Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Универсальная теория информации.

Поиск

Начиная со второй половины XX в. слово «информация» стало одним из самых распространенных. Для большинства людей оно означает некоторые знания, сведения, но такое представление лишь частично совпадает с научным понятием информации.

Энтропия и информация. Впервые на их связь обратил внимание в 1929 г. немецкий физик Л. Сциллард. Он подметил, что энтропия, теряемая газом, благодаря разделению час­тиц с высоким и низким уровнем энтропии, равна информации, передающейся некоторому наблюдателю. В 1930-е гг. американский ученый К. Шеннон (1916-2001) углу­бил и развил наметившееся новое представление об энтропии. С времен Клаузиуса и Больцмана энтропия понималась как мера рас­сеяния тепловой энергии. Шеннон заметил совпадение математи­ческого выражения количества информации с формулой Больцма­на об энтропии (S = k InP). Он предложил считать энтропию мерой вероятности информационных систем. В 1940-е гг. Э. Шредингер еще более расширил значение понятия энтропии, она предстала как мера неупорядоченности любых систем. Соответственно этому обновлению формировалось понятие ин­формации. В 1948г. Шеннон определил информацию как сообще­ние, уменьшающее энтропию (неопределенность) у получателя со­общений. В этом же году американский исследователь Н. Винер (1894-1964), один из основоположников кибернетики как науки об управлении, пришел к выводу о том, что количество информации по существу есть некоторая отрицательная энтропия или негэнтропия (I = – S). Если энтропия есть мера беспорядка, то информация является вы­ражением упорядоченности. Энтропия и информация представля­ют две противоположные и взаимосвязанные тенденции в процес­сах развития. Если система эволюционирует в направлении упоря­доченности, то ее энтропия уменьшается, и наоборот. Количествен­ное взаимоотношение энтропии и информации выражает форму­ла: I + S=1 (const). Так при испарении жидкости исчезает инфор­мация о местонахождении молекул в определенной части про­странства (в сосуде). Соответственно происходит эквивалентное возрастание энтропии. Информация о нахождении молекул в со­суде превращается в информационную энтропию связей между положениями и скоростями молекул в газе, возникающими при их соударениях, т.е. в хаотический беспорядок и неопределенность.

 

Измерение информации. Информация исчисляется в битах – двоичных единицах. Любое число в двоичной системе записывает­ся последовательностью нулей и единиц. Так, число 2 десятичной системы записывается в двоичной системе: 10, 3–11. Исчисление информации в битах означает ответы на вопросы в форме «да» или «нет». Каждый бит информации имеет свою энтропийную цену (и она очень мала), поэтому в битах измеряется как информация, так и информационная энтропия. Установление их взаимосвязи позволило по достоинству оценить сферу действия информации. Она прису­ща не только человеку и живым организмам, сущес­твуя на всех уровнях организации материи, она представляет собой универсальный ресурс природы. Синергетика и кибернетика убе­дительно показали ключевую роль информации в процессах самоорганизации и развития диссипативных структур. Открытые сис­темы за счет оттока энтропии увеличивают свою информацию и на этой основе происходит усложнение и эволюция как движение от низшего к высшему. Некоторые ученые (Юзвишин и другие) полага­ют, что информацию следует сделать центральным понятием науки и через него переосмыслить все другие понятия (материю, энергию).

Информация и отражение. Понятие информации являет­ся общенаучным и в силу этого оно подвергается философским интерпретациям. Большинство отечественных ученых и философов оценивает информацию через материалистическую идею отражения. Последнее рассматривает­ся как всеобщее свойство материи, способность объектов при вза­имодействии оставлять друг в друге следовые отпечатки. Эти свое­го рода «визитные карточки» могут иметь разную степень соответ­ствия: гомоморфизм (греч. homos – одинаковый, взаимный; mогрhe – форма) – неоднозначное соответствие и изоморфизм (греч. isos – равный, подобный) – точное, однозначное соответствие. Су­ществует попытка представить информацию в виде единства отра­жения и упорядоченности (А. Д. Урсул). 

