Модуль 8. Редактирование себя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 8. Редактирование себя



Техники данного модуля направлены на следующие цели:

• редактирование необходимых реакций;

• оптимизация психоэмоционального состояния;

• создание нужных качеств;

• восстановление адекватной самооценки.

В данном разделе приводятся техники, помогающие клиенту найти внутренние ресурсы для эффективного преодоления препятствий и нейтрализации воздействия стрессов. Данные техники применяются, например, тогда, когда человек ощущает некомпетентность, тревогу или неуверенность по поводу каких-либо своих будущих действий. Очевидно, что тревога и неуверенность помешают ему осуществить эти действия эффективно. Кроме того, из-за тревоги человек часто убегает от решения проблем. Определив, чего именно боится сделать клиент и выяснив ситуации, которые его пугают, терапевт может применить следующие техники.

Техника «Ресурсная репетиция»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Представьте себе будущую ситуацию, которая вас тревожит или к которой вы ощущаете себя недостаточно подготовленным.

2. Внимательно рассмотрите ее в мыслях и попытайтесь понять, какое ресурсное состояние вам необходимо для того, чтобы нужное чувство готовности у вас появилось.

3. Найдите в себе этот ресурс и заякорите его.

4. Теперь включите якорь снова, вернитесь к тревожащей вас ситуации и просмотрите ее от начала до конца. Не удивляйтесь, если вся ситуация внезапно изменится в лучшую сторону. Если же это произойдет в недостаточной степени, определите, в каких еще ресурсах вы нуждаетесь, и повторите шаги 3–4.

Техника «Круг совершенства»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Определите совершенное состояние. Выберите опыт совершенства из вашего прошлого – когда все ресурсы были для вас доступны, и это позволяло вам быть в наилучшей форме и действовать в полную меру своих способностей.

2. Создайте «круг совершенства»: нарисуйте на полу воображаемый круг. Представьте себе, что это – место совершенства. Вообразите, что в нем появляется цвет – какой?

3. Достигните состояния совершенства, опишите его, дополните, если надо, и свяжите с кругом (просто войдите в него в «совершенном» состоянии):

а) достигните – переживите вновь опыт состояния совершенства, как будто это происходит сейчас;

б) опишите – осознайте свою позу, дыхание, внутренние образы, звуки и, особенно, что вы видите и слышите в той ситуации;

в) дополните – если ощущение не совсем полное, меняйте свои ощущения, пока не добьетесь сильного и полного переживания. Определите наиболее яркие или «выпуклые» элементы (чувства, тип дыхания, образы, звуки), которые придают полноту искомому состоянию, и определите, как вы выглядите и как ваш звучит голос в этом состоянии.

4. Осуществите разделение состояний. Выйдите из круга и вернитесь в ваше обычное состояние.

5. Проверка: теперь вступите в круг и проверьте, пришли ли к вам спонтанно все ощущения совершенства. Выйдите из круга. И еще несколько раз повторите эти перемещения туда и сюда. Если вам не удается достичь полного чувства совершенства без сознательного усилия, вернитесь к пункту в) шага 3.

6. Создайте необходимый контекст. Выберите ситуацию, которая обычно бывала для вас проблематичной, но где бы вы хотели быть в состоянии в нужный момент автоматически достичь совершенства. Найдите триггер этой ситуации (что вы видите, слышите и чувствуете, когда понимаете, что ситуация становится проблематичной).

7. Установите связи. Мысленно поставьте себя в эту ситуацию, вступите в круг и, получив доступ к совершенству, посмотрите, каким образом это меняет ситуацию. Обратите внимание на средства связи с ощущением совершенства. Выйдите из круга.

8. Осуществите проверку. Опять подумайте о будущей сложной ситуации. Можете задать себе несколько вопросов (например: «Что происходит сейчас, когда я думаю о том, что обычно шло неудачно или было трудным для меня?»). Главное тут, быстро и автоматически достичь состояния совершенства. Вы можете проверить это, замечая, присутствуют ли определяющие ощущение совершенства признаки из описания (шаг 3).

Техника «Генератор нового поведения»

Данная техника позволяет сделать человека «ситуативно совершенным» – то есть настроить его бессознательное на оптимальное функционирование в конкретной ситуации.

