Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, ее смысл, функции и роль в обществе



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Философия относится к блоку общих и гуманитарных социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения. Задача философии – помочь человеку сделать правильный выбор, найти ценностные ориентиры.

          Цель методических указаний – сформировать у студентов представление о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

       Указания призваны способствовать самостоятельному овладению студентами-заочниками предметом философии. Курс философии – это путь, который каждый должен пройти самостоятельно, поскольку важным в жизни человека является размышление над самыми главными проблемами человечества.

Для изучения философии необходим определенный труд ума и души, поскольку она не передает какой-то строгий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и решать самые главные вопросы своей жизни. Особая роль принадлежит философии в формировании мировоззрения человека, в ориентации его в мире природы и общества.

Задача философии – помочь человеку сделать правильный выбор, найти целостные ориентиры. Направленность культурно-исторического процесса, пути развития современной цивилизации – это еще одна фундаментальная задача философии. Студенты должны усвоить, что приоритетность философии в общественном развитии определяет духовный и социально-экономический прогресс.

 

           В результате изучения дисциплины студент должен:

  Знать:

- основную проблематику философии;

- осознанно ориентироваться в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям;

- осознано ориентироваться в социальных и этических проблемах развития современной культуры, науки, техники;

- знать и понимать необходимость сохранения окружающей культурной и природной среды;

  Уметь:

- самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов;

- задумываться над вопросами: «Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, оправдать свое назначение человека?»

-  определять свою жизненную позицию и образ действий, логически мыслить и давать объективную оценку при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе, государстве и экономике.

   Уровень философского развития определяет успешное постижение других дисциплин: естественно-научных, технических, прикладных.

    Изучение предмета проводится в форме лекций и одной домашней контрольной работы.

Прежде чем приступить к выполнению домашней контрольной работы, студент должен ознакомиться с методическими указаниями и изучить учебный материал, пользуясь источниками, рекомендуемыми настоящим пособием.

Студентам предлагается программа изучения предмета «Основы философии» в колледже.


ПРОГРАММА КУРСА

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии. Мудрость и знание. Основной вопрос философии.

 

Методические указания

Своим названием философия обязана величайшему математику и мыслителю Древней Греции Пифагору.

В переводе с греч. философия – «любовь к мудрости». Философия – форма общественного сознания, система идей, взглядов на мир, на место человека в нем. Она исследует познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Призванная помочь человеку сделать правильный выбор, проникает в мир ценностей, позволяет понять свое предназначение в обществе.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтологию или метафизику), о сущности и развитии человеческого общества (социальную философию и философию истории), учение о человеке и его бытии в мире (философскую антропологию), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику и эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии.

Это деление носит в известной мере условный характер. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философии». Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Духовная культура человека покоится на четырех основаниях – это наука, религия, искусство и философия.

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере. Религия – один из ранних этапов развития культуры, на котором человек иллюзорно осознает себя, формируя свое самосознание. Выступая в роли утешителя, посредника между слабостью человека и стихийными силами природы, укрепляя в сознании людей бессмертие человеческой души, религия приобрела социально-духовные функции. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в теме  «Философия и религия».

Философия имеет дело с тайнами – рождение человека, сияние солнца, любовь и ненависть, смерть, смысл жизни. Философия передает не знания, а пытается передать, навеять понимание. Понять – значит, найти свое место в мире, ибо мое понимание становится составной частью мира. Понимать самому означает самому выбирать свой жизненный путь.

Наука – сфера человеческой деятельности по систематизации выработанных объективных знаний о действительности, одна из форм развития познания. При своем становлении наука постоянно опиралась на факты. Наука пытается выстроить относительно целостную картину мира, но следует обратить внимание, что в отличие от философии она погружена в конкретность, решает множество частных задач. Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в простом сложении – это сумма обрывков. Философия не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, взяв их в самом общем виде, и строит систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру.

Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Следует обратить внимание на близость философии и искусства и на их отличительные черты.

Философия и искусство – это субъективное личностное творчество. Однако и различие очевидно. Философия мыслит через идеи и понятия. Искусство реализуется в образах.

Студент должен уметь аргументировано обосновать это положение и привести примеры (более подробно этот вопрос рассматривается в теме 3.3. Философия и искусство).

