Модели изменения в нейролингвистическом программировании



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели изменения в нейролингвистическом программировании



Нейролингвистическое программирование – это стратегический подход, нацеленный на результат. Для осуществления нужных результатов в НЛП существует несколько моделей.

Модель «НС-ЖС». Эта модель проста и эффективна. «Стартуя» в исцеление, человек находится в настоящем состоянии (НС) – мучительном и проблемном. Если, например, пациент не просто хочет избавиться от лишнего веса, а прийти к здоровью, его цель – желаемое состояние здоровья (ЖС), тот результат, которого он хочет добиться. Для того чтобы это продвижение осуществилось, нужны следующие вещи:

1. Точно знать конечную цель – результат следует четко определить и описать.

2. Ресурсы – любые средства, которые можно задействовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, чувства, стратегии, переживания, люди, события или вещи.

3. Техники – приемы и методы психологической работы, с помощью которых осуществляется продвижение к цели.

Модель SCORE ( score – счет) определяет первичные компоненты, необходимые для организации информации о проблемном пространстве. Модель получила свое название по первым буквам английских слов: Symptoms, Causes, Outcomes, Resources, Effects (симптомы, причины, результаты, ресурсы, эффекты). Данные элементы описывают то минимальное количество информации, которое необходимо собрать для эффективной работы с проблемой.

Согласно модели SCORE, работая с зависимостью, мы имеем дело с симптомом ( symptom ), который является следствием какой-то причины ( cause ). Цель работы – нормализация пищевого поведения – это результат ( outcome ), когда цель будет достигнута, это немедленно окажет позитивное воздействие ( effect ) на жизнь клиента. Добиться же цели помогают ресурсы ( resources ), к которым в НЛП относят все, что может быть задействовано для достижения результата, при этом к основным ресурсам относят физиологию, состояния, мысли, чувства, переживания наряду с конкретными технологиями их репрезентации.

В качестве причины любого симптома в модели SCORE обычно рассматривается некое событие, которое в силу его травматичности или значимости как бы запечатлелось в психике (бессознательном) человека и в результате породило нарушение комплекса реакций в данной конкретной области поведения.

1. Симптом, как правило, является наиболее заметным и осознанным аспектом проблемы или текущего состояния. Определение признаков влечет за собой выяснение «сдерживающих причин», то есть действующих отношений, предположений и ограничивающих условий (либо отсутствия границ) в пределах системы, сохраняющей настоящее, или «симптоматическое», состояние.

2. Причины – это основные элементы, отвечающие за создание и поддержание симптомов. Как правило, они менее очевидны, чем порождаемые ими проявления. Определение причин влечет за собой выяснение «предшествующих» или «ускоряющих» причин: прошлых событий, действий или решений, влияющих на нынешнее «симптоматическое» состояние через непрерывную линейную последовательность «действий и противодействий».

3. Результаты – это конкретные цели или желаемые состояния, которые должны прийти на смену симптомам. Определение результатов – это поиск ответа на вопрос, в каком виде будет получен результат и как можно точно узнать о том, что он достигнут. Выяснение результатов является важной составной частью задания проблемного пространства, поскольку именно разрыв между нынешним и желаемым состоянием определяет границы проблемы.

4. Ресурсы – это основные элементы, позволяющие устранить причину симптомов и поддерживать желаемый результат. Определение ресурсов влечет за собой поиск «средних», относящихся к достижению желаемых результатов и преобразованию причин симптомов.

5. Эффекты – это долговременные следствия достижения конкретного результата. Положительные эффекты, как правило, сами по себе являются причиной или мотивацией для достижения результата (предполагаемые отрицательные эффекты могут вызывать сопротивление). Какие-либо особые результаты обычно являются «мостиками» к достижению долговременного эффекта. Определение эффектов включает в себя выявление «конечных причин», то есть будущих целей, задач или намерений, которые дают направление или оказывают влияние на систему, определяя, таким образом, смысл, целенаправленность или уместность текущих действий.

Система «фрейм-результата». Чтобы достичь успеха, необходимо ясно представлять себе (ограничить, от англ. frame – рамка) результат.

Техника «фрейм-результата» представляет собой пошаговую процедуру уточнения исходного замысла, в ходе которой пациент последовательно отвечает себе на следующие вопросы:

1. Результат. Чего я хочу добиться?

2. Признаки. Как я узнаю, что достиг цели? Что я увижу, услышу, почувствую, смогу сделать?

3. Условия. Где, когда и с кем мне это необходимо и желательно? Где, когда и с кем – нежелательно?

