Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн



Ниже представлено измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн с добавлением двух ее модификаций, одной – для измерения оценки красоты своего тела, а другая – для измерения оценки своей полноты.

Испытуемым предлагают 3 бланка. Первый бланк содержит 12 строк – шкал (по 10 делений в каждой), полюса которых обозначают противоположные характеристики (умная – глупая, здоровая – больная, спокойная – тревожная, счастливая – несчастная, удачливая – неудачливая, общительная – замкнутая, уверенная в себе – неуверенная в себе, смелая – застенчивая, женственная – мужественная, привлекательная – непривлекательная, красивая – некрасивая).

Испытуемым дается следующая инструкция: «Оцените саму себя по каждой шкале, отмечая черточкой (-) соответствующее место на шкале». При обработке результатов один полюс шкалы принимают за 0, другой – за 10 баллов, в этом случае отметка, сделанная испытуемым на каждой шкале, представляла собой определенный балл. В итоге баллы по всем шкалам суммируются.

Второй бланк содержит 9 аналогичных шкал, полюса которых обозначают противоположные характеристики, относящиеся к телу или внешности (красивое лицо – некрасивое лицо, красивые щеки – некрасивые щеки, красивая фигура – некрасивая фигура и т. п. утверждения про бедра, талию, руки, плечи, грудь).

Дается аналогичная инструкция: «Оцените свою собственную внешность…». Подсчет баллов осуществляется так же, как и в первом случае; итоговый балл отражал оценку красоты собственного тела.

Третий бланк аналогичен 2-му, но содержит утверждения, относящиеся к полноте (худое лицо – полное лицо, худые щеки – полные щеки, худая фигура – полная фигура и т. п.). Инструкция и подсчет результатов аналогичны.

Проективная методика «Автопортрет»

Проективная методика «Автопортрет» позволяет выявить индивидуально-типологические особенности человека, его представления о себе, своей внешности и своей личности (Романова, Потемкина, 1991). Здесь предлагаются три интерпретации данного теста: Р. Бернса (США), Потемкиной и Романовой (1991) и по схеме Г. Рида, разработанной на основе типологии К. Юнга.

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материалы : карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см.

Инструкция : «Нарисуйте свой портрет».

Изучение разнообразных автопортретов в живописи позволяет выделить следующие их типы:

– лицо как центр картины, очень часто это графическое изображение;

– автопортрет в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;

– нескольких автопортретов одновременно, различающихся по возрасту, по различным этапам жизненного пути;

– автопортрет-метафора – получил распространение в последнее время как арена для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на изощренное воображение зрителя: например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей в воздухе на канате;

– сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, то есть в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т. д.;

– исключительная, но вполне реальная ситуация, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходившем в действительности;

– вымышленная, фантастическая ситуация, в которой автор никогда не участвовал.

Интерпретация I

Исследования тестовых автопортретов в разных культурных группах позволили выделить ряд важных критериев, на основании которых по рисунку можно судить о психологии человека.

1. Уровень стереотипизации в подаче «образа самого себя». Сопоставление рисунков из разных регионов России поражает наличием сходных черт в характере вырисовывания, стереотипностью представления наиболее значимых для определенного возраста и пола деталей автопортрета. Акцент в подавляющем большинстве случаев делается на фрагментах лица (глазах), игнорируются конечности (пальцы рук); фигуры статичные, тяжелые, позиции однообразны (изображены в анфас), туловище и конечности укорочены; в образе либо отсутствуют эмоциональные проявления и чувства, либо присутствует «наклеенная» улыбка.

2. Характер эстетической ориентации. Тело воспроизводится в грубой форме, без должного внимания. Для представителей женского пола характерна фиксация внимания на лице (глаза, губы) и одежде, для мужчин значимее все тело, мальчики ориентируются на демонстрацию силы. Редко можно увидеть проработанную пластику тела, динамичного, «летящего» человека; преобладают либо «солдатики» – руки по швам, ноги вместе, либо «полицейские» – руки спрятаны, ноги врозь.