Основной вопрос философии

Понятие «основной вопрос философии» ввел в европейскую мысль Фридрих Энгельс (1820–1895). Основной вопрос философии фиксирует онтологическое и гносеологическое соотношение материи и сознания. Философы, по словам Энгельса, разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на этот вопрос, –материалистов и идеалистов. Используя учебную литературу, студент должен уметь в дальнейшем различать эти понятия и усвоить, что материалисты и идеалисты существуют во множестве вариантов. Здесь важен не только вопрос о том, что считать первичным – материальное или духовное. Существенно и то, как понимается духовное.

Марксистская философия, которая до недавнего времени была единственно возможной в нашей стране, усматривала основной вопрос философии именно в этом. Основа мира материальна. Сознание – лишь отражение окружающей нас реальности. Она есть вторичная реальность. Но ряду философов ХХ в. эта проблема не казалось первоначальной.

По мнению многих авторов, основанному на научных открытиях в естественных науках, материальное и духовное – это единое сущее. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию

Основной и самый главный вопрос философии – что такое человек? В чем смысл его существования? Философия изучает человека как сверхъестественное метафизическое существо, не вкладывая в этот термин никакого религиозного смысла.

Язык философии

Язык существует для того, чтобы выражать наши мысли и состояния. Философия имеет дело со словом и выражается только в слове. Философия не имеет своего языка в отличие от математики и физики и пользуется языком повседневным. Поэтому многие философские положения нельзя понимать буквально. Чем богаче и выразительнее язык мыслителя, тем богаче и значительней содержание его труда.

 

Список литературы к теме:

1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 5-16.

2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 10-24.

3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 5 - 18

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы социокультурные предпосылки возникновения и становления философской теоретической мысли?

2. Что такое философия и каков круг ее проблем?

3. В чем состоит близость философии, науки, религии и искусства?
В чем их отличительные черты?

4. Что можно считать основным вопросом философии сегодня?

5. В чем специфика философского языка?

 

Знать:

- наиболее выдающихся представителей философской мысли;

- основные идеи, появившиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи;

уметь:

- прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли;

- соотносить их с актуальными проблемами современности.

 

Методические указания

Раскрывая тему, следует рассказать о тех философах, чьи философские идеи оказали решающее воздействие на наши представления о мире, на воспитание людей, на определение места и роли человека в обществе и мире в целом.

Античная философия – единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.

Философия Древней Греции развивалась по пути от мифологии, мифологического сознания к элементам первых научных знаний.

Мифология – это форма мировоззрения, существующая на ранних этапах истории человечества. Это попытка объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношения земного и космических начал. Мифология – это вненаучная форма сознания. В мифологическом сознании социум и природа представляет собой единое и неразрывное целое. Это особое миропонимание, сочетающее в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции.

Следует подчеркнуть, что мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, наукой, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени.

На раннем этапе истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием; зарождалась наука и философия, возникали понятие и категории философского разума, происходил переход от мифа к Логосу (Логос – корневая основа логики).

Если мифом задавался вопрос: «Кто создал все сущее?», то философия ставила вопрос иначе: «Из чего все произошло?»

Все можно объяснить, если будет найден источник. Философы ищут некое «первоначало». Фалес считал первоначалом воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – беспредельное и вечное начало – апейрон. Пифагор считал основой всего сущего – число. Мир в своей сущности состоит из чисел и геометрических фигур.

Гераклит из Эфеса (530–470 до н.э.) – великий диалектик античного мира.

Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет, все меняется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Как огонь, так и весь мир, и вся жизнь зыбки, неустойчивы, непостоянны, изменчивы. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей: борьба доброго и злого, мертвого и живого, больного и здорового, все друг с другом воюет. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга. Ничего нет, все лишь становится.

Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считал смерть рождением души для новой жизни.

Парменид (род. ок. 540 или ок. 520 г. до н.э.) – глава Элейской школы. Является основоположником философского доказательства. Главным законом разума Парменид считает запрет противоречий. Основой мира оказывается бытие (существование). Бытие – это начало всего, бытие есть, небытия нет. Ведь нечто не может одновременно и быть, и не быть. Бытие неподвижно и совершенно. Единая неподвижная основа мира принадлежит истинному миру сущности. А многообразный мир вокруг нас есть лишь мнимость, видимость.

