Модуль 9. Создание образа новой жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 9. Создание образа новой жизни



Техники данного модуля направлены на следующие цели:

• переоценка жизни;

• создание «объемного» образа новой жизни.

Техника "Анализ и коррекция ситуации

на логических уровнях"

Во-первых, следует подготовить комплект листов с обозначением логических уровней. Эти листы раскладывают на полу в следующем порядке:

Окружение

Поведение

Способности

Намерения

Ценности

Убеждения

Идентичность

Миссия

Смысл

Теперь можно уже приступать к самой процедуре, в которой причудливым образом смешиваются ассоциированное состояние и диссоциация.

1. Предложите клиенту встать на лист «Окружение» и представить себе всех людей и все обстоятельства, которые будут окружать его в последующей жизни. А после того как он это сделает, попросите его оценить, какие люди и ситуации из окружения могут ему помешать сохранять здоровое пищевое поведение, как бы сбивая его с праведного пути.

2. Теперь пусть он сойдет с этого листа, встанет или сядет рядом с ним и честно ответит вам и себе на вопрос, готов ли он к встрече с этими людьми и обстоятельствами, то есть чувствует ли он в себе готовность противостоять всем помехам на пути к здоровью. Для того чтобы исследовать эту готовность, пусть он опять ассоциируется со своим окружением, снова встав на соответствующий лист.

3. Если обнаружится, что эта готовность клиента все-таки недостаточная, предложите ему (предварительно сойдя с листа) подобрать необходимый ресурс для каждого проблемного человека или обстоятельства, вспомнить любую ситуацию, в которой у него этот ресурс был, ассоциироваться с собой в той ситуации, а затем, сохраняя контакт с ресурсом, вновь встать на лист «Окружение» и посмотреть, что получится. Пусть продолжает делать это до тех пор, пока не почувствует готовность справиться с проблемами окружения. При необходимости можно использовать любые техники редактирования личности: «Взмах», «Генератор нового поведения», «Чудесный магазин» и т. п.

4. Закончив работу с уровнем окружения, последовательно проделайте ее для оставшихся уровней:

Поведение

Какие действия или поведенческие паттерны могут помешать вам изменить пищевое поведение? Создайте альтернативные варианты поведения и действий.

Способности

Какие качества могут стать вам помехой?

Трансформируйте эти качества в нечто позитивное.

Намерения

Какие желания и цели могут помешать вам изменить пищевое поведение?

Создайте альтернативные цели и желания.

Ценности

Какие ценности могут стать вам помехой?

Измените их место в иерархии в сторону понижения.

Убеждения

Какие убеждения могут помешать вам изменить пищевое поведение?

Замените их на экологичные.

Идентичность

Что в вас самих может стать тут помехой?

Переосмысление аспектов идентичности.

Миссия

Как ваша миссия – то, зачем вы пришли в этот мир, – может помешать изменить пищевое поведение?

Трансформируйте негативные аспекты осуществления или восприятия миссии.

Смысл

Как ваше отношение (и какое?) к миру и жизни может стать тут помехой?

Переосмысление неэкологичных смыслов.

Техника «Дизайн совершенства»

Она может выполняться как продолжение предыдущей техники.

1. Верните клиента к первому листу («Окружение») и попросите его с помощью диссоциации представить, кто или что из его окружения может помочь ему изменить пищевое поведение. После того как он отстраненно увидит этих людей и обстоятельства, попросите его встать на лист «Окружение» и представить себя в окружении этих людей и обстоятельств, то есть использовать ассоциацию.

2. Предложите клиенту встать рядом с листом «Поведение» и подумать о том, какие новые действия могли бы ему помочь сохранить новое пищевое поведение. То, что он выявит, можно ввести в его поведенческий репертуар с помощью, например, техник «Генератор нового поведения» и «Шоколад леди Годива» (последняя для работы с мотивацией). Такую работу клиент должен выполнять, сойдя с листа «Поведение», и только после того как новый поведенческий репертуар будет создан, он может просмотреть и прочувствовать все эти новые действия, стоя на листе и пользуясь ассоциацией.

3. Попросите клиента представить, какие качества личности могли бы дать ему возможность легко изменить пищевое поведение, и создайте их посредством, например, техники «Чудесный магазин» (опять-таки: начав с диссоциации, а уже потом, с этими новыми качествами, с помощью ассоциации на листе «Способности»).