4. Средства. Чего мне не хватает, чтобы достичь цели? Каких ресурсов?

5. Ограничения. Почему я не мог достичь цели раньше?

6. Последствия. Что произойдет, если я достигну (не достигну) цели?

7. Ценность. Стоит ли цель моих усилий?

Логические уровни здоровья

Здоровье – это образ жизни в целом, и на него оказывают влияние очень многие факторы: индивидуальные, психологические, социальные, физические, в частности – питание. Существуют два важных вопроса, касающихся любой проблемы здоровья:

• На какие факторы человек может воздействовать?

• Какой из них вызовет наиболее сильное изменение?

Одни факторы в значительной степени поддаются влиянию пациента, другие – только частично, а третьи вовсе не поддаются контролю. При работе со здоровьем представление о различных уровнях контроля и влияния (их называют «нейрологическими уровнями» или просто «логическими уровнями») имеет практический смысл. Основными уровнями являются следующие:

1. Окружение – вещи и люди, которые окружают человека: внутренняя среда, внешнее окружение, социальное окружение.

2. Поведение – то, что человек делает. Эта сфера связана со здоровьем в двух аспектах: человек может избегать нездоровых привычек и развивать здоровые.

3. Способности – повторяющиеся последовательности действий и привычки, освоенные человеком «стратегии» – паттерны мышления и реагирования. У людей есть стратегии для поддержания стресса, формирования взаимоотношений, гнева, выбора, для определения того, когда и что есть или в какое время и какое количество физических упражнений нам делать. Стратегии – это последовательности мыслительных операций, которые используются постоянно и, следовательно, приводят к привычным действиям.

4. Убеждения – принципы, которые управляют действиями. Они определяют то, как человек относится к самому себе, как он реагирует на других людей и какой смысл придает своим переживаниям. Ценности – это то, к чему человек стремится: здоровье, благополучие, счастье, безопасность, любовь. Ценности создают ориентир для поведения. Убеждения и ценности оказывают огромное влияние на наше здоровье.

5. Идентичность (индивидуальность, тип личности) – восприятие самого себя, глубинные убеждения и ценности, которые определяют цель человека с его собственной точки зрения.

6. Духовность – связь с другими людьми и с тем, что выше личности.

Здоровье воздействует на все нейрологические уровни и, в свою очередь, подвергается влиянию со стороны каждого уровня. Оно имеет много измерений. Здоровье включает в себя всего человека: его окружение, поведение, мысли, убеждения, идентичность и духовность.

В НЛП разработаны практические методы для осуществления воздействий на разных уровнях:

• на уровне окружения, где можно создавать и поддерживать прочные и хорошие взаимоотношения;

• на уровне поведения и способностей, формируя здоровые привычки и стратегии мышления, дающие человеку возможность реагировать изобретательнее, что позволяет лучше защищаться от стресса и управлять своим состоянием;

• на уровне убеждений и ценностей, где человек осознает свои убеждения и то, что является для него важным. НЛП предлагает конкретные стратегии для разрешения конфликтующих убеждений и замены старых убеждений на новые, которые позволяют эффективнее поддерживать здоровье;

• на уровнях идентичности и духовности, регулируя все остальные уровни.

Нейрологические уровни представляют собой не столько иерархию, сколько систему взаимосвязей. Каждый оказывает влияние на все остальные, и все они важны для здоровья. Эти уровни по своим функциям в какой-то мере аналогичны работе различных физиологических систем:

• идентичность – иммунная и эндокринная системы;

• убеждения и ценности – вегетативная нервная система;

• способности – кора и подкорка головного мозга (неосознанные процессы);

• поведение – ассоциативные и двигательные центры коры (осознанные процессы);

• окружение – рефлексы (периферическая нервная система).

В одной работе список логических уровней расширен до девяти и включает в себя: 1 – окружение, 2 – поведение, 3 – способности, 4 – желания (цели, намерения), 5 – ценности, 6 – убеждения, 7 – идентичность, 8 – миссия, 9 – смысл (Ковалев, 2003).

Программа психотерапии при нарушениях пищевого поведения и лишнего веса, приведенная в данном разделе, взята из работы С. В. Ковалева «Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей» (М.: «КСП+», 2003); эта программа была модифицирована для работы с пищевой аддикцией.

Техники

Модуль 1. Введение

Техники данного модуля направлены на следующие цели:

• формирование мотивации к излечению;

• слияние идентичностей «обжоры» и «нормального едока»;

• создание нового образа Я;

• наложение «ломки» на «кайф».

