Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эйнштейновская (неклассическая) научная картина мира

Поиск

Третья научная картина мира стала называться эйнштей-новской – по имени наиболее выдающегося представителя ХХ в. Альберта Эйнштейна (1879–1955). По новым представлениям Вселенная стала рассматриваться безграничной, у которой не может быть центра. Таким центром можно считать любую точку. Все системы отсчета и все вытекающие утверждения будут относительными. Третья картина мира часто называется релятивистской (от лат. relativus – относительность).

По представлениям Ньютона пространство и время являются вместилищами материи. Они существуют вечно и неизменно. Без материи пространство и время все равно были бы. Объектом изучения классического естествознания был макромир – мир, в котором мы живем.

Проникновение научной мысли в микромир (сфера предельно малых объектов) и в мегамир (сфера колоссальных космических расстояний и громаднейших временных промежутков) стало главным признаком третьей научной революции.

Законы, которые действуют там, могут не совпадать с простыми представлениями, очевидными вещами.

А. Эйнштейн доказал, что при движении материальных объектов со скоростями, близкими к скорости света, пространство и время меняются: пространство искривляется, а время начинает течь медленнее. Никакой абсолютной, точной, безупречной, везде и всегда верной и единственной картины и системы отсчета быть не может, так как все относительно. Пространство и время – это не независимые от материи вместилища, как считал Ньютон, а наоборот, ее неотъемлемые свойства, или признаки. Без материи нет ни пространства, ни времени.

Теория относительности не опровергла законы классической механики, она включила их на правах частного случая, установив ограниченную область ее применения.

 

Список литературы к теме:

1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 173 - 186

2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 84 - 93

3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 392 - 406

4. Губин В.Д. Основы философии. – М.: Форум-Инфра, 2013. –
С. 168–184.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда и где появилась первая научная картина мира?

2. Каковы основные черты первой научной картины мира?

3. Что такое гелиоцентризм? Каковы его основные идеи?

4. Какое представление о мироздании пришло на смену античному?

5. Что такое деизм? В чем близость деизма к атеизму?

6. Что такое стационарность?

7. Почему третья научная картина мира называется релятивистской?

8. Какова основная идея теории относительности? Чем является пространство и время с ее позиции?

 

Тема 3.2. Философия и религия

Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Формы религий. Национальные и мировые религии. Кризис религиозного мировоззрения.

 

Методические указания

Религия – это одна из форм духовной культуры наряду с философией, наукой, искусством. Религия говорит о том, что есть сверхъестественный, невидимый и недоступный высший мир, существование которого доказать невозможно, но в который можно и нужно верить, потому что все земные события зависят от него.

Религия (от лат. regelere – чтить, почитать) означает «богопочитание, культ».

Религия (от лат. religare – связывать) – определенная связь между человеком (как конечным существом) и Богом (как бесконечным и абсолютным началом мира).

Религия приходит на смену мифологическому объяснению мира.

Религиозные представления, по которым существует только один Бог, называются монотеизмомгреч. monos – один, theos – бог).

Представления, по которым богов много, называются политеизмомгреч. poly – много, theos – бог).

Политеизм (многобожие) возник примерно 5 тыс. лет назад. Монотеизм (единобожие) (например, христианство или ислам) – 2 тыс. лет назад и считается более зрелой и развитой формой религии.

Осмысление Бога может выражаться в почитании камней (метолатрия), растений (фитолатрия), животных (зоолатрия), человека. Абсолют может мыслиться в виде отвлеченной идеи, например, различное понимание Бога: деистическое, теистическое, пантеистическое, атеистическое.

Существенной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие.

Мыслители обращают внимание на различные стороны религии. И. Кант ставил религию в теснейшую связь с нравственностью. По Канту религия – это закон, живущий в нас. Г. Гегель рационализирует религию, которая, по его словам, одно из самых важных дел нашей жизни. Она выражается в чувствах и поступках, рождает и питает высокий образ мыслей.

Вера и знание

Знание не может уничтожить или заменить веру. Веру нельзя заменить или ограничить знанием. В религии всякие попытки рационалистического анализа таинств вели к религиозному бессилию.

Но и знание не может заменяться верой, нельзя верой решать научные проблемы. Все исходное в знании недоказуемо, в него верится. Во всех областях знания мы упираемся в то, что недоступно разуму.

В акте веры, полагал Бердяев, есть подвиг отречения, которого нет в акте знания. «Я верю в Бога не потому, что мне доказано Его бытие, что я принужден к принятию Его, что гарантирован я залогом с небес, а потому что я люблю Его»[1].

Вера, по Шестову, дана человеку, чтобы он сам стал господином в созданном для него Творцом мире. Вера ведет нас через то, что разум отвергает как абсурд к тому, что разум полагает несуществующим. Разум учит человека повиноваться, вера дает ему власть повелевать[2].

Следует обратить внимание, что становление научной картины мироздания не противоречит религии. Н. Коперник, И. Ньютон,
А. Эйнштейн относились терпимо к религии. И. Кеплер утверждал, что математические принципы являются зримым выражением божественной воли.

У И. Ньютона существовала глубокая связь двух направлений исканий – поиск истинной религии и поиск истинной целостной картины мира.

Свобода религиозных убеждений – одно из основных, неотъемлемых прав человека. Поэтому должно с терпимостью относиться как к представителям других религий, так и к атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 1147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.01 с.)