4. Предложите клиенту найти намерения (цели и желания), которые помогут ему сохранить новое пищевое поведение, представить соответствующие образы и «картинки» и разместить их в будущем на линии времени. А потом, взяв с собой эти цели и желания, пусть он встанет на лист «Намерения».

5. Попросите клиента подумать, какие ценности могли бы ему помочь сохранять новое пищевое поведение, пусть он найдет репрезентации этих ценностей, а затем введет их в свою иерархию ценностей. Со всеми новыми ценностями пусть он встанет на лист «Ценности».

6. Предложите клиенту найти убеждения, которые помогут ему сохранять новое пищевое поведение, пусть он сформулирует их и введет в систему своих убеждений с помощью, например, первой части техники «Терапия эмоциональной травмы с помощью движений глаз». Захватив с собой новые качества, пусть он встанет на лист «Убеждения».

7. Попросите клиента представить те, пока неизвестные ему, аспекты его личности, которые помогли бы сохранять новое пищевое поведение, и создайте их с помощью, например, «Внеконтекстного взмаха» с распространением нового образа Я на прошлое, настоящее и будущее. Взяв с собой все эти новые образы Я, пусть он встанет на лист «Идентичность».

8. Предложите клиенту обдумать различные аспекты его миссии, связанные со здоровым пищевым поведением, после чего надо дать возможность бессознательному создать соответствующий образ, звук, ощущение. С новыми репрезентациями пусть он встанет на лист «Миссия».

9. И наконец, попросите клиента представить здоровое пищевое поведение как новый смысл и способ его бытия в мире. Затем пусть он предложит бессознательному создать символ, который бы выразил этот новый смысл. Захватив с собой полученный символ, пусть он встанет на лист «Смысл».

10. Теперь предложите клиенту сойти с последнего листа («Смысл») и, начав с него, собрать в единый пакет все другие листы, подкладывая их один под другой и как бы собирая воедино свои новые или дополнительные качества разных логических уровней.

Техника «Прохождение логических уровней»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

Этап 1 (подготовительный)

Приготовьте девять достаточно больших листов бумаги. Напишите на них названия логических уровней (крупными буквами) и разложите эти листы на полу – по порядку и так, чтобы с листа на лист вы могли переходить, сделав небольшой шаг.

Теперь подумайте о своей новой жизни как о мечте, которую ничто не ограничивает. Вспомните, как вы умели мечтать в детстве. Договоритесь с собой, что вы не будете мешать себе мечтать. И помечтайте о том, каким вы будете, когда станете совсем другим.

Этап 2 (основной)

Встаньте на лист «Окружение». И мечтайте о здоровой жизни, представляя себе обстоятельства и людей, которые будут вас окружать в вашей новой жизни.

Перейдите на лист «Поведение» и повернитесь спиной ко всем последующим логическим уровням (далее вы все время должны стоять именно так – дабы обозревать все уровни, которые уже прошли). Помечтайте о том, что вы будете делать в предстоящей новой жизни.

Перешагните на лист «Способности». И помечтайте о новых чудесных качествах здоровья – физических и психологических, – которые вы скоро обретете.

Перейдите на лист «Намерения». Подумайте о том, чего вы хотите в связи с этой новой жизнью. И возжелайте этого так, как вы умели желать в детстве (вспомните, как это было).

Перешагните на лист «Ценности». И помечтайте о том, что вам даст уже почти обретенная новая жизнь. О тех целях, которые в ней появятся. И о средствах, которые помогут достичь этих целей.

Перейдите на лист «Убеждения». Обдумайте, во что должен верить человек, живущий такой жизнью. И поразмышляйте о том, как здорово жить, имея такие экологичные представления.

Перешагните на лист «Идентичность». И помечтайте о себе как о совершенно новом человеке – целиком и полностью, физически и психически новом существе. После чего подумайте о том, о чем давно уже не думали: о вашей уникальности единственного, неповторимого и ни на кого не похожего человека.

Перейдите на лист «Миссия». И отстраненно подумайте о том, зачем такой уникальный человек, как вы, нужен этому миру – что именно вы должны сделать и понять. Ибо высший смысл любой жизни – это всегда познание и созидание.

