Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение дошкольников рассказыванию по картине

МИР ПРИРОДЫ

ЖИВОТНЫЕ

СЕРИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ КАРТИН

С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАССКАЗЫВАНИЮ

Учебно-наглядное пособие

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»


ББК 74.100.5 М63

Составитель Н.В.Нищева

Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с М63 методическими рекомендациями по обучению дошкольников расска­зыванию: Уч.-нагл. пос. / Худ. С. К. Артюшенко, О.Н.Капустина, Т. П. Петрова. Сост. и авт. методич. рек. Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТ­СТВО-ПРЕСС, 2007.- 16 картин; 23 с. методич. рек.— (Б-ка жур­нала «Дошкольная педагогика»).

ISBN 5-89814-290-8

В комплект входят 15 демонстрационных картин, изображающих жи­вотных различных географических зон и сред обитания, разрезной материал на тему «Зимующие птицы» и методические рекомендации по обучению дошкольников рассказыванию по картине. Приведены примерные планы-конспекты занятий.

Для педагогов дошкольных образовательных учреждений общего и кор­рекционного вида.

ББК 74.100.5


ISBN 5-89814-290-8


© Нищева Н.В., составление, методические рекомендации, 2004 © Оформление. Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004


Н. В. Нищева

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Средняя группа


Занятие по картине «Кошка с котятами»

Тема. Рассказ по картине «Кошка с котятами».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Предварительная работа. Чтение сказки В. Сутее­ва «Три котенка», рассказа Е. Чарушина «Кошка».

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы
занятия, чтение педагогом стихотворения С. Михал­
кова «Котята».

Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз — котенок самый белый, Два — котенок самый смелый, Три — котенок самый умный, А Четыре — самый шумный,

Пять похож на Три и Два —

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята — Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Приходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.

2. Рассматривание картины О.Капустиной
«Кошка с котятами» и беседа по ней.

Педагог помещает на доску картину и органи­зует беседу по ней.

— Кого вы видите на картине?

Кошку с котятами.


 

— Давайте расскажем о кошке. Какая она?

Большая, пушистая.

— Правильно. У нее белая грудка и белые пе­
редние лапки. Какая у кошки мордочка? Какие у
нее спина и хвост?

Мордочка у кошки рыжая с белым, а спинка и
хвост — рыжие.

— Посмотрите, какие у кошки острые ушки,
зеленые глаза и длинные усы. А что делает кошка?

Кошка лежит на полу рядом со своими котя­
тами.

— Попробуйте повторить все, что мы рассказа­
ли о кошке: какая кошка; какие у нее грудка и
передние лапки, мордочка, спина и хвост, ушки,
глаза и усы; что делает кошка.

Кошка большая, пушистая. У нее беленькие
грудка и передние лапки, рыжая с белым мордочка,
рыжие спина и хвост, острые ушки, зеленые глаза и
длинные усы. Кошка лежит на полу со своими котя­
тами.

— А теперь давайте рассмотрим котят и расска­
жем о них. Сначала я расскажу вам о сером котенке,
а о других котятах будете рассказывать вы сами.

Серый котенок играет с мамой-кошкой. Он ма­ленький и забавный. У него белая мордочка, коро­тенький хвостик, большие глаза и острые ушки. Он стоит на задних лапках, а передние лапки положил на голову кошке.

А теперь вы расскажите о котятах, которые иг­рают с клубком. Откуда у них клубок? Что они опрокинули? Какие они? Какие у них мордочки, ушки, глаза, хвостики?

Два веселых котенка опрокинули корзинку с
клубками ниток и играют с синим клубком. Белый
котенок с серыми пятнами катает клубок лапкой, а
рыжий котенок смотрит на клубок. Котята малень­
кие. У них зеленые глазки и острые ушки, хвостики у
них коротенькие.

(Можно сразу же предложить еще одному ре­бенку повторить рассказ о котятах.)

— А кто хочет рассказать про котенка, который
спит на коврике? Какие у него мордочка, грудка,
лапки, ушки и усики?

Один котенок спит на коврике. У него белая с
серым мордочка, белые грудка и лапки, остренькие
ушки и длинные усики. Он крепко закрыл глазки.

(Имеет смысл и этот рассказ повторить еще раз.)

— Что делает еще один рыжий котенок? Рас­
скажите о нем.


