Пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при нервной анорексии и булимии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при нервной анорексии и булимии



Ступень 1: наблюдение/дистанцирование

Какие симптомы и жалобы предшествовали заболеванию? Где и как пациент лечился до настоящего времени? Какие разъяснения давались ему в отношении заболевания?

Позитивная интерпретация, первое появление симптомов, факторы, способствовавшие началу заболевания, транскультурные аспекты, пословицы.

Ступень 2: инвентаризация

События жизни, актуальный конфликт. Какие события произошли с пациентом в последние 5-10 лет? Как пациент их перерабатывал? Пациент должен вспомнить как минимум 10 событий.

Четыре формы переработки конфликтов. Какое влияние оказали эти события на общее чувство благополучия, профессию, партнерские отношения, семью и другие межличностные отношения, а также на перспективы на будущее? Какие формы переработки конфликтов преобладают?

Микротравмы. Какие факторы оказывают микротравмирующее действие?

Модели для подражания («путешествие в прошлое» – базовый конфликт). Как было принято решение реагировать на конфликты и события именно таким способом? Какие концепции и симптомы существовали в семье в нескольких поколениях (становление концепций, детство, жизненная философия)?

Ступень 3: ситуативное ободрение

Какое позитивное влияние оказывают события и жизненные концепции на пациентку и ее семью? Терапевт обращает внимание на позитивные (относительно свободные от конфликта) сферы жизни пациента и его семьи и поощряет их развитие.

Способность идентифицироваться с другими и чувствовать их переживания формируется на основе восприятия нашего органического единства с обществом. Безусловно, один из аспектов болезни – стремление пациентки к этому чувству общности, однако они не могут его достичь в полноте или в желаемой форме. Следует заметить, что развод родителей, разлука с партнером и чуткость к вопросам несправедливости в жизни семьи и в мире играют важную роль в патогенезе анорексии, и эти вопросы обсуждают в процессе терапии.

Ступень 4: вербализация

Какие еще проблемы следует решить? Какие три проблемы пациент хотел бы затронуть в ближайшие 3–5 недель? Проблемы и неразвитые стороны жизни конкретизируются и вербализуются, обсуждаются также правила коммуникации в семье.

Актуальная способность: справедливость. Справедливость – это поиск баланса интересов в отношении себя и других. Несправедливым кажется отношение, продиктованное личными предпочтениями и антипатиями или частными интересами. Общественный аспект этой актуальной способности – социальная справедливость.

Каждый человек обладает чувством справедливости. Способ обращения окружающих с ребенком, их справедливость в отношениях с ним, с его братьями и сестрами и друг с другом отражается в личном отношении ребенка к справедливости. Справедливость без любви видит только достижения и сравнивает; любовь без справедливости теряет контакт с реальностью. Следует научиться соединять справедливость и любовь.

Терапевт задает ряд вопросов на эту тему: «Кто из вас больше ценит справедливость, в каких ситуациях и по отношению к кому? Считаете ли вы своего партнера справедливым (по отношению к детям, братьям и сестрам, другим людям, вам лично)? Как вы реагируете на несправедливое отношение (на работе, в семье)? Были ли у вас проблемы на почве несправедливости (когда кого-то предпочитали вам)? Кто из ваших родителей больше обращал свое внимание или внимание ваших братьев и сестер на справедливость?»

Ступень 5: расширение целей Каковы цели пациента и его семьи на ближайшие 3–5 лет (месяцев, недель, дней)? Что бы он стал делать в отношении здоровья, профессии, семьи и общества, если бы у него не стало больше проблем?

Опросник к анорексии и булимии

1. Бывают ли у вас такие состояния, как будто в желудке появилась «ненасытность» или вам «перебили аппетит»? Бывает что-то противно «до тошноты», что вы чем-то «сыты по горло»? Приходят ли вам на память еще какие-нибудь пословицы или крылатые выражения, связанные с подобными состояниями?

2. От кого вы впервые узнали о своем заболевании?

3. Знаете ли вы, что длительное соблюдение «диеты» может стать причиной избыточной массы тела в последующем, так как при возвращении к обычному режиму питания жировые клетки не только заполняются, но и начинают размножаться?

4. Регулярно ли вы принимаете предписанные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие тут возможны побочные эффекты?

5. Знаете ли вы, как относятся к еде люди других культурных традиций?

6. Какое место занимают в вашей жизни школа, профессия, достижения?

7. Обсуждаются ли в вашем кругу другие темы, помимо профессиональных проблем?

