Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные идеи психоанализа З. Фрейда (1856–1939)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Классические философские представления о человеке заключаются в том, что он представляет разумное сознательное существо. Сознание является его отличительной чертой. Австрийский врач-психиатр З. Фрейд первый усомнился в разумной природе человека. По мнению Фрейда, биологического или природного в человеке больше, чем разумного, культурного. Все биологическое в человеке, представляющее различные инстинкты, Фрейд называл областью бессознательного. Бессознательное определяет человеческие чувства, желания, мысли, поступки. Жизнь и деятельность человека, по Фрейду, объясняются взаимодействием трех слоев, или пластов, его психики. Сверх-Я – различные общественные нормы, принципы и законы. Я – само человеческое сознание. Оно – бессознательная, инстинктивная область.
В основе духовной структуры личности у Фрейда лежит идея первичности и управляющей роли бессознательного. Воля и разум бессильны перед биологическим инстинктом. Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному анализу. Но он преувеличил ее роль в поведении нормального здорового человека, который, как правило, в своем поведении руководствуется разумом. Человек – это прежде всего сознательное, разумное существо.
Список литературы к теме: 1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 166-168 2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 117-119 3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 365-377 Вопросы для самоконтроля: 1. Какова философская трактовка понятия «сознание» в различные исторические эпохи? 2. Каковы три стороны сознания? Раскройте их. 3. Каковы основные идеи З. Фрейда?
Тема 2.3. Учение о познании Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Здравый смысл и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины. Методические указания Студент должен уяснить, что в теории познания главное – это проблема познаваемости мира, способы получения знания и критерии его достоверности. Познание – это духовная деятельность человека, целью которой является получение нового знания на основе существующего. Нельзя понимать процесс познания как окончательно завершившийся. Процесс познания – это движение к более глубокому знанию, которое соответствовало бы действительности. Начиная с античности, было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир. Сенсуалисты (от лат. sensus – чувство), или эмпирики, считали, что мы познаем мир чувствами (Эпикур, Фр. Бэкон, Дж. Локк). Чувства – единственный и достоверный источник наших знаний. Основные формы чувственного познания: - ощущение – когда мы воспринимаем отдельное качество; - восприятие – когда воспринимаем целостный образ предмета; - представление – когда можем наглядно представить предмет. Рационалисты полагали, что чувства могут обманывать и все доступно только разуму. Основными формами рационального познания являются формы нашей мысли: - понятие открывает нам какой-нибудь признак вещи; - суждение – это связь между понятиями, в которой что-либо утверждается или отрицается; - умозаключение – вывод из нескольких суждений. Сенсуалисты утверждали, что наше знание – из опыта конкретного индивидуального человека. Рационалисты полагали, что знание – не из опыта, а из головы. Знания в голову не попадают, а всегда находятся там в виде врожденных идей. Знанию научить нельзя – его нужно «вспомнить». Агностицизм (с греч. agnostos – непознаваемый), представители Пиррон, Тимон, Юм, Кант. Кант полагал, что мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он нам является. Мир всегда преломлен через наши чувства, через разум, язык, искусство. Мир такой, каков он сам по себе, есть лишь некая идея, непостижимая вещь-в-себе. Мы познаем лишь явления, данные нам в ощущениях, сущность мира непознаваема. Виды познания Житейское познание основано на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном познании. Такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Научное знание предполагают осмысление фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему. Научное знание не терпит бездоказательности. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное; за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в крайне абстрактные математические формулы, диаграммы, схемы, кривые, графики. У житейского познания и научного знания есть глубоко общее – это идея ориентировки в мире. Практическое знание тесно примыкает к научному знанию. Практика состоит в овладении вещами, в господстве над природой. Преобразуя мир, практика преобразует и человека; она связана с социальностью. Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Научное знание создало большое количество форм и методов познания, среди которых выделяют эмпирические и теоретические. Эмпирические формы – научное наблюдение, эксперимент. Теоретические формы: - индукция – метод наблюдения данных, когда по наблюдаемым явлениям делают вывод обо всей области изучаемых предметов; - дедукция – это обратное движение мысли от общего к частному, когда, отталкиваясь от общих положений, можно понять новые частные явления; - анализ и синтез – процессы мысленного расчленения предмета, свойств предмета на составные части и соединения, сочетание различных частей или предметов в единое целое. В целом, благодаря методам и формам познания создалась стройная, разветвленная, постоянно изменяющаяся картина мира. Проблема истины Целью познания является достижение истины. Истина определяется как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Истина относительна, ибо отражает объект не полностью, не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, а не знания абсолютно достоверных фактов. Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Под абсолютной истиной в науке имеют в виду предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в виде последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущее. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Наука располагает не только абсолютными истинами, но в большей мере – истинами относительными, хотя абсолютная истина всегда частично реализована в наших актуальных знаниях.
Список литературы к теме: 1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 158 - 172 2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 134-143 3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 378-391 4. Губин В.Д. Основы философии. – М.: Форум-Инфра, 2013. – С. 155–168. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем заключается спор сенсуалистов и рационалистов в вопросе познания? 2. Что такое агностицизм? В чем его суть? 3. Какие виды познания вам известны? 4. Назовите методы и формы познания. 5. Что такое истина? 6. Какие истины вам известны?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.177.173 (0.006 с.) |