Модуль 4. Формирование мотивации на нормализацию пищевого поведения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 4. Формирование мотивации на нормализацию пищевого поведения



Техники данного модуля направлены на следующие цели:

• создание привлекательного будущего;

• формирование устойчивой мотивации;

• изменение иерархии ценностей;

• умение соглашаться и говорить твердое «нет».

Техника «Создание неотразимого будущего»

Терапевт предлагает клиенту оценить два варианта его будущего: с пищевой аддикцией (и соответственно, с избыточным весом) и без нее.

Терапевт дает клиенту следующие инструкции:

1. Сконструируйте полный мысленный образ себя через 5 лет. Возможно, вам поможет представление о том, что вы как бы смотритесь в магическое зеркало, отражающее будущее.

2. Когда вы сможете разглядеть себя ясно, представьте, что вошли в этот образ и оказались собой в будущем. Почувствуйте, каково это быть человеком постарше. Ощутив все это, возвращайтесь назад, выйдите из образа будущего себя.

3. Спросите будущего себя, что он хотел бы от вас получить. Внимательно выслушайте ответ.

4. Немного отодвинув будущего себя в сторону, выберите область жизни, где вы не слишком заботились о себе (например, в связи с пищевым поведением). После чего оцените ваше сегодняшнее положение, отметив негативное и позитивное.

5. Попробуйте провести такую же оценку вашей заботы о себе в этой области 5 лет назад.

6. Оцените, какой вклад внесло ваше прошлое поведение (улучшило или ухудшило ситуацию) в ваше настоящее положение.

7. Вообразите, в чем вы были бы еще хуже, если бы вели себя не подходящим образом последние пять лет.

8. Выясните, что еще вы могли бы сделать (больше, чем уже сделали) на протяжении последних пяти лет, что привело бы к гораздо лучшему состоянию дел на сегодня.

9. А теперь нарисуйте для себя две картины будущего. Первая – вы через пять лет от нынешнего момента, при этом вы пережили все, что действительно хотите, в этой сфере жизни. И вторая – вы через пять лет, при этом вы испытали все, чего вы бы не хотели пережить за эти годы. Каждая картинка должна достаточно хорошо походить на реальность будущего с желательными и нежелательными обстоятельствами.

10. Посмотрите на ваше желанное будущее и спросите себя: «Как я могу сделать это реальностью?»

Найдите по крайней мере три вещи, которые стоит сделать, чтобы такое будущее стало реальным.

11. Теперь посмотрите на картинку проблемного будущего и спросите себя: «Как я могу сделать так, чтобы этого не случилось?» Найдите как минимум три вещи, которых не стоит делать.

12. Теперь еще раз посмотрите на свое желанное будущее. Каждый раз, когда вы совершаете действия, приближающие его, вы сможете почувствовать, что действительно влияете на этот процесс.

Техника «Создание мотивации»

1. Попросите клиента выбрать какую-то вещь, которую он действительно любит делать (именно там присутствует мотивация). Он делает это охотно, и это для него легко и естественно. Затем пускай он себе представит это действие в виде картинки и, как и в технике «Коллапс обобщений», отметит, где в пространстве он видит данную картинку.

2. Теперь предложите клиенту представить любую картинку, связанную с контролируемым пищевым поведением (что, скорее всего, его не слишком привлекает), и опять-таки отметить ее пространственное расположение.

3. Попросите клиента мысленно переместить картинку контроля и поставить ее рядом с картинкой мотивации (использование субмодальности пространственного расположения), после чего предложите ему сравнить две картинки по списку субмодальностей. При этом любую субмодальность картинки контролируемого пищевого поведения, которая отличается от соответствующей субмодальности картинки мотивации, клиент должен привести в соответствие с «эталоном» второй картинки. Например, если две картинки отличаются по признаку ассоциация-диссоциация (на картинке мотивации он видит себя со стороны, а картинку контроля видит изнутри), пусть клиент соответствующим образом изменит картинку контроля. Или если картинка контроля черно-белая, а мотивации – цветная, ему надо пусть мысленно покрасить первую красками «эталона». И так далее и тому подобное – по всему списку визуальных субмодальностей.

4. После того, как все субмодальности картинки контролируемого пищевого поведения приведены в соответствие с «эталоном», предложите клиенту, взяв ту же или иную «ситуацию с мотивацией», представить новую картинку контролируемого пищевого поведения и снова проделать все, что описано в пунктах 1–3. Постарайтесь повторить эти шаги до семи раз (во всяком случае, их не должно быть меньше трех).

Техника «Шоколад леди Годива»

1. Мотивирующая картинка. Создайте картинку вещи или деятельности, которой вы желаете наслаждаться (скажем, есть шоколад), используя ассоциацию. Быстро отставьте ее в сторону.