Для начала определите, какие именно формы поведения клиента его и вас не устраивают и что там не в порядке. Затем дайте клиенту следующие инструкции:

1. Создайте и проиграйте, пользуясь диссоциацией, фильм, где вы ведете себя так, как вам нравится. Если сразу это не получается, для начала пусть это будет знакомый или герой кинокартины, романа и т. д., справляющийся с ситуацией так, как того хотелось бы вам. Когда выбран исполнитель главной роли, просмотрите этот фильм от начала до конца. А затем поместите себя в это кино, произведите все необходимые изменения и просмотрите фильм заново. Получилось? Если нет, попробуйте еще раз.

2. Добавьте звуковое сопровождение. Каким вы хотите слышать звучание собственного голоса? Проверьте, так ли он звучит. Если нет – сделайте нужные изменения.

3. Войдите в новый образ себя. Подвигайтесь в своем новом образе, как бы примеряя его на себя. Чувствуете ли вы себя так, как вам хотелось бы? Глядя изнутри этого героя, проверьте, действуете ли вы так, как хотели? Когда новое поведение достаточно будет подробно изучено и усвоено, заякорите его, а затем сделайте проверку.

Техника «Терапия эмоциональной травмы с помощью движений глаз»

Следующая техника предназначена для работы со всеми теми неприятными эмоциями, которые переполняют клиента, не давая ему возможности окончательно изменить пищевое поведение.

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Подумайте о своей неприятности и сосредоточьтесь на образе, который представляет либо всю ее целиком, либо ее самый болезненный аспект. Желательно, чтобы этот образ включал все сенсорные модальности, хотя это и необязательно.

2. Определите или сформулируйте утверждения, характерные для вашей негативной самооценки, то есть мысли, связанные с неприятным переживанием, например:

Я бессилен

Я ничего не могу предпринять

Я ничтожество

Я не могу преуспеть

Я не достоин успеха

3. Создайте суждение, которое отражает позитивное отношение к себе в контексте данной неприятности, которое могло бы повысить самооценку, например:

Я обладаю необходимыми ресурсами

Я могу многое сделать

Я – человек, достойный уважения

Я вполне могу преуспеть

Я достоин успеха.

4. Оцените собственную веру в это новое положительное утверждение по семибалльной шкале, где 1 – «совершенно не верю», а 7 – «полностью верю». Не удивляйтесь тому, что сейчас вы оцениваете многие утверждения в 1–2 балла – так и должно пока быть.

5. Теперь уже по десятибалльной шкале оцените уровень своего беспокойства по поводу исходной неприятности. Здесь 10 баллов соответствуют максимальному беспокойству, а 1 – минимальному. Опять-таки не удивляйтесь оценке в 8-10 баллов – иначе и быть не должно, ведь эта неприятность вас серьезно беспокоит. А вот оценка в 3–4 балла говорит о том, что с этим вполне можно справиться и безо всякой посторонней помощи.

6. Теперь приготовьтесь к десенсибилизации посредством движения глаз. Определите оптимальную скорость и амплитуду движения глаз с помощью собственной (хотя лучше – чужой) руки, где точкой фиксации взгляда будут два сомкнутых пальца – указательный и средний. Грубо оцените скорость для различных движений руки:

• горизонтальных (-)

• вертикальных движений (│)

• «диагональных» движений (/)

• движений по кругу (O)

• «большой восьмерки»: вертикальной (8) и горизонтальной (∞)

• «крестообразных» движений (+ и x)

Выберите то из этих движений, которое вам больше всего понравилось. С него и начните.

7. Вспомните неприятное ощущение во всех возможных модальностях и, думая о нем, проделайте серию из 24 движений глаз – например, начните с горизонтальных. Окончив серию, выбросьте все из головы и сделайте глубокий вдох и выдох. После чего вернитесь к неприятному образу и исследуйте:

• что вы сейчас испытываете по поводу этого образа;

• что вы теперь думаете о своей неприятности.

А затем оцените уровень беспокойства по десятибалльной шкале.

Далее повторяйте серии из 24 движений и все вышеописанное до тех пор, пока уровень беспокойства по поводу неприятности не снизится до приемлемого (точной нормы здесь нет, хотя обычно снижения показателей до 2–3 баллов достаточно).

8. Теперь сосредоточьтесь на выбранном вами положительном утверждении о себе из списка. Просто думайте о нем, одновременно помня о неприятном переживании, и продолжите серию движений глаз до тех пор, пока вера в положительное утверждения не достигнет приемлемого для вас уровня (обычно 5 баллов и выше).