Проблема позитивной и негативной мотиваций (мотивационного конфликта) при нормализации пищевого поведения подробно рассмотрена в разделе 3.1 настоящей главы справочника. Техника интеграции противоположностей (слияния идентичностей) представлена в разделе 3.8 настоящей главы. Здесь же представлены другие техники, которые можно эффективно использовать для усиления мотивации клиента к нормализации пищевого поведения.

ТЕХНИКА «АЛГОРИТМ САМОИСПОЛНЯЮЩИХСЯ ПРЕДСКАЗАНИЙ» (Сидоренко, 2000)

1. Вспомните человека, обладающего, на ваш взгляд, недостаточной или неправильной мотивацией (в данном случае это клиент).

2. Оставьте за порогом сознания все, что вы знаете об этом человеке и его мотивах.

3. Сосредоточьтесь на том, каким вы хотели бы видеть этого человека. Составьте себе желаемое представление о нем. Какие он должен ставить перед собой цели? Чего хотеть? К чему стремиться?

4. Добейтесь того, чтобы перед вами (разумеется, в вашем сознании, но как бы перед вашими глазами) возник отчетливый идеальный образ этого человека. Представьте себе, что он уже стал таким, каким вы хотите его видеть.

5. С этого момента, общаясь и взаимодействуя с клиентом, обращайтесь как бы к вашему идеальному представлению о нем. И стоит верить, что такое «предсказание» исполнится и клиент действительно станет ближе к вашему идеальному представлению о нем.

Для усиления сознательной части мотивации клиента можно использовать следующую технику.

Техника «Логический квадрат»

Логический квадрат, с которым вы будете работать, имеет такой вид:

Для работы с пищевой аддикцией логический квадрат выглядит следующим образом:

Предложите клиенту последовательно заполнить все четыре сектора логического квадрата.

Наибольшее внимание следует обратить на части 3 и 4. Третий сектор – «Что не случится, если это произойдет?» – позволяет выяснить очень важные моменты, прямо связанные с причинами возникновения и устойчивости пищевой зависимости. Потому что если, например, окажется, что при нормализации пищевого поведения у клиента исчезнет («не случится») спокойствие, равнодушие к проблемам, возможность общаться и прочее, необходимо предпринять специальные усилия для создания экологичного варианта лечения.

Четвертый сектор – «что не случится, если этого не произойдет» – позволит клиенту еще раз убедиться в необходимости достижения результата – нормализации пищевого поведения. Однако тут можно воспользоваться еще одним странным ресурсом: проклятием. Клиент вполне может согласиться с тем, что он как бы кем-то был проклят (хотя проклял-то он себя сам). Но если у клиента есть дети, ему стоит объяснить, что, согласно исследованиям Ч. Тойча, эти самые проклятия, а точнее – нерешенные проблемы родителей, как бы кодируются в ДНК и РНК их детей, которые затем вынуждены решать эти проблемы либо снова передать их по наследству. А это значит, что если клиент не хочет, чтобы его дети выросли с таким проклятием нарушенного пищевого поведения, единственное, что для этого совершенно необходимо сделать, – это полностью изменить свое собственное пищевое поведение.

Почти все люди, страдающие зависимостями (в том числе и пищевые аддикты), сознательно или неосознанно делают две вещи. Во-первых, они оставляют за собой право на сомнения по поводу эффективности и возможности исцеления. А во-вторых, как бы перекладывают ответственность за него с себя на терапевта. Здесь можно применить технику терапевтической метафоры. Для этого, обнаружив эти свойства у клиента, терапевт может задумчиво произнести: «Знаешь, мне это напоминает одну историю», – и рассказать следующую притчу (М. Павлова, «Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП»).

"Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, положил ее между ладоней и сказал себе: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Итак, завистник отправился к мудрецу и спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».

Рассказав притчу, терапевт не должен ничего говорить. Он может некоторое время внимательно смотреть на клиента (так что появляется необычно длинная пауза, когда клиент может почувствовать легкий дискомфорт), после чего прерывает контакт с клиентом на какое-то время.

Люди с зависимостями страдают от расщепления на противоположности. Для успешной терапии сначала необходимо объединить две полярные идентичности клиента. Когда одновременно присутствуют две этих идентичности, можно работать с ними двумя или даже организовать их диалог. Серьезная проработка идентичности «обжоры», а также объединение частей личности, выступающих «за» и «против» освобождения от пищевой зависимости, будут проведены позднее. Однако без объединения «обжоры» и «умеренной» идентичности вся последующая работа может оказаться малоэффективной.

