Модуль 6. «Расчистка» прошлого и будущего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 6. «Расчистка» прошлого и будущего



Техники данного модуля направлены на следующие цели:

• извлечение ресурсов из прошлого;

• слияние конфликтующих частей;

• устранение ограничивающих решений;

• экологизация будущего.

Техника «Ресурсы прошлого»

В данной технике используется обобщенная линии жизни (ОЛЖ). Это воображаемая модель жизни конкретного человека, которую можно использовать для осуществления изменений.

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Любым образом изобразите на полу линию вашей жизни, отметив маркерами ее начало (рождение), настоящий момент и конец (весьма далекий – кстати, его можно не отмечать, но просто представлять себе как данность).

2. Определите необходимый для настоящего и будущего, но отсутствовавший в прошлом ресурс (например, спокойствие, уверенность в себе) и попросите бессознательное отобразить его цветом, а также представить в виде воображаемого порошка или аэрозоли.

3. Теперь представьте себе, что вы – пилот грузового самолета, наполненного этим ресурсом. Вы летите к моменту вашего рождения. Представьте себе, что в процессе полета над отрезком между вашим рождением и настоящим вы разбрасываете по линии этот ресурс, обращая особое внимание на те ситуации, когда он был совершенно необходим.

4. Посадите самолет в том месте прошлого, где вы начали рассыпать ресурс, выйдите из кабины и вступите на линию прошлого. Идите по ней к настоящему, ощущая, как этот ресурс меняет вас и вашу жизнь.

5. Повторите шаги 2–4 для других необходимых ресурсов.

Данная технология позволяет работать как со всей линией прошлой жизни, так и с ее отдельными отрезками.

Следует снабдить прошлое клиента всеми необходимыми ресурсами, в частности – искомым «нормальным пищевым поведением».

Техника «Слияние конфликтующих идентичностей»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Изобразите на полу обобщенную линию жизни.

2. Определите свое будущее Я и сопутствующие убеждения («Каким я хочу быть и во что я тогда буду верить?»).

3. Войдите в ваше будущее Я (выбрав на ОЛЖ нужное или понравившееся вам место в будущем) и немного помечтайте о том, как хорошо вам будет, когда вы таким станете.

4. Найдите в себе часть личности, убеждения которой мешают вам достичь нужного состояния. Просто спросите себя: «А согласен ли я стать таким?» Обнаружив несогласие (а оно обязательно найдется), поместите несогласную более «юную» часть себя в прошлое на ОЛЖ – в то время, когда она сформировалась (в любое место прошлого, которое вам покажется подходящим). Ассоциируйтесь с несогласной частью (встаньте на линию в это место) и выясните, что она думает о вашем будущем и какие ресурсы в ней можно обнаружить.

5. Снова перейдите в будущее Я, став спиной к прошлому. Что вы как будущая часть думаете о несогласной части? Она вам не нравится? Тогда повернитесь к той части так, чтобы вы могли ее увидеть. Какие чувства теперь она у вас вызывает? И какие ресурсы есть у нее (а они обязательно есть)?

6. Перейдите в метапозицию и определите намерения обеих частей (чего хочет каждая из них). Укрупните эти намерения до нахождения общей цели (ведь и та, и другая желают вам пользы, а не зла) и назовите ресурсы этих частей.

7. Теперь перейдите в будущее состояние и ощутите ресурсы несогласной части так, как они видны оттуда. Чем данные ресурсы могут обогатить вашу жизнь?

8. Поставьте якорь на состояние своего будущего Я и перенесите это состояние назад так, чтобы вы как бы оказались за несогласной частью как ее ангел-хранитель. Окажите ей поддержку, а после вступите в эту «юную» несогласную часть и, став ею, ощутите как это здорово – иметь за спиной ангела-хранителя. Как это меняет ваши убеждения?

9. Затем, захватив с собой ресурсы «юной» части, перейдите в будущее и почувствуйте, какие тут произошли изменения. Закончите это, вернитесь в настоящее.

Техника «Устранение ограничивающего решения»

Данная техника основана на модели SCORE и создана для работы с ограничивающими решениями, принятыми клиентом в прошлом.

1. Спросите клиента, когда он принял данное ограничивающее решение? Определив, с чем вы будете работать, изобразите обобщенную линию жизни и отметьте на ней соответствующий момент.

2. Теперь пусть клиент как бы переместится по времени назад и посмотрит на точку выбора своего ограничивающего решения, сохраняя всю свою приобретенную позже трезвость.

3. Теперь пусть клиент переместится дальше в прошлое, во время, предшествовавшее выбору, и спросит себя о том, каковы его эмоции и в чем состоит решение.