Перешагните на лист «Смысл». И попробуйте ответить себе на очень непростой вопрос: а зачем этот мир нужен вам? Чем он для вас является в этой близкой к осуществлению мечте безо всяких ограничений, когда вы смотрите на свое будущее с высоты приобретенного опыта предшествующих логических уровней?

Развернитесь, стоя на листе «Смысл», на 180°. За вашей спиной лежат пройденные логические уровни, вам же теперь предстоит подумать о чем-то большем, чем ваша собственная жизнь. О том, во что вы, возможно, когда-то верили, но забыли – о чем-то добром и могущественном. Неважно, как вы это для себя назовете: Бог, Природа, Космос или просто высшее Я. И неважно, назовете ли вы это хоть каким-то именем. Важно просто вспомнить о том, что нечто Великое есть. И ощутить, увидеть или услышать присутствие Великого – как цвет, как вспышку света, как мурашки по коже или как странный звук, рождающийся извне или из глубины вашей души.

А теперь, сохраняя это ощущение, образ или звук, шагните на лист «Миссия». И далее, не торопясь, опять-таки спиной вперед, пройдите все логические уровни, как бы внося увиденное, услышанное или пережитое на уровне «Смысл» в каждый из них и одновременно заново отвечая на все те вопросы, на которые вы уже отвечали:

• Зачем я нужен миру?

• Кто я такой?

• Во что я верю?

• К чему я стремлюсь?

• Чего хочу?

• Какими способностями обладаю?

• Что делаю и как поступаю?

• Кто и что меня окружает?

Не удивляйтесь тому, что все может измениться и вы испытаете неведомые озарения, откровения и потрясения.

И наконец, сойдите с последнего (который был начальным) листа «Окружение», подойдите к листу «Смысл» и один за другим соберите все листы логических уровней, как бы укладывая их в голограмму вашей новой жизни.

Техника «Счастье в прошлом, настоящем и будущем»

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

"Вообразите себя счастливым – по-настоящему счастливым. Пусть это будет картинка, на которую вы глядите со стороны (диссоциация). Что вы видите? Не имеет значения, что конкретно вы делаете на данной картинке, поскольку вы точно знаете, что это подлинное счастливое состояние. Достаточно просто светиться счастьем.

Определите визуальные субмодальности и поэкспериментируйте, изменяя картинку так, чтобы сделать ее еще более выразительной, чтобы изображение буквально переполнялось счастьем. Например, если ваша картинка цветная, сделайте из нее черно-белую или наоборот. Что выглядит привлекательнее? Следующая субмодальность – это наличие или отсутствие рамки. Если эта картинка в рамке, уберите рамку, а если она не имеет границ, вставьте ее в рамку. Как при этом меняются ваши ощущения? Пройдите по всему списку субмодальностей и поэкспериментируйте с изменениями, а затем сохраните те из них, которые усиливают приятные ощущения от картинки.

Теперь прислушайтесь к любым звукам, которые звучат в этом воспоминании. Пройдитесь по списку аудиальных субмодальностей, чтобы поэкспериментировать с ними. Сможете ли вы усилить приятные ощущения, изменяя то, что вы слышите? Сохраните изменения, которые вам понравятся.

Теперь войдите в картинку. Вы можете сделать это, либо мысленно войдя в образ себя, либо поместив этот образ внутрь себя. Проверьте свои ощущения. Чувствуете ли вы подлинное счастье? Можно ли как-то улучшить это состояние? Если нужно, снова выйдите из образа и продолжайте экспериментировать с субмодальностями, пока не получите вполне удовлетворительный образ.

Когда вы почувствуете удовлетворение и найдете то, что для вас означают слова «быть счастливым» на уровне субъективного опыта, – вы превратите эти слова в реальность.

Составьте список субмодальностей вашего представления о подлинном счастье. Вы сможете использовать его в будущем всякий раз, когда захотите визуализировать счастье.

Теперь отделитесь от картинки и оставьте ее на линии вашей жизни. Для этого можно себе представить, что эта линия растянулась перед вами. Возьмите образ счастья и поместите его на линии жизни в будущем. После чего ответьте себе на следующие вопросы:

Как вы себя чувствуете?