Для того чтобы сделать это слияние максимально надежно, используются техники скрещивания якорей и четырехшагового рефрейминга.

Техника «Скрещивание якорей»

1. Попросите клиента сесть поудобнее и вспомнить ситуацию, в которой ему страстно хотелось чего-нибудь съесть – просто вспомнить, а не погружаться в соответствующие переживания.

2. Теперь предложите ему мысленно войти в эту ситуацию (важный момент: все происходившее там он должен видеть, как говорят в НЛП, ассоциированно, то есть как бы своими глазами, а не диссоциированно – как бы наблюдая за собой со стороны) и ощутить все то, что он ощущал там и тогда. Попросите клиента дать вам знак в тот момент, когда эти ощущения приближаются к вершине.

3. Предварительно выбрав место постановки якоря (лучше всего использовать колени, кисти рук и плечи), сразу после того, как клиент даст знак, прикоснитесь к данному месту и на 1–3 секунды задержите на нем руку. Повторите все, описанное в пунктах 2–3, несколько раз – вначале от 5 до 7. При этом постарайтесь запомнить выражение лица, направление взгляда, позу и характер дыхания клиента в момент, когда он глубоко погружен в соответствующие ощущения.

4. Проверьте постановку якоря, для чего, отвлекая внимание клиента, прикоснитесь к выбранному месту так, как вы это делали в момент постановки. И если реакция клиента: выражение лица, направление взгляда, поза и характер дыхания – похожа на то, что можно было видеть, когда его переживания достигли пика, можно считать, что дело сделано – якорь для вызова идентичности «обжора» поставлен. Учтите, однако, что иногда для появления нужной реакции якорь приходится удерживать не 1–3, а 5-10 секунд.

5. Теперь пересадите клиента на другой стул (это важно, ибо прошлое место уже само по себе может стать якорем) и попросите его вспомнить ситуацию, в которой он был полон решимости начать новую жизнь, сесть на диету, отказаться от обжорства и т. п. А после того, как он эту ситуацию отыщет, поставьте якорь «умеренной» идентичности по той же схеме (шаги 2 и 3), естественно, на другом плече, колене или другой кисти. Точно так же проделайте это несколько раз и запомните внешние признаки, сопровождающие появление пика ощущений.

6. Проверьте постановку якоря так, как это описано в пункте 4.

7. Далее следует самая важная часть работы. Одновременно нажмите на два якоря и держите их до тех пор, пока не произойдет слияние или, по крайней мере, соединение идентичностей. Заметить этот момент довольно-таки легко. Скорее всего сразу же после одновременного включения двух якорей у клиента возникнет так называемая лицевая асимметрия, когда две половины лица заметно отличаются одна от другой. А затем асимметрия как бы сгладится (что часто сопровождает отличный от прежних глубокий вдох или выдох, изменение позы на более расслабленную и т. п.), это и будет свидетельством о слиянии или соединении идентичностей. Обычно этот процесс занимает 40–50 секунд.

8. Поскольку в момент скрещивания якорей клиент впадает в частичный, а иногда даже и «полноценный» транс (гипнотическое состояние), используйте время слияния идентичностей для соответствующих внушений.

Скажите следующее:

«И пока ты испытываешь эти чувства, ты можешь обнаружить, что существует прямая связь между тем, насколько интенсивны эти чувства, и тем, насколько быстро ты освоишь новые варианты поведения, которые нужны тебе для того, чтобы решить проблемы, связанные с перееданием».

Можно также использовать упрощенный вариант текста:

«Ты сможешь найти такие варианты поведения, которые позволят удовлетворять себя в той же степени, какой ты достигаешь с помощью еды».

Повторяйте этот текст (несколько раз) в процессе слияния идентичностей – на выдохе вашего клиента и по возможности в такт его дыханию.

Центральным моментом в процедуре скрещивания якорей является их постановка.

При постановке якорей следует опираться на следующие принципы:

1. Чтобы вызвать желаемую реакцию, и клиенту, и терапевту следует использовать соответствующие поведенческие аспекты (адекватные искомому состоянию позы, жесты и т. п.), выражение лица, а также тональные, ритмические и содержательные (слова) характеристики речи.

2. При установке якоря клиент должен думать об одном конкретном событии, а не о серии инцидентов.

3. Переживание клиента должно быть ассоциированным – то есть он вновь переживает нужное событие, а не просто думает о нем.