Рыжий котенок сидит около блюдца с моло­ком. У него белая грудка и белые лапки, а хвостик полосатый. У котенка красивые желтые глаза, а носик розовый.

(Можно предложить кому-то из детей рассказать об этом котенке еще раз, добавив что-то от себя.)

3. Физкультурная пауза. Развитие подражатель­ности, общей моторики, координации речи с движе-

DUDU

Нием.

КОШКА

Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху — кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. В темноте я зорко вижу, Понапрасну не обижу. Но дразнить меня опасно — Я царапаюсь ужасно. В. Стоянов

Дети идут по кругу на носоч­ках, крадучись, держа согну­тые руки перед грудью. Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, а «когти» из пальчиков. Идут по кругу крадучись.

Останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти».

4. Обобщающий рассказ педагога по картине
«Кошка с котятами».

КОШКА С КОТЯТАМИ

На картине мы видим кошку с котятами. Боль­шая рыжая кошка лежит на полу вместе со своими котятами. У кошки белая с рыжим мордочка, белые грудка и передние лапки. У нее зеленые глаза, ост­рые уши и длинные усы.

Веселый серый котенок играет с кошкой. Он стоит на задних лапках, а передние положил кошке на голову. У котенка зеленые глазки, остренькие ушки и короткий хвостик.

Два котенка опрокинули корзинку с клубками ниток и играют с синим клубком. Серый котенок с белыми пятнами катит клубок, а рыжий котенок смотрит на него. Котята маленькие и забавные. У них остренькие ушки и короткие хвостики.

Около блюдца сидит большой рыжий котенок с белой грудкой. У него полосатый хвостик и краси­вые желтые глаза. Наверное, это старший брат ма­леньких котят.

Еще один котенок спит на коврике. У него серая с белым мордочка и белые лапки. Он крепко зажмурил глазки.

Кошка любит своих котят и охраняет их. Видно, как внимательно она смотрит, нет ли опасности.

5. Подведение итога занятия, оценка работы
детей.


Занятие по картине «Собака со щенятами»

Тема. Рассказ по картине «Собака со щенятами».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Предварительная работа. Чтение рассказа Е. Ча­рушина «Собака».

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы
занятия.

— Сегодня мы будем рассматривать картину
«Собака со щенятами». Но сначала послушайте сти­
хотворение.

2. Создание эмоционального фона для воспри­
ятия картины: чтение педагогом стихотворения
М. Стремина «Подарок».

ПОДАРОК

Раскрывается корзинка. В ней подарок, да какой! Не игрушка, не картинка — Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки, Нос — как пуговка звонка, Неуверенные лапки Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой Жмется ласково к ногам... Не игрушку, не картинку — Друга подарили нам!

3. Рассматривание картины О.Капустиной «Со­
бака со щенятами» и беседа по ней.

Педагог помещает на доску картину и органи­зует беседу по ней.

— Кого вы видите на картине?

Собаку и маленьких щенят.

— Давайте рассмотрим собаку и расскажем о
ней. Какая она?

Большая, красивая.

— У нее золотистая шерсть, длинные уши и
короткий хвост. А какие у нее глаза?

Глаза у нее добрые.

— А что делает собака?

Собака смотрит на щенят.

— Она наблюдает за ними, охраняет их.


Давайте еще раз расскажем о собаке. Какая она, какие у нее шерсть, уши, глаза, хвост? Что делает собака?

Собака большая, красивая. У нее золотистая
шерсть, длинные уши, добрые темные глаза и корот­
кий хвост. Она охраняет щенят.

— А теперь давайте расскажем о щенятах. По­
смотрите на них. Они разные или похожи друг на
друга?

Все щенята одинаковые.

— Какие они по размеру? Какого они цвета?
Какие у них ушки и хвостики?

Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости­
ки у них коричневые.

— Что делают щенята?

Один щенок сидит рядом с собакой.

Два щенка борются на матрасике.

Еще один щенок хочет залезть на скамейку.

— Наверное, он самый любопытный, хочет уз­
нать, что лежит на скамейке.

Вдалеке один щенок играет с мячиком.

— Этот щенок — самый смелый: ушел далеко
от мамы и играет один.

Попробуем повторить все, что мы рассказали о щенятах, еще раз. Расскажите о том, какие щенята, что они делают.

Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости­
ки у них коричневые. Один щенок сидит рядом с со­
бакой. Два щенка играют на матрасике. Любопыт­
ный щенок хочет залезть на скамейку. А смелый ще­
нок играет на крылечке с мячиком.

— Посмотрите внимательно, что еще вы видите
на картине?

Корзинку.

— Правильно. В корзинке щенята спят.

Еще видим блюдце.

— Для чего оно нужно?

Для воды или молока.

— Конечно. Щенята пьют из него.

А теперь давайте немного поиграем. Вспомним упражнение про Тузика.

4. Физкультурная пауза. Развитие подражатель­ности, общей моторики, координации речи с движени­ем.

ТУЗИК

Стоя на месте, дети выпол­няют повороты корпуса впра­во-влево, руки на поясе. Бегут по кругу. Меняют направление движе­ния. Прыжки на месте, руки на поясе.

Вот он крутится волчком, Тузик, Тузик,

хвост крючком. Вот летит во весь опор То на речку, то во двор.

То дежурит у ворот — Словом, дел невпроворот. А. Прокофьев


Ход занятия

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы
занятия, загадывание детьми загадок.

— Сегодня мы будем рассматривать картину
«Дикие звери и их детеныши» и составлять рассказ
по ней. На картине изображены разные животные.
А о ком из них вы помните загадки? Загадайте их
своим товарищам.

Что за шустрый колобок Промелькнул средь веток, Вдоль ствола и поперек? Был зверек — и нету.

(Белка)

Рыжая плутовка, Хитрая, ловкая. Хвост пушистый, Мех золотистый.

(Лиса)

2. Рассматривание картины С.Артюшенко
«Дикие звери и их детеныши» и беседа по ней.

Педагог помещает на доску картину и органи­зует беседу по ней.

— Кто изображен на картине?

На картине изображены дикие звери и их де­теныши.


 

— Каких зверей вы видите на переднем плане?
Что они делают? (Педагог показывает, на какую
часть картины дети должны обратить внимание.)

Мы видим барсучиху с барсучатами. Один
барсучонок вылезает из норы, два барсучонка борют­ся, а мама-барсучиха наблюдает за ними.

— Послушайте мой рассказ о барсучихе и бар­сучатах.

Барсучиха большая, у нее жесткая серая шерсть. Морда у барсучихи вытянутая, полосатая; лапы ко­роткие, сильные, с длинными когтями; ушки ма­ленькие. Барсучата очень похожи на свою маму, только они еще маленькие и шерстка у них не такая жесткая.

А каких зверей вы видите на сосне?

На сосне мы видим двух бельчат и белку.

— Что они делают?

Один бельчонок выглядывает из дупла, другой
бежит вниз по стволу, а мама-белка стоит на ветке
и наблюдает за ними.

— Расскажите об этих животных поподробнее,
как я рассказывала о барсуках.

Белки — некрупные зверьки. У них короткая
рыжая шерстка, длинные задние лапки и короткие пе­редние, на ушах — кисточки. У мамы-белки хвост пу­шистый, а у бельчат еще не очень пушистые хвостики.

— А какие звери расположились под деревом?
Что они делают?

Под деревом мы видим лису с лисятами. Два
лисенка дерутся, еще один бежит к ним, хочет при­нять участие в борьбе, а еще один сидит и смотрит,
высунув язычок. Лиса стоит в стороне и наблюдает
за своими детенышами.

— Расскажите про лису и лисят, используя уже
знакомый план.

Лисане очень крупный зверь. У нее краси­вый рыжий мех, пушистый хвост, длинная мордочка,
острые ушки. Лисята похожи на лису, но они еще
маленькие, мех у них не такой красивый, а хвостики
не такие пушистые.

— Опишите уголок леса, который вы видите.
Где устроили звери свои жилища?

Мы видим глухой уголок леса. В лесу растут
высокие деревья, кусты. Под корнями сосны устроила
свою нору барсучиха. В сосне два дупла, в одном из
них
гнездо белки. А нора лисы, наверное, где-то
недалеко.



— А какое время года на картине? Как вы ду­маете?

На картине лето, потому что кругом много
зелени.

— Правильно. У диких зверей такие маленькие
детеныши бывают в середине лета.