Как вы относитесь к своему счастливому будущему?

Насколько реально и привлекательно оно выглядит?

Как далеко в будущее вы поместили картинку?

Может ли что-то вам помешать достичь этого будущего?

Поэкспериментируйте, помещая картинку в разные места на линии будущего.

Удалите ее на одну неделю от настоящего.

На один месяц.

На один год.

На три года.

На пять лет.

Как изменились ваши реакции?

Какие отношения вы хотели бы установить с этим счастливым будущим Я?

Притягивает ли оно вас?

Какие шаги вам необходимо предпринять, чтобы достичь этого будущего?

Что бы вы сказали своему будущему Я?

Какие бы вопросы ему задали?

Теперь пойдите и станьте своим будущим.

Ассоциируйтесь со своим будущим Я.

Теперь будущее Я смотрит назад, на нынешнее Я.

Что вы чувствуете?

Какой совет вы могли бы дать нынешнему Я, чтобы помочь ему достичь той точки, где вы стоите?

Какие ответы вы бы дали на вопросы, которые перед вами ставило нынешнее Я?

Какие вопросы вы как будущее Я сами бы задали нынешнему?

Наконец отойдите в сторону и встаньте так, чтобы видеть одновременно и будущее, и нынешнее Я. Какова связь между ними? Чему вы можете научиться у обоих?

Вернитесь снова в настоящее и ощутите, что понятие «быть счастливым» стало для вас необыкновенно реальным.

Закончить столь важную как для терапевта, так и для клиента работу можно, используя две развернутые метафоры. Вот первая из них (по П. Феруччи, «Кем мы можем быть», из книги «Психосинтез. Теория и практика»):

"Представь заброшенный сад, заросший сорной травой. В центре сада стоит старый необитаемый дом с полуразрушенными стенами и выбитыми окнами. Открой скрипучую входную дверь, войди внутрь и осмотри пустые запыленные комнаты. Вид заброшенного дома может вызвать у тебя чувство грусти и одиночества. Но подумай, чем бы мог стать этот дом, если бы ты решил его восстановить. Взгляни на открывающийся отсюда прекрасный вид: деревья, озеро, горы вдали.

Время приступать к работе и начинать ремонтировать дом. Ты закладываешь кирпичом и цементом разрушенные стены. Заменяешь ржавые дверные петли на новые. Перестилаешь прогнившие доски пола. Вставляешь в окна новые стекла и заменяешь, где нужно, битую черепицу на крыше.

Ты пропалываешь сад и перекапываешь землю для посадки. Подготовив почву, ты высаживаешь семена в разных местах сада исходя из того, каким ты хотел бы видеть его в полном цвету.

Ты подметаешь дом, моешь и натираешь полы, красишь наружные и внутренние стены. Ты поливаешь сад и замечаешь, что некоторые растения уже начинают прорастать.

Дом готов к тому, чтобы его обставить. Представь столы, стулья, кровати, ковры, зеркала, люстры, картины, шкафы, вазы. Это твой дом, и ты можешь обставить его так, как хочешь. Удели время обустройству каждой отдельной комнаты.

Ты идешь в сад и замечаешь, что цветы уже начинают цвести. Они разного цвета и разной формы. Посмотри на них и вдохни их запах. Сделай сад таким, чтобы он тебе нравился. Не хотел бы ты, скажем, поместить в центре сада фонтан или поставить статую, увитую плющом? Делай, что хочешь.

А теперь пришло время вдохнуть в дом жизнь и энергию. Ты включаешь лампы и видишь, что они работают. В камине трещат поленья; ты проверяешь краны и убеждаешься, что из них идет вода. Положи что-нибудь съестное в холодильник на кухне и поставь в вазы цветы.

Ты смотришь в окно и видишь цветущий сад, озеро и горы на заднем плане".