3. Уровень осознания телесной конгруэнтности. Как правило, не выдержаны пропорции между головой и конечностями. Внимание к кистям наблюдается только у художественно одаренных испытуемых с хорошо развитой мелкой моторикой. У большинства – маленькие обрубленные пальцы либо их отсутствие, обрубленные стопы ног, прямая жесткая спина.

4. Уровень рефлексии. Изображение, как правило, носит безличный характер. Испытуемые в большей степени ориентируются на существующие нормы представления себя, а не на отображение своего внутреннего мира. Личностные мотивы подавляет желание лучше выглядеть в глазах зрителей. Поэтому фантазия проявляется скорее в прорабатывании деталей костюма, чем в попытке изобразить особенности своего типа характера.

Тест «Автопортрет» разработан Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который трактует элементы изображения следующим образом.

Голова . Большая голова обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Маленькая голова обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза . Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и чрезмерной чувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно говорят о поглощенности собой и о тенденции к интроверсии.

Уши и нос . Большие уши отражают чувствительность к критике. Акцентированный нос предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот . Выделенный рот указывает на примитивные оральные тенденции или трудности речи. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо низкую интенсивность общения.

Руки . Руки символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки указывают на жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вялые опущенные руки свидетельствуют о неэффективности. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость; длинные сильные руки – амбициозность и выраженную вовлеченность в события внешнего мира; очень короткие руки – отсутствие амбиций и чувство неадекватности.

Ноги . Длинные ноги отражают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Отсутствие ног на рисунке означает нестабильность и отсутствие основы. Так, дезертиры часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная)

Все изображения можно классифицировать следующим образом:

1. Эстетическое изображение – выполняется людьми, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно отличить испытуемых, обладающих «рукой художника». Рисунки этих людей отличаются легкостью, гибкостью линий, выразительностью черт, лаконичностью образа.

2. Схематичное изображение – в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общее представление о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение – выполненное с деталями, то есть прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся педантичностью, склонные к детализации, аналитичного когнитивного стиля.

4. Метафорическое изображение – человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, творческими способностями и, разумеется, чувством юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» – человек изображен в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. По-видимому, такого рода изображения принадлежат людям, обладающим способностью к сюжетному описанию, а также ориентированным на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет – где человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или его напоминает. По-видимому, такого рода изображение создают люди, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлектирующие над своим состоянием. Причем переживаемая ими эмоция нередко противоположна той, которая изображена на бумаге. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения – человек изображает себя в момент совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен людям с выразительными движениями, увлеченным спортом, танцами и т. п.

8. Автопортрет со спины – вместо лица изображен затылок; обычно это демонстрирует противоречивое отношение к инструкции, экспериментатору и т. д. либо нежелание рисовать лицо.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Дальнейшие способы обработки данных могут быть самыми различными – от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.

Интерпретация III

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Г. Рида, разработанной на основе типологии К. Юнга.

Типология Юнга опирается на представления об экстраверсии-интроверсии и о доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства.

Таким образом, Юнг выделяет 8 психологических типов:

1) экстравертированный мыслительный тип;

2) интровертированный мыслительный тип;

3) эктравертированный ощущающий тип;

4) интровертированный ощущающий тип;

5) экстравертированный чувствующий тип;

6) интровертированный чувствующий тип;

7) экстравертированный интуитивный тип;

8) интровертированный интуитивный тип.

Английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893–1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к весьма важному заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей также можно свести к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие с типологией личности К. Юнга.

В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразие форм художественного выражения детей. Он выделил восемь типов рисунков: эмфатический (импрессионистский), гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный – и описал их характерные признаки.

1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений.

2. Гаптический рисунок характеризует изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например: «болит ухо», «голова болит» и т. д.

3. Ритмический рисунок – в нем главное значение приобретает изображение движения: машина едет, человек бежит и т. д.

4. Структурный рисунок – тут главное передать структуру целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например площадь города.

