Техника «Избирательность памяти» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника «Избирательность памяти»



Упражнение 1

――― → А ―――――――――― → В ―――――――――― →Сэ ―――――――――― → Сп ―――― →

Избирательное

запоминание

Объясните своему пациенту принципы избирательности памяти (возможный вариант такого объяснения приведен ниже):

Избирательная память

«Каждый раз, предаваясь воспоминаниям о прошлом – о великих событиях, произошедших с вами, когда вы были старшеклассником, о своей первой любви, о том чудном времени, что вы провели, живя в Петербурге, – вы должны быть осторожны, потому что ваши воспоминания могут вас обманывать. Вы могли создать фантазию о том, чего никогда не было, потому что выборочно опустили предметы, эмоции и события, которые несовместимы с желаемым настроением. Принимая самообман за истину, вы воспринимаете это сфабрикованное прошлое как реальное. Иногда искаженная память о прошлом создает ощущение несчастья в настоящем. В таких случаях единственный способ получать удовлетворение сегодня – это заставить себя аккуратнее воспроизводить прошлое. Только в том случае, если вы будете вспоминать о своей истории самым беспристрастным образом и без предубеждений, уроки прошлого станут вашим ориентиром. Относитесь к тому, что вы выбираете из прошлого, осторожнее».

Предложите пациенту письменно изложить его понимание избирательности памяти.

Упражнение 2

Смутное воспоминание. Попросите пациента вспомнить какое-нибудь событие, но не в деталях, а как общее впечатление. Пусть он запишет свои воспоминания на бумагу или аудиокассету.

Релаксация. Затем предложите ему глубоко расслабиться (можно обучить его систематическому расслаблению, либо включить запись со звуками природы, успокаивающей музыкой).

Детальное припоминание. Пусть он представит, что путешествует назад в прошлое и возвращается к ранним воспоминаниям. Выберите определенную сцену. Напомните пациенту, чтобы он подключил все ощущения для ее воспроизведения: зрение – что он видит: краски, освещение, предметы, движения, перспектива. Слух – может ли он слышать разговоры? Воспринимает ли фоновые звуки, музыку, разговор в соседней комнате, гул машин на улице? Обоняние – какие замечает запахи? Кинестетика – двигается он, стоит или лежит? Эмоции – чувствует он себя счастливым, грустным, испуганным, сердитым? Насколько сильны эмоции, каково их сочетание? Пройдите по всем ступеням, не перепрыгивая и не обобщая. Используйте как можно больше деталей. Память можно стимулировать просматриванием фотографий, дневников и писем. Напомните пациенту о событиях, также происходивших в это время. Используйте любые подсказки, которые могут помочь вспомнить прошлое.

Запись. Кратко запишите то, о чем вспомнил пациент.

Сравните первое (смутное) воспоминание с последним (детальным). Что не удалось вспомнить? О чем пациент забыл?

Техника «Исследование атрибуции»

Следующая важная когниция – это атрибуция. Это то, что пациенты делают с мысленной картой окружающего мира, когда приписывают причины и следствия тому или иному фактору. Атрибуции человек создает сам. Они могут быть абсолютно неверными, не иметь никакого отношения к подлинной причине, но пациент все равно выбирает именно их.

Предложите пациенту выбрать одну из самых проблемных для него ситуаций (АС).

Что, по его мнению, вызвало эту проблему?

Помогите ему составить список всех других возможных причин, какие он может себе представить. Продолжайте до тех пор, пока не получится обширный список. Вместе найдите объективные доказательства «за» и «против» каждого пункта. Отберите причину с наибольшим числом доказательств «за» и наименьшим – «против».

Техника «Исследование оценки»

Интенсивность любой эмоции не в последнюю очередь зависит от ее восприятия. Некоторые люди преувеличивают любую эмоцию. Негативная оценка эмоций порождает чрезвычайно низкую терпимость к фрустрации. Если человек говорит себе, что не может чего-либо вынести, это убеждение мешает ему справиться с чувствами.

Помогите пациенту составить список из десяти событий прошлого, которые сильно его расстроили. Отметьте степень расстройства на шкале от 1 до 7. (На данной шкале расстройство оценено в 6 баллов.)

Затем пусть пациент оценит реальный урон, который он понес вследствие этого события. (На данной шкале урон оценен в 2 балла.)

Разница в баллах показывает, насколько пациент преувеличивает значимость события (+ 4).

Напомните пациенту, чтобы в следующий раз, когда он будет расстраиваться, он вспомнил, насколько он преувеличивает событие, и попробовал снизить степень своего огорчения до реалистичного уровня.