Обратите внимание на то, как ведут себя лесные мамы, как они следят за детенышами.

Лесные мамы зорко следят за детенышами, го­
товы их защитить, если будет нужно.

— Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.
А теперь давайте отдохнем.

3. Физкультурная пауза. Развитие подражатель­ности, общей моторики, координации речи с движе­нием.

ЗВЕРИ И ЗВЕРЯТА

шагая; говорят низким голо­сом.

Волки вышли из-за елки, Дети идут по кругу, широко На охоту вышли волки. Волк, волчица

и волчонок — Папа, мама и ребенок.

Приседают, сделав круглые спинки. Двигаются по кругу вприсяд­ку. Стоят лицом в круг, делают из рук крышу над головой. Подкладывают руки под щеку. Идут по кругу, изображая, как плывет бобр.

Три колючих колобка Притаились у пенька. Еж, ежиха и ежонок — Папа, мама и ребенок.

У лесной речушки хатка,

Там бобриха и бобрятки. Папа-бобр их охраняет, Возле хатки он ныряет.

На прогулку дружно вышли Идут по кругу крадучись. Три зверька в шубейках

рыжих.

Лис, лисица и лисенок — Папа, мама и ребенок.


ДИКИЕ ЗВЕРИ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

На картине изображен уголок летнего леса: вы­сокие деревья, кусты, зеленая трава.

Под корнями дуба устроила свою нору барсу­чиха. Один барсучонок вылезает из норы, два бар­сучонка борются, а мама-барсучиха наблюдает за ними. Барсучиха большая, у нее жесткая серая шерсть. Морда у барсучихи вытянутая, полосатая, лапы короткие, сильные, с длинными когтями, ушки маленькие. Барсучата очень похожи на свою маму, только они еще маленькие и шерстка у них не такая жесткая.

На дереве мы видим двух бельчат и белку. Один бельчонок выглядывает из дупла, другой бежит вниз по стволу, а мама-белка стоит на ветке и наблюдает за ними.

Белки — некрупные звери. У них короткая рыжая шерстка, длинные задние лапки и короткие передние, на ушах кисточки. У мамы-белки хвост пушистый, а у бельчат еще не очень пушистые хвос­тики.

Под деревом мы видим лису с лисятами. Два лисенка дерутся, еще один бежит к ним, хочет при­нять участие в борьбе, а еще один сидит и смотрит, высунув язычок. Лиса стоит в стороне и наблюдает за детенышами.

Лиса — не очень крупный зверь. У нее краси­вый рыжий мех, пушистый хвост, длинная мордоч­ка, острые ушки. Лисята похожи на лису, но они еще маленькие, мех у них не такой красивый, а хвостики не такие пушистые.

Лесные мамы зорко следят за детенышами, го­товы их защитить, если будет нужно.

Рассказ детей по картине.

В старшей группе можно сначала предложить детям составить рассказ по частям, чтобы один ре­бенок описал уголок леса, другой рассказал о бар­суках, третий — о белках, четвертый — о семье лис. В заключение один ребенок может повторить рас­сказ целиком.


Занятие по картине «Домашние животные и их детеныши»

Тема. Составление описательных рассказов о домашних животных и рассказа по картине «До­машние животные и их детеныши».

Образовательные цели. Обучение составлению описательных рассказов по предложенному плану и рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные», развитие мышления, зрительного внимания, твор­ческого воображения, расширение естественнона­учных представлений.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.



Предварительная работа. Заучивание стихотво­рения Г. Ладонщикова «Мои друзья» и загадок о домашних животных, чтение рассказов Е. Чарушина «Коза», «Баран».

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы
занятия. Создание у детей эмоционально-положи­
тельного настроя на восприятие картины.

— Сегодня мы с вами поговорим о домашних
животных и составим рассказ по картине «Домаш­ние животные и их детеныши». Но для начала да­вайте вспомним стихотворение «Мои друзья».
(Один из детей рассказывает стихотворение.)

МОИ ДРУЗЬЯ

На подворье нашем Овцы и барашек, Хрюшка с поросенком И коза с козленком, Добрый пес Трезорка И корова Зорька, Гуси и гусята, Куры и цыплята. Все они хорошие, Я их всех люблю. А цыплят я крошками Утром покормлю.