А вот вторая история («Обобщенная терапевтическая метафора» из Кинг, Цитренбаум, 1998):

"У нас есть подруга по имени Тони, выросшая на ферме, расположенной на краю прекрасного леса из секвойи. Однажды Тони рассказала нам, как еще совсем ребенком она обнаружила тропинку, ведущую к прекрасному лугу, с которого открывался вид на озеро. Когда ей исполнилось лет пять, она стала ходить по этой тропинке каждый день. Первый раз она отправилась в путь со своим воображаемым другом, а позже брала с собой настоящих друзей. Когда она стала старше, то назначала там свидания. Она даже рассказала нам о своем первом сексуальном опыте на этом лугу с видом на озеро. Позже, уже будучи взрослой, Тони ходила туда иногда с другом, чтобы поговорить, иногда для того, чтобы почитать книгу, а иногда – просто помечтать. Она рассказывала не только о луге и озере, но и о пути к ним, обо всех цветах и дружелюбных зверюшках, которых встречала на своем пути.

Тони росла, и лес рос вместе с ней. Со временем тропинку завалили деревья, упавшие во время урагана. Тут появились незнакомые животные, которые пугали Тони. Ходить по тропинке становилось все труднее и труднее, потому что теперь Тони спотыкалась о бугры и перелезала через упавшие деревья. Однажды она беззаботно бежала по своей тропинке и вдруг упала. Непонятно откуда на тропе очутился большой камень, а когда Тони поднялась, по ее ноге пробежал какой-то мелкий грызун. В страхе она отпрыгнула назад и угодила в колючий кустарник. В тот день, впервые за много лет, Тони выбежала из леса, даже не попытавшись дойти до своей полянки. На следующий день, когда она подошла к началу тропинки, ею овладели смешанные чувства: страх перед грызунами, шипами колючих кустарников и ямами на тропе, и вместе с тем ей хотелось дойти до заветного места. Тони стояла, замерев в нерешительности, и вдруг случилось невероятное: злобный уродливый леший выпрыгнул из кустов и произнес: «Позволь мне влезть к тебе на спину, и я прогоню всех грызунов и вырву все колючие кустарники на твоем пути». Она подумала, что не очень-то приятно будет тащить на спине лешего. Но ей так хотелось пойти по тропинке, а одной было страшно, поэтому Тони согласилась, и он тотчас запрыгнул ей на спину. Леший выполнил свое обещание. Он прогнал всех вредных грызунов, но вместе с тем распугал и всех милых зверюшек. Он выдрал все колючие кусты, но вместе с ними уничтожил и мягкие шелковистые растения, которые она так любила гладить. И хотя Тони достигла своего любимого места, на душе у нее остался горький осадок. Прогулка оказалась не такой приятной, как раньше.

С этого дня каждый раз, как только Тони ступала на тропинку, навстречу выпрыгивал леший и просил: «Позволь мне вскарабкаться на твою спину». Она не могла найти другого решения и всегда соглашалась. И хотя носить лешего становилось все противнее, Тони продолжала делать это, потому что хотела побыть на своей полянке. Однажды в отчаянии она рассказала обо всем соседу, и тот сказал: «Я не могу тебе помочь, но никто не знает о лесах больше, чем леди Ягуар, которая живет где-то на другой стороне леса за двумя горами и тремя долинами». В один из дней Тони собрала еду и впервые в жизни, вместо того чтобы пойти по тропе, свернула и пошла вдоль края леса через две горы и три долины. Она шла до тех пор, пока не увидела старую женщину, которая сгорбившись сидела у огня и напевала странную песню. Спустя какое-то время леди Ягуар заметила Тони и спросила: «Что привело тебя сюда, дитя мое?» Тогда Тони поведала ей свою историю о тропинке в лесу, о полянке с видом на озеро и обо всем том, что она могла там делать. Она рассказывала о том, как тропинка заросла, как там появились колючие кусты, бревна и грызуны, а потом – невероятную историю о лешем. Леди Ягуар терпеливо слушала и, когда Тони закончила свой рассказ, проговорила: «Садись. У меня есть что сказать тебе, дитя мое. В лесу много дорог. Некоторые из них, возможно, ведут к твоему лугу, а некоторые в другие места. Эти пути так же хороши, а может быть, даже и лучше. Я знаю, лес может напугать, и догадываюсь, что ты можешь испытывать страх и тревогу при одной только мысли, что идешь неизвестной дорогой. Но смело смотри в лицо своему страху и иди вперед, в неизвестность, туда, куда стремится твоя душа. Помни: все, что встретится тебе на этом пути, – и заросшая тропинка, и поваленные деревья, и колючие кусты, и даже грызуны – все это подарки леса. Без них было бы слишком просто обрести желанную цель. Продолжая ходить безопасной дорогой, ты увидишь всего лишь одну поляну за всю свою жизнь, один и тот же давно знакомый клочок леса. А теперь отправляйся домой и с этих пор смело иди вперед, глядя в лицо тревоге, и исследуй разные пути. Некоторые из них тебя вознаградят, а другие – нет, но тебе встретится много приятных неожиданностей. И ты вырастешь на этом пути».

