Упражнение «Толкай партнера» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Толкай партнера»



Упражнение выполняется в парах. В начале упражнения один партнер выполняет активную функцию, то есть толкает и тянет в разные стороны второго участника, который пассивен: он никак не сопротивляется воздействиям активного участника, но старается полностью следовать и подчиняться этим воздействиям. Активный человек – «скульптор», пассивный – «глина».

Толкать можно руками, туловищем, ногами, любой частью тела в любом направлении, воздействуя на любую часть тела пассивного партнера. Воздействие следует проводить медленно, так, чтобы пассивный партнер успевал следовать движению, а не терял равновесие. При толчке желательно не прерывать контакта с партнером. Выполнять упражнение лучше всего с закрытыми глазами.

Признаком правильного выполнения упражнения служат следующие ощущения: тело пассивного партнера начинает «плавать и растворяться в жидкости», активный партнер чувствует, что уже не он толкает пассивного, но толчок происходит сам собой. Толчок активного партнера начинает плавно и без труда переходить в движения пассивного. Постоянный контакт сохраняется без труда.

Когда эта фаза достигнута, партнеры меняются ролями и выполняют упражнение до тех пор, пока вновь не достигнут описанных ощущений. После этого оба партнера могут и толкать и уходить от толчка одновременно, то есть уже нет активного и пассивного участника, но каждый из них содержит в себе пассивное и активное начало одновременно.

На этой фазе есть один важный критерий правильного исполнения: участникам начинает казаться, что упражнение делается самостоятельно, без участия их воли.

Упражнение «Освобождение от зажимов»

Это упражнение предъявляет высокие требования к свободе от внутренних зажимов.

Один партнер активный, другой – пассивный. Активный начинает совершать медленные вращательные движения руками, ногами, туловищем или головой пассивного, выполняя различные захваты. Пассивный не сопротивляется и следует этим воздействиям. Все движения выполняются очень медленно.

Сначала активному надо быть очень нежным, чтобы точно чувствовать направления воздействия. Если спешить или применять слишком много силы, может возникнуть иллюзия правильного воздействия. В действительности это не так. Кроме того, когда активный участник начинает работать аккуратно, партнер испытывает доверие и ему легче расслабиться, сохранять спокойствие. Как и предыдущее упражнение, желательно работать в затемненной комнате, с закрытыми глазами и под музыку. Критерии верного исполнения аналогичны упомянутым в предыдущем упражнении.

Затем партнеры меняются ролями и, когда гармония достигнута снова, как и в предыдущем упражнении, круг замыкается, то есть ни пассивного, ни активного более не существует. Между партнерами возникает чувство неразрывного единства.

Упражнение «Прилипание»

Цели упражнения: развитие чуткости и непосредственности реакций, точного следования движению.

Один партнер пассивный, другой активный. Партнеры сначала прикасаются друг к другу запястьями, без давления, только чтобы чувствовать прикосновение. Активный начинает медленные и простые движения руками. Задача пассивного «прилипнуть» своими руками к рукам активного и стараться не разрывать контакта и не терять чувства прикосновения. Постепенно движения ускоряются и могут приобрести сложный и спонтанный характер. Критерии верного исполнения аналогичны таковым для двух предыдущих упражнений – это чувство единства и гармонии.

После некоторого времени партнеры меняются ролями и, когда гармония достигнута снова, как и в предыдущем упражнении, круг замыкается, то есть ни пассивного, ни активного более не существует.

Техника 5. Работа с агрессией

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на причинение вреда другому живому существу. Животным свойственны два типа агрессии: социальная, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, подкрадывающийся к своей жертве. У людей существуют еще два типа агрессии, практически не встречающиеся у животных: враждебная и инструментальная. Источник враждебной агрессии – это злость; в этом случае единственная цель поведения – причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда является не самоцелью, а средством для достижения какой-либо иной цели. Все многообразие форм человеческой агрессивности можно также разделить на два класса: это гетероагрессия, направленная на других, и аутоагрессия, направленная на себя.

Согласно теории враждебности, активно разрабатываемой в различных психологических школах, в процессе накопления субъективного опыта у человека постепенно формируется внутренний мир представлений об окружающей действительности, о себе и других людях (Садовская, 2000). При этом враждебность может стать одной из базовых характеристик всех объектов этого субъективного мира. Представления об окружающем мире как о враждебном формируются с первых дней жизни ребенка под влиянием целого ряда факторов: наследственных, семейных, социальных. Иногда же они появляются уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения. Говоря об агрессии, следует учитывать также ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений, таких как справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой «враждебной картины мира», примерами которых могут служить повышенная агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия и др.