8. Важно ли для вас, «что подумают люди»?

9. Цените ли вы в профессиональной деятельности аккуратность, опрятность, достижения, послушание, бережливость, обязательность?

10. Правда ли, что признание – это награда лишь за добродетельное поведение и достижения?

11. Портится ли у вас аппетит, когда вы находитесь в кругу семьи? Положительно ли относится ваша семья к вкусной трапезе, к нежности? Или это «аскетическая» семья?

12. Важно ли для вас, как выглядит ваш партнер? Каким вы представляете себе партнера? Какими качествами он должен обладать, чтобы быть вам приятным?

13. Интересует ли вас проблема голода в мире?

14. Что бы вы стали делать, если бы вдруг нас всех постиг голод?

15. Каковы ваши духовные и культурные потребности? Можете ли вы представить себе интеграцию духовных и материальных потребностей в повседневной жизни?

16. Задумываетесь ли вы о глобальном будущем человечества (война и мир, экологический кризис и т. д.)?

17. В чем для вас смысл жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл лишнего веса и смерти, жизни после смерти)?

18. Удается ли вам видеть, что ваши страдания дают вам шанс познать неведомые до сих пор сферы?

...

Притча: «Лечение бреда»

Когда король Амирнуэ Самани умер, ученые воспользовались возможностью плести сети интриг вокруг ненавистного им Авиценны. Тогда Авиценне не оставалось ничего другого, как покинуть город Горган и направиться в Рей, принадлежавший династии Аиламина. Рей был под властью короля Мадцдельдовля. Повелитель страдал меланхолией и анорексией. Авиценна решил помочь ему одним весьма своеобразным способом. Древнеперсидский поэт описывает это лечение так:

Господин считал, будто он – корова, полностью позабыв, что он человек. Поэтому он мычал и умолял: «Придите, убейте меня и съешьте мое мясо». Он ничего не ел и отсылал обратно все подаваемые ему блюда: «Почему вы не отведете меня на зеленый лужок, где я мог бы поесть, как настоящая корова?» Так как он ничего не ел, то от него остались уже лишь кожа да кости. Никакие методы лечения не помогали, и тогда решили спросить совета у Авиценны. Тот попросил сказать правителю, что к нему придет мясник, чтобы убить его, разделать его тушу и раздать мясо людям. Когда пациент услышал эту новость, он чрезвычайно обрадовался и с нетерпением стал ждать своей смерти. В условленный день Авиценна пришел к королю. Он размахивал огромным ножом и кричал страшным голосом: «Где эта корова? Я, наконец, зарежу ее!» Король протяжно замычал, чтобы мясник понял, где его жертва. Авиценна громко приказал: «Принесите сюда животное, свяжите его, чтобы я мог отрубить ему голову». Но прежде чем приступить к работе, он проверил, как это делает каждый мясник, бедра и живот приведенного на бойню животного на количество мяса и жира и громко закричал: «Нет, нет, эта корова еще не готова для бойни! Она такая тощая! Заберите ее и дайте ей поесть. Когда она наберет хороший вес, я приду и зарежу ее». В надежде поскорее быть зарезанным пациент стал есть все, что ему приносили. Он стал набирать вес, его состояние улучшалось, и под наблюдением Авиценны он полностью освободился от своего недуга.

Ожирение

Позитивная интерпретация: способность здесь и теперь доставить себе что-то приятное

Пословицы и народная мудрость: Лучше полный желудок, чем полный рот забот; ненасытная утроба (загребущие руки); проглотить обиду; обрасти заботами; еда и питье тело с душой связывают (ср.: живот крепче – на сердце легче); путь к сердцу мужчины ведет через желудок.