4. Если соответствующие эмоции присутствуют, пусть он отодвигается назад до тех пор, пока эмоции не исчезнут.

5. Теперь предложите клиенту пройти в ту точку на обобщенной линии жизни, где он найдет новое решение, противоположное первому, – точку, предшествующую по времени первоначальной точке выбора. Пусть он примет это новое решение и пойдет вперед вдоль ОЛЖ по направлению к «сейчас» и далее в будущее, чтобы он мог переоценить все события между «сейчас» и будущим в свете этого самого нового решения.

Техника «Извлечения ресурсов из прошлого с помощью обобщенной линии жизни»

По завершении предыдущей процедуры можно перейти к следующей технике – к извлечению ресурсов из прошлого. Важно помнить, что прошлое содержит не только ограничивающие решения, но и ресурсы, которые помогут клиенту избавиться от пищевой зависимости и переедания.

Дайте клиенту следующие инструкции:

1. Найдите особенное место. Это воображаемое место, где вы сможете подумать о своей жизни и вашем будущем – например, это парк, пляж или мыс. С этого места можно разглядеть всю вашу жизнь от начала до конца. Побудьте там в своем воображении. Посидите в этом особенном месте и попробуйте почувствовать, какие ожидания и мечты у вас есть по поводу будущего – что вам хотелось бы воплотить в жизнь. Возможно, вам хотелось и хочется чувствовать естественную радость, любовь, доверие, умудренность жизненным опытом или жизнерадостность.

2. Двигайтесь по линии жизни. Определите, где в прошлом вы когда-либо ощущали то, что хотите воплотить в будущем, и пройдите по линии жизни до этого места. Если надо, используйте образ ажурного мостика, по которому вы будете идти над своей линией жизни, рассматривая нужные моменты – те, на которых ваше бессознательное хотело бы остановиться. Найдите себя в те моменты, когда вы обладали этим ценным опытом и ресурсами, неважно, сколько вам тогда было лет.

3. Вступите в прошлый ценный опыт, чтобы получить полный доступ к тем качествам и ресурсам, которые вы имели тогда. Это будет встреча с собой – более молодым, оснащенным нужными качествами и ресурсами.

4. Получите дар. Выделите то ценное, что было в прошлом опыте. А после прикоснитесь к себе, находящемуся в прошлом и обладающему нужным качеством, так чтобы вы смогли получить его без слов и оно начало действовать внутри вас, как действовало раньше. Вы можете на краткий момент снова стать ребенком, пережить это состояние и получить дар. Если хотите, возьмите с собой воспоминание о тех качествах и тех моментах жизни и затем вернитесь назад, пройдя над линией времени в настоящее.

В воображении возвратитесь назад в ваше особенное место из шага 1, чтобы там оценить и исследовать все преимущества и особенности обретенных качеств и ресурсов из прошлого. Поблагодарите свое молодое Я за полученный дар. И когда вы будете смотреть в будущее, ответьте себе на следующий вопрос: существует ли что-либо, что вы хотели бы переоценить в этих качествах и ресурсах – с учетом того, кем вы являетесь сейчас и кем хотите стать в будущем?

Если у вас есть какие-либо возражения или сомнения, продолжайте подбирать наиболее подходящие качества и ресурсы до тех пор, пока они действительно не будут выглядеть и ощущаться как нечто адекватное, реальное и естественное.

5. Сделайте это будущее реальным. Поместите данные качества и ресурсы в будущее. Пройдите над линией жизни и, начиная с настоящего времени, разместите собранные ресурсы любым способом, как вам захочется.

6. Взгляните еще раз на то будущее, которое вы делаете реальным. Пойдите в будущее и вдоль линии жизни и еще раз оцените, подходят ли вам качества и ресурсы, которые вы туда принесли. А затем еще раз с удобной для вас скоростью пройдите вдоль линии жизни от настоящего к будущему и оцените, каким оно станет благодаря этим новым качествам и ресурсам. В заключение вернитесь назад в прошлое, где вы получили этот дар, и поблагодарите за него свое молодое Я.

Техника «Обогащение собственного будущего»

Дайте клиенту следующие инструкции:

1. Встаньте на точку настоящего лицом к будущему и подумайте о тех ресурсах, которые позволили бы вам прожить будущую жизнь максимально экологично (результативно, полно и счастливо).

2. Попросите свое бессознательное или Высшее Я предоставить вам этот ресурс – в любой форме, но лучше в виде света, цвета и энергии.

3. Представив, что вы вступаете на ажурный мостик над своей линией жизни, медленно двигайтесь в свое будущее, внося в него данный ресурс.

4. Не доходя несколько шагов до конца линии будущего, внесите нужный ресурс в ее конец.

