Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Человек. Сознание. ПознаниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Студент должен иметь представление: - о методах и приемах познания мира; знать: - основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, основные характеристики его бытия; - основные положения современной философии и науки о природе и структуре сознания; уметь: - анализировать современные философские и научные представления о природе человека; - вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям, как любовь, творчество, смерть, вера и т.д.
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема Философия о происхождении и сущности человека. Биологическое и социальное в человеке, их диалектическая взаимосвязь. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незавершенность, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, смысл жизни, счастье, вера. Методические указания Проблема человека – одна из основных, если не центральных во всей мировой философии. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, кем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности и т.п. В истории философии человек определялся по-разному. Он – «венец природы», «политическое животное», «мыслящий тростник», «человек умелый». В философии существует некоторая традиция, преемственность взглядов на природу и сущность человека. Студент должен иметь представление об изменении отношения к человеку в различные исторические эпохи. Следует более подробно остановиться на следующих положениях: - в античной философии человек рассматривался как микрокосмос, подчиненный высшему началу – судьбе; - в системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала – душа и тело, а также человек и Бог; - философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную сущность; - философия XIX – начала ХХ в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях сущность его к рациональному началу, в других – к иррациональному. Проявление человеческой сущности крайне многообразны: это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума. В момент рождения он лишь кандидат в человека. Он не может им стать в изоляции. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием. Человек представляет собой целостное единство биологического, психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального; наследственного и прижизненно приобретенного. В философской антропологии схвачены некоторые существенные черты, говорящие о своеобразии человека как земного творения. Но ни одно из этих суждений не выражает существа человеческой природы, ее целостность. Определить человека можно только отрицательно, т.е. через такие качества, которые несут в себе отрицание. Это свидетельствует об исключительном характере, особом месте человека среди явлений окружающего мира. Несводимость – человек не сводим к своему биологическому виду, никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической характеристикой. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Непредопределенность – человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он зависит от множества факторов. Но человек не должен ни от чего зависеть внутренне. «Главная причина моей жизни – я, а не обстоятельства». Незаменимость и неповторимость – у каждого человека есть дело, которое кроме него никто не сделает. Каждый человек уникален и неповторим. Невыразимость – человек и сегодня все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной. Незавершенность – в отличие от других существ человек способен преодолеть свою видовую ограниченность, быть неотторжимой частью живого мира и возвышаться над ним. Основные категории бытия человека, определяющие его
Список литературы к теме: 1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 118-123 2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 110 - 134 3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 406 - 423 4. Губин В.Д. Основы философии. – М., 2013. – С. 69–107. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем специфика рассмотрения проблемы человека в каждую историческую эпоху? 2. В чем проблема социального и биологического в человеке? 3. Каковы фундаментальные характеристики человека? 4. Каковы основные категории бытия человека? Тема 2.2. Проблема сознания Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний. Сознание и бессознательное. Учение З. Фрейда. Методические указания Анализируя проблему сознания, имеет смысл рассмотреть ее историю. Проблема сознания всегда интересовала философов. Все многообразие решения проблемы сознания в истории философии тяготит к двум основным направлениям – к материалистическому и идеалистическому ее пониманию. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание как искру божественного разума или как нечто, возникающее в тайниках человеческой души. Материализм всегда рассматривал сознание как отражение мира в мозгу человека, как функцию особым образом организованной материи. В ранних философских воззрениях душа понималась как бессмертное существо, заключенное «под стражу в темницу» тела. Возникло учение о переселении и перевоплощении душ. Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Дух представлялся Гераклиту в виде пламени. Согласно атомистическим воззрениям Демокрита, душа состоит из мелких и крупных атомов. Для Платона душа – вечная «идея», бессмертная сущность, отделенная от тела. В Средневековье сознание было связано с пониманием Бога. Разум человека – «искорка» Божья, направленная на познание Всевышнего, хотя человеческий разум обладает и некоторой степенью активности – самоанализом и самопознанием. Для философии Нового времени характерен индивидуалистический подход к человеку и его сознанию. Декарт признает существование двух субстанций: материи и души. Дуализм Декарта лег в основу механистического материализма. Декарт отождествляет сознание с мышлением. Гегель вплотную подошел к социально-исторической природе сознания, рассматривая сознание как исторически развивающее мышление. Он отождествляет бытие и мышление, для него материальный мир есть лишь форма инобытия идеи. Философы, стоящие на позициях диалектического материализма, полагают, что материя обладает определенным свойством, родственным с ощущением – свойством отражения. Можно выделить три стороны сознания: - предметное сознание – сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий; - самосознание – сознание, направленное на самого себя; - сознание как поток непосредственных переживаний. Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии и самосознании всегда называются духом, третья сторона называется душой. В предметном сознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира. Здесь человек возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы Вселенной. Душа – нечто более значительное и глубокое в человеке, чем дух. В глубине человеческого сознания, как невидимая река, течет поток душевных переживаний, который постоянно меняется, расширяется. Еще одна сторона или слой жизни сознания – бессознательное – огромный пласт психики. Теорию бессознательного разработал Фрейд в начале ХХ в.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.2 (0.008 с.) |