Тони спросила: «А как быть с лешим?» Леди Ягуар ответила: «Дитя мое, в твоей жизни было много случаев, когда ты хотела что-то сделать и делала, и это получалось у тебя даже лучше, чем ты могла себе представить. Тогда ты чувствовала себя уверенной, умелой, сильной, как бы на вершине мира, и казалось, что нет ничего такого, чего бы ты не могла сделать. Вспомни сейчас один из таких случаев, когда ты чувствовала себя сильной, и в этот момент соедини большой и указательный пальцы правой руки так, чтобы ты могла почувствовать силу сжатых пальцев. В следующий раз, когда пойдешь в лес и встретишь лешего, посмотри ему прямо в глаза, повтори этот жест, вспомни о своей силе и скажи: „Нет!“ Вели ему убраться прочь. Тебе придется сказать это таким тоном, чтобы он понял: ты не шутишь. Повтори это несколько раз, и в конце концов он уйдет: лешие всегда так делают».

Леди Ягуар опустила голову и вновь стала напевать свою странную песню. А Тони встала, пробормотала слова благодарности и пошла назад через три долины и две горы к себе домой. На следующий день она вышла к своему лесу и заметила тропинку, мимо которой проходила много раз, но никогда на нее не сворачивала. На этот раз Тони решила, что пойдет по ней, даже если ей будет страшновато. Едва она сделала шаг по тропе, как выпрыгнул леший и сказал: «Позволь мне забраться к тебе на спину. Я буду отпугивать грызунов и расчищать для тебя тропинку». Тони вспомнила, что говорила леди Ягуар, сжала большой и указательный пальцы, и оказалось, что этот жест напомнил ей о ее силе. Она посмотрела лешему в глаза и ответила: «Нет!» «Прекрати, – возмутился леший. – Позволь мне влезть на твою спину, я могу тебе пригодиться!» Но Тони снова посмотрела ему прямо в глаза: «Нет! Нет! Нет!» И тогда леший ушел. Тони испробовала новую тропинку, но она ей не очень понравилась – там не было приятного местечка, чтобы присесть, не было прекрасных цветов и мягкой травки. На следующий день она заметила еще одну тропку, которая казалась пугающе жуткой, так как спускалась по крутому склону холма. Когда Тони уже готова была встать на тропинку, нервничая в ожидании неизвестности, опять появился леший и тотчас воскликнул: «Ну хоть сегодня позволь мне забраться на твою спину, я помогу тебе спуститься с холма». Тони посмотрела ему в глаза, сложила вместе два пальца и со всей твердостью, на какую была способна, сказала: «Ни за что в жизни, никогда больше!» Леший покинул ее, и больше она никогда его не видела. С тех пор она разведала еще три или четыре тропинки, и каждый раз, когда находит новую, исследует и ее.

Вот и весь рассказ о нашей подруге Тони и ее лесе. Конечно, эта история не имеет никакого отношения к вам. В конце концов, Тони наша подруга, а не ваша, но с другой стороны…".


3.10. Транзактный анализ

Транзактный анализ (от лат. transactio – сделка и греч. analysis – разложение, расчленение) – это психотерапевтическая методика группового и личностного роста, предложенная американским психологом и психиатром Эриком Берном. Этот метод психотерапии основан на процедуре анализа структуры личности. Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории транзактного анализа: модель эго-состояний, транзакции, поглаживания, структурирование времени, жизненный сценарий, игры и чувство рэкета.

Транзактный анализ (ТА) позволяет дать исчерпывающее описание психологического звена психосоматических расстройств различной нозологии. Патогенетическую взаимосвязь особенностей соматического расстройства и личностной специфики переживания конфликтных ситуаций можно интерпретировать в терминах структурной патологии, сценарного процесса, мотивационных преимуществ и сценарных ролей (Березин, Исаев, 2005).