Академик международной академии инфор­матизации Р. Ф. Абдеев предложил следующую модель. В ней дана иерархия уровней организации материи и с каждым уровнем соот­носится определенная форма отражения и информации. 1-й уро­вень образуют статистические структуры неорганической приро­ды и с ним сопряжена простейшая форма отражения, когда инфор­мация не выделяется из общего содержания взаимодействия. 2-й уровень представлен простыми динамическими системами с детер­минированным движением (Солнечная система, часовой механизм и т.п.). 3-й уровень – авторегулирующиеся системы (термостат и т.п.), где информация начинает становиться фактором управления. 4-й уровень образуют самоорганизующиеся структуры, из которых возникают живые клетки со способностью к опережающему отра­жению. 5-й уровень занимают растения с их избирательной чув­ствительностью, она обслуживается особыми информационными качествами. 6-й уровень – это животные, обладающие информа­цией в элементарной психической форме. Человек представляет 7-й уровень, где циркулирует сознательная информация. Общес­твенные институты с соответствующими потоками информации дают 8-й уровень.

Структурная и оперативная информация. Канадский исследователь Л. Бриллюэн (1889-1969) ввел деление информа­ции на структурную и свободную. Упорядоченную структуру не­органических и искусственных объектов он рассмотрел как внут­реннюю и связанную информацию. Структурная информация своеобразна тем, что актуально она не используется в процессах управления. Оперативная же или циркулирующая информация в силу свободы от предметных структур как раз используется живы­ми организмами и человеком.  

Генетическая информация. Этот вид относится к структурной информации. Изучение хромосом клеточного ядра показало, что они состоят из дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), рибонуклеиновой кислоты (РНК) и белка. К началу 1950-х гг. множество данных указало на ДНК как носитель генетической ин­формации. Американец Д. Уотсон и англичанин Ф. Крик создали модель структуры ДНК в виде двойной спирали. Они в 1953 г. предположили, что генетическая информация заключена в последовательности оснований молекулы ДНК и она определяет аминокислотную последовательность белков. Эту зависимость между основаниями и аминокислотами назвали генетическим кодом. В молекулу ДНК входят четыре основания, адонин (А), гуанин (Г), тимин (Т), цитозин (Ц). Нуклеотиды обозначили этими бук­вами, получив четырёхбуквенный алфавит. Встала проблема: как четырехбуквенная запись структуры ДНК может быть пере­ведена в двадцатибуквенную запись аминокислотного состава белков?   Русско-американский ученый Г. Гамов в середине 1950-х гг.  предположил, что для кодирования одной аминокислоты используется сочетание из трех нуклеотидов ДНК (триплета). Су­ществование этой элементарной единицы наследственности (кодона) экспериментально подтвердили в 1961г. английские ученые Ф. Крик и др. Код действительно оказался триплетным. 

Универсальность кода. Дальнейшая расшифровка генетическо­го кода предполагала выяснение того, какие триплеты соответству­ют тем или иным аминокислотам. В синтезе белка участвуют ДНК и РНК. Последняя представлена тремя типами: информационная, или матричная РНК (мРНК), рибосомная РНК (рРНК) и транспорт­ная РНК (тРНК). ДНК копируется с образованием мРНК, которая, переходя из ядра в цитоплазму, прикрепляется к рибосомам. Там нуклеотидная последовательность мРНК транслируется в амино­кислотную последовательность белка. Ниренберг с сотрудниками провел эксперименты, где в качестве источника триплетов исполь­зовалась мРНК. Получив синтетические полинуклеотиды, соответ­ствующие всем 64 возможным триплетам, в 1964 г. они расшифро­вали коды для всех 20 аминокислот. Оказалось, что код универса­лен: одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты у всех организмов.

Исследование генома человека. С 1989 по 2004 гг. была выполнена международная программа «Геном человека». Предполагалось, что человеческий геном состоит из трех млрд. пар нуклеотидов и генотип состоит из 100 тыс. генов. Был выработан метод идентификации азотистых оснований (секвенирование), применимый в принципе к каждому индивиду, что открывает путь к персональной медицине.

Заложены основы новой научной дисциплины – геномики. Здесь открылся и новый фронт исследования в виде гистонового кода. Выяснилось, что ДНК намотана на нуклеосомах – белковых структурах, имеющих ядро и 8 периферийных белков – гистонов. Последние и образуют гистоновый код. Если код ДНК одинаков для всех организмов, то код гистонов отличается высоким разнообразием. И это не удивительно, на одной нуклеосоме возникают тысячи комбинаций из восьми «хвостов», т.е. гистонов. Гистоновый код имеет чрезвычайно важные функции: 1) управление генной активностью; 2) контроль за экспрессией генов; 3) управление связью «гены – внешняя среда»; 4) контроль клеточной памяти; 5) мобилизация иммунной системы для ликвидации угроз организму. Выполнению этих ролей способствует то, что гистоновый код действует в разных временных масштабах (от долей секунды до десятка лет). Исследование этого феномена важно не только для науки, но и для медицинской практики.