5. Органический рисунок отличается тем, что художник отдает в нем предпочтение органически естественным формам, стремясь изобразить, например, деревья, человека, животных и т. д.

6. Перечисляющий рисунок – изображение различных объектов, которые трудно чем-либо объединить; это отдельные детали или предметы;

7. Декоративный рисунок обычно строится вокруг передачи цвета, это узоры, орнаменты, украшения и т. д.

8. Имажинарный рисунок обычно содержит какой-либо сюжет, заимствованный из книги, персонажа из сказки или из фантазии и т. д.

Схема классификации различных типов рисунков приведена ниже.

Как уже указывалось, Г. Рид нашел эмпирическое соответствие психологических типов (по Юнгу), отражающих особенности личности, формам художественного выражения, что отражено в следующей схеме:

Краткое описание типологии К. Юнга

1. Эктравертированный мыслительный тип – перечисляющий рисунок – изображение нескольких предметов, знаков, которые не связаны общим сюжетом, то есть простое перечисление. Это рассудочные люди, действующие исходя из обдуманных мотивов с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования. Мышление их позитивно, они находят новые факты или создают обобщающие концепции для объяснения разрозненных данных. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпирических данных «не прерывается» до конца, а объяснение сводится к некоей общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной формулы. Если она широка, то это реформатор, общественный обвинитель, очиститель нравов, проповедник нововведений; если узка, человек может стать брюзгой, мудрствующим самодовольным критиком, который и себя, и других хотел бы «втиснуть» в свою схему. Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней; функция чувств подавляется, что выражает формула «цель оправдывает средства». Насколько тут широк размах самопожертвования, настолько мелочны, консервативны бывают чувства.

2. Экстравертированный ощущающий тип – эмфатический рисунок – стремление к передаче атмосферы, к непосредственному выражению ощущений. У людей этого типа критерием ценности является сила ощущений. Наиболее сильно вытесняется интуиция. Чрезвычайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты. Это человек деятельный, лишенный склонности к рефлексии и властолюбивых намерений: от примитивного искателя наслаждений до рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может проявляться в фантазии ревности или состоянии страха, фобиях, навязчивых симптомах. Неврозы в этом случае труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо человеку данного типа часто необходимо давление аффектов.

3. Экстравертированный чувствующий тип – декоративный рисунок: орнамент, узоры, цветы и т. п. Тип, наиболее часто встречающийся среди женщин, руководимых чувством, которое согласовано с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: она любит подходящего мужчину, отвечающего ее разумным требованиям. То, чего они не чувствуют, они не могут и осмыслить: «Я не могу так думать, потому что этого не чувствую». Чувства утрачивают личный характер при ориентации на общепринятое.

4. Экстравертированный интуитивный тип – ритмический рисунок: изображение движущихся объектов. Мышление, ощущения, чувства людей этого типа вытесняет интуиция, с помощью которой человек стремится реализовать свои возможности. Интуиция – то вспомогательное средство, которое действует автоматически, когда ни одна из других функций неспособна найти выход из положения. Часто объекты представляются преувеличенно ценными, обычно тогда, когда они необходимы для разрешения ситуации, но, сослужив свою службу, они теряют ценность и отбрасываются как обременительный придаток. Данный тип обладает тонким чутьем к тому, что зарождается и имеет будущее. Пока существует какая-либо потенциальная возможность, он прикован к ней «силой рока». Он мало считается с мнением окружающих, их физическое состояние, как и его собственное, не является для него весомым фактором. Он обладает собственной моралью, расходящейся с общепринятой, и охотно берется за профессии, позволяющие развить его способности.

5. Интровертированный мыслительный тип – органический рисунок – изображение органических форм: растений, животных, человека. Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор. Он собирает данные только как средство доказательства, а не как нечто важное само по себе. Его ценности связаны с развитием глубинного символического образа, воспринимаемого внутренним взором. Человек данного типа хочет загнать все события в рамки своей идеи, претендующей на оригинальность. Обычно он полностью отвергает объект, так что присутствующий человек может чувствовать себя лишним, ненужным или помехой. Такой человек остается нормальным до тех пор, пока Я чувствует себя ниже уровня бессознательного, пока чувства раскрывают нечто более высокое и властное, нежели Я.

