существовало разделение труда: историографы собирали и фиксировали факты, а их общими теоретическими смыслами занимались философы. И все же историография Нового времени неотвратимо дрейфовала в направлении науки. Важный вклад в становление научной историографии внес француз Пьер Бейль (1647-1706). Он предпринял широкое наступление на мнимый авторитет традиции. Глубоким заблуждением является мнение о том, что все идущее из глубины веков обречено быть истиной. Любые свидетельства прошлого сочетают в себе малые крупицы правды и множество ошибок. Историк как ученый обязан руководствоваться постоянной установкой: выявлять точные историчные факты путем нахождения и устранения заблуждений. Основой метода исторической акрибии (лат. acribes - точный, строгий) должна быть непрерывная критика любых материалов (документов, записей, устных рассказов). Проект Бейля дополнил и развил итальянец Джамбаттиста Вико (1668 - 1744). В своей книге «Новая наука» он весьма широко определил предмет исторического исследования. Мир природы доступен только Богу, сотворившему её. Человек предназначен продолжать дело божественного творения и он многое уже создал: язык, технические изобретения, земледелие и скотоводство, политику, мораль и право и др. Все это многообразие произведенных (искусственных) фактов образует великий «гражданский мир», он исторически меняется и такая тенденция благоприятна для новой науки, которая может достичь большей ясности и точности, чем геометрия и математика в целом. Старую историографию Вико подверг резкой критике. Почти все ученые грешили «национальным чванством», согласно которому нация, к которой принадлежит историк, объявляется самой цивилизованной. Если Геродот – грек, то античная Греция подается колыбелью прогресса. Тит Ливий уже на все лады расхваливает достижения Рима. С подлинной наукой такой «патриотизм» несовместим. Многие историки лишены чувства исторического времени, ибо они распространяют представления и понятия своего времени на события далекого прошлого. Типичной ошибкой историков является идеализация древних эпох, когда их деятели наделяются мудростью, добродетелями и другими достоинствами. «Новая наука» сочетает идейность философии с критической точностью филологии. Идеал нового ученого Вико видел в фигуре, которая бы соединила достоинства Платона с позитивными чертами римского историка Тацита. Если первый стал теоретиком идеальной истории, то второй отличался скрупулезной работой с фактами. Новая наука должна стать брачным союзом теории и эмпирии. Если первое обеспечивает философия, то второе определяется «филологией». Филологическая наука должна иметь две основные задачи: 1) изучение языка нации как главного способа жизни народа; 2) критическое чтение документов. И действительно, прошлое любого народа оставляет свои метки в его языке, в нем концентрируется его история. Вот почему настоящий историк с необходимостью становится филологом. Пословицы, поговорки и типичные выражения раскрывают дух любого обычая. Язык и история взаимопереплетены. Самой древней формой языка стал жест, движения тела самые простые и естественные. Затем возник язык рисунков, который у ряда народов (египтяне, китайцы) превратился в иероглифы. На определенном этапе развития человечности сложился язык песни и поэзии, проза в её разных вариантов - самое позднее образование. Во всех этих метаморфозах и калейдоскопе фактов проявляется проект «идеальной истории», который сводится к необходимому прогрессу духовных ценностей - добра, гуманизма, правды, справедливости и т.п. За всем этим стоит Бог, придающий истории вечный смысл. Цель историка - внести посильный вклад в дело расшифровки этого смысла.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.007 с.) |