Концепции позитивной психотерапии и ожирение

При быстром похудении жировой слой не исчезает, снижение веса при этом происходит главным образом благодаря обезвоживанию. Склонность к ожирению часто бывает наследственной, но массу тела можно регулировать. Ожирение бывает следствием серьезного органического заболевания менее чем в 5 % случаев (синдром Кушинга, гиперинсулинизм, аденома гипофиза и др.), но и здесь степень ожирения поддается контролю. И хотя пациенты любят приписывать ожирение органическим причинам («железы не работают»), психические и психосоциальные факторы играют тут решающую роль. В дополнение к режиму диеты или курсу голодания следует задаться вопросом, что заставляет человека есть больше, нежели необходимо. Возможно, это связано с опытом раннего детства, когда еда является чем-то большим, чем просто питательные вещества (например, внимание матери, «усыпление» потребностей, уменьшение неудовольствия), а также с концепциями, которые человек усваивает в процессе воспитания: «Ты должен хорошо есть, чтобы стать большим и сильным», «Пусть лучше лопнет плохой живот, чем пропадет хорошая еда». Принцип «Человек есть то, что он ест» придает процессу принятия пищи особое значение. Общение, внимание, защищенность и надежность отражает принцип «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок». Пятиступенчатая позитивная психотерапия при помощи позитивного подхода и содержательного анализа (осознание пищевых концепций) создает основы для терапии. Ожирение тут понимается как положительное отношение к Я, как актуализация ощущений, прежде всего вкусовых и эстетических, как щедрость и широта натуры, как приверженность устоявшимся традициям питания («Хорошего человека должно быть много»).

Опросник к ожирению

1. Есть ли у вас впечатление, что вы часто «едите себя за что-то»? Думаете ли вы, что «путь к сердцу ведет через желудок»? Собираете ли вы «забот полный рот»? Считаете ли, что «все полезно, что в рот полезло»? Приходят ли вам на память другие пословицы и крылатые фразы по поводу лишнего веса?

2. Думаете ли вы, что каждый человек обладает своим собственным балансом, к которому он возвращается, несмотря на любые диеты? Знаете ли вы, что диета может стать причиной последующей избыточной полноты? Что проблемы с массой тела нельзя решить только диетами, не заботясь одновременно о других причинах?

3. Регулярно ли вы принимаете предписанные лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, чего от них ожидать и какие тут возможны побочные эффекты?

4. Есть ли у вас профессиональные проблемы, которые вы компенсируете едой? Каких актуальных способностей они касаются?

5. Что должен был бы делать партнер, чтобы вы похудели?

6. Скрепляет ли «еда душу и тело» для вас или вашего партнера?

7. Возникает ли во время еды «утихание» потребностей, уходит ли чувство неудовольствия, как это бывает у маленьких детей?

8. Едите ли вы на людях так же, как и другие, так как вам стыдно просить добавки или лакомого кусочка?

9. Что бы вы стали делать, если бы у нас наступил голод?

10. Надеетесь ли вы, что проблема голода в мире в обозримом будущем будет решена? Что вы можете сделать для этого?

11. Можете ли вы при помощи части денег, потраченных на еду, удовлетворить другие потребности или потребности других людей (например, образование, обустройство жилья, досуг, путешествия, прием гостей, пожертвования)?

...

Притча: «Разделение обязанностей»

Один торговец праздновал новоселье. Гостей потчевали щедро. На длинном столе стояли блюда с испускающим пар рисом, кабачками и баклажанами, ароматными супами, где плавали нежные белые куриные грудки. Были выставлены виноград, арбузы, огурцы и апельсины. Графины с различными соками должны были утолять жажду гостей. Все наслаждались этими великолепными яствами. Прежде всего мулла. Он набивал рот до отказа, а чтобы пища лучше влезала в утробу, запивал ее соком. Он запихивал себе за обе щеки так много еды, что его лицо в конце концов приобрело форму арбуза. «О мулла, – обратился тут к нему один из гостей, – разве ты хочешь лишить себя жизни, что так много и быстро ешь?» С полным ртом, и при этом еще откусывая кусок от сочного ломтика арбуза, мулла возразил: «Что сказал нам пророк? Он сказал: „Ешьте и пейте!“ Я делаю только то, что велел пророк». "Но Бог и его пророки говорили также: «Знай меру!» – отвечал ему гость. На это мулла возразил, пожав плечами: «Я ведь не единственный правоверный, вы все тоже правоверные! Одну часть завета: „ешьте и пейте!“ выполняю я, другую – „знайте меру!“ должны соблюдать вы». Так сказал мулла и положил себе в рот еще горсть виноградин.


3.8. Гештальт-терапия

Гештальт-терапия (нем. Gestalt – образ, форма, структура) традиционно рассматривается как один из эффективных методов терапии работы с широким спектром внутренних и межличностных конфликтов. Благодаря целостному взгляду на человека, где его психологическое, биологическое и социальное существование рассматривается как единство, парадигма гештальт-терапии плодотворно применяется для понимания и терапии психосоматических расстройств, в том числе коррекции пищевого поведения и избыточного веса.

Целью терапевтической работы является устранение препятствий к развитию человека и стимуляция его роста, реализация его возможностей и устремлений за счет создания внутреннего источника опоры и оптимизации процессов саморегуляции.