6. Интровертированный ощущающий тип – гаптический рисунок – изображение внутренних ощущений: «болит ухо», «болит голова» и т. п. Он преимущественно ориентируется на то, что происходит в данный момент, и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объективным раздражением. Извне нельзя предсказать, что произведет на него впечатление, а что нет. С легкостью он задает вопрос: для чего существуют люди, почему объекты имеют право на существование? Он отличается странностью и субъективностью поступков. На окружающих данный тип действует подавляюще, он сводит все к некоей «правильной» формуле субъективного норматива. Такие люди позволяют управлять собой, за что мстят сопротивлением и упрямством, в некоторых случаях они становятся жертвами агрессии и властолюбия других. При отсутствии художественных способностей самовыражения впечатления уходят вглубь, а при наличии этих способностей выражаются архаически банальными, повседневными фразами. Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая тут экстравертированный и архаический характер.

7. Интровертированный чувствующий тип – имажинарный рисунок – изображения персонажей, заимствованных из литературы, фантазии, отличающиеся оригинальностью самовыражения. Человек данного типа постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Он стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты в лучшем случае только лишь дают внутренний толчок. Он молчалив и труднодоступен, подобно мимозе, «свертывается» от грубости. Он обороняется с помощью отрицательных суждений, чувств или поразительного равнодушия. Его основополагающие идеи: Бог, свобода, бессмертие – имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, ему нужна необычайная поэтическая или художественная выразительность. Если же чувства искажены эгоцентризмом, человек более всего озабочен своим Я и становится несимпатичным. Интровертированному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в рабской зависимости от фактов. Случается, что люди этого типа испытывают буквально ощущение паралича от напористой эмоции. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцентризм, человек остается нормальным. При доминировании Я он начинает чувствовать, «что думают другие», подозревая их во всевозможных низостях, злых мыслях и интригах.

8. Интровертированный интуитивный тип – структурный рисунок – изображение целого, состоящее из частей, обычно это один изолированный предмет. Интуиция у данного типа направлена на внутренние субъективные образы. Он со вниманием относится к изменяющемуся объекту, с живейшим сочувствием наблюдая особенности его изменения. Обычно это тип мистика, мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника – с другой. Углубление интуиции часто влечет за собой удаление от осязаемой действительности, тогда человек становится загадкой для ближайшего окружения. Если это художник, то его искусство посвящено вещам, которые бывают одновременно и значительными, и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не художник, то часто бывает непризнанным гением, чем-то вроде мудрого безумца, фигурой для «психологических романов». На бессознательном уровне этот тип в качестве компенсации приобретает черты «ощущающего экстраверта». Отсюда – его чрезвычайная привязанность к чувственному впечатлению.

Кроме приведенных выше тестов при диагностике нарушений пищевого поведения можно использовать следующие методики:

1. Диагностика потребности в поисках ощущений М. Цукермана.

2. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).

3. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний.

4. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).

5. Методика «Ценностные ориентации» Рокича.

6. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко.

7. Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко.

8. Методика диагностики мотивации избегания неудач (тест Элерса).

9. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

10. Методика диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера.

11. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.

12. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

13. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко.

14. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификации В. В. Бойко).

15. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова.

16. Методика Додонова «Предпочитаемые переживания».

17. Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея в модификации для психосоматических пациентов.

18. Методика самооценки личности (Будасси).

19. Морфологический тест жизненных ценностей.

20. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана).

21. Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта.

22. Опросник для выявления депрессии Бека.

23. Опросник межличностных отношений (ОМО).

24. Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Роттера.

25. Опросник Шмишека.

26. Оценка уровня общительности (тест Ряховского).

27. Самоактуализационный тест (САТ).

28. Самооценка экстравертности, ригидности и тревожности.

29. Тест «Направленность личности» Б. Басса.

30. Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера).

31. Тест Кеттела (16PF – Form C).

32. Тест самооценки личности – опросник «Личностный дифференциал».

33. Тест Томаса – типы поведения в конфликте (адаптирован Гришиной).

34. «Уверенность в себе» (тест Райдаса).

35. Шкала депрессии Цунга.

36. Шкала мотивации одобрения.

37. Шкала потребности в достижении.

Данные тесты являются широкодоступными и приведены во многих пособиях по психодиагностике (например, Райгородский, 1998; Столяренко, 2000 и др.).

Компьютеризированные и сетевые версии многих психологических тестов также доступны в Интернете на сайтах:

http://azpsy.chat.ru/tests.html

http://psy.agava.ru/prog02.shtml

http://www.psyworld.agava.ru/nauka_psydiagnos.html

http://www.psyserver.narod.ru/metodik.htm

http://www1.list.ru/catalog/

http://www.private.peterlink.ru/philo/blamet.html

http://www.eniostyle.ru/test/

http://tarassov.port5.com/psychology/tests/

http://www.infamed.com/psy/

http://psy.synnegoria.com/cgi-bin/

http://bodyandsoul.h1.ru/test/

http://www.fortunecity.com/millenium/scooby/454/Psytests/Tests/


Глава 3 Психотерапия при нарушениях пищевого поведения и алиментарном ожирении

Психотерапия – это целенаправленная вербальная или невербальная коммуникация с пациентом для воздействия на его болезненное соматическое и психическое состояние. План психотерапии основан на теоретических представлениях о болезни, лечение включает в себя обучение и коррекцию (Бройтигам и др., 1999). Психотерапия есть метод коммуникации, позволяющий изменять соотношения во внутреннем мире символов человека (Кэхеле, 1995).


3.1. Общие вопросы психотерапии нарушений пищевого поведения и алиментарного ожирения

В психологии выделяют несколько основных источников, эмоционально обусловленных (то есть психосоматических) заболеваний (Радченко, 2001).

Первый источник – это внутренний конфликт, конфликт между частями личности, между сознательным и бессознательным в человеке, причем такая борьба приводит к разрушительной «победе» одной части над другой. Например, при переедании можно выделить две части личности, которые формируют разные модели поведения. Одна как бы говорит: «Я хочу себя утешить, умиротворить едой и забыть все эти неприятные переживания». Вторая часть «призывает»: «Немедленно прекрати есть, посмотри, на кого ты похожа, во что превратилось твое тело!» Обе эти части, как чаши весов, доминируют попеременно, конфликтуя между собой. Задача психотерапии в этом случае состоит в том, чтобы эти части примирить. Подавление одной из частей не поможет устранить лишний вес.

Эффективые техники работы с конфликтом противоположностей (частей личности) предлагает нейролингвистическое программирование (раздел 3.9 настоящей главы) и гештальт-терапия (раздел 3.8 настоящей главы).

Вторая причина – это мотивация , или вторичная выгода . Это очень значимая причина, потому что симптом нередко выгоден для пациента. При исследовании известных, но до сих пор недостаточно изученных феноменов взаимосвязи избыточного веса и образа жизни человека с точки зрения получения стабильных экзистенциальных, биологических, психологических и социальных выгод были обнаружены специфические мотивационные преимущества (МП) (термин введен В. А. Петровским), фиксирующие лишний вес. МП лишнего веса выступают как дополнительные средства эффективной адаптации к условиям существования, как средства для достижения значимых целей. При этом МП затрудняют терапию и способствуют стабилизации патологического процесса. Если игнорировать МП, лечение может приобрести скорее симптоматический, нежели патогенетический характер.

Существует несколько основных мотивов (вторичных выгод, МП) для поддержания психосоматической болезни. Любая болезнь:

1. позволяет уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы;

2. дает право на заботу, любовь, внимание окружающих;

3. устраняет необходимость соответствовать требованиям окружающих и самого себя.