Г. Ладонщиков

— В стихотворении говорится о разных домаш­
них животных. А о каких домашних животных вы
помните загадки? (Несколько детей загадывают за­
гадки.)

Не спеша шагает к речке, В шубе ей тепло как в печке. Подойдет она к избе И зовет меня: «Бе-бе!»

(Овца)

С бородой родится, Никто не дивится.

(Козел)

Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завиты рога.

(Баран)

Розовая спинка, На спине щетинка, Круглый носик пятачком, А вертушка-хвост крючком. (Поросенок)

2. Рассматривание картины С.Артюшенко «До­машние животные и их детеныши» и беседа по ней.


Составление описательных рассказов о животных и их детенышах по предложенному плану.

Педагог помещает на доску картину, предлагает детям рассмотреть ее, а затем задает вопросы.

— Кого вы видите на картине?

Мы видим домашних животных и их детены­шей.

— Какие животные изображены на переднем
плане?

На переднем планекоза с козлятами.

— Давайте составим рассказ о козе. Вспомните
план, которым мы пользуемся для рассказа о жи­вотном. Сначала вы называете животное, рассказы­ваете, какого оно размера. Обращаете внимание на
цвет, а если тело животного покрыто шерстью, рас­
сказываете, какая шерсть. Описываете туловище,
голову, конечности. Можете обратить внимание на
другие части тела животного — уши, хвост. Затем
вы можете рассказать, что делает животное.

Это коза. Она не очень большая, пятнистая.
У нее длинная шерсть. Голова у козы маленькая, с
острыми рогами, у козы есть борода. На ногах у
козы
копытца. Хвостик у нее короткий. Коза щип­
лет листочки с куста.

Педагог отмечает, что рассказ получился инте­ресным, спрашивает, не хочет ли кто-нибудь допол­нить рассказ, а затем предлагает детям рассказать о козлятах по тому же плану.

Рядом с козой — два козленка, черный и серый.
У них маленькие головки с коротенькими рожками,
нежная шерстка, тоненькие ножки. Козлята играют,
учатся бодаться.

— Кого вы видите вдалеке, за козой и козлята­
ми?

Вдалеке мы видим козла.

— Расскажите о нем.

Козел большой, темно-серый. У него крупная
голова, длинные рога, борода. Козел лежит на земле,
отдыхает.

Аналогично дети составляют рассказы по плану о баране, овце, ягнятах, свинье, поросятах. Педагог привлекает к участию в работе всех детей, при не­обходимости оказывает детям помощь, дополняет рассказы, исправляет речевые ошибки, обязательно оценивает работу своих воспитанников. (Оценка яв­ляется хорошим обучающим приемом, который по­могает детям учесть ошибки товарищей.) Необходи­мо учить детей использовать выражения: «передний план», «задний план».

Физкультурная пауза.

ТЕЛЕНОК

Два прыжка. «Рожки» из пальников. Два прыжка. «Хвостик» из руки — за спину. Два прыжка.

Бу-бу,

Я рогатый.

Бу-бу,

Я хвостатый.

Бу-бу,



Я ушастый. Бу-бу, Очень страшный. Бу-бу, Испугаю. Бу-бу, Забодаю.

«Ушки» из ладошек. Два прыжка. Ходьба на месте. Два прыжка. Бег на месте. Два прыжка. «Бодаются».

4. Коллективное составление плана рассказа по
картине.

— А теперь давайте составим план рассказа по
картине. С чего вы хотите начать рассказ?

Можно перечислить всех животных, которых
мы видим на картине, рассказать о дворе, где они
гуляют.

— Как вы построите рассказ дальше?

Мы будем рассказывать по очереди обо всех жи­
вотных. Расскажем, как они выашдят и что делают.

— А чем вы закончите рассказ?

Можно рассказать о том, что особенно понра­
вилось на картине.

(При необходимости педагог напоминает план рассказа о животном.)

5. Рассказ по картине (по частям) нескольких
детей, потом обобщающий рассказ одного ребенка.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Мы видим уголок двора. Здесь гуляют домаш­ние животные: коза с козлятами и козел, овца с ягнятами и баран, свинья с поросятами.