Молекулярных биологов давно озадачивала проблема: как расположена двухметровая нуклеотидная нить ДНК в клетке размерами в несколько микронов? Было ясно лишь одно, что такое компактное расположение является следствием особого функционирования генов, образующих геном. Оказалось, что генов, кодирующих белок, всего 25 тыс., а белков – сотни тысяч. Соответствие между генами и белками достигается в процессе альтернативного сплайсинга (англ. splice – соединять встык). Начиная с 1977 г., его суть выяснили Ф. Шарк и Р. Робертс (США).

Изначально структура РНК представлена интронами, т.е. участками, не содержащими информации об аминокислотах (это составляет до 100 тыс. нуклеотидов, соотвествующих 98% длины генома) и экзонами – смысловыми фрагментами (соствляющими до 120 нуклеотидов: 1-2% длины генома). Клеточная машина (сплайсосома), в которую входят рибонуклеопротеины, вырезает лишние интроны, некоторые экзоны и соединяет остальные экзоны. В результате этого образуется мРНК, которая служит матрицей для синтеза белка.

 У приматов обнаружены мобильные Alu-элементы. При их мутации и добавлении интрона образуется Alu-экзон, их многообразие подвергается альтернативному сплайсингу, что в итоге дает новый вид. Вполне возможно, что таким образом и появился человек из приматов. В геноме человека 500 тыс. Alu-элементов, их особая разновидность регулирует подавление и смерть клеток. Путем альтернативного сплайсинга вполне можно подавить синтез белков в раковых клетках, что открывает перспективы новой медицинской терапии.

Получение оперативной информации. Для живых систем созда­ние информации сводится к получению свободной информации, которой можно пользоваться. Необходимой предпосылкой здесь выступает структурная информация, и живые системы способны перевести ее в искомые сведения и сделать фактором управления. Извлечение информации как превращение структур в свободную и циркулируемую информацию имеет характер диссипативного процесса. Если брать человека, то для него создание информации означает выбор неких ситуаций из некоторого числа возможнос­тей, восприятие выбора и его запоминание. Все это возможно лишь благодаря оттоку энтропии из человеческого организма. При фи­зических измерениях получение информации окупается значи­тельными энтропийными и энергетическими затратами. В простых случаях информация создается путем запоми­нания случайного выбора. Допустим, некто кладет чемодан в авто­матическую камеру хранения на вокзале и задает определенный четырехзначный номер. Он создал информацию, запомнив эту слу­чайно выбранную последовательность четырех чисел. Создано log29000 =13,13 бит информации. Уже здесь видно, что получение ин­формации предполагает момент цели (номер для закрытия и откры­тия камеры).

Тезаурус. Для получения достаточно сложной информации не­обходим должный уровень наличной и предварительной информа­ции, т.е. тезаурус (греч. thesauros – запас). Он и определяет спо­собность субъекта воспринимать структурную и оперативную ин­формацию. Если тезаурус ущербен в количественном и качествен­ном соотношении, то восприятие информации имеет изъяны или вовсе не происходит. Последний случай персонаж произведений В. К. Арсеньева Дерсу Узала характеризовал так: «Гляди, но не вижу». Когда тезаурус удовлетворяет ситуации восприятия, инфор­мация извлекается и становится достоянием субъекта. Так, на на­учной конференции доклады воспринимаются без особых затруд­нений, ибо здесь присутствуют специалисты одного профиля и об­щей подготовки.

Передача оперативной информации. Всякая свободная информация существует в форме языка. Все живые существа обладают той или иной разно­видностью языка. Такая универсальность достигается тем, что в качестве языка может выступать все многообразие чувственных форм. Это впечатления – тактильные, вкусовые, обоняние, слухо­вые, зрительные. Если живые организмы ограничиваются природной чувствительностью, то человек добавляет к ней социальные чувства, среди которых главенствует слово, речь. Чувственные впе­чатления, как природного, так и общественного характера, высту­пают содержательной стороной самого языка. В этом плане язык является системой разнообразных знаков, последние и становятся носителями информации, играющей роль значения знака. Так, для змеи, воспринимающей тепловые контуры передвигающегося, не­большого по размеру объекта, они являются знаком предмета, ко­торый может быть употреблен в пищу. Это значение определяет ее последующее поведение.

