Западники и славянофилы о русской истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западники и славянофилы о русской истории



Спор славянофилов и западников был спором о самом главном – о судьбе России. Реформы Петра как бы разрезали историю страны на две части. Западники целиком приняли реформу и будущее России видели в том, чтобы она шла западным путем. Славянофилы считали, что реформы Петра и европеизация были изменой России.

Славянофилы не поняли неизбежности реформ для миссии России в мире. Западники не поняли своеобразие России, не видели ее особенностей.

Представителями славянофильства были А.С. Хомяков (1804–1860) и И.В. Киреевский (1806–1856).

К западникам относятся выдающиеся мыслители – В.Г. Белинский (1811–1848), Н.Г. Чернышевский (1828–1889),
М.И. Герцен (1812–1870).

Список литературы к теме:

1. Аблеев С.Р. Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 144-163

2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М.Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 264-328

3. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2013. – С. 214–251

4. Канке В.А. Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 128-132

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие современные концепции исторического развития вам известны?

2. В чем заключается смысл формационного подхода к истории К. Маркса?

3. Что представляет собой теория «стадий экономического роста» У. Ростоу?

4. В чем сущность концепции А. Тойнби?

5. Как вы понимаете концепцию циклического развития?

6. В чем заключается спор западников и славянофилов?

7. Дайте оценку идеям П. Я. Чаадаева.

 

Тема 4.2. Философия и культура

    Философия о происхождения культуры. Две традиции в анализе культуры. Человек в мире культуры. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления.

 

Методические указания

         Термин «культура» возник в Древнем Риме первоначально он означал «возделывание почвы». В современном же смысле оно стало употребляться только в XVIII в. Известный российский философ и культуролог насчитал в отечественной литературе уже более 400 определений, а в мировой и число уже перевалило за тысячу. Таким образом, культура представляет собой столь сложное, многогранное явление, что каждое из определений действительно фиксирует ее отдельную черту или свойство.

          В целом. В объяснении и определении культуры просматривается несколько основных подходов и идей.

        Во-первых, это идея об отличии «натуры» (дикой природы) от «культуры» (облагороженной природы или человеческого общества). Указывается на активное творческое начало человечества. Его созидательную деятельность.

         Во-вторых, это идея о культуре как совокупности порожденных обществом ценностей.

         В третьих, культура воспринимается как синтез лучших творческих достижений человечества, а так же мера человеческого в человеке, мера его разумности и одухотворенности.

          В самом общем виде выделяют две главные формы культуры: духовную и материальную. Это разделение достаточно условно, поскольку явления духовной культуры, как правило существуют в определенных формах материальной культуры.

        Формы духовной культуры – духовные учения, мораль, мифология, религия, философия, наука, право, образование, искусство.

        Формы материальной культуры – книги. Предметы культа и искусства, архитектура. Приборы, машины, механизмы и.т.д.

       По отношению к человеку и обществу выделяют два вида культуры – культуру личности и социальную культуру. Он и охватывают многие аспекты культуры и представляют культуру: нравственную, религиозную, научно-философскую, политическую, правовую, эстетическую, бытовую и.т.д.

       Среди функций культуры можно выделить следующие:

-отражение объективной действительности;

-организация и регулирование жизни людей;

-социализация новых поколений и передача накопленного исторического опыта

-совершенствование человека и общества.

       В обществе массового потребления, которое окончательно сформировалось в ХХ в. значительно место занимает массовая культура, в результате распространения которой неизбежно происходит снижение культурных стандартов.

      В обществе возникла контркультура. Контркультура – это субкультура, находящаяся в конфликте с ценностями, которые господствуют в обществе. Примером контркультуры может служить молодежное движение 60-70-х гг. прошлого века, вошедшее в историю как поколение хиппи, битников, революционного студенчества.

 

Список литературы к теме:

1. Аблеев С.Р. Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 164-175

2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 437-458

3. Губин В.Д. Основы философии. – М.: Форум-Инфра, 2013. –
С. 191–203.

4. Канке В.А. Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 139-145.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что означает понятие культура?
  2. Почему существует множество определений и пониманий культуры?
  3. Что такое материальная и духовная культура?
  4. Каковы формы культуры?
  5. Чем отличается элитарная культура от массовой культуры?
  6. Что означает контркультура и какие вам известны контркультурные движения?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.006 с.)