На переднем плане мы видим козу с козлятами. Коза не очень большая, пятнистая. У нее длинная шерсть. Голова у козы маленькая, с острыми рога­ми. У козы есть борода. На ногах у козы копытца. Хвостик у нее короткий. Коза щиплет листочки с куста.

Рядом с козой — два козленка, черный и серый. У них маленькие головки с коротенькими рожками, нежная шерстка, тоненькие ножки. Козлята играют, учатся бодаться.

Вдалеке мы видим козла. Козел большой, темно-серый. У него крупная голова, длинные рога и борода. Козел лежит на земле, отдыхает.

Справа мы видим овцу, барана и ягнят. Овца — небольшая. У нее волнистая шерсть. Голова у овцы маленькая, ножки тонкие.

Баран большой, у него крупная голова с закру­ченными рогами, густая шерсть, сильные ноги. Овца и баран смотрят на своих ягнят.

Ягнята маленькие. У них нежная шерстка, ма­ленькие головки, тоненькие ножки, смешные вися­чие ушки. Белый ягненок поднял головку, смотрит на барана и блеет. Серый ягненок лежит на травке возле куста.

На заднем плане, у стены сарая, мы видим сви­нью с поросятами. Свинья большая, розовая, толс-


тая. У нее крупная голова, короткие толстые ноги, нос-пятачок.

Поросята похожи на свою маму. Они тоже толс­тенькие, розовенькие, у них маленькие пятачки и хвостики-крючки.

Поросенок справа от свиньи поднял голову и хрюкает. Два поросенка идут на лужайку. Поросе­нок слева от свиньи идет к ней.

На картине мне больше всех понравились коз­лята, которые бодаются. Они веселые и симпатич­ные.

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы
занятия.

— Сегодня мы с вами составим рассказ по кар­
тине «Корова с телятами и бык». Но сначала послу­
шайте рассказ Евгения Чарушина «Корова».

2. Создание эмоционально-положительного фона
для восприятия картины: чтение педагогом рассказа
Е.Чарушина «Корова».

КОРОВА

Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует-пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толс­тые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.

— А что тебе, Пеструха, повкуснее жевать —
простую зеленую траву или разные цветочки?

Может быть, ромашку, может, синий василек, или мышиный горошек, или незабудку, или гвоз­дичку, а может, иван-да-марью?



Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить — надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.

3. Загадывание детьми загадок о домашних жи­
вотных.

Голодна — мычит, Сыта — жует, Малым деткам Молока дает.

(Корова)

Этот маленький ребенок

Спит без простынь и пеленок.

Под коричневые ушки

Не кладут ему подушки.

У него четыре ножки,

Он гуляет без пальто.

Он галошки и сапожки

Не наденет ни за что.

Он сказать не может: «Мама,

Есть хочу!» А потому

Целый день мычит упрямо:

«Му-у-у!»

Это вовсе не ребенок,

Это маленький... (теленок).

4. Рассматривание картины С.Артюшенко «Ко­
рова с телятами и бык» и беседа по ней. Составление
описательных рассказов о животных и их детенышах
по образцу.

— Давайте внимательно рассмотрим картину.
Кого вы видите на ней?

Мы видим корову, телят и быка.

— Посмотрите на корову и послушайте мой
рассказ о ней, а потом расскажите о телятах и быке.

Слева на картине изображена черно-белая пят­нистая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.

Вы послушали мой рассказ. Сначала я сказала, какого цвета и размера корова, потом рассказала о некоторых частях тела коровы, затем — о том, что она делает. Теперь вы расскажите по такому же плану о быке и телятах.

Справа на картине стоит огромный коричне­вый бык. У него крупная голова, длинные острые рога
и сильные ноги с большими копытами. На лбу у него
белое пятно. Бык жует зеленую траву и машет толс­тым хвостом — отгоняет мух.

Рядом с коровой стоит маленький пятнистый
бело-рыжий теленок. У него тоненькие ножки, ма­ленькие ушки и коротенький хвостик с кисточкой.
Теленок щиплет травку.

Светло-коричневый теленок лежит рядом с
быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него


уже есть маленькие рожки. А на лбу у него белое пятнышко — как у быка, только маленькое.

— Мне понравилось, как вы рассказали о быке
и телятах. Теперь давайте расскажем о природе, ко­
торая окружает животных. Какой день изображен
на картине? Какое время года? Каким кажется лес
вдалеке? Какие небо и вода в озере? Какая трава на
лугу?