Канал связи: кодирование и раскодирование. Языковая форма позволяет передавать информацию между живыми существами и тем самым осуществлять общение. Данный процесс происходит че­рез канал связи, где на одном конце присутствует субъект, переда­ющий информацию (С1), и на другом – тот, кто ее принимает (С2). Предварительно С1 должен облечь информацию в такую языковую форму, которая позволила бы передать необходимое сообщение адресату. В теории связи этот процесс назвали кодированием. За­кодированные сведения затем передаются некоторым физическим процессом – сигналом (звуковые колебания, электрический ток, радиоволны, свет и т.п.). Субъект С2 должен декодировать инфор­мацию и в воспринятых знаках установить их значение. Если все это выполнено, то передача информации состоялась.

Многообразие знаков кода. На своем историческом пути челове­чество открыло и совершенствовало различные виды кодирования и декодирования. Информация облекается в разнообразные фор­мы языковых знаков – буквы и иероглифы национально-этничес­ких языков (около пяти тысяч народов населяют Землю); языковые жесты глухонемых; тактильные знаки слепых; язык поз, движений, танца и даже язык молчания (восточная культура). Также сущес­твуют памятники исчезнувших древних цивилизаций, декодирова­ние которых требует высокого интеллектуального напряжения и незаурядной интуиции. К этому надо добавить культуру сознатель­ного сокрытия ценной информации, где кодирование сводится к шифрованию. Такая культура питается коммерческой, производ­ственной и военно-стратегической секретностью. Данные обстоя­тельства делают декодирование и расшифровку некоторых видов информации очень трудным и высоким искусством.

Шум-помехи. Реальный канал связи всегда сопряжен с этими отрицательными факторами. Они представляют собой проявление природного закона энтропии – везде и повсюду существуют про­цессы, уменьшающие информационный порядок. Если идет разго­вор двух собеседников на городской улице, то действует ком­плекс шумовых факторов: порывы ветра, звуки транспортных средств, речь прохожих и т.п. Все это понижает количество и качество передаваемых сведений.

Носители информации. По мере развития общества совершен­ствовались виды носителей информации. Сначала в этой роли вы­ступал сам человек в виде гонца-скорохода или служащего на почтовой карете. Затем появились механические транспортные средст­ва и летательные аппараты, которые существенно повысили ско­рость доставки сообщений. Изобретение телеграфа и телефона в тысячи раз ускорило общение людей. С открытием радио скорость передачи информации достигла предельного значения – скорости света. С созданием новой техники возрастал объем передаваемой информации. Сравнительное соотношение пропускной способнос­ти трех современных каналов связи таково: телеграф – 1; телефон – 333; телевидение – 550000 (расчеты К. Штейнбуха). Бурно развиваются оптические средства связи. Лазер способен генерировать до полумиллиарда световых импульсов в секунду, что позволяет передать содержание 30-ти то­мов БСЭ за несколько секунд. Волоконная оптика обладает огром­ной пропускной способностью – по стеклянному волокну диамет­ром 0,1 мм можно передать 50 тыс. телефонных разговоров или тысячу цветных телепрограмм.

Новая техника пришла в обработку информации (куда входят кодирование и декодирование), основу которой составляют вычис­лительные операции. Уже первая ЭВМ, появившаяся в 1946 г. (США), значительно превзошла возможности логарифмических линеек и арифмометров. Скорость вычислений современных ЭВМ приближается к предельному значению, ограниченному скоростью света и равному миллиардам операций в секунду. Оптическая за­пись информации в виде голограмм доводит плотность оператив­ной памяти до 106 бит/см2.

Обратная связь и гомеостазис как истока управления. Свободно циркулирующая информация является сущностью управления. Но оно присуще не только чело­веческому обществу, но и живым организмам, вплоть до простей­ших, а также различным техническим устройствам. Такое уни­версальное управление является предметом кибернетики (греч. kybernetike – искусство кормчего, рулевого). В 1834 г. этот тер­мин предложил французский физик А. Ампер, прогнозируя созда­ние в будущем науки об управлении человеческим обществом. В 1948 г. вышла книга Н. Винера под названием «Кибернетика». Под этим термином ученый предложил понимать совокупность науч­ных дисциплин, таких как: теория информации, теория связи (пе­редачи сигналов), теория автоматов и вычислительных машин и т.п. Стало быть, кибернетика – это комплексная и междисциплинар­ная область науки, где предметом исследования является управле­ние во всех формах.