9. И наконец, после того как положительное утверждение станет звучать для вас достаточно правдоподобно, помня и о нем, и о неприятности, исследуйте, не осталось ли где-то в теле неприятных ощущений или напряжения. Если таковые обнаружатся, сфокусируйте внимание на них и проделайте нужное количество серий движений глаз – до тех пор, пока все не уйдет: и эти ощущения, и то, что «всплывет», пока вы будете их прорабатывать.

Техника «Модифицированный взмах»

Следующие техники дают возможность работать с теми качествами личности, которых недостает для того, чтобы контролировать процесс переедания (в процессе формулирования результата и далее эти качества уже были выявлены).

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Идентификация с образом-указателем. Сначала вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали собственное бессилие. Хотя некоторым сразу же приходит в голову какой-нибудь драматический момент из жизни, будет лучше, если вы выберете какую-нибудь обыденную ситуацию. Когда вы измените свое повседневное чувство беспомощности, изменятся все аналогичные жизненные впечатления. Убедитесь, что это воспоминание вполне конкретно и реально, войдите в него, чтобы увидеть то, что вы видели в момент, предшествующий появлению чувства беспомощности. Этот образ-указатель вы используете позже, а пока – временно – отложите его в сторону.

2. Творческий образ. Теперь с помощью воображения представьте внутренний образ себя, уже решившего проблему бессилия: творческого, обладающего мощью и силой. Пусть это будет как ваша фотография без фона. Вам необязательно знать, как вы этого добились – просто смотрите, как вас переполняет чувство собственной силы. Это выражается в блеске глаз, в довольной улыбке и т. д.

Добейтесь того, чтобы изображение стало детальным, конкретным, чтобы оно казалось вам подлинным и весьма привлекательным. Порадуйтесь этому образу.

3. Расширение творческого образа. Мысленно поместите этот образ в маленькой мигающей точке. Сделайте так, чтобы эта точка резко начала расти, становиться ярче до тех пор, пока вы не увидите его перед собой в натуральную величину. Затем представьте себе чистый экран. Повторите эту процедуру несколько раз до тех пор, пока она не станет автоматической.

4. Творческий образ в образе-указателе. А теперь разместите эту мерцающую точку со своим образом в центре образа-указателя из шага 1.

5. Замена образов. Пускай образ-указатель быстро бледнеет и темнеет, пока мигающая точка быстро растет и становится ярче, открывая творческий образ, который, в свою очередь, тоже начинает быстро увеличиваться и обретать свою натуральную величину.

6. Представьте себе чистый экран.

7. Повторение. Повторите шаги 4–6 в более быстром темпе. Вновь разместите маленькую мерцающую точку в центре образа-указателя, а затем произведите замену. А потом вновь смотрите на чистый экран.

8. Множество творческих образов Я. Поскольку образ творческого Я наверняка пригодится вам во множестве различных ситуаций, лучше, если вы будете видеть это позитивное изображение везде, куда ни взглянете: в прошлом, настоящем и будущем. Для этого представьте себе, что вы физически держите в руках свое творческое Я. Вытяните руки и схватите его. Когда вы прикоснетесь к нему, образ начнет становиться ярче. А теперь размножьте этот большой образ, как бы сделав его цветные копии. Сделайте много образов творческого Я, один за другим, чтобы вместе они напоминали вам большую колоду карт.

Теперь оставьте перед собой один образ, а остальные отпустите в воздух. Смотрите, как образы творческого Я начинают приземляться вокруг вас, создавая концентрические круги, расширяющиеся на огромное расстояние во всех направлениях: в прошлое, настоящее и будущее. Представьте себе ряд образов творческого Я, расположенных вокруг вас.

9. Проверка результатов. Когда вы повторите данную процедуру несколько раз, необходимо будет проверить результаты работы. Что вы теперь чувствуете, когда пытаетесь вызвать в воображении первичный неприятный образ-указатель? Если вам вообще не удается вызвать неприятные чувства или это получается с трудом – значит, вы закончили выполнять упражнение. А если негативные ощущения возникают при воспоминании об образе-указателе, повторяйте упражнение, уделяя пристальное внимание каждому шагу, до тех пор, пока неприятные чувства не исчезнут.

Техника «Внеконтекстный голографический взмах»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Посмотрите влево и вверх (это для правшей – левши делают все зеркально) и представьте себя таким, каким вы себе не нравитесь. На время отодвиньте этот образ в сторону.

