Диагностика мотивации снижения веса



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика мотивации снижения веса



Методика позволяет исследовать мотивацию снизить свой вес.

ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами 16 утверждений. Каждое из них содержит формулировку о причине (мотиве), по которой Вы хотите сбросить лишний вес.

1. Негативно отношусь к своей полной фигуре или отдельным частям тела, хочу исправить фигуру.

2. Стремлюсь обрести идеальную фигуру, соответствующую стандартам красоты.

3. Стремлюсь стать моложе.

4. Испытываю страх перед ранней старостью.

5. Боюсь потерять любовь мужа (жены) или любимого человека.

6. Стремлюсь к любви, хочу быть любимой (любимым).

7. Хочу избавиться от чувства неполноценности.

8. Хочу восстановить сексуальные отношения.

9. Стремлюсь восстановить семью, вернуть мужа (жену).

10. Хочу завоевать уважение среди коллег на работе.

11. Хочу добиться одобрения родственников и окружающих.

12. Хочу восстановить работоспособность, выносливость.

13. Стремлюсь к профессиональному росту. Лишний вес мешает карьере.

14. Меня преследует страх смерти.

15. Хочу восстановить здоровье (сильная одышка при ходьбе, физической нагрузке, боли в сердце, повышенное артериальное давление, сахарный диабет, боли в суставах, позвоночнике).

16. Хочу повысить самоуважение (самооценку).

Вам предстоит сравнить все эти причины попарно на специальном бланке, поскольку представленные в списке мотивы снижения веса имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности.

На бланке ответов 15 столбцов, в каждом из которых записаны пары цифр, причем каждой цифре соответствует утверждение с соответствующим номером из списка. Начните со столбца I. Вы смотрите на каждую пару (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4 и т. д.) и выбираете из двух причин ту, которая Вам кажется более значимой, и обводите ее кружком. Например, перед Вами пара 1 и 2. Цифра 1 соответствует утверждению «Негативно отношусь к своей полной фигуре или отдельным частям тела, хочу исправить фигуру», цифра 2 – «Стремлюсь обрести идеальную фигуру, соответствующую стандартам красоты». Если Вы обвели 2, то стремление обрести идеальную фигуру в большей мере, чем негативное отношение к телу, заставляет Вас худеть.

Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, заполняя весь бланк.

Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя!

Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу: «Я хочу сбросить лишний вес, потому что…».

Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т. е. выборов), выпавших на каждое утверждение.

Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это Ваши главные мотивы снижения веса.

Опросник для исследования мотивации

Данный опросник (Motivation Sources Inventory – MSI) опирается на представление о том, что при оценке мотивации любого поведения можно выделить следующие типы мотивации:

внутренние процессы – желание получить удовольствие и наслаждение от процесса деятельности;

инструментальная мотивация – желание получить осязаемое внешнее вознаграждение, например деньги, карьерное повышение т. п.;

внешняя концепция Я – желание принятия, подтверждения своей компетентности, своих ценностей со стороны других людей или референтной группы;

внутренняя концепция Я – желание соответствовать собственным стандартам компетентности и ценностей;

интернализация цели – желание достичь цели, соответствующей интернализованным ценностям.

ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте, пожалуйста, согласны ли вы («да») или не согласны («нет») со следующими утверждениями:

1. Для меня важно, чтобы другие одобряли мое поведение.

2. Мои решения обычно отражают те высокие стандарты, которые я сам для себя установил.

3. Я бы не стал работать в компании, если бы не был согласен с ее целями.

4. Я люблю делать только то, что доставляет мне удовольствие.

5. Объем моих усилий в процессе работы определяется требованиями этой работы.

6. Я часто принимаю решение на основании того, что подумают другие.

7. Я должен поверить в идею, прежде чем начну работать над ее воплощением.

8. Если мне не нравится то, что надо делать на работе, я бросаю эту работу.

9. Каждый час работы должен быть оплачен.

10. Я часто откладываю работу, если можно заняться чем-то более интересным.

11. Я работал бы интенсивнее, если бы был уверен, что получу более высокую плату за мои усилия.

12. Я упорно работаю над задачей, если ее выполнение связано с общественным признанием.

13. Когда я выбираю работу, то останавливаюсь на той, которая кажется мне наиболее интересной.

14. Когда я выбираю работу, то останавливаю свой выбор на той, где больше платят.

15. Если я выбираю работу, то ищу такую, в которой успех принесет мне признание.

16. Когда я выбираю компанию, то ищу ту, которая поддерживала бы мои убеждения и ценности.

17. Я считаю себя человеком, который сам себя мотивирует.

18. Я провожу свое время с теми людьми, с которыми мне интереснее всего.

19. Мой любимый день на работе – день зарплаты.

20. Я стараюсь добиваться того, чтобы мои решения соответствовали моим собственным стандартам поведения.

21. Пока я не поверю в идею, я не могу работать по-настоящему упорно.

22. Мне нравится делать вещи, которые дают ощущение личного достижения.