Второй период в истории античной философии – период ее зрелости. Сюда относятся учения Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, движение софистов и Сократа, с учения которого начался поворот к человеку. В IV в. до н.э. Платон вводит понятие «идея». Учение Аристотеля завершает этот период.

Атомизм Демокрита

Демокрит (470 г. н.э.). В основе мира лежат два начала – атомы и пустота. Атомы – мельчайшие и неделимые частицы, которые движутся в пустоте и отличаются формой, величиной и положением. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Так была создана существующая более двух тысячелетий дискретная картина мира.

Душа, согласно Демокриту, состоит из атомов, причем из наиболее подвижных, шарообразных атомов, из которых состоит и огонь. Эта внутренняя энергия является причиной движения живых существ.

Демокрит более сознательно, чем его предшественники, проводит материалистическую линию, но слабости и противоречия не позволяли атомистическому материализму древних выдержать конкуренцию с идеализмом.

Учение Аристотеля

Аристотель (384–322 гг. до н.э.).

В 342 г. Филиппом был приглашен в качестве воспитателя к Александру Македонскому. После возвращения в Афины основал свою школу под названием Ликея (Лицея).

Необыкновенно широк был круг интересов Аристотеля. Величайшим мыслителем древности, исполином мысли, гением называл его Маркс. До тысячи книг было известно под его именем, до нашего времени дошли 47, среди них «Физика», «Метафизика», «Этика Никомахова», «О душе», «Политика», «Риторика» и др.

Большой широтой отличается и философская система Аристотеля. Он подверг критике теорию своего учителя Платона о вечных идеях (сущностях), обвиняя создателя философского идеализма в том, что он отделил сущность от того, сущностью чего она является.

Как можно превратить общее (понятие) в отдельную сущность, когда это общее неотделимо от реальных вещей?

Признание неизменных сверхчувствительных сущностей, утверждает Аристотель, не может объяснить причин возникновения и изменения чувственных вещей: «Говорить же, что идеи – это образцы и что все остальное им причастно, это значит произносить пустые слова и выражаться поэтическими метафорами». Итак, считая общие понятия, идеи «формы» неотделимыми от реальных вещей, сущностями которых они являются, Аристотель тем самым показал возможность изучения конкретного мира. На этом он строит свое учение о материи и форме.

Каждый предмет, каждая единичная вещь есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя – это возможность, способность вещи. Материя пассивна, форма – активна; она превращает возможность вещи в действительность. Отсюда – всякая вещь есть единство материи и формы. Сущностью отдельного предмета всегда оказывается форма (материя – бронза, из нее сделали статую). Материя содержит в себе начало движения. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Все происходящее в природе составляет последовательную цепь причин и следствий. Движение имеет в виду какую-нибудь причину и стремится к какой-либо цели.

Хотя формы и связаны с материей, Аристотель делает исключение для одной «чистой», т.е. отрешенной от материи, формы всех форм – разума, который «мыслит сам себя». И этот разум – Бог, неподвижный перводвигатель мира, который един и вечен. Вселенную философ представляет в форме шара с центром – Землей, над которой движутся «сферы» с прикрепленными к ним светилами.

В теории познания он отстаивает идею происхождения знания из чувств. Незнание движения, считал Аристотель, неотвратимо влечет за собой незнание природы.

Аристотель о государстве

По определению Аристотеля, государство есть общество, цель которого – обеспечение хорошей жизни, счастья, заключенного в добродетели. «Человек по природе, – говорил он, – есть существо политическое». К числу нормальных форм государственного устройства он относит монархию, аристократию и «политию», т.е. умеренную демократию; ненормальные «отклонения» – тирания, олигархия, «демократия» («охлократия»).

Аристотель об искусстве

Искусство – особая форма познания и служит той же цели, что и наука, но другими средствами. «Искусство, – писал Аристотель в «Этике», – есть не что иное, как творческая способность, руководимая подлинным разумом. Сущность искусства – не рабское копирование окружающей действительности, а творческое ее воспроизведение. Задача поэта – вовсе не в том, чтобы рассказывать о действительных событиях, а о таких, которые могли произойти и какие возможны по вероятию или в силу необходимости». В определении сущности трагедии в «Поэтике» большой интерес представляет теория «очищения» чувств – катарсис, воздействия трагедии на психику зрителя.