5. Сойдите с линии, вернитесь в настоящее и повторите шаги 1–4 для других необходимых ресурсов.

6. Вернитесь к точке, отстоящей на несколько шагов от конца линии будущего и пристально посмотрите вдаль, позволив своему бессознательному предоставить вам ощущение бесконечности жизни и, может быть, даже продемонстрировать какие-либо образы последующего существования.

7. Сойдите с линии будущего, вернитесь в настоящее и повторите шаги 3 и 4 с этим ощущением или образами – метаресурсами бесконечности жизни. Но не забудьте в конце вернуться в настоящее!

Техника «Экологизация будущего»

Дайте клиенту следующие инструкции:

1. Изобразите свою обобщенную линию жизни.

2. По 10-балльной системе оцените привлекательность вашего будущего.

3. Определите, какой именно чистый цвет вам нравится, и любым образом нанесите его на ОЛЖ (исключение: черный, серый и коричневый цвета, а также их оттенки).

4. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока на участке ОЛЖ, посвященном будущему, не окажутся все основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), а также любые другие выбранные их оттенки.

5. Вновь оцените привлекательность вашего будущего по 10-балльной системе.

6. При необходимости (если привлекательность будущего ниже 8 баллов) внесите в будущее любые цветовые оттенки, которые сделают его максимально привлекательным.

7. Теперь, представив, что над вашей линией будущего проходит ажурный мостик, пройдитесь по нему, любуясь прекрасной картиной и одновременно как бы впитывая в себя создающие красоту цвета и краски. А затем возвратитесь в настоящее.

ТЕХНИКА «ЕСТЕСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ» (Камерон-Бандлер, Гордон, 1999)

Стройные в силу естественных причин люди не испытывают чувства, что они обязаны быть стройными. Пропустив вкусное блюдо, они не особо страдают. В то же время они не ограничивают себя в еде. Этих качеств не хватает людям, соблюдающим диету. Но лучше не вести вечный бой с пищей, а научиться думать и реагировать так, как это делают стройные от природы люди.

Инструкции терапевта:

Данная техника поможет вам стать стройным, при этом вы научитесь реагировать на пищу так, как это делают стройные от природы люди.

1. Выберите место и время, где вы могли бы спокойно расслабиться в течение 20 минут.

2. Подумайте о том, как вы узнаете, что пора есть. Может быть, вы видите пищу? Может быть, вы слышите, как кто-то говорит: «Пора есть»? Может быть, вы посмотрели на часы и поняли, что наступило время обеда? Может быть, вы ощущаете голод? Вообразите, что вы садитесь за стол, уставленный различными блюдами, или заглядываете в холодильник, или просматриваете меню.

3. Теперь обратите внимание на то, что вы чувствуете при этом в желудке. Обратите внимание на качество ощущений. Вы проверяете не то, голодны вы или сыты, а то, что в целом чувствует желудок. При этом состояние желудка зависит от того, что вы ели накануне, напряжены вы или расслаблены и т. д.

4. Спросите себя: «Что будет чувствовать себя хорошо в моем желудке в данный момент?»

5. Затем подумайте об одном доступном блюде. Вы можете себе представить бутерброд с ветчиной, тарелку овощного супа или салат.

6. Теперь представьте себе, что вы едите то, что выбрали. Если вы подумали о бутерброде с ветчиной, то немедленно почувствуйте во рту его вкус. Затем обратите внимание на то, что вы чувствуете, когда бутерброд опускается в желудок. Вы можете ощутить, как бутерброд будет чувствовать себя у вас в желудке и как весь организм будет реагировать на это в течение следующих часов.

7. А теперь сравните это ощущение с тем, что вы чувствовали в желудке, прежде чем поели. Какое чувство приятнее? Будете ли вы чувствовать себя лучше, если съедите бутерброд, или предпочтете ничего не есть? Если вам будет лучше после еды, сохраните в уме бутерброд с ветчиной как одну из возможностей выбора. Если лучше ничего не есть, чем есть бутерброд, исключите эту возможность. Обратите внимание, что ваше решение основано на том, что доставит вам наибольшее удовольствие надолго. Совсем необязательно есть то, что испортит вам весь оставшийся день.

8. Теперь представьте другое возможное блюдо. Может быть, вам хочется съесть салат.

9. Сейчас вам предстоит понять, действительно ли вы хотите его съесть. Представьте, что вы едите салат, почувствуйте, как он опускается в желудок. Почувствуйте его присутствие в желудке в течение нескольких часов. Что вы при этом испытываете?