Техника «Исследование самоинструктирования»

Человек постоянно ведет внутренний диалог с самим собой, как если бы у него в голове находился советчик. Это непрерывные разговоры, советы, оценки, обсуждение новых стратегий и принципов. В терапевтической работе необходимо открыть доступ к этому текущему диалогу.

Скажите пациенту, чтобы он, когда не занят чем-то особенным, постарался обратить внимание на свой непроизвольный внутренний диалог, который и является самоинструктированием. Пусть он записывает, о чем думает. Если ему необходима помощь, вы можете записать это вместе на одном из сеансов. Скажите пациенту, что об этих мыслях не стоит говорить привычным образом. Пусть не пытается построить законченное предложение, выбросить неуместные или отвлекающие мысли, пусть не подвергает их редактированию или личной цензуре. Пусть он каждый раз, как появляется какая-нибудь автоматическая мысль, дословно ее записывает. Вы должны начать исследование после появления нескольких первых записей.

Затем попросите пациента отложить свои записи и возобновить их через несколько дней. Помогите ему соотнести его последние записи с предыдущими.

Продолжайте анализировать спонтанные мысли пациента и выбирать из них те, которые относятся к самоинструктированию. Они отражают его внутренние диалоги.

Техника «Исследование скрытого убеждения»

Между эмоцией и поведением стоит скрытое убеждение. Оно скрытое потому, что большинство людей не знают о его существовании. Это одна из форм B, которая появляется после того, как человек пережил эмоцию, но на мгновение раньше, чем он совершает какое-либо действие. Многие люди отрицают существование такой когниции. Они убеждены, что между чувством и действием нет промежутка и что, как только возникает эмоция, она мгновенно заставляет их вести себя определенным образом.

Попросите пациента сосредоточиться на том моменте, когда он в последний раз вел себя импульсивно. Тут нас будет интересовать именно поведение, а не мысль или эмоция. Выберите ситуацию, когда он хлопнул дверью, кого-то проклинал или убегал от опасности.

Помогите пациенту припомнить те скоротечные мысли и ключевые мысли, благодаря которым он действовал именно так. Вот несколько возможных мыслей, которые тут можно обнаружить:

«Я должен выразить свои чувства».

«Я не могу их контролировать».

«Это правильный образ действий».

«Так я смогу избежать наказания».

«Я не виноват, что-то вынудило меня сделать это».

«Я должен сделать это».

«Я обязан так поступить».

«Я не могу избежать этого».

«Я желаю это сделать».

Сосредоточьтесь на одной из мыслей пациента и измените ее, чтобы убедиться, что вы нашли нужную. Пусть пациент представит себе, что думает противоположным образом. Пусть он вообразит себе эту сцену так живо, насколько это возможно. Спросите его: если бы вы думали по-другому, вы бы все равно так себя повели? Если он ответит, что не повел бы себя подобным образом, значит, вы нашли его скрытое убеждение.

Техника «Объяснение проблем»

После того как произошло некое событие и человек сопоставил его с содержимым своей памяти, нашел причину (атрибуция), назвал переживаемое чувство, оценил его, прислушался к внутреннему советчику и выполнил действие, он должен прийти к какому-то заключению. Он придает событию значение и смысл, суммируя опыт, объясняя себе, почему это случилось, и планируя соответствующие действия в будущем. Существуют три измерения для стилей объяснения: интернальный-экстернальный, стабильный-нестабильный, глобальный-специфический (Seligman, 1975). Так, например, люди, объясняющие негативные происшествия при помощи интернальных, стабильных и глобальных когниций, в большей мере склонны к депрессии.

Пусть ваш пациент составит список своих центральных проблем. Например: «У меня неприятности во взаимоотношениях».

Помогите ему решить, какие проблемы тут долговременные и неизменные. Например: «Я всегда буду портить отношения» – или: «Я испытываю трудности прямо сейчас».

Сколько пространства занимают глобальные проблемы по сравнению с частными? Например: «У меня ни с кем не может быть хороших взаимоотношений» – или: «У меня неприятности в отношениях с Олегом».

Уверен ли пациент в том, что сам породил эти проблемы, или же думает, что их создали некие внешние силы? Например: «Что-то не так во мне, если у меня проблемы в общении» – или: «Мне не везет со взаимоотношениями».

Помогите пациенту найти альтернативные объяснения. Скажем, если он относит свои проблемы к внутренним и постоянным, превратите их во внешние и временные. Или наоборот. Заметьте, как изменятся ощущения пациента, какие эмоции у него возникнут.

Метод 3. «Группы убеждений»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.012 с.)