Основным теоретическим принципом гештальт-терапии является убеждение, что способность человека к саморегуляции уникальна и для нее не существует адекватной замены. Поэтому особое внимание тут уделяется развитию способности пациента принимать решения и делать выбор. Внимание и активность терапевта направлены на расширение и обогащение сознания пациента и развитие способности ощущать контакт с окружающим и внутренним миром. Особое внимание тут уделяют осознанию различных установок, паттернов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом, а также раскрытию их значения и функций в настоящее время.

К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость. В основе любых нарушений лежит ограничение способности к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организма. В гештальт-терапии выделяют пять наиболее часто встречающихся форм нарушения взаимодействия между индивидом и его окружением, при которых энергия, необходимая для удовлетворения потребностей и для развития, рассеивается или получает неверное направление, это интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия и слияние. Данные виды нарушений часто называются сопротивлениями или защитными механизмами.

Сопротивление относится к тем силам в психике пациента, которые противодействуют терапевтической работе, неизбежно связанной с неприятными переживаниями. Клиент, обратившийся за помощью к терапевту, обычно выражает свое стремление решать проблемы и на рациональном уровне готов к сотрудничеству. Однако любой клиент, независимо от того, насколько сильна и реалистична его мотивация, проявляет амбивалентность в своем желании измениться. Любой человек, даже стремящийся к росту и развитию личности, не склонен встречаться с болезненными аффектами, неприятными воспоминаниями и конфликтующими импульсами. В терапии всегда необходимо определенное мужество, чтобы лицом к лицу столкнуться со своим несовершенством и эмоциональным дискомфортом, болезненными воспоминаниями и чувствами.

Гештальт-подход расценивает сопротивление не как кожуру, под которой скрыто истинное Я, не как дурную привычку, но как само Я. Сопротивление – это и есть Я, причем жизнеспособное. Для гештальт-терапевта борьба с сопротивлением означает борьбу с целостным Я. Выражающее себя через сопротивление Я обычно не полностью осознано и не полностью принято клиентом, поэтому оно действует автоматически и непоследовательно. Другими словами, сопротивление не является предметом осознанного выбора и не позволяет человеку творчески адаптироваться к условиям окружающей среды.

Таким образом, в гештальт-терапии сопротивление осознается и выражается в его полноте от имени Я клиента – происходит отождествление с сопротивлением, а его принимают как выражение Я. Поэтому сопротивление рассматривают как важную функцию целостного организма.

К основным техникам гештальт-терапии относятся следующие:

• расширение осознания;

• интеграция противоположностей (конфликтующих частей личности);

• усиление внимания к чувствам;

• работа с мечтами (фантазией);

• принятие ответственности;

• преодоление сопротивления (работа с интроекцией, проекцией, ретрофлексией и слиянием).

Для работы с психосоматическими расстройствами наиболее значимы следующие принципы гештальт-подхода (Гронский, 2001):

1. Принцип целостности – человек представляет собой целостный организм в единстве его биологических, психологических, социальных и духовных аспектов (является единым гештальтом), и, что не менее важно, он представляет единый гештальт с окружающей средой (поле организм/среда).

2. Принцип равновесия – здоровый организм способен поддерживать гомеостатическое равновесие со своей средой, то есть способен, используя окружающую среду, удовлетворять свои значимые потребности.

3. Принцип творческого приспособления – здоровый организм приспосабливается к изменяющимся условиям среды, находя возможности для удовлетворения своих нужд (Перлз, 1996; Робин, 1998).

Согласно теории гештальт-терапии, симптомы возникают тогда, когда человек находится в поле, где фрустрируются его значимые потребности, такие как материальное благополучие, социальный статус, физическая безопасность, удовлетворяющие межличностные отношения и т. д. Гомеостатическое равновесие нарушено, причем на данный момент человек неспособен удовлетворить потребности и восстановить нарушенный баланс. В связи с этим первоочередной задачей психологической помощи становится создание поля, в котором хотя бы частично могут получить удовлетворение некоторые потребности пациента: потребность в безопасности, внимании, уважении и др.

Другая часть коррекционной работы – это осуществление собственно психотерапевтического процесса. Гештальт-терапия является одним из типов личностно-ориентированной психотерапии. В связи с этим она эффективнее при работе с пациентами, для которых очевидна связь между их психологическими переживаниями и проявлениями соматического заболевания.