Практика терапии психосоматических заболеваний в транзактном анализе базируется на последовательном теоретическом подходе, в основе которого лежит работа с ранними решениями, принятыми в детстве, относительно сценарных паттернов поведения, мыслей и чувств. Сторонники этого подхода говорят: «Для того чтобы лучше себя чувствовать, необязательно болеть».

Концептуальной основой транзактного анализа является модель эго-состояний. Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом поведенческих паттернов, мыслей и чувств как способ проявления личности в данный момент. Модель описывает три различных эго-состояния:

Р – эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, позаимствованные от родителей или от авторитетных фигур;

В – эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, являющиеся непосредственной реакцией на «здесь и теперь»;

Д – эго-состояние Ребенка (Дитя): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту.

Модель эго-состояний позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами. Как уже говорилось, чтобы контролировать пищевое поведение, очень важна возможность получать иные, более зрелые способы удовольствий, нежели еда. Между тем способность вообще переживать свои эмоции: получать удовольствие, горевать, радоваться, переносить одиночество, гневаться – у переедающих людей часто заблокирована. Источником эмоций во взрослой жизни является внутренний ребенок. Его осознание позволяет не только вспомнить ранний эмоциональный опыт, но и пережить его вновь, пережить лучше, чем это было в детстве. Для этого ребенок внутри человека должен пройти через опыт благоприятного окружения, и первый помощник ему в этом – его взрослое Я. Опираясь на свой взрослый опыт преодоления трудностей, человек может изменить последствия своего далекого прошлого и свое сегодняшнее отношение к окружающей реальности.

Принципиально важно, что, предоставляя взрослое Я в распоряжение внутреннего ребенка, пациент открывает путь для восстановления связи между своими психологическими переживаниями и телом. Осознавая обиду, гнев и другие чувства, непереносимые для детского Я, пациент принимает себя и свой детский эмоциональный опыт. Он учится жить со своими чувствами, не «заедая» их. Он освобождает тело от необходимости своими средствами регулировать непереносимые чувства. Таким образом, заботясь о своем внутреннем ребенке, человек заботится о здоровье своего тела, в том числе – и о здоровом пищевом поведении. Благодаря целенаправленной работе человек, когда-то лишенный нужной доли материнской ласки, может стать столь же счастливым, как и человек, у которого была достаточно хорошая мать. Самые разнообразные техники позволяют установить и поддерживать связь между взрослым и детским Я. Тогда взрослое Я становится открытым и доступным для внутреннего ребенка, который в этом случае может почувствовать защищенность и уверенность.

Таким образом, при работе с психосоматическими расстройствами ТА ставит перед собой такие цели, как актуализация Взрослого, реконструкция личности на основе пересмотра неадекватных жизненных позиций, непродуктивных стереотипов поведения, формирование новой системы ценностей, выход из детского сценария и достижение автономии, создание интегрированного Взрослого. Данная форма терапии принимает во внимание актуальный психологический конфликт и влияние социальных факторов. Терапевтические отношения тут основаны на контракте, когда пациент и терапевт разделяют ответственность за достижение общих целей своей «сделки».

Сценарий жизни. В детстве каждый человек создает свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет закладывается в раннем детстве, до того как человек научился говорить. Позднее к сценарию лишь добавляются новые детали. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте его можно пересмотреть. Будучи взрослым, человек обычно не осознает детский сценарий, но тем не менее в точности ему следует. Без осознания этого факта человек движется по жизни к той финальной сцене, которую определил в детстве. Наряду с моделью эго-состояний, концепция сценария жизни является краеугольным камнем транзактного анализа. Она особенно важна для психотерапии. Анализируя сценарий, терапевт стремится к пониманию того, как клиент неосознанно создает проблемы и как он их решает.

Берн выдвинул гипотезу о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок создает определенные представления о себе и окружающих людях. Эти представления сохраняются на всю жизнь и представляют собой следующие позиции: «я – ОК» или «я – не ОК»; «ты – ОК» или «ты – не ОК».