23. Для меня важно работать в такой организации (компании), которая позволяла бы мне использовать мои способности и опыт.

24. Для того чтобы я мог упорно работать, цели компании должны совпадать с моими ценностями.

25. Если выбирать между двумя работами, то критерием для меня будет: «А какая из них интереснее?»

26. Нужно всегда держать глаза и уши открытыми для сбора информации о лучших местах работы.

27. Я прилагаю максимальные усилия, если мне известно, что это будет замечено наиболее влиятельными людьми в организации.

28. Мне нужно знать, что своими умениями и ценностями я вношу вклад в успех организации.

29. Если я предан компании, то не так важно, добился ли я личного успеха.

30. Те, у кого больше друзей, живут более полной жизнью.

Обработка результатов проводится путем простого суммирования количества ответов «да» по каждой из шкал.

Ключ

1. Внутренние процессы – 4, 8, 10, 13, 18, 25

2. Инструментальная мотивация – 5, 9, 11, 14, 19, 26

3. Внешняя концепция Я – 1, 6, 12, 15, 30, 27

4. Внутренняя концепция Я – 2, 17, 20, 22, 23, 28

5. Интернализация цели – 3, 7, 16, 21, 24, 29

Методика «Копинг-тест»

Методика «Копинг-тест» (Lazarus, Folkman, 1981) предназначена для исследования механизмов совладания в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Это 50 утверждений, отражающих способы преодоления трудностей в трех основных сферах психической деятельности – когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Эти утверждения соответствуют различным вариантам стратегий совладания, к которым человек прибегает в повседневной жизни, сталкиваясь с трудностями.

Количественные показатели переводятся в процентили, которые отражают степень выраженности и преимущественное использование того или иного механизма совладания. По своей конструктивности эти механизмы делятся на три группы:

а) конструктивные:

• планирование решения

• самоконтроль

• поиск социальной поддержки

б) относительно конструктивные:

• принятие ответственности

• положительная переоценка

в) неконструктивные:

• конфронтативный копинг

• дистанцирование

• избегание.

Выделяют восемь шкал, соответствующих восьми типам механизмов совладания:

1. Конфронтативный копинг – агрессивные усилия по изменению ситуации; определенная степень готовности к риску, действия направлены на активное утверждение своего мнения и желаний в отношениях с окружающими, стремление добиться своего, хаотичная деятельность, не направленная на изменение ситуации.

2. Дистанцирование – попытка отделиться от ситуации когнитивно и уменьшить ее значимость, забыть или проигнорировать ситуацию либо найти в ней позитивную сторону.

3. Самоконтроль – попытка управлять своими чувствами и действиями, контролировать эмоции, анализировать проблему, искать пути выхода из сложившейся ситуации.

4. Поиск социальной поддержки – стремление найти информационную, эмоциональную или практическую поддержку.

5. Принятие ответственности – осознание того, что субъект – участник проблемы, активный поиск ее решения.

6. Избегание – когнитивные и поведенческие стратегии бегства от проблемы, например – попытка улучшить самочувствие с помощью алкоголя, еды, курения.

7. Планирование решения – сознательная попытка изменить ситуацию, в том числе – аналитический подход к решению проблемы.

8. Положительная переоценка – стремление найти положительное значение, например: рост личности, обретение новой веры.

Сумма баллов по каждой из 8 шкал (в сопоставлении с нормативными данными) характеризует степень выраженности изучаемых стратегий совладания, а совокупность оценок отражает иерархию форм совладающего поведения испытуемого.

ИНСТРУКЦИЯ: Пожалуйста, зачеркните цифру справа от каждого утверждения, которая наиболее точно соответствует Вашему отношению к данному утверждению:

Ключ:

Б – реальное количество баллов по шкале

М – максимальное количество баллов по шкале:

1. 18

2. 18

3. 21

4. 18

5. 12

6. 24

7. 18

8. 21

П – процентили (%)

Методика исследования индивидуальных стратегий совладания Э. Хайма

Методика предназначена для исследования индивидуального стиля совладания. Она позволяет выявить как непродуктивные паттерны поведения, так и ресурсы личности.

ИНСТРУКЦИЯ : Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации, ситуации с высоким эмоциональным напряжением. Обведите кружком тот номер, который лучше соответствует вашему поведению. В каждом разделе необходимо выбрать только один вариант, отражающий то, как вы справляетесь с трудностями.

Отвечайте в соответствии с тем, как вы поступаете в последнее время. Не раздумывайте долго – важна ваша первая реакция. Будьте внимательны!

Утверждения

А

1. Говорю себе: «В данный момент есть что-то поважнее, чем трудности».

2. Говорю себе: «Это судьба, нужно с этим смириться».

3. «Это несущественные трудности, не так все плохо, в основном все хорошо».

4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать, что происходит у меня внутри».

5. «Я стараюсь все проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось».

6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей – это пустяк».

7. «Если что-то случилось, значит – так угодно Богу».

8. «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей».

9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам».