В условиях ограниченного времени работы принципиально важно сфокусироваться на наиболее актуальных проблемах пациента. Это может быть реакция на травмирующее событие (развод, смерть близких, изменение финансового или социального статуса и т. п.), приведшая к декомпенсации, или устойчивый паттерн дезадаптации, порождающий состояние хронического дистресса. Главными целями индивидуальной психотерапии являются исследование наиболее значимых фрустрированных потребностей, которые привели к психическим и психосоматическим нарушениям, и поиск альтернативных вариантов поведения, которые позволят удовлетворить эти потребности. Возможна также работа над отказом от потребности, которую удовлетворить невозможно (например, стремление вернуть супруга), и сопутствующими чувствами. Так достигается «завершение гештальта» и возникают условия для осознания жизненных возможностей, которые остаются доступными. Наиболее явные клинические улучшения при такой работе происходят у пациентов с нарушениями адаптации (Гронский, 2001).

В гештальт-терапии существует и своя стратегия работы с соматическими и психосоматическими заболеваниями. Эта работа включает четыре этапа:

1. Генерализация проекции. Скажем, пациенту предлагается побыть своим лишним весом и поговорить от его имени. Можно расспросить пациента о характере лишнего веса, попросить его описать.

2. Проявление активной нереализованной потребности, стоящей за симптомом, осознание этой потребности. Тут акцентируется позитивный аспект лишнего веса («Что ты можешь дать мне ценного и необходимого, без чего я не могу обойтись?»).

3. Выражение заблокированного чувства, осознанной потребности по отношению к окружению.

4. Интеграция полученного опыта, включение его в систему целостной личности.

При работе с пациентом следует проанализировать функциональное значение лишнего веса, степень его жизненной важности, то есть выяснить, что для него значит лишний вес, в чем заключается личностный смысл избыточного веса для окружения, семьи, какое экзистенциальное послание может скрываться за этим симптомом и какими альтернативными путями его можно передать окружающим.

На социально-психологическом уровне исследуется функционирование симптома в системе межличностных взаимодействий и контактов с макросистемами. В межличностном плане исследуется регулятивная роль симптома в отношениях пациента с окружением и терапевтом. Вслед за психоанализом гештальт-терапия уделяет значительное внимание тем явлениям, которые являются общими для контекста «там-и-тогда» (жизненные отношения) и контекста «здесь-и-теперь» (отношения терапевт-пациент). Важную дополнительную информацию дает понимание социальных и правовых последствий лишнего веса и социокультурного смысла симптома.

Гештальт-терапия воспринимает тело как Я, то есть телесные процессы рассматриваются в контексте целостной личности, а не как изолированные феномены. Если же посмотреть на личность с точки зрения целостности, то любой процесс (симптом, конфликт или жизненная тема) является частью целого, которое включает в себя и соматические или физиологические аспекты. При этом любой соматический симптом – это не только физические ощущения и проявления, но и эмоциональная проблема, а также застывшая форма поведения (Булюбаш, 2004).

Целью холистического гештальт-подхода является обретение целостности. Этому нельзя научить, целостность можно только обрести в процессе терапевтической работы. Для того чтобы это стало возможным, необходимы некоторые условия (Кепнер, 1996):

1. Достаточная степень осознания тела и телесных ощущений. Телесные ощущения являются существенными данными о себе, которые создают целостность.

2. Достаточная степень осознания взаимосвязи между Я и актуальными проблемами жизни («это не случается со мной, я имею к этому отношение»).

3. Представление о взаимосвязи между телесными процессами и психическими явлениями. Часто изначально такого представления у клиента вовсе нет или он просто принимает его на веру (от психотерапевта). Однако когда осознание тела и собственного психологического функционирования увеличивается, появляется и ощущение этой связи, а существовавший прежде интроект (чужое мнение) становится личным убеждением, основанным на опыте.

Индивидуальная телесная структура – это результат адаптации человеческого организма к условиям жизни, и ее рассмотрение в этом контексте важно для терапевтической работы. Каждый человек имеет свою неповторимую семейную историю, историю вынужденных контактов с людьми, несимпатичными или опасными, уникальный жизненный опыт и чувство себя. Во многом история формирует устойчивые паттерны, причем не только паттерны мышления и аффектов, но и то, как мы физически реагируем, двигаемся и дышим. В основе телесной структуры обычно лежат незавершенные ситуации или «первичный сценарий» – комплекс ситуаций, относящихся к семейной истории до и после рождения ребенка (Rand, Fewster, 1995). Эти телесные паттерны, продукт детского опыта, проявляются «здесь и сейчас» в ходе терапевтической сессии. Переживания, первоначально возникшие в контакте с матерью, становятся интроектами и проецируются на тело, формируя паттерн обращения со своими телесными проявлениями (Хломов, 2000). Осознание незавершенной ситуации или первичного сценария как «устарелого» ответа на новую ситуацию дает возможность найти альтернативный ответ, удовлетворяющий актуальную потребность клиента.