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре экзистенциальных установки к себе и другим людям:

1. Я – ОК, ты – ОК;

2. Я – не ОК, ты – ОК;

3. Я – ОК, ты – не ОК;

4. Я – не ОК, ты – не ОК.

Выделяют шесть основных паттернов сценарного процесса: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, свой конкретный способ проживания сценария.

Сценарий «Пока не»: «Я не могу радоваться, пока не закончу работу».

Сценарий «После»: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить».

Сценарий «Никогда»: «Я никогда не получаю того, что больше всего хочу».

Сценарий «Всегда»: «Почему это всегда случается со мной?».

Сценарий «Почти»: «В этот раз я почти достиг своей цели».

Кейлер Таиби (Taibi, Hedges, 1974) выдвинул идею о существовании двух типов паттерна «Почти». Описанный выше паттерн он называет «Почти – тип 1». «Почти – тип 2» характерен для людей, которые достигают вершины горы, однако вместо того, чтобы оставить камень и отдохнуть, они не замечают, что достигли вершины. Они сразу же ищут более высокую гору и тут же начинают толкать на нее свой камень. Это повторяется бесконечно.

Сценарий с открытым концом (Открытый сценарий). Этот паттерн напоминает сценарии «Пока не» и «После» тем, что в нем присутствует некая точка, после которой все меняется. Человеку с открытым сценарием время после этого момента кажется пустотой, как будто бы часть театрального сценария утеряна.

Существуют определенные типы поведения людей перед входом в сценарий. Выделено пять таких типов поведения, которые назвали драйверами. Это следующие драйверы: Будь лучшим, Радуй других, Старайся, Будь сильным, Спеши. Каждый из них характеризуется определенным набором слов, тоном голоса, жестами, положением тела и выражением лица. Пять драйверов также тесно связаны с шестью типами сценарного процесса. Обнаружив главный драйвер, можно сделать вывод о типе главного сценарного процесса. Их соответствие представлено в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Драйверы и типы сценариев

И в детстве, и во взрослом возрасте люди с излишним весом нередко считают себя никчемными и недостойными уважения. Терапевты Боб и Мери Гулдинг (Гулдинг, Гулдинг, 1997) обнаружили, что в основе ранних негативных решений людей лежат 12 постоянно повторяющихся тем. Они составили соответствующий список, состоящий из двенадцати приказаний:

1. Не живи (сгинь, умри).

2. Не будь самим собой.

3. Не будь ребенком.

4. Не расти (оставайся маленьким).

5. Не делай успехов.

6. Не делай (ничего не делай).

7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся).

8. Не принадлежи.

9. Не будь близким.

10. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым).

11. Не думай.

12. Не чувствуй.

Взрослый человек не обязан следовать этим предписаниям, которые мешают поддерживать здоровое пищевое поведение. Поэтому с этими предписаниями необходимо работать, возвращаясь в своем воображении к сценам детства и к людям, от которых данные предписания были получены. Для развития чувства собственного достоинства особенно ценно учиться осуществлять новые решения в повседневной жизни.

Таким образом, при работе с нарушениями пищевого поведения и алиментарным ожирением в транзактном анализе наиболее важными концепциями являются эго-состояния и сценарий жизни. Основные задачи психотерапевтической работы в данном случае следующие:

• Осознание эго-состояний (Ребенок, Взрослый, Родитель).

• Формирование Взрослого, который может заботиться о Ребенке и брать на себя решение жизненных задач.

• Осознание сценария.

• Изменение сценария.

В настоящем справочнике представлены техники работы с эго-состояниями и жизненным сценарием. Теория и техники работы с транзакциями, структурированием времени, поглаживаниями, игнорированием, мировосприятием и искажением, системой рэкета и играми широко представлены в литературе (например: Берн, 1998; Гулдинг, Гулдинг, 1997; Малкина-Пых, 2004; Стюарт, Джойнс, 1996; Steiner, 1990; 1996; Schiff, Schiff, 1971; Karpman, 1968).

Техники и упражнения, приведенные ниже, взяты из книг «Современный транзактный анализ» (Стюарт, Джойнс, 1996) и «Рожденные выигрывать» (Джеймс, Джонгвард, 1993). Упражнения приводятся в форме инструкций, которые терапевт дает клиенту.

Техника «Определение эго-состояний»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.102 с.)