2. Теперь посмотрите вправо и вверх и представьте себе, как вы должны были бы выглядеть. Когда удастся себя увидеть, несколько раз переместите сконструированный образ в область, которая находится от вас слева и сверху – до тех пор, пока он не станет легким и отчетливым вспоминанием.

3. Переведите глаза в положение вправо по горизонтали и представьте себе слова, которые вы будете говорить, и звуки, которые будете слышать, когда вы станете таким, каким хотите. Переместите этот слуховой образ в область, которая находится слева по горизонтали.

4. Посмотрите влево и вниз и почувствуйте то, что вы будете чувствовать, когда станете таким, каким хотите. Переместите эти ощущения в область справа внизу.

Отчетливо представив новый образ себя, сделайте нужное количество раз так называемый «взмах по дистанции и цвету», для чего:

а) приблизьте к себе неприятный образ из шага 1 и сделайте его цветным;

б) поместите маленький черно-белый желанный образ подальше от себя;

в) когда вы производите взмах, первый образ должен быстро удалиться, уменьшиться и потерять цвет, при этом второй, желанный, придвинется к вам, станет большим и заиграет красками.

5. Повторите взмах пять раз и проведите обычную проверку результатов. Не забывайте, что после каждого взмаха нужно сделать перерыв и очистить экран.

В качестве домашней работы клиента можно попросить регулярно выполнять два упрощенных варианта этой техники, которые описаны ниже: «Экранное расщепление» и «Двойное зеркало».

Техника «Экранное расщепление»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Закройте глаза и представьте себе экран на какой-либо стене комнаты. Разделите его на две половины. На одной половине должно находиться ваше нынешнее состояние (негативный образ, например – напряженность и тревога), а на второй половине – ваше желанное состояние (например, здоровье, расслабленность, спокойствие).

2. Затем четко и уверенно скажите себе, каким вы предпочитаете себя видеть; соберите все чувства того из вас, который вам больше нравится, и перенесите эти чувства с экрана в жизнь, оставив тот образ, который вам не по душе, в другой части экрана. Затем представьте, как хорошо быть таким человеком в любой ситуации.

Техника «Двойное зеркало»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Закройте глаза и представьте себе, что вы стоите между двух больших зеркал. В зеркале за спиной вы представляете себя таким, какой вы есть сейчас.

2. Этот негативный образ тает, становится бесцветным и бесформенным и наконец – вовсе исчезает.

3. Когда это произойдет, обратите внимание на стоящее перед вами зеркало, в котором вы видите себя таким, каким хотите стать. Отражение яркое, цветное и полное жизни. Оно нравится вам все больше и больше, и вы начинаете приближаться к нему.

Техника «Чудесный магазин»

1. Попросите клиента представить рядом с собой прилавок и полки чудесного магазина, в котором он может приобрести любые новые реакции, качества и состояния, и предложите выбрать то, в чем он сейчас более всего нуждается и что собирается приобрести в первую очередь.

2. После того как он сформулирует свой запрос (например, «уверенность в себе»), объясните ему, что для того чтобы отыскать нужный «товар», вам необходимо знать некоторые его формальные характеристики. И попросите описать, как выглядит то, что он хочет приобрести: форму, цвет, консистенцию и т. п. (та же уверенность может, скажем, предстать в виде «золотистого шара размером с теннисный мяч, наполненного энергией»).

3. Теперь, когда запрос «опредмечен», скажите клиенту, что за этот товар необходимо заплатить – но не деньгами, а тем, от чего он хотел бы избавиться. Потому что в этом чудесном магазине существует странная форма оплаты – здесь принимают только всякий душевный мусор: неэкологичные реакции, качества и состояния. Спросите его, что он согласен отдать ради приобретения желаемого (предположим, свою раздражительность).

4. Опять-таки следует «опредметить» плату. Предложите клиенту определить, где в его теле находится то, чем он собирается расплачиваться, и как оно выглядит (форма, цвет, консистенция и т. п.). Если клиент испытывает затруднение на этом этапе, попросите его вспомнить любую ситуацию, когда он чувствовал то, чем сейчас будет расплачиваться, войти в это воспоминание и найти соответствующее ощущение, увидеть его внешний вид и почувствовать внутреннее содержание. И только когда плата «опредмечена», можно приступить к следующему шагу.