Прямая и обратная связи. Первые и простейшие управленческие структуры возникли в ходе развития диссипативных структур. Здесь линейные взаимодействия объектов уступили место замкну­тому контуру с обратной связью. Ее формирование обусловлено тем, что у живой открытой системы появилась цель – чтобы су­ществовать достаточно долго, надо сохранять жизненно важные па­раметры (значения внутренней температуры, минимальный уро­вень свободной энергии и т.п.). Воздействия внешней среды вызы­вают опасные отклонения этих параметров от нормы. Обратная связь эволюционно возникла для обеспечения организма такой ценной информацией. По каналу обратной связи сигнал отклоне­ния доходит до управляющего блока организма, где информация воспринимается и на ее основе вырабатывается образ ответных действий. Эта команда по каналу прямой связи достигает объекта управления, происходят нужные реакции, опасные отклонения па­раметров устраняются и нормальное состояние жизни восстанав­ливается.

 

Гомеостазис и жизнь. Обратная связь стала важнейшим элемен­том жизни и ее эволюции. Н. Винер оценил ее как подлинный «сек­рет жизни». Без нее невозможен замкнутый контур саморегуля­ции, что и составляет суть гомеостазиса. Благодаря процессам об­мена веществ, энергии и циркулированию информации организм пребывает в состоянии подвижного равновесия с окружающей сре­дой, обеспечивая свою целостность. Такое состояние называется гомеостазисом.

Идея гомеостазиса была высказана в 1857 г. французским физиологом К. Бернаром. В 1932 г. американ­ский физиолог У. Кэннон ввел термин «гомеостаз» для выделения структур, поддерживающих динамическое постоянство организма. Как открытые системы организмы осуществляют постоянный обмен веществом и энергией с окружающей природой. За счет та­кого притока осуществляется динамическое равновесие жизненно важных показателей на клеточном, тканевом, организменном и поведенческом уровнях. Своими колебаниями гомеостатические механизмы активируют систему управления и возвращают неко­торый параметр организма к оптимальной величине. При этом вы­ход регулируется входом, то есть они действуют по принципу от­рицательной обратной связи. Для ее осуществления необходимо, чтобы результат работы сравнивался с заданным значением (целе­вым оптимумом) и в случае отклонения от него изменялся долж­ным образом. При нарушении равновесия детектор (лат. detector – обнаруживающий) распознает отклонение и через должные из­менения регулятора нарушение устраняется и система возвраща­ется в исходное состояние.

 

 

Развитие функциональных структур управления. Гомеостазис реализует простейшую форму управления, которая обеспечивает самосохранение путем реакций лишь на текущие воз­действия среды. В ходе эволюционного развития живые системы должны были выработать механизмы опережающего отражения жизненно важных будущих событий. Только на их основе живое могло совершенствовать свою самоорганизацию. Такие структуры сформировались путем усложнения обратной связи и управляюще­го блока.

Два контура обратной связи. В ходе эволюции обратная связь разделилась на два звена. Если в I контуре продолжала циркулировать вся информация во всем сво­ем многообразии (повторяющаяся, избыточная, ценная) и «инфор­мационный шум», то во II контуре за счет фильтра значений стал осуществляться отбор только ценной для данной системы инфор­мации. Ее ценность определялась цикличностью действия основ­ных для жизни параметров природной среды на нашей планете. В течение многих миллионов лет с годичной и суточной циклич­ностью менялись температура, давление, влажность, освещенность и т.п. Информация об этих изменениях через II контур закрепля­лась в кодовых структурах генов и как генетическая память стала передаваться из поколения в поколение. Этот структурный опыт через обеспечение опережающего отражения стал центральным фактором саморазвития. Информация же, связанная с I контуром, включилась в обслуживание саморегуляции.

Живое упреждает перемены неживого. Биологам известно, что куколки не­которых насекомых остаются зимой на открытом воздухе и не по­гибают, хотя в протоплазме их клеток содержится вода. Исследо­вания показали появление глицерина в протоплазме зимних куко­лок. Оказалось, что с первых осенних холодов в протоплазме обра­зуется глицерин, снижающий температуру ее замерзания и тем самым предохраняющий куколку от гибели. Данный факт можно объяснить только действием контура об­ратной информационной связи. Многократные сезонные пониже­ния температуры когда-то давно вызвали на микроуровне живот­ного генную мутацию (лат. mutatio – изменение, перемена), кото­рая случайно привела к выделению глицерина. Эта удачная нова­ция породила информационный след, отложившийся в памяти. Он и стал позднее в начале каждого сезонного понижения температуры опережающим образом запускать реакцию выделения глицерина.