Например, вторичная выгода ожирения состоит в том, что к людям с избыточным весом предъявляют меньше требований, а сами полные люди обвиняют во всех неудачах свою внешность. Избыточный вес защищает женщину от эксгибиционистских тенденций и мужского внимания, которое воспринимается как опасность и соблазн. Избыточный вес женщины может также выражать протест против общества, где доминируют мужчины, желающие видеть в женщинах стройных и пассивных сексуальных роботов. Тучные мужья избегают домашней работы и секса, прячась в свою полноту как в неприступную крепость.

Кроме того, избыточный вес:

– придает начальникам авторитетную, солидную внешность;

– служит оправданием жизненных неудач;

– защищает человека от нежелательных мыслей, чувств и эмоций;

– помогает забыть о себе и быть полезным для значимых людей;

– помогает казаться добрым и хорошим;

– помогает быть более напористым и агрессивным;

– помогает играть роль «жертвы» и вызывать сочувствие;

– помогает привлечь внимание окружающих;

– помогает реализовать потребность в любви и заботе;

– способствует более легкому взаимопониманию с друзьями;

– устраняет ревность со стороны близкого человека;

– является средством самонаказания;

– способствует снижению ответственности за себя и свою жизнь (Гаврилов и др., 2006).

Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод (мотивационных преимуществ) применительно к проблеме лишнего веса, необходимо решить две основные задачи:

1. определить потребности, которые удовлетворяются благодаря лишнему весу;

2. найти альтернативные (без участия лишнего веса) пути удовлетворения этих потребностей.

Эффективные техники психотерапевтической работы со вторичной выгодой лишнего веса приведены в разделах 3.4 и 3.6–3.9. настоящей главы.

Следующий источник психосоматических нарушений – идентификация, стремление стать похожим на кого-то, на идеал. Постоянно имитируя другого, человек как бы отстраняется от собственного тела. Живя все время в «ауре» другого, он в конце концов начинает от этого страдать. Особенно опасно бессознательное подражание родителям. Реализация родительского сценария, возможно, является одной из причин заболеваний, которые считают наследственными. Генетики могут возразить, что наследственные болезни передаются генами. Но они согласятся с тем, что гены многих заболеваний носят все люди, а болеют далеко не все. Возможно, родительский сценарий и является тем фоном, на котором начинает развиваться наследственная патология. К сожалению, сценарные нарушения плохо поддаются психологической коррекции, быть может, потому их и отнесли к группе наследственных заболеваний: дескать, что заложено в генах, медицина изменить не может.

Эффективные техники работы с родительскими сценариями разработаны в транзактном анализе (раздел 3.10. настоящей главы) и семейной психодраме (раздел 3.11. настоящей главы).

Иногда лишний вес сдерживает развитие другой, более грозной патологии. Понятие сдвига симптомов было введено в традиционной медицине и психологии после признания того факта, что симптомы, устраняемые с помощью терапии, внезапно возвращаются в другой форме. Можно было бы даже сказать так: симптомы «блуждают» от органа к органу, а пациент – от специалиста к специалисту.

Следующий возможный источник эмоционально обусловленных заболеваний – это эффект внушения . Известно, что если ребенку в детстве часто повторять: «дурочка, дурак, остолоп, жадина» и т. п., то очень часто дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее этому ярлыку, и оно автоматически переходит во взрослую жизнь, даже если потом перерабатывается с помощью рационализации.

Еще один источник – это так называемая «речь органов». Так, лишний вес может быть физическим воплощением фразы. Например, слова «проглотить обиду», «обрасти заботами», «живот крепче – на сердце легче», «хорошего человека должно быть много» могут превратиться в реальные симптомы.

Еще одним мотивом психосоматической болезни может стать самонаказание. Если человек совершает неблаговидный, по его мнению, поступок, иногда он бессознательно подвергает себя наказанию. Например, ребенку внушали, что нужно уважать родителей и делать только то, что они считают нужным. А когда он однажды решает поступать по-своему, то совершает неблаговидный поступок и испытывает чувство вины. А вина ищет наказания. Самонаказание – очень распространенная причина многих травм и соматических нарушений.

