Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Герменевтика и понимание в гуманитарном исследовании.

Поиск

 

У современной герменевтики есть глубокие исторические корни. Древние греки под герменевтикой (греч. hermeneutikos – истолковыва­ющий) подразумевали некое искусство разъяснения и истолкования. Считалось, что ее основоположником и покровителем является бог Гер­мес, который был вестником и истолкователем олимпийских посланий, гак как боги и люди разговаривали на разных языках. Представители античной герменевтики стремились выявить скрытый смысл разнооб­разных аллегорий, которыми изобиловали мифо-религиозные и эпичес­кие произведения Гомера и других авторов. С появлением христианства основным предметом герменевтического искусства становятся библей­ские тексты. Очищение Священного писания от различных наносных смыслов предстало в виде новой задачи для традиционных методов, ко­торые раньше оттачивались на трактовке эпических текстов и юриди­ческих норм (римское право).

Общие идеи. Герменевтическая ситуация предполагает наличие двух обя­зательных элементов: языкового текста, смысл которого нужно выявить, и субъекта-интерпретатора, способного к пониманию за­данной тематической области. Это правило конкретизирует общую познавательную ситуацию, которая включает объект и субъект позна­ния. В качестве объекта здесь выступает текст, т.е. всякое природное и социальное образование, фиксируемое любой формой языка и несущее смысл. Познавательная проблема состоит в том, чтобы раскрыть данный смысл, сделать его ясным и открытым значением. Решение такой про­блемы должен обеспечить подготовленный специалист, обладающий особыми знаниями по расшифровке текстов. Его эрудиция должна соот­ветствовать тематике текста (художественно-литературной, религиоз­ной, юридической, историко-научной, философской и т.п.).

    Части текста можно понять через смысл целого текста и по­ нимание текста в целом предполагает знание его частей («герме­ невтический круг»). С данным феноменом столкнулись уже древние истолкователи. Речь идет о диалектической связи целого и частей при­менительно к культурному тексту. Интерпретатор поставлен в сложную и противоречивую ситуацию - он должен исходить из понимания всего текста, но чтобы добиться этого, нужно истолковывать отдельные части. Является ли такой круг порочным или он все же имеет выход? История герменевтики содержит самые различные ответы, как пессимистические, так и оптимистические.

Тексты со сложным смыслом требуют от интерпретатора нескольких прогрессивно углубляющихся актов понимания. Самые трудные тексты содержат смыслы прошлых, исторически далеких куль­тур. Основная сложность заключается в наличии познавательной дис­танции между интерпретатором, живущим в современной культуре, и значениями текста, сотворенного в далеком прошлом, т.е. в совершенно ином ценностном и когнитивном контексте. Эта несоизмеримость тре­бует от истолкователя особых сознательных усилий, которые выстраи­ваются в некоторую последовательность актов.

Первый этап сводится к выработке предварительного мнения, оно формируется как продукт обычных норм понимания: а) выяснить из других источников все важное, относящееся к содержанию текста; б) общие характеристики эпохи (периода) конкретизировать особенностя­ми текста и т.п. Следующий акт понимания включает использование нетрадиционных подходов, где появляются приемы, заимствованные из психологии, философской теории познания. Здесь есть место лич­ностным находкам, интуиции и воображению. Завершающий этап кон­центрирует и аккумулирует все то, что было получено прежде. В итоге герменевт формирует понимание, максимально близкое к искомому смыслу.

В период Реформации протестанты отвергли истинность произведений отцов церкви и сконцентрировались на истолковании самой Библии. В дальнейшем в сферу герменевтических интересов попала и светская литература.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.01 с.)