Инстинкт как врожденная информационная программа. Инстинкты можно отнести к высшей форме структурной информации, ибо здесь нельзя делить значения от врожденных телесных реакций организма. Речь идет о слепом и автоматическом поведении, заряженном на определенные стимулы внешней среды. Когда приходит время откладывать яйца, оса Sphex делает нору, ищет сверчка, парализует его, относит его в нору, закрывает ее и улетает навсегда. Из яиц вылупляются личинки и они питаются парализованным сверчком. То, что поведение осы подчиняется врожденной инстинктивной программе, решили проверить ученые. Они провели следующий эксперимент. В цепочку повторяющихся действий осы: поднести сверчка к норе – оставить его у входа – (зайти в нору для проверки) – затащить сверчка в нору, они внесли изменение, т.е. отодвинули сверчка от входа на несколько сантиметров в сторону. Оса вылезла из норки, подтащила сверчка к входу и снова вошла в норку для проверки. Сверчка снова отодвинули в сторону и оса опять повторила свои прежние действия. Опыт повторяли 40 раз и оса сохраняла неизменность своих действий. С позиции человека такая жесткая механистичность «бессмысленна»: зачем повторять каждый раз проверку норки, если это уже было сделано? Но как раз в этом бездумном автоматизме и состоит инстинктивная программа.

Научение в биосообществах. Оно является приспособительным изменением инди­видуального поведения на основе предшествующего опыта. При­обретенные формы поведения устойчивы в силу долговременной памяти. Хотя научение индивидуально, у разных видов оно осущес­твляется по-разному. Исследовательское наблюдение показывает наличие относительно высокого уровня интеллекта у слонов, китообразных и обезьян. Так, дельфины и крупные человекообразные обезьяны узнают собственное отражение в зеркале, что свидетельствует о некотором уровне «самосознания». Эти животные способны на высокие формы подражания и на понимание условных сигналов. Главной причиной высокого интеллекта этологи считают социальное обучение, связанное с организацией биосоциальной жизни. Киты, дельфины, слоны и обезьяны практикуют стадный образ жизни, где между особями устанавливаются сложные информационные отношения. Молодежь наблюдает за поведением взрослых и научается эффективным действиям. Если какая-то сообразительная особь изобретает новый прием, его перенимают другие, делая находку общим достоянием. Такая передача познавательного опыта усиливает адаптацию всей биогруппы.

Разнообразные формы социального обучения демонстрируют человекообразные обезьяны. Так, индонезийские орангутаны освоили оригинальную технологию сбора меда. Сначала они внимательно осматривают деревья и находят небольшие отверстия для вентиляции ульев. Пробуют засунуть туда палец. После неудачи находят тонкий прутик, берут его в зубы, просовывают свободный конец в отверстие и осторожно водят прутик туда - сюда. Затем прутик достают, слизывают прилипший мед и эти операции повторяют многократно. Такой технологией владеют все взрослые представители стада. Другая пищевая технология орангутанов нацелена на извлечение масляных семян из плодов несзии, защищенных прочной скорлупой и острыми иглами. Сначала орангутаны ударами камней получают в скорлупе плодов трещины. Затем отламывают короткий прямой прутик, зажимают его в зубах и вставляют другой конец в трещину зажатого камнями плода. Водя прутиком внутри его, они отрывают семена и вытряхивают их в рот. Таким способом лакомятся все.

Научение обезьян человеком. Хорошо известны опыты группы американских зоо­психологов (супруги Гарднеры и др.) по обучению шимпанзе жестовому языку глухонемых Северной Америки и эксперименты группы супругов Премаков по научению шимпанзе языку цвет­ных и пространственных знаков. Особую эффектность имеют опыты У. Р. Фоутса (США) с шимпанзе Уошо, которая в четыре года научилась общаться на уровне трехлетнего ребенка. Став взрослой, она научила языку жестов приемного детеныша, а затем трех других детенышей. Возникла сплоченная семья, где общение велось жестовыми знаками. Еще дальше продвинулись ученые университета штата Джорджия (США). Карликовый шимпанзе Канзи научился не только понимать простую речь людей, но и стал выражать свои «мысли» «словами» в виде осмысленных звуков. Других шимпанзе научились выражать свои просьбы печатанием сокращенных фраз на технических устройствах («Канзи – дверь – выйти»; «Канзи – банан» и т.п.). Все эти опыты убеждают в том, что между языком обезьян и языком человека нет непроходимой пропасти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.146 (0.017 с.)