Стоит солнечный осенний день. Листья на де­
ревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке
кажется разноцветным. А трава на лугу еще зеленая
и сочная. Небо и вода в озере светлые.

— Что еще вы видите на заднем плане картины?

Слева на берегу озера мы видим стога сена.
Это корм для животных на зиму. А справа на заднем
плане — коровник и изгородь вокруг него. Там живут
корова, телята и бык.

— Вы рассмотрели картину и ответили на мои
вопросы. Перед тем как составить рассказ по кар­
тине, давайте отдохнем.

Физкультурная пауза.

Я, МЛАДЕШЕНЬКА, БУРЕНУШКУ ПАСУ

Я, младешенька, Дети идут в хороводе.

Буренушку пасу. Я с Буренушкой

до вечера в лесу. Я медведя повстречать Меняют направление движе-

боюсь, ним. Я медведю низко в пояс Останавливаются лицом в

поклонюсь: круг.
Дедушко, Три раза низко кланяются.

Медведушко,

Не тронь мою коровушку, Не губи мою головушку!

6. Коллективное составление плана рассказа по
картине.

— Подумайте, с чего вы начнете рассказ: с опи­
сания животных или с описания природы, которая
их окружает?

Лучше начать рассказ с описания природы.

— О ком вы расскажете потом?

Потом мы опишем корову, телят и быка, рас­
скажем о том, что они делают.

— Чем можно закончить рассказ?

В конце рассказа можно рассказать о том,
что больше всего понравилось на картине.

7. Рассказ по картине (по частям), составленный
несколькими детьми, потом обобщающий рассказ
одного ребенка.

— Теперь давайте составим рассказ по картине.
Сначала вы будете рассказывать по частям: один из
вас расскажет о природе, другой — о корове, тре­тий — о телятах, четвертый — о быке, а пятый за-



кончит рассказ. А потом кто-то из вас повторит рассказ целиком.

КОРОВА С ТЕЛЯТАМИ И БЫК

Стоит солнечный осенний день. Листья на де­ревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу еще зеленая и сочная. Небо и вода в озере светлые.

На берегу озера — луг. На лугу пасутся корова, бык и телята. Слева изображена черно-белая пят­нистая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.

Справа на картине стоит огромный коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога и сильные ноги с большими копытами. Бык жует траву.


Рядом с коровой стоит маленький пятнистый бело-рыжий теленок. У него тоненькие ножки, ма­ленькие ушки и коротенький хвостик. Теленок щиплет травку.

Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть маленькие рожки. Он похож на быка-папу, у него на лбу такое же беленькое пятнышко.

Слева на берегу озера мы видим стога сена. Это корм для животных на зиму. А справа на заднем плане — коровник и изгородь вокруг него. Там живут корова, телята и бык.

Мне особенно понравился на картине малень­кий пятнистый теленок. К нему хочется подойти поближе и погладить его.

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы
занятия.

2. Рассматривание картины С.Артюшенко «Кто
как зимует». Создание эмоционально-положительно­
го фона для восприятия картины.

— Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Кто как зимует» и составим рассказ по ней. Рассмотрите картину и вспомните загадки о животных, которые изображены на ней.

Посмотрите-ка, какая: Вся горит, как золотая. Ходит в шубе дорогой, Хвост пушистый и большой. На увертки мастерица, А зовут ее... (лисица).

День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит он молчком, Уши серые торчком.

(Волк)


По снегу бежит — петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно, Волку и лисе обидно.

(Заяц)

Лесники ее котят Взять домой не захотят, Ей не скажешь: «Мурка, брысь!» Потому что это... (рысь).

Я скачу туда-сюда По деревьям ловко. Не пустует никогда У меня кладовка.

(Белка)

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.

(Лось)

3. Беседа по картине. Составление детьми опи­сательного рассказа про зимний лес и описательных рассказов о животных с опорой на алгоритм.

— Картина называется «Кто как зимует». На
ней изображены животные в зимнем лесу. Расска­жите мне про зимний лес: какой это лес, где лежит
снег, как выглядят деревья и кусты, что вы видите
на снегу. Вспомните рассказы, которые мы уже
составляли про зимний лес. Используйте слова:
утопает, дремучий, заснеженный, пушистый.