Защитной реакцией ребенка на травму отвержения или вторжения является нарушение осознания своего тела («расщепление ума и тела»). Эта травма препятствует установлению здоровых границ, вместо которых конструируются защиты, создается дистанция от внешней угрозы и собственных неприятных чувств. Хронически повторяющаяся первичная травма застывает в теле в виде его структуры. Чувствительность, ответственность и адаптивность сменяют повторяющиеся стереотипные позиции и поведенческие шаблоны.

Осознание тела и своих границ позволяет человеку полностью присутствовать при встрече с другими, быть максимально чувствительным и отзывчивым. Свободно расширяя и сужая свое энергетическое поле, люди с четкими границами могут определять степень, в которой они будут участвовать в данной ситуации, не убегая от нее. Люди с ясным чувством своих собственных границ в состоянии отстаивать свое физическое пространство, свою идентичность и принимать собственные чувства, быть спонтанными, говорить четкое «да» и «нет», а также принимать решения по поводу своих потребностей, оставаясь отзывчивыми к потребностям других людей.

Можно рассматривать структуру тела как «замороженный диалог» между конфликтующими сторонами Я. Этот диалог был остановлен потому, что одна из сторон конфликта взяла верх и был достигнут некоторый баланс между силой и слабостью. Подобным образом то, что поначалу представляло собой активную, живую борьбу между человеком и окружающей средой, при ретрофлексии превращается в борьбу между частями Я с господством одной из них.

Обычно у зависимых людей, в том числе и у пищевых аддиктов, наблюдается проблема расщепления на противоположности. Можно утверждать, что такой «раскол» – это основная составляющая нежелательной привычки. Одна сторона навязчиво чем-то злоупотребляет, другая терзается из-за проблемы, и обе взаимодействуют между собой не лучшим образом. В случае переедания это вполне очевидно. Женщина, которая попеременно то ест до рвоты, то голодает, действует в двух разных режимах. Одна сторона необузданна и стремится к удовольствиям, невзирая на последствия. Другая сторона отказывает себе в наслаждении и старается все делать правильно.

Такие резкие противоречия почти всегда связаны с тяжелыми травматическими происшествиями. Это обычно детские травмы, по меньшей мере – воображаемые. Скажем, маленькую девочку часто ругали и наказывали, внушая ей, что она должна хорошо себя вести и правильно кушать. Когда она не чувствует себя вправе получать наслаждение, неосознанная часть ее личности отщепляется, и теперь эта часть получает все удовольствие, но бесконтрольно, так как она не принимает ответственности за это.

При терапевтической работе проблема заключается в том, что зависимая часть личности может как бы не присутствовать на сеансе. Именно «трезвая» часть решает, что ей нужна терапия, и терапевт, скорее всего, разговаривает с ней. Переедающей части нет, пока человек не начинает объедаться. А когда активна переедающая часть, она не думает об интересах «трезвой» части. Эту проблему можно решить только тогда, когда терапевт создаст условия для встречи двух этих полярностей.

Кроме противоположностей, есть еще один феномен, крайне важный для понимания и терапии нежелательных привычек – положительная цель. Мотивом привычного поведения людей в основном является какое-то положительное намерение или выгода. Это относится к подсознанию даже больше, чем к сознанию. Не бывает просто «плохих» привычек. И чтобы справиться с перееданием, следует выяснить, какие выгоды оно дает, и затем найти альтернативные способы добиваться тех же целей. Тогда задача терапии будет заключаться не в том, чтобы избавиться от переедания, а скорее в том, чтобы развивать какие-то дополнительные возможности.

Более подробно с теорией гештальт-терапии можно ознакомиться в следующих работах: Александров, 2000; Таланов, Малкина-Пых, 2002; Перлз, 1996, 2000; Перлз и др., 2001; Наранхо, 1995; Польстер, Польстер, 1999.

Приводимые ниже техники написаны в виде инструкций, которые психотерапевт дает пациенту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.042 с.)