4. Необходимо установить якорь в момент интенсивного переживания, а не в момент входа в это состояние или выхода из него.

5. Чем неповторимей поставленный якорь, тем лучше. Однако терапевт должен уметь в точности повторить якорь: то же место, та же продолжительность воздействия, то же давление – или тот же голос, жест и т. п.

Если при проверке якоря желаемого отклика не возникает, это, вероятнее всего, значит, что:

• клиент не переживал событие как нечто актуальное;

• якорь был установлен не в тот момент, когда интенсивность переживания достигла вершины.

В этом случае следует подкрепить якорь дополнительными событиями, вызывающими нужное состояние.

Если в результате скрещивания якорей слияние идентичностей, как минимум, началось, то следующим этапом является создание нового образа Я при помощи техники четырехшагового рефрейминга.

В этой технике происходит смешивание двух Я-образов клиента: «хорошего» и «плохого», в результате чего появляется новый устойчиво «хороший» образ Я.

Этот образ станет для мозга своеобразным «чертежом» идентичности, исходя из которого мозг будет строить конкретные программы поведения.

Техника «Четырехшаговый рефрейминг»

1. Предложите клиенту идентифицировать свою проблему и назвать ее словом или словосочетанием. Это делается для фиксации соответствующего фрагмента поведения. Важно, чтобы изменения касались только проблемного аспекта деятельности человека, а не распространялись на другие области жизни. Для этого полезно назвать поведение, подлежащее изменению, каким-либо словом.

2. Попросите клиента пережить две-три жизненные ситуации, когда проблема беспокоила его больше всего. Получить полный доступ к переживаниям можно, лишь находясь внутри ситуации. Поэтому на данном этапе все проживается в ассоциированном состоянии. И здесь важно найти привязку к телесным ощущениям, то есть выявить, какие телесные состояния соответствуют проблемной ситуации.

3. Затем предложите клиенту диссоциироваться от ситуаций, связанных с проблемным поведением. Другими словами – посмотреть на происходящее с позиции стороннего наблюдателя. Скорее всего перед его внутренним взором откроется неприятное зрелище. Хотя человек и пользуется диссоциацией, но ощущение дискомфорта и негативные переживания, связанные с увиденным, остаются.

4. Попросите клиента изменять образ самого себя в проблемной ситуации, делая его все более и более негативным. Пусть сделает этот образ максимально неприятным и в это время сжимает левый кулак – чем неприятнее образ, тем сильнее кулак сжимается. На пике негативного переживания ему надо разжать пальцы.

Установив взаимосвязь между мышечным напряжением и психологическим переживанием, можно легко регулировать интенсивность этого переживания.

5. Предложите клиенту как бы смоделировать желаемое состояние. Пусть создаст образ самого себя в будущем и посмотрит, как он будет выглядеть после того, как проблема перестанет быть проблемой. Как изменятся его движения и ощущения. Какие новые особенности обретет его голос.

Попросите клиента задать себе вопрос: «Для чего я хочу избавиться от проблемы?» Ответ на него часто и является формулировкой состояния, к которому стоит стремиться. В желаемом состоянии просто нет места проблеме. Оно предполагает наличие у человека новых качеств, нивелирующих действие проблемы.

Если ему понравился сконструированный образ себя, то пусть ассоциируется с ним. Или, другими словами, «шагнет» внутрь себя и ситуации и ощутит, как он будет себя чувствовать после всех изменений. Если клиента устраивают эти переживания, можно переходить к следующему шагу процедуры. Если нет, надо произвести необходимые изменения. Например, добавить легкости в движениях или твердости в голосе. Все зависит от его и вашей фантазии, а также от контекста для будущего состояния.

6. Предложите клиенту вновь вернуться в позицию стороннего наблюдателя, то есть диссоциироваться от будущей ситуации, и посмотреть на себя, на все то, что происходит, на свои действия. Пусть он пытается сделать желанный образ все более и более привлекательным, чтобы тот вызывал массу позитивных чувств. Одновременно пусть сжимает правый кулак по тому же самому «принципу»: чем сильнее переживание, тем сильнее мышечное напряжение. На пике позитивных ощущений ему опять-таки надо разжать пальцы.

Теперь у клиента есть два образа: один слева, другой справа. Они оба находятся в поле его внутреннего зрения. Созерцание изображений вызывает положительные переживания, ведь это результат приложенных усилий и «строительный материал» для позитивных изменений в будущем.