10. Сравните ваши ощущения на этапе 9 с тем, что вы ощутили на этапе 7. Какое чувство приятнее? Какой вариант позволяет вам чувствовать себя лучше? Держите в уме то блюдо, которое доставляет вам более приятные ощущения.

11. Повторите тот же самый процесс (этапы 8, 9 и 10) еще с несколькими возможными блюдами. Каждый раз держите в уме то блюдо, которое доставляет вам наиболее приятные ощущения в течение длительного времени.

12. Когда вы решите, что исследовали достаточное количество блюд, обратите внимание на то, какое из блюд доставило вам самые приятные ощущения. Теперь представьте, что вы съедаете это блюдо и получаете продолжительное удовольствие от съеденного.

13. Чтобы убедиться в том, что отныне вы будете автоматически использовать данный метод, представьте себе, что вы поступаете именно так, но в различных ситуациях. Представьте, что вы обедаете в своем любимом ресторане. Пройдите по всем пунктам, выбирая то, что вы закажете в данной ситуации. А теперь представьте, что вы пришли на вечеринку, и вновь повторите все этапы. Представьте, что вы завтракаете у себя дома, и вновь повторите весь процесс. Когда все этапы покажутся вам естественными, это значит, что процесс доведен до автоматизма и в дальнейшем вы будете поступать чисто автоматически.

14. А теперь подумайте об определенной ситуации, в которой вы особенно склонны к перееданию. Одни люди переедают в гостях, другие – в одиночестве. Есть люди, у которых переедание связано лишь с каким-нибудь определенным видом пищи: мороженым, пиццей, шоколадом, блюдами китайской кухни. Снова повторите все этапы для ситуации, провоцирующей у вас переедание, чтобы убедиться, что вы достаточно хорошо освоили новую стратегию.

15. Та же самая стратегия помогает вам решить, когда следует остановиться. Каждый раз, когда вы собираетесь что-то откусить, вы можете очень быстро себе представить, как этот кусок будет чувствовать себя у вас в желудке. И как только вы почувствуете, что данный кусок помешает вам чувствовать себя столь же хорошо, как в данный момент, вы прекратите есть. Когда этот процесс станет привычкой, такое решение вы будете принимать очень быстро, и вам даже не придется об этом думать.

16. Некоторые люди ощущают, что обязаны съесть все, что лежит у них на тарелке, чтобы еда не пропадала. Если и вы придерживаетесь такого правила, вам следует брать небольшие порции, а затем обращаться за добавкой, если вы чувствуете, что съели недостаточно. Еще один выход в данной ситуации – покупать маленькие тарелки. Как ни странно, это действительно помогает есть меньше. Тогда человеку не приходится есть что-то через силу только потому, что это лежит на его тарелке. Маленькая тарелка не помешает вам взять добавку, но при этом решение съесть дополнительную порцию будет сознательным, а не простой привычкой.

В заключение расскажите клиенту очередную притчу (по С. Найт, «Руководство по НЛП»):

"Когда-то давным-давно жили-были муж и жена. Они многого добились в жизни, однако главная их мечта оставалась нереализованной. Им очень хотелось добраться вплавь до Японии.

Они много думали об этой затее и наконец приступили к ее осуществлению. Войдя в море, они обнаружили, что плавать им трудно. Они почувствовали, как устали их руки и ноги. Необходимость постоянно двигаться причиняла им боль, особенно когда приходилось преодолевать сильное встречное течение. Однако постепенно они привыкли к этому состоянию, боль прошла, и вскоре они начали плыть размеренно, что практически не требовало усилий.

Они начали замечать, в какой воде они плывут, как меняется ее цвет в течение дня. Ранним утром море было прозрачным и голубым, а иногда сверкало изумрудной зеленью. На закате оно вбирало в себя все краски вечернего неба. Кроме того, они постепенно стали узнавать и морских обитателей: днем с ними плыли маленькие серебристые рыбки, а по вечерам они различали только большие темные тени, мелькавшие в глубине. Узнали они и голоса морских волн вокруг себя. Пловцы научились чувствовать малейшие изменения погоды, они могли сказать, когда легкий бриз превратится в сильный ветер или когда тот, в свою очередь, успокоится и затихнет. Они научились добывать в воде пищу, чтобы подкрепить свои силы, и научились расслаблять мышцы. У них появилось обостренное обоняние, и вскоре по оттенкам запахов, приносимых бризом, они стали различать, как меняется морская стихия.

Проходили дни, недели, а берег все не появлялся. Наконец они увидели на горизонте темный силуэт земли. Подплыв поближе, они узнали береговую линию Японии. Выйдя из воды, они глубоко вздохнули и обменялись понимающими взглядами. А затем муж и жена вошли в море и поплыли обратно".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.024 с.)