10. «В данный момент я не могу окончательно справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с более сложными».

Б

1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую».

2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу».

3. «Я подавляю эмоции в себе».

4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».

5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы мне помочь».

6. «Я впадаю в состояние безнадежности».

7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам».

8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».

В

1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».

2. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях».

3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях».

4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)».

5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.)».

6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».

7. «Я использую сотрудничество со значимыми людьми для преодоления трудностей».

8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».

Анализ результатов

Используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов. Каждое утверждение связано с определенной стратегией совладания. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение, отражающее его привычное поведение, можно думать, что это показывает его типичную стратегию совладания. Эти стратегии могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными. Кроме того, стратегии делятся на три подгруппы: когнитивные, эмоциональные и поведенческие.

Ниже («Ключ») показано, какой стратегии соответствует каждое утверждение. В скобках даны обозначения: П – продуктивная стратегия совладания (помогает быстро и успешно справиться со стрессом); О – относительно продуктивная стратегия (помогает в некоторых ситуациях, скажем, не слишком значимых или при невысоком уровне стресса); Н – непродуктивная (не устраняет состояние стресса, а напротив, способствует его усилению).

Ключ

А. Когнитивные стратегии совладания

1. Игнорирование – Говорю себе: «В данный момент есть что-то поважнее, чем трудности» (О).

2. Смирение – Говорю себе: «Это судьба, нужно с этим смириться» (Н).

3. Диссимиляция – «Это несущественные трудности, не так все плохо, в основном все хорошо» (О).

4. Сохранение самообладания – «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать, что происходит у меня внутри» (О).

5. Проблемный анализ – «Я стараюсь все проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось» (П).

6. Относительность – Я говорю себе: «По сравнению с проблемами других людей – это пустяк» (О).

7. Религиозность – «Если что-то случилось, значит – так угодно Богу» (О).

8. Растерянность – «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей» (Н).

9. Поиск смысла – «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам» (О).

10. Установка собственной ценности – «В данный момент я не могу окончательно справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с более сложными» (О).

Б. Эмоциональные стратегии совладания

1. Протест – «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую» (О).

2. Эмоциональная разрядка – «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу» (Н).

3. Подавление эмоций – «Я подавляю эмоции в себе» (Н).

4. Оптимизм – «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» (П).

5. Пассивная кооперация – «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы мне помочь» (О).

6. Покорность – «Я впадаю в состояние безнадежности» (Н).

7. Самообвинение – «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам» (Н).

8. Агрессивность – «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным» (Н).

В. Поведенческие стратегии совладания

1. Отвлечение – «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях» (О).

2. Альтруизм – «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях» (О).

3. Активное избегание – «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях» (Н).

4. Компенсация – «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)» (О).

5. Конструктивная активность – «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.)» (О).

6. Отступление – «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» (Н).

7. Сотрудничество – «Я использую сотрудничество со значимыми людьми для преодоления трудностей» (П).

8. Обращение – «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом» (О).

2.3.3. Исследование отношения к своему телу

Множество исследований показывают связь между неудовлетворенностью своим телом и такими нарушениями пищевого поведения, как эмоциогенная еда и переедание (см. раздел 4.1. главы 4). Искажение образа тела, его неверная оценка – это важнейший компонент нервной анорексии, так что работа с образом тела в этом случае – необходимый этап на пути к выздоровлению.

Тесты и опросники данного раздела позволяют исследовать отношение пациента к своему телу. Другие методики для исследования данного аспекта нарушений пищевого поведения приведены в разделе 4.3. главы 4.

Тест «Любите ли вы свое тело?»

ИНСТРУКЦИЯ: Пожалуйста, в каждой строке, содержащей один вопрос, зачеркните ту цифру, которая наиболее точно соответствует Вашему поведению и ощущениям.

Посчитайте сумму набранных баллов. Оцените степень Вашей неудовлетворенности собственным телом.

Опросник для исследования образа тела

Этот опросник разработан директором Национального Центра нарушений пищевого поведения Великобритании (Jade, http://www2.netdoctor.co.uk/testyourself/facts/body_image.asp). Испытуемому предлагают 20 утверждений, которые позволяют оценить, как часто он испытывает дискомфорт по поводу своей внешности в определенных ситуациях. Четыре варианта ответов: «никогда», «иногда», «часто», «всегда» – оцениваются в диапазоне от 0 («никогда») до 3 («всегда») баллов. Таким образом, испытуемый может набрать в сумме от 0 до 40 баллов.

Показатели 10 баллов и меньше говорят о том, что образ тела испытуемого позитивный и что отношение к собственной внешности практически не влияет на его повседневную жизнь.

При показателях от 11–20 баллов испытуемый в основном чувствует себя комфортно по поводу собственного тела. Однако время от времени образ тела и, следовательно, уверенность в себе могут колебаться, и существует риск появления чувства тревоги в отношении тела, его размеров, формы и внешнего вида в определенных ситуациях.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.28.137 (0.044 с.)