2. Картина задачи. Используя диссоциацию, постарайтесь увидеть, как вы делаете нечто такое, о чем вы искренне решили, что хотите это делать, заодно получая при этом удовольствие.

3. Экологическая проверка. Есть ли какая-либо часть вашей личности, которая возражает против того, чтобы вы получали удовольствие, делая дело, относительно которого вы решили, что его нужно делать?

4. Техника зрачка.

A. Мысленным взором смотрите на картину задачи, расположив мотивирующую картинку прямо позади нее. Быстро проделайте маленькое отверстие в центре картины задачи, так чтобы вы могли через него видеть мотивирующую картину. Пусть отверстие расширится в такой мере, чтобы у вас могла возникнуть полноценная чувственная реакция на мотивирующую картинку.

Б. Теперь быстро уменьшайте отверстие, но с такой скоростью, чтобы при этом вы могли сохранить чувственную реакцию на мотивирующую картинку.

B. Повторите шаги 4А и 4Б еще несколько раз, так быстро, как сможете. В конечном итоге надо соединить ощущения от мотивирующей картины и от картины задачи.

5. Проверка. Посмотрите на картину задачи. Тянет ли вас к ней? Если нет, повторите шаг 4 или же вернитесь к предыдущим шагам, чтобы проверить, правильно ли вы выбрали ситуации.

Техника «Иерархия ценностей»

Необходимо помнить, что хотя мотивация и обладает некоторой самостоятельностью, она всегда подчиняется диктату ценностей (согласно самому простому определению, ценности есть то, на что человек согласен тратить свое время, деньги и силы). Как правило, ценности образуют нечто вроде иерархии, в которой одни доминируют над другими, и соответственно, одни сильнее влияют на поведение человека, чем другие.

Попросите вашего клиента построить по рангу ценности из приведенного ниже списка – от самой значимой, которая получит номер 1, до самой маловажной, которая, соответственно, станет 24-й.

активная и деятельная жизнь

интересная работа

материально обеспеченная жизнь

наличие верных друзей

счастливая семейная жизнь

жизнь, полная удовольствий, развлечений

свобода, независимость

расширение кругозора, пополнение запаса знаний

мирная обстановка в стране

чистая совесть, честная жизнь

общественная активность

комфорт, покой

здоровье

любовь

наличие детей

достижение власти

уважение окружающих

творчество

равенство для всех

искусство

деньги любыми способами

успех в карьере

общение с людьми

вера

Техника «Изменение места ценностей в иерархии»

1. Определение субмодальностей ценностей

1. Возьмите ценность с номером 1 из вашего списка ценностей и определите тип ее репрезентации (как правило, это картинка). Если вы ее обнаружили, определите основные субмодальности.

Визуальные:

ассоциация или диссоциация?

черно-белая или цветная?

четкая или расплывчатая?

близкая или далекая?

фотография или фильм?

в рамке или панорамная?

где она расположена?

Аудиальные:

громкие или тихие звуки?

из какого источника они исходят?

каков их тон?

Кинестетические:

где это ощущается?

как это ощущается?

2. Теперь возьмите ценность, занявшую среднее место в вашей иерархии, и сравните субмодальности, пока вы не найдете, в чем же различия – какой фактор заставляет вас воспринимать эту ценность не как наивысшую?

3. Теперь возьмите ценность со дна вашей иерархии и исследуйте ее субмодальности. Какие важные различия с этой точки зрения существуют между ценностями, занимающими верх, низ и среднее место в вашей иерархии?

2. Изменение места ценности в иерархии

1. Найдите ценность, которой в вашей иерархии не хватает или статус которой вы хотели бы повысить. Спросите себя, что это изменение вам даст и каковы будут его последствия. Как изменится ваша жизнь во всех ее контекстах? Если ответ вас удовлетворит, то решите, куда стоит поместить данную ценность.

2. Определите субмодальности в картинке данной ценности.

3. Найдите субмодальности ценности, расположенной на одну ступеньку выше (то есть если вы хотите поставить ценность на третье место, исследуйте состояние второй).

4. Теперь измените субмодальности ценности, которую вы решили переместить, так, чтобы они соответствовали положению 3.

5. Проверьте, как теперь выглядит ваша иерархия ценностей, и еще раз проверьте, что это будет значить для вашей дальнейшей жизни.

А теперь еще один важный момент. Стоит подумать, какое место в списке занимает такая ценность, как еда. Если она близка к самому верху, можно переместить ее вниз, используя аналогичную технику.

Техника «Иерархия критериев»

1. На пол кладут четыре листа бумаги, каждый из них обозначает определенную позицию. Можно даже надписать на каждом листе его заголовок, но между ними должен оставаться промежуток, равный небольшому шагу.