В «Риторике» Аристотель устанавливает нормы художественной речи. Его «Поэтика» и «Риторика» легли в основу современной теории литературы.

Киники и скептики

Ярким представителем школы киников был греческий философ Диоген (ок. 450 – ок. 360 г. до н.э.). За основу своей философии он принял практическую мораль Сократа, присущее ему самообладание, неприхотливость в еде и одежде. Киники обосновывали образ жизни с философской точки зрения вне связи с обществом. Мир плох, поэтому надо научиться жить вне зависимости от него.

Характерные черты: разрыв социальных связей, одиночество, паразитический образ жизни, аскетизм, восхваление бедности, неприятие иных мнений. Киническая философия пришлась на пору глубокого кризиса античного полиса и была поддержана людьми, не нашедшими себе достойного места в государстве.

Основателем скептицизма считают Пиррона (360 – ок. 270 г. до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит.

По Пиррону, философ – это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо!». Такая позиция рождает чувство невозмутимости, безмятежности.

Стоики

Главным представителем римского стоицизма был Луций Аней Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.). Стоицизм как направление в философии также возник в Древней Греции, основателем его был Зенон (ок. 490–430 гг. до н.э.). Стоицизм колеблется между идеализмом и материализмом. Задача мудрецов – освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму. Стоики делили философию на логику, физику и этику, они развивали сенсуалистическую (sensus – ощущение, единственный источник познания) теорию познания.

Сенека писал: «Воспринимая явления природы чувствами, а не разумом, мы осмысляем только уже случившееся, а не возможность того, что может произойти. А коли причина страха – незнание, не следует разве, что нужно знать, чтобы не бояться?» Постичь природу, считал Сенека, может только философия, которая выходит к началам всех вещей, потом принимается за исследование души, затем разбирает, что такое истина, каковы ее доказательства.

Стоики проповедовали равенство и независимость от внешних обстоятельств, отождествляли миссию Рима с божественным благом. Этическая часть философии была доминирующей. Стоики и физику (учение о материальном и космическом бытии) рассматривали с этических позиций. Для Сенеки изучение природы – это способ очистить душу, приблизившись к познанию тайны божественного провидения. И как актуальны его мысли для нашего времени: «Велики благодеяния природы, если только безумие свое человек не обратит на саморазрушение… Все в мире управляется рациональным принципом природы. Люди погрязли в пороках, обратив против себя ее благодеяния. Предназначенное для созидания употребляем для уничтожения

Средневековая философия своими корнями глубоко уходит в христианство. Средневековое мышление – это «теоцентризм». Его принцип: источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Очень важно знать в связи с этим два главных принципа христианского монотеизма, чуждых религиозно-мифологическому сознанию: идею творения и идею откровения.

Первая – это основа средневекового учения о бытии, вторая – фундамент гносеологии (учения о познании). Теоцентризм – историческая форма выражения субъекта (Бога), его особого места в мироздании. В ученых трактатах Бог именуется господином, цель жизни человека – служение Богу.

Виднейшим представителем патристики (произведения о церкви) был епископ из Северной Африки Августин Блаженный (354–430 гг.). Его система фактически построена на основе «неоплатонизма», возникшего в III в. в Риме. Неоплатонизм сочетал в себе учение Платона с мистикой.

Итак, содержание человеческих знаний черпается из двух источников: чувственного опыта, который дает поверхностные сведения о мире, и веры, которая опирается на коллективный опыт и поэтому обладает достоверностью. Разум способен открыть человеку лишь вещи видимого мира, а невидимое доступно только вере. Стержень августинского мировосприятия – благодать, любовь, вера и утверждение примата веры над знанием. Главное – познать Бога, остальное знать не имеет смысла. Воля и чувства выше разума. Всемирная история – результат божественного преодоления, отсюда и «провиденциализм» – понимание истории как осуществление предусмотренного Богом плана спасения человека, как осуществление его замысла. Христос – Богочеловек, наставник, а человеческая природа Христа – это суть средневекового гуманизма.

Священная история имеет цель – нравственный прогресс. Побеждает благодать, и люди обретают состояние невозможности грешить.

