Упражнение «Смыкающийся круг»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Смыкающийся круг»



В зале выстраивают широкий круг из стульев спинками к центру; члены группы находятся внутри круга, терапевт – снаружи. Звучит музыка, и участники начинают спонтанно двигаться, свободно перемещаясь в пространстве, взаимодействуя с другими. Терапевт понемногу сдвигает стулья к центру круга, вынуждая участников сближаться. Наконец участники оказываются в тесном кружке, а терапевт все продолжает сужать пространство, так что участники уже практически не в состоянии двигаться. Терапевт просит их еще ужаться, возможно, избавившись от кого-то из членов группы – выставив его за круг. Теоретически можно продолжать до тех пор, пока в центре круга не останется один человек. В большинстве случаев упражнение можно прекратить уже тогда, когда группа начинает выталкивать кого-то из участников или когда члены группы начинают сами покидать группу, чтобы остальным не пришлось делать мучительный выбор. Идеальным вариантом развития событий является тот, когда группа отказывается выполнять упражнение, вступая в конфронтацию с терапевтом. Таким образом, участники группы берут ответственность за происходящее на себя, повышая групповую автономность, осознавая себя чем-то большим, чем просто сумма людей, – членами группы.

Потом происходит обсуждение. Какова связь межличностной дистанции и отношения к человеку? Что чувствовали участники, когда в их персональное пространство вторгались другие люди? Одинаково ли они себя ощущали при взаимодействии с разными людьми? При обсуждении участники должны выразить свои чувства, свое видение происходящего, объяснить себе и другим то, что произошло. Чтобы облегчить свободное выражение чувств, терапевт может рассказать о своих затруднениях, о своем смятении в ситуации, когда он был вынужден «давить» на группу, чтобы она осознала свою целостность.

Упражнение «Броуновское движение»

Инструкция терапевта:

Мы изображаем броуновское движение, ходим по комнате, не вступая ни с кем в контакт. Потом, по сигналу, можно вступать или не вступать в контакт. Попробуйте отследить, что с вами происходит, когда с вами пытаются идти на контакт, и что происходит, когда вы пытаетесь идти на контакт, а вам идут или не идут навстречу. Важно понять, чего тут хочет тело.

Теперь давайте подвигаемся с закрытыми глазами и попытаемся опознать друг друга.

Упражнение «Границы»

Вариант 1

Данный вариант упражнения помогает участникам исследовать личные границы членов группы, с которыми им трудно найти общий язык.

Инструкция терапевта:

Мне хочется предложить вам упражнение, которое поможет вам научиться стать чувствительнее к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою личность.

Посмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-либо причине трудно общаться. Сядьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам «стоп!» или «подойди поближе»?

Я хотел бы, чтобы вы сейчас молча поэкспериментировали друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь ладонями и кончиками пальцев ладоней партнера, так, чтобы ваши руки были мягко прижаты одна к другой. Смотрите друг другу в глаза и начинайте осуществлять соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что-либо новое о партнере.

Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит «стоп!»?

Теперь исследуйте ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. Приближайте руки к партнеру разными способами и выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему с разных сторон. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте внимательны к сопротивлению с обеих сторон. Где проходит ваша собственная граница и как вы ее защищаете?

Теперь остановитесь, сядьте вместе со своим партнером. Поделитесь вашими наблюдениями о том, какую «политику границ» проводит каждый из вас и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем лучше ладить друг с другом.

Вариант 2

Этот вариант позволяет двоим конфликтующим участникам проанализировать важные аспекты возникших между ними трудностей. (Можно также разделить группу на четверки так, чтобы в каждой подгруппе было двое конфликтующих участников, один посредник и один носитель адекватного поведения.)

Цель упражнения состоит в том, чтобы выявить те правила, по которым каждый определяет, как именно должны с ним обращаться другие люди, и искать индивидуальный стиль защиты своих границ. Эффективный контроль над границами – это предпосылка самоуважения.

Инструкция терапевта:

Прежде всего убедитесь в готовности обеих конфликтующих сторон работать со своими трудностями.

1. В первой части упражнения в центре внимания находится один из участников конфликта (А), другой (Б) наблюдает. Попросите А встать на середину группы и сосредоточиться на своем индивидуальном пространстве, которое его окружает и защищает.

2. Пусть А опишет, насколько велико это пространство и какой оно формы; затем спросите его, может ли он выйти из своего личного пространства и насколько далеко.

3. Спросите А, кому и при каких условиях он позволяет заходить в свое личное пространство.

Здесь могут помочь другие участники группы (но не Б!). Исполняя различные роли (мужчины или женщины, знакомого или чужого и т. д.), они могут вступать в личное пространство А, при этом никто не должен произносить ни слова. Вы также можете попросить войти в личное пространство А несколько человек одновременно, чтобы А мог выяснить, как он к этому относится. На каждом из этапов помогите А разобраться, как он открывает и закрывает свои границы, и подчеркните, что только он сам отвечает за определение своих границ и их защиту.

4. Теперь спросите А, каким образом он приглашает другого войти в свое личное пространство. Пусть он снова без слов пригласит к себе помощников, исполняющих различные роли, причем исполнители должны выражать различные типы своего отношения к А. Здесь следует выяснить, насколько гибко человек может настраиваться на различные ситуации и устанавливать контакт.

5. Пусть теперь в личное пространство А войдет Б, причем именно таким образом, как он обычно это делал раньше. А затем пусть Б вступит в личное пространство А так, как он это хотел бы сделать, учитывая только что полученную информацию.

6. А и Б меняются ролями, и вся процедура повторяется.

Обсудите упражнение.

Быстрая часть



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.014 с.)