Мы видим дремучий заснеженный лес. Он весь
утопает в снегу. Пушистый снег лежит на земле, на
голых ветках деревьев, на елочках. На снегу видны
следы зверей.

— Каких животных вы видите на переднем
плане? Расскажите о них, используя алгоритм.

На толстом суку сосны мы видим рысь. Это
большая лесная кошка. Она пушистая, серая, пятнис­тая. У нее кисточки на ушах и короткий хвост. Рысь
высматривает добычу.

Слева от рыси, на той же сосне, сидит белоч­ка. Это маленький зверек в серой шубке. У белки ко­роткие передние лапки и длинные задние. Хвост у бе-



лочки пушистый, на ушах кисточки. Белочка держит в лапках желудь.

— Теперь расскажите о животных, которых вы
видите справа под деревом.

Справа под деревом мы видим двух волков.
Волки стоят в глубоком снегу. Они большие, серые.
Один волк что-то высматривает, а второй накло­нился и нюхает снег.

— Волк нюхает заячьи следы: здесь недавно
пробежал заяц. Расскажите о зайчике, которого вы
видите на картине.

Слева под елочкой прячется маленький белый
зайчик. У него пушистая шубка, длинные ушки, ко­
роткие передние и длинные задние лапы. Зайчик убегал
от волков, устал и теперь отдыхает.

— Каких животных вы видите на заднем плане
картины? Расскажите о них.

В глубине леса слева мы видим лося. Он огром­ный, стройный, темно-коричневый. У него большая
голова с ветвистыми мощными рогами. Ноги у лося
белые, как будто в чулках. Лось грызет кору молодой
осины.

Справа в глубине леса мы видим лису. Она не­
большая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и
остренькие ушки. Лиса охотится на мышь, подпры­гивает, чтобы схватить ее.

— А еще какие животные изображены на кар­
тине?

Здесь нарисованы птички.

— Да, это зимующие птицы. Какую птицу вы
видите на переднем плане? Что она делает?

Это синичка. Она сидит на заснеженном кус­
тике.

— А что за птица изображена в верхнем левом
углу картины?

Это клест. Он сидит на ветке сосны.

— Правильно. Клест лущит сосновую шишку и
достает из нее семена.

Вы очень хорошо рассказали про зимний лес и составили рассказы о животных. А теперь давайте отдохнем.

4. Пальчиковая гимнастика.

ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на

Есть нора — обеих руках — по одному

надежный дом. пальцу на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры.


Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно хлопают в ладоши Всем тепло, уютно в нем. и ударяют друг о друга кулач­ками обеих рук.

5. Подготовка детей к рассказу по картине. Кол­
лективное составление плана рассказа.

— Давайте обсудим, как вы будете составлять
рассказ по картине. С чего вы начнете его?

Мы начнем рассказ с описания зимнего леса.

— О чем будете рассказывать дальше?

Мы составим рассказы обо всех животных:
расскажем, как они выглядят, что делают.

— Используйте алгоритм. Он поможет вам ни­
чего не забыть при описании животных. Чем вы
закончите рассказ?

Рассказ можно закончить описанием того,
что особенно понравилось на картине.

6. Обобщающий рассказ по картине, составлен­
ный одним или несколькими детьми.

КТО КАК ЗИМУЕТ

Мы видим дремучий заснеженный лес. Он весь утопает в снегу. Пушистый снег лежит на земле, на голых ветках деревьев, на елочках. На снегу видны следы зверей.

На толстом суку сосны притаилась рысь. Это большая лесная кошка. Она пушистая, серая, пят­нистая. У нее кисточки на ушах и короткий хвост. Рысь высматривает добычу.

Слева от рыси на ветке сосны сидит белочка. Это маленький зверек в серой шубке. У белки ко­роткие передние лапки и длинные задние. Хвост у белочки пушистый, на ушках кисточки. Белочка держит в лапках желудь.

Слева под елочкой прячется маленький белый зайчик. У него пушистая шубка и длинные ушки. Зайчик убегал от волков, устал и теперь отдыхает.

В глубине леса мы видим лося. Он огромный, стройный, темно-коричневый. У него большая го­лова с ветвистыми мощными рогами. Ноги у лося белые, как будто в чул



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.75 (0.013 с.)