Еще одна значимая причина психосоматических расстройств – это болезненный, травматический опыт прошлого. Как правило, это психические травмы раннего детства.

Важной причиной психосоматических заболеваний может быть алекситимия (см. раздел 1.1.1. главы 1). Свойства алекситимической (психосоматической) личности служат серьезным препятствием при консультировании и психотерапии. Человек с алекситимией «эмоционально безграмотен», неспособен вербализовать свои переживания, ему недостает символического мышления. Больше всего психотерапевта фрустрирует нежелание такого клиента увидеть связь между его соматическими жалобами и конфликтами в эмоциональной сфере, хотя часто психологический контекст этих жалоб очевиден. Очень трудно работать психологическими методами с человеком, который понимает свои эмоциональные проблемы как соматические. Такой клиент много молчит, не проявляет никакого интереса к сотрудничеству, ориентирован на медикаментозное лечение, постоянно принуждает психотерапевта проявлять инициативу. Монотонный, эмоционально бесцветный стиль клиента вызывает у психотерапевта раздражение, потому что последний чувствует себя загнанным в угол. Попытка активно вовлечь клиента в эмоциональные отношения только увеличивает у того тревожность из-за неумения вербализовать чувства. Сопутствующая активизация физиологических реакций позволяет клиенту еще настойчивее жаловаться на соматическое недомогание.

Если у клиента выраженная алекситимия, при консультировании следует применять не конфронтацию, а техники поддержки. Клиента также следует учить артикулировать свои переживания. Для этого можно использовать эмоциональные слова и фантазии, анализировать различные эмоциональные ситуации, переводить умозаключения клиента на четкий язык эмоций. Хотя такая подготовка далеко не во всех случаях эффективна, в определенной степени она помогает осознать эмоциональные проблемы и их вербализовать.

Так как психологический фактор при нарушениях пищевого поведения и возникновении избыточного вес выступает как один из этиологических, в его коррекции важную роль должна играть психотерапия как один из компонентов лечебного и реабилитационного процесса (Пушкарев и др., 2000). Для работы с перечисленными причинами ожирения и нарушений пищевого поведения могут использоваться различные психотерапевтические техники, которые приведены в настоящей главе.

Коррекционные программы при терапии нарушений пищевого поведения и алиментарного ожирения в основном решают следующие задачи:

1. Коррекция нарушений пищевого поведения и неадекватного образа жизни.

2. Коррекция образа Я.

3. Достижение объективности самооценки.

4. Реабилитация Я в собственных глазах и обретение уверенности в себе.

5. Коррекция системы ценностей, потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями.

6. Коррекция отношения к другим, увеличение способности к эмпатии и пониманию переживаний других.

7. Приобретение навыков равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

При работе с психосоматическими пациентами используются все известные психотерапевтические подходы. Однако выбор конкретного метода и тактики терапии зависит от ряда факторов: от клинической картины болезни, особенностей личности пациента, установленных сроков терапии, опыта психотерапевта (владение определенными психотерапевтическими подходами).

Применяемые в психосоматической медицине методы психотерапии можно разбить на две группы: глубинно-психологические методы и методы, ориентированные на симптом и модификацию поведения. На практике они могут комбинироваться.

Глубинно-психологические методы ставят своей целью раскрытие психологического конфликта, который стоит за психосоматическими симптомами, перестройку личности в целом и ее отношений с окружающим миром. Важно иметь в виду, что устранение симптомов не является первичной целью глубинно-психологических методов терапии – симптомы ослабевают и исчезают по мере достижения перечисленных выше целей. Необходимым условием применения этого подхода является способность пациента к рефлексии и наличие достаточного количества времени для проведения курса психотерапии. Тут используются как индивидуальные, так и групповые формы терапии.

Кроме того, при психосоматических заболеваниях используют различные виды невербальной психотерапии: телесно-ориентированная терапия, танцевальная терапия, ритмо-двигательная терапия (см. главу 4).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.7.207 (0.033 с.)