2. Попросите клиента войти в позицию 1 (стать на соответствующий лист) и предложите определить то, что ему хотелось бы делать, но чего он в настоящее время не делает. В данном случае речь, конечно же, идет о действиях, связанных с контролем над пищевым поведением.

3. Предложите ему перейти в позицию 2 и определить, что может мотивировать это новое поведение. Например, такими вещами может стать желание «быть здоровым» или «нормально жить». Попросите клиента определить характеристики субмодальностей для каждого из этих факторов, то есть дайте ему подумать о желаниях «быть здоровым» или «нормально жить» и описать, что и как он при этом видит, слышит и ощущает. Запишите эти характеристики.

4. Теперь пусть он перейдет в позицию 3 и определит вещи, которые не дают ему измениться. Например, что часто встречается, клиенту «не хватает силы воли». Опять-таки определите характеристики субмодальностей этих ограничений.

5. А теперь в позиции 4 выявите факторы еще более высокого уровня, которые превосходят ограничения позиции 3, спросив клиента: «Что могло бы быть достаточно важным, чтобы ты смог проявить силу воли и контролировать пищевое поведение, несмотря на то что тебе не хватает силы воли». Тут, скажем, у семейного человека вполне реальным и достаточным может оказаться такой фактор, как «ответственность за жену и детей». Также определите характеристики субмодальностей найденного фактора.

6. Теперь, вернувшись в позицию 1, заякорите желанное поведение (пусть клиент о нем подумает и ассоциируется с этим желаемым), а затем переведите своего клиента в позицию 4, минуя позиции 2 и 3. А фактор, выявленный в позиции 4, можно использовать для преодоления ограничений. Например, вы можете сказать: «Поскольку твое поведение является моделью для твоей жены и детей, не проявишь ли ты больше ответственности, когда найдешь в себе силу воли, чтобы быть здоровым и жить нормально, поддерживая нормальное пищевое поведение?»

7. Сразу же после этого клиент переходит из позиции 4 в позицию 3 и ищет такой способ достижения желаемого поведения, чтобы он соответствовал требованиям всех трех уровней и не нарушал бы ограничений. Например, спросите его: «Существует ли какая-нибудь программа нормализации пищевого поведения, для которой не нужна большая сила воли и в которой могли бы участвовать твои жена и дети?» После чего следует перенести характеристики субмодальностей факторов высшего уровня на ограничения и желанное поведение.

Техника «Да и нет»

Вот алгоритм данной техники в форме прямой инструкции терапевта:

1. Создайте образ того, чему вы хотите сказать «нет».

2. Войдите в состояние, в котором вы говорите по-настоящему сильное «нет», вспомнив или вообразив что-либо, на что вы никогда не согласитесь (возможно, вы ответите категорическим «нет» на предложение столкнуть ребенка с обрыва или стать гомосексуалистом). Повторяйте это «нет» снова и снова – до тех пор, пока не почувствуете это состояние всем телом. Усильте данное состояние, приняв нужную позу, с помощью движений головы, дыхания, жестикуляции рук и голоса.

3. Уничтожьте все нежелательное с помощью «нет». Войдите в состояние сильного «нет», ощутите его в полноте и скажите свое «нет» тому, чего вы не желаете сохранять в своей жизни. Повторяйте это «нет» до тех пор, пока не ощутите, что нежелательное явление уже не управляет вами и как бы стерлось из вашего сознания.

4. Создайте образ того, чему вы хотели бы сказать «да».

5. Войдите в состояние энергичного и мощного «да», вспомнив или представив себе то, что вы безоговорочно принимаете – безо всяких колебаний и сомнений. Повторяйте это «да» до тех пор, пока не ощутите это состояние всем телом.

6. Введите желаемое в свою жизнь и психику с помощью вашего сильного «да», повторяя его до тех пор, пока не ощутите, что вы целиком и полностью приняли то, что хотели.

7. Осуществите подстройку к будущему, представив себе, как теперь изменится ваша жизнь.

Закончите работу четвертого модуля следующей притчей (по Д. Гордон, «Терапевтические метафоры»):

"Однажды царь решил испытать всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, поданные мои, – обратился к ним царь, – у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку – такому огромному, какого еще никто никогда не видел. «Это самый большой и сложный замок в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» – спросил царь. Одни придворные только качали головами. Другие стали разглядывать замок, но вскоре признались, что не смогут его открыть. А раз мудрецы потерпели неудачу, остальные придворные сразу решили, что задача им не под силу. Но один визирь подошел к замку из толпы. Он стал внимательно разглядывать и ощупывать замок, а затем вдруг одним рывком его открыл! Замок просто не был заперт. Тогда царь объявил: «Ты получишь эту важную должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься делать попытки».



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.013 с.)