Некоторые авторы считают, что три понятия: враждебность, гнев и агрессия – соответствуют трем аспектам психических явлений: когнитивному, аффективному и поведенческому. Аффективный (или эмоциональный) компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций: гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т. п. Когнитивный компонент включает негативные представления в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и представление о недоброжелательности других людей по отношению к субъекту (враждебные атрибуции, недоверие). Наконец, поведенческий компонент включает в себя разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые: агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д. Все три компонента враждебности необходимо изучать отдельно – из тех соображений, что они связаны с психическим и физическим здоровьем посредством принципиально различных механизмов. Данное определение охватывает как устойчивую, так называемую «личностную», враждебность, так и разнообразные ситуативные комплексы враждебных установок, или предиспозиций, по отношению к конкретным людям в конкретных условиях (Садовская, 2000).

Согласно теории биоэнергетики хронически напряженные мышцы сдерживают импульсы, которые нашли бы выражение, если бы движения не были скованы. Поэтому увеличение свободы движений способствует высвобождению этих импульсов и заблокированных чувств. Один из основных способов выражения протеста с помощью движений состоит в резком распрямлении конечностей – в том, что называется «взбрыкнуть». Если сюда добавить крики: «Не хочу! Не буду!», можно получить доступ к своей заблокированной ярости или гневу.

Двигательные упражнения не следует применять механически, как некий ритуал, они лучше всего помогают тем, кто действительно стремится к разрядке накопившейся злости. Взрыв эмоций, представляющих опасность для окружающих, при этом маловероятен. Напротив, опаснее сдерживать злость, потому что тогда упражнение не приведет к желаемому результату.

Если говорить о типологии личности, то проблема агрессии является одной из основных для характеров анального уровня: психопатического и обсессивно-компульсивного (см. раздел 2.2.9 главы 2).

Упражнения данного раздела позволяют участникам выяснить, каким образом они накапливают агрессию, и научиться освобождаться от нее в социально-приемлемой форме.

Разминка

Упражнение «Нет! Не буду!»

Группа движется по кругу, четко фиксируя шаг, и на каждый шаг правой ногой участники выбрасывают вверх руки с криком «Нет! Не буду!». Также можно на каждом четвертом шаге проговаривать «Ненавижу!».

Упражнение «Равновесие»

Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 70-100 см, вытягивают руки и соприкасаются ладонями. Задача каждого – заставить партнера потерять равновесие (сойти с места).

Это упражнение хорошо проделать несколько раз с разными партнерами, поскольку каждый человек выбирает свою собственную стратегию в зависимости и от особенностей характера, и от особенностей установившегося контакта с партнером.

Упражнение «Дуэль»

Упражнение проводится в парах.

Инструкция терапевта:

Для начала вам обоим придется вспомнить человека, которому вы бы очень хотели выразить все, что вы о нем думаете, но по каким-то причинам вы никак не можете этого сделать. Теперь вам дана будет такая возможность.

Встаньте на четвереньки друг против друга. Каждый из вас для другого в этот момент – тот самый человек, о котором вы подумали. Когда вы сумеете в это поверить – можно приступить к работе.

Сначала вы глядите друг другу в глаза и изо всех сил стучите кулаками по полу – правым-левым, правым-левым, – постепенно наращивая темп и силу ударов. Одновременно с этим вы начинаете звучать – как угодно: можно рычать, можно стонать, можно гудеть – кому как понравится. Можете сперва поэкспериментировать с производимым звуком – какой больше подойдет к сложившейся ситуации. Не отводите взгляда – он сейчас является еще одним вашим оружием. Продолжаться все это может либо до того момента, когда кто-нибудь из вас не почувствует себя побежденным и не прекратит сопротивление, либо до той точки, когда вы оба выдохнетесь и поймете, что в сущности вся накопленная ярость уже в прямом смысле слова ушла в землю.

Упражнение «Отталкивание»

Упражнение выполняется в парах, оно позволяет реально пережить возможность принять на себя ответственность за свои действия, не испытывая чувства вины.

Инструкция терапевта:

Лягте на пол на спину и поднимаете полусогнутые ноги вверх, уперев ступни в живот стоящему над вами партнеру. Партнер, надежно стоя на ногах, весь свой вес переносит на ваши ноги.

Вы терпите, сколько сможете – или сколько захотите. Когда терпение закончится – у вас есть только одна попытка, чтобы отбросить от себя то, что вам сейчас мешает жить. Причем бросок надо совершить с криком, в полную силу и так, чтобы партнер не смог бы удержаться за ваши ступни.

При этом необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности. Во-первых, позади партнера должно быть достаточно свободного пространства и не должно быть никаких острых, бьющихся и угловатых предметов. Во-вторых, вам обоим лучше быть босыми. Дело в том, что носки и колготки довольно сильно скользят по полу и могут помешать партнеру сохранить равновесие после вашего броска.