Вся история для Августина – это борьба между приверженцами христианской церкви, строящими «град Божий» на земле, и сторонниками сатаны, создавшими светское государство. Если гибнет земное государство, на его место становится «вечная мировая держава», воплощенная в церкви.

Бог заложил в зародыше формы всех вещей в материальный мир, из которых они самостоятельно развиваются. Философ считал, что человеческая воля – это орудие воли Бога. Существующее неравенство между людьми (богатство одних, бедность других) объяснял как Божий помысел.

Новизна мышления Августина заключается в том, что он особое внимание уделил двум проблемам: динамике личности и динамике общечеловеческой истории, чего мы не найдем у античных философов. Первой из них он посвятил свою «Исповедь», второй – «О граде Божием».

Номиналисты и реалисты

В XI в. развернулась борьба со схоластической философией между номинализмом и реализмом. Спор шел о природе универсалий (от лат. universalis – общий), т.е. о природе общих понятий.

Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее вещи.

Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кентерберийский (1033–1109). Общие понятия «универсалии» существуют реально. Бог – это реально существующее «общее».

Номиналисты, в первую очередь французский философ и теолог Росцелин (ок. 1050 – ок. 1120), полагали, что в мире существуют только единичные вещи, а «общее» реально, как вещь не существует.

Номинализм Росцелина был осужден на Суассонском соборе в 1092 г.

 

Список литературы к теме:

1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2009., с. 46-51.

2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 32-36.

3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 38-93

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2012. – С. 36–69.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие представления о происхождении мира существовали у первых философов?

2. Какие вопросы являлись центральными в учении Сократа?

3. Как представлял Платон картину мироздания?

4. Каковы принципы государственного устройства по Платону?

5. В чем суть учения Аристотеля о материи и форме?

6. Демокрит и его атомистическое учение.

7. Сенека как представитель стоицизма в философии.

8. В чем заключается теоцентризм философии Средневековья?

9. В чем различие между верой и разумом в понимании Августина?

10. Каково место разума в учении философа Ф. Аквинского и что по его убеждению является источником познания?

11. В чем суть спора между номиналистами и реалистами?

 

Методические указания

Агностицизм, Т.Д. Юм

Давид Юм (1711–1776) – английский философ.

Агностицизм – концепция, принципиально отрицающая возможность познания мира.

В своей книге «Трактат о человеческой природе» Юм утверждал, что мы не знаем источника наших ощущений и собственно наших знаний и не можем знать, человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя.

Этика Канта

Этика может существовать не только как совокупность назиданий, ответов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного Писания (христианская этика), но и как наука, независимая от религии, – так утверждал Кант. Как и в науке, истины этики должны опираться человеческий разум.

Важная часть этики Канта – учение об автономности личности. Жизнь разумной личности невозможна без самостоятельно установленных правил. «Дай себе закон», – обращается Кант к человеку.

Категорический императив Канта – поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть и нормой всеобщего закона природы.

Человек не может быть принесен в жертву ни так называемому «общему благу», ни «светлому будущему» – это принцип безусловного достоинства личности по Канту.

Эстетика Канта

Эстетику Кант разделяет на две части: прекрасное и возвышенное.

Эстетическая способность связана с разумом – законодателем нравственности. Прекрасное преимущественно обращено к знанию, возвышенное – к морали. Основание для прекрасного «мы должны искать вне нас, для возвышенного – только в нас и в образе мыслей». И если изучение философии начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро и истина.

Иррационализм

Конец XIX и ХХ в. – эпоха неоклассической философии. На становление и развитие философии оказывали существенное влияние особенности развития политических систем, науки, религии, искусства и техники ХХ в. В философских направлениях преобладал идеализм, который проявляет сугубо иррационалистическую тенденцию.

Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства.

А. Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ. В основе всего, что нас окружает, лежит некое беспредельное и ведущее
начало – воля. Она не зависит ни от каких установлений, она неизменна, тождественна самой себе, свободна в своих проявлениях, сама себя утверждает. Пока она существует, говорил Шопенгауэр, сохраняется Вселенная. Основной труд философа «Мир как воля и представление». Воля первична, сознание вторично. Сознание – только обнаружение воли.

Следует обратить внимание на то, что, отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

Ф. Ницше (1844–1900) – немецкий философ, филолог. Основные работы «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Сумерки идолов». Основоположник «философии жизни».

Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти».
Ф. Ницше выступил с философской программой «переоценки ценностей». Он отвергает принципы демократии и исторического прогресса, отвергает идеи равенства и справедливости. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль: послушание, терпение, совестливость размягчают волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше.

Ф. Ницше развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты». Он выводит образ «сверхчеловека», стоящего вне моральных норм. Образ «сверхчеловека» – это культ сильной личности, одержимой волей к власти.

Ницшеанская философия жизни не принимала и отвергала идею, отрицающую жизнь земную и прославляющую жизнь загробную. Именно христианство, считал Ницше, породило сознание раба. Социализм и христианство во многом сходны. В главном – в приверженности к застывшим нравственным принципам, догмам. Идеи Ницше получили дальнейшее развитие в различных философских течениях: позитивизме, прагматизме, феноменологии, экзистенциализме.

Философия ХХ в.

В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеологически неугодных за границу. Этой участи подверглись
А.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо да Винчи» – Павел Флоренский.

Н.А. Бердяев (1874–1948) философ и публицист, член религиозно-философского общества. Его философия носит многоаспектный характер, однако преобладает экзистенциальная и религиозная направленность. Высшей ценностью в окружающем мире, по его мнению, является свобода; свобода, «собранность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; ключевую роль в жизни играет религия; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить собой Бога. Бердяев высказал важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным были все же этические искания. Главные произведения – «Смысл истории», «Новое Средневековье».

П.А. Флоренский (1882 – 1937) религиозный философ, ученый-энциклопедист. Его философия – это учение о любви ко всем людям. По мнению Флоренского, подлинная любовь выродилась именно с началом гуманизма (в период Возрождения), как учения, видевшего центр мира в человеке, а не в Боге. Государство должно опираться не на совокупную волю людей, а на божественный авторитет как силу потустороннюю. В государстве необходима строгая иерархия, авторитарность.

Флоренский блестяще знал западную философию, но он искал опору в православном сознании. Главное философское произведение Флоренского «Столп и утверждение истины» (1913). После Октября 1917 г. Флоренский придерживался принципа лояльности по отношению к советской власти. В 1933 г. Флоренский был арестован и расстрелян в 1937 г.

Современная философия

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного знания) могут быть отдельные конкретные (эмпирические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основатель О.Конт (1798–1857). Позитивисты отказались от рассмотрения проблем, которые нельзя доказать с помощью эксперимента. Философия должна опираться только на достоверное научное знание.

Неопозитивизм – историческая форма позитивизма. Представители: Р. Карнап, А. Айер, Л. Витгенштейн. Их главная
идея – в изучении и анализе языка науки, поскольку именно он – главное средство, через которое человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – влиятельное течение в современной философии. Родоначальники этого течения – немецкие философы М. Хайдеггер (1889–1976), К. Ясперс (1883–1969), французские философы Ж.П. Сартр (1905–1980), А. Камю (1913–1960).

Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия.

Центральная проблема – человек и его существование в мире, проблема отчуждения человека от общества. Это философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. Философия обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становиться тем, кем он себя делает. Человек несет полную ответственность за свой выбор: человек – есть его свобода, в этом гуманистический характер философии экзистенциализма.

Неотомизм – философия католицизма получила в Европе наибольшее распространение. Представителями являются Ж. Маритен (1882–1973), Э. Жильон (1884–1978). Основу неотомизма составляет философия средневекового схоласта Ф. Аквинского. Студент должен вспомнить, в чем суть учения Ф. Аквинского (тема 1.1).

Содержание неотомизма – это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни.

Важнейший тезис неотомизма – тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личности. Современные неотомисты стараются доказать правильность католической философии, приблизить католицизм к людям, приспособить его к современным условиям, покаяться за прошлые ошибки. Бог – центральная проблема. Он постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Вместе с тем неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности. Ж. Маритен считал, что Бог, создав человека, не придал ему совершенный конечный вид. Личность рождается свободной и сама совершенствуется и развивается.

В 1879 г. неотомизм был объявлен истинной философией, соответствующей христианскому учению.

Герменевтикагреч. – искусство перевода или объяснения) связана с идеями интерпретации и понимания. Во времена античности она толковала иносказан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.134.169 (0.085 с.)