5. Теперь предложите вашему клиенту совершить обмен. Пусть он мысленно извлечет из себя то, что выбрал в качестве оплаты, и положит это качество в воображаемый большой ящик, на котором написано «Переработка мусора», а затем возьмет с прилавка выбранный товар и поместит его внутрь себя – возможно, именно в то место, откуда он извлек свою плату. Затем можно перейти к новой покупке. Если же, однако, товар размещен в ином месте, нежели плата, спросите клиента, чем бы он хотел заполнить образовавшуюся пустоту, и дайте ему нужное качество, уже ничего не требуя взамен.

Техника «Взгляд на себя глазами любящего человека»

Данная техника позволяет восстановить адекватную самооценку, позитивное отношение к себе, чтобы ощущение бессилия не привело к возникновению депрессии, ипохондрии или к срыву.

Терапевт говорит клиенту:

"Сейчас вы станете писателем. Вы пишете книгу, где одним из героев являетесь вы сами.

Вам надо решить, кто из людей, вам известных, вас любит. Не так важно, отвечаете вы им взаимностью или нет, но чрезвычайно важно знать, что они любят вас. Когда вы найдете такого человека, сделайте следующее.

Вы сидите за столом. Перед вами пишущая машинка, бумага, карандаш. Напротив окно, в которое вы время от времени выглядываете. Где-то там живет тот самый человек, который вас любит. Пришло время описать его в вашей книге. Вы откидываетесь на спинку стула, размышляете о нем, думаете, как бы вы могли описать этого человека, выразить словами то, что делает его особенным. Вы подбираете такие слова, которые позволяют читателю увидеть этого человека таким, каким его видите вы. Поэтому вы описываете все его привычки, выражения, манеру поведения, которые его отличают от других. Вы вспоминаете и описываете его чувство юмора, страсти, ум, глупости, его слабости, сильные стороны, маленькое и большое, все то, что в сочетании создает уникальную личность. Вы прислушиваетесь к себе и стараетесь проанализировать свои чувства по отношению к этому человеку. Вам пора заканчивать это описание, вы стараетесь посмотреть на задачу с другой точки зрения. Вы выплываете из своего кресла и вплываете в тело человека, которого только что описывали. Вы становитесь человеком, который вас любит. И его глазами вы всматриваетесь в себя, который только что был так увлечен работой над книгой. Вы видите себя глазами человека, который вас любит. Вы видите свои собственные слова, жесты, манеры в описании человека, который вас любит. Вглядываясь в самого себя глазами этого человека, вы узнаете качества и свойства, которые вам были незнакомы или которые другие привыкли считать недостатками. Вы проглядываете мысли и воспоминания человека, который вас любит, и понимаете, что вас есть за что полюбить. Можно просто быть собой и тем самым придать жизни другого человека полноту и значимость. Вы видите и слышите все то, что тот человек ценит в вас. Хорошо запомнив все только что увиденное и услышанное, вы медленно начинаете возвращаться в самого себя, зная, кто вы такой для человека, который вас любит".

Всю эту процедуру можно представить в виде шести шагов.

1. Установите правила игры – введите клиента в роль автора книги.

2. Попросите клиента определить для себя того, кто его любит. Если такого человека нет в настоящем, помогите отыскать его в прошлом. Если клиент заявляет, что такого человека вообще никогда не было, создайте вымышленную ситуацию «как если бы вас любили» и убедитесь, что он вообразил подходящего героя.

3. Установите позицию клиента: он сидит в кресле и смотрит на любящего его человека за окном.

4. Попросите клиента назвать различные качества (большие и маленькие), которые делают того человека значимым в его жизни.

5. Предложите клиенту выплыть из своего тела и войти в тело человека, который его любит. Если поддерживать такую диссоциацию ему трудно, установите нужный якорь.

6. Попросите клиента описать, что именно он любит в человеке, которого видит перед собой, то есть в самом себе. Направляйте сознание клиента на те качества Я, которые он вряд ли ценит, глядя на них собственными глазами.

По окончании работы в рамках данного модуля расскажите клиенту очередную притчу (по М. Павлову, «Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП»):

"В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, где он мог лишь сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: «Как он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе!»

Время шло, зоопарк начали реконструировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя даже располагался бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в свободный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже в транспортной клетке медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад и вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый. А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и гуляет в огромном вольере: четыре шага туда и четыре шага обратно".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.052 с.)