7. Попросите его вытянутыми руками как бы прикоснуться к образам и начать мысленно сближать картины проблемного и желаемого состояний. Пусть сближает руки так, чтоб в момент объединения образов руки тоже соединились. Хотя довольно часто соприкосновение рук происходит чуть раньше, чем слияние образов, но это допустимо, так как ускоряет процесс объединения.

После того как клиент соединил руки, предложите ему дождаться, пока образы не объединятся. И попросите его оценить, нравится ли ему новый образ Я? Все ли в нем так, как хотелось бы? Если что-то не устраивает клиента, например слишком много негативных черт осталось от образа проблемного состояния, это можно легко исправить. Пусть клиент, снова разведя руки, как бы разведет и образы. Затем пусть добавит или усилит соответствующие позитивные черты. А после снова соединит руки и образы. Данную процедуру можно повторить несколько раз, пока итоговый образ не будет устраивать клиента и терапевта на все сто процентов.

8. Теперь предложите своему клиенту объединить итоговый образ со своим собственным телом. Другими словами, погрузить образ в себя или ассоциироваться с ним. Для этого, переплетя пальцы, пусть приближает руки к своей груди, одновременно мысленно придвигая к себе и образ. Коснувшись груди, он может расцепить руки и даже обнять себя, переживая процесс объединения. Попросите клиента обратить внимание на то, чтобы все части образа совпали с соответствующими частями тела. Когда переживания потеряют интенсивность, можно опустить руки.

Если новый образ Я не удовлетворит терапевта или клиента (терапевт может прямо спросить его об этом или догадаться по выражению лица клиента), не стоит снова разводить два этих образа, но лучше представить этот образ как негативный, после чего клиент может придумать новый позитивный образ, повторяя все шаги процедуры до тех пор, пока новое Я не станет неотразимо притягательным и экологичным.

Для того чтобы предлагаемые воздействия глубже проникали в психику клиента, рекомендуется как можно шире использовать уже упомянутую технику терапевтической метафоры. С ее помощью на языке правого полушария терапевт незаметно и исподволь вводит в бессознательное переедающего клиента некие новые и весьма важные смыслы, отношения и реакции, так создается нечто вроде информационной матрицы желаемых изменений. Тут лучше использовать и так называемые «контекстные» метафоры, которые говорят о содержании конкретных шагов терапии, и «внеконтекстную» обобщенную терапевтическую метафору избавления от зависимостей.

Скорее всего ваш клиент придет в состояние легкого транса. Воспользуйтесь этим для того, чтобы рассказать следующую терапевтическую метафору (по Н. Пезешкиану, «Позитивная семейная психотерапия»).

...

"Мулла захотел достать из кувшина немного орехов для своей жены, которая обещала приготовить ему фесенъян, его любимое блюдо. Предвкушая удовольствие, мулла засунул руку глубоко в кувшин с орехами и схватил столько орехов, сколько мог взять одной рукой. Когда он попытался вытащить руку из кувшина, она застряла. Изо всех сил мулла тащил и крутил руку, но кувшин не отпускал ее. Он кричал, стонал, сыпал проклятиями, неподобающими мулле, – ничего не помогало. Даже когда его жена взялась за кувшин и потянула его изо всей силы, ничего не получилось. После долгих мучительных попыток они позвали на помощь соседей, которые с большим интересом следили за этим спектаклем. Один из соседей спросил у муллы, как все случилось. Жалобным голосом и со стонами отчаяния мулла поведал о своем несчастье. Сосед сказал: «Я помогу тебе, если ты сделаешь в точности так, как я скажу». – «Я обещаю сделать все, что скажешь, если только ты можешь освободить меня от этого ужасного кувшина». – «Тогда протолкни руку дальше в кувшин».

Это показалось мулле странным: зачем проталкивать руку дальше в кувшин, если он хочет вытащить ее оттуда? Но он сделал так, как ему было сказано.

Сосед продолжал: «Теперь раскрой руку и отпусти орехи, которые ты держишь». Это требование расстроило муллу. Он так хотел полакомиться любимым блюдом, а теперь ему предлагают бросить орехи. Неохотно он последовал указанию своего советчика. А тот сказал: «Теперь медленно вытащи руку из кувшина».

Мулла легко вытащил руку из кувшина. Но он был не вполне удовлетворен: «Моя рука теперь свободна, но как же орехи?» В ответ на это сосед взял кувшин, перевернул его и высыпал из него столько орехов, сколько было нужно мулле. Мулла широко раскрыл глаза и рот и спросил: «Ты волшебник?»



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.044 с.)