Упражнение «Бой с тенью»

Участники, разойдясь на безопасное расстояние, имитируют драку с воображаемым противником, нанося ему любые удары руками и ногами.

Упражнение «Шива тандава»

Инструкция терапевта:

Это ритуальный танец индуистского бога Шивы, разрушителя мира. Представьте себя необъятных размеров великаном, каждый шаг которого сотрясает землю. Шива начинает свой танец, и моря выходят из берегов, извергаются вулканы, дуют страшные ураганы, полыхает огонь, словом, совершается апокалипсис. Выплесните в этом танце весь свой накопленный гнев, всю свою агрессию и напряженность. Наблюдайте, как ваш яростный танец разрушает всю Вселенную и вы остаетесь один в бескрайней пустоте. Насладитесь этим ощущением великого могущества!

Упражнение «Гнев»

Это активное биоэнергетическое упражнение. Его могут выполнять все участники одновременно или каждый член группы по очереди.

Инструкция терапевта:

Встаньте на колени перед спортивным матом и изо всех сил бейте по нему кулаками. В ударе участвует все тело. Во время движений тело и руки должны быть максимально расслаблены, напрягать мышцы следует только в момент удара. Дыхание глубокое, рот открыт. Нельзя сдерживать звуки, они могут быть любыми: крик, слова, выражающие чувства гнева. Тут необходимо внутреннее оправдание – на кого или на что направлен гнев. Лишних обстоятельств придумывать не надо, главное – «здесь и сейчас». Тут следует не имитировать гнев, а постараться действительно его почувствовать, максимально вовлекаясь в движения.

Затем лягте на ковер, свободно раскиньте ноги и начните брыкаться, как ребенок, «закативший истерику», увеличивая темп и интенсивность ударов. Надо колотить ковер кулаками, вертеть головой, сопровождая физические движения выкриками: «Нет!», «Не хочу!» и т. д.

Быстрая часть

Упражнение «Ки-бо»

В упражнении представлены несколько комбинаций движений, заимствованных из ки-бо. Все комбинации выполняются на четыре или восемь счетов, чтобы они вписывались в музыкальное сопровождение.

Исходное положение – прямая стойка, ноги чуть шире плеч. Колени слегка присогнуты, ноги не напряжены. Вес перемещен на переднюю часть стоп, пятки касаются пола, но опорной нагрузки не несут. Ступни параллельны. Путем сгибания позвоночника в поясничном отделе таз подается вперед, ягодицы подтягиваются. Туловище перпендикулярно полу. Подбородок опущен. Руки согнуты перед грудью, кулаки на высоте подбородка.

Левая диагональная стойка – развернитесь к воображаемому противнику на 90° левым боком. Ноги и туловище принимают такое же положение, как и в прямой позиции. Однако голова разворачивается в сторону атаки – вбок. Левый локоть немного отходит назад, прикрывая спину. Правый кулак передвигается ближе к левому плечу. Подбородок опущен.

Рис. 4.13.

Рис. 4.14.

Рис. 4.15.

Прямой удар передней рукой (1) + прямой удар задней рукой с подседом (2) + прямой удар передней рукой с подседом (3) + исходная диагональная позиция (4) (рис. 4.13).

Уклон влево (1) + удар снизу (апперкот) левой рукой (2) + то же справа (3–4) (рис. 4.14).

Удар снизу (апперкот) левой рукой (1) + удар сбоку (хук) левой рукой (2) + то же правой рукой (3–4) (рис. 4.15).

В левой диагональной стойке прямой удар левой рукой (1) + прямой удар правой рукой (2) + прямой удар правой ногой (3) + смена стойки на правую диагональную (4) (рис. 4.16).

Удар правой ногой в сторону (1–3) + хлесткий удар кулаком вправо (4) + то же в другую сторону (5–8) (рис. 4.17).

Рис. 4.16.

Рис. 4.17.

Заключительная часть

Упражнение «Подавление»

Подавление одного человека другими может символически продемонстрировать вся группа, которая в полном составе наваливается на одного из участников так, чтобы он не мог сдвинуться с места. Это действие может вызвать сильную ярость, и применять его следует только по отношению к людям, чья эмоциональная уравновешенность не вызывает сомнений, при этом терапевт должен принять меры, обеспечивающие безопасность всех участников.

Упражнение «Драка»

Упражнение проводится в парах.

Инструкция терапевта:

Вы – противники. Задача каждого – победить соперника. Настройтесь на борьбу. Будьте внимательны, вам предстоит не только наносить удары, но и отражать нападение противника. Упражнение проводится в замедленном темпе и без прямого контакта.

Упражнение может использоваться как самостоятельная техника для отреагирования. Замедленный темп позволяет исследовать силу и энергию своей агрессии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.026 с.)