Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторический материализм МарксаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Главное положение исторического материализма – общественное бытие определяет общественное сознание. Первично – экономические отношения, вторично – духовная жизнь. Материальное производство в своем развитии подчиняется действию общих законов, которые являются одним из основных показателей единства человеческой истории, а не общей схемой, по которой развиваются отдельные культуры и цивилизации. Материалистическое понимание истории заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. Духовная жизнь обладает относительной самостоятельностью, имеет собственные законы функционирования и оказывает значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их. Участвуя в производстве, человек совершенствуется сам, создает материальные блага, производит орудия труда. Следовательно, человек – главное действующее лицо, воплощающее цель и смысл исторического процесса. В общественном производстве люди вступают в определенные, не зависящие от их воли производственные отношения, которые соответственно определяют ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества – базис, которому соответствуют определенные формы сознания. На известной ступени развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Происходит конфликт. Итак, в центре внимания марксизма – проблемы социальной жизни, структуры общества, философия посвящена человеку труда. Маркс дал глубокий анализ капитализма, вскрыл его изъяны; разработал проблему практики как критерий истины – это и есть, пожалуй, главные достоинства диалектико-материалистического способа мышления. Однако не надо забывать, что при доминирующей роли социального личность как бы и не существовала, индивидуальность сводилась на нет. Нельзя также не отметить агрессивный характер марксизма, призывающего к насильственной революции при переходе к новой общественно-экономической формации. Иррационализм Конец XIX и ХХ в. – эпоха неоклассической философии. На становление и развитие философии оказывали существенное влияние особенности развития политических систем, науки, религии, искусства и техники ХХ в. В философских направлениях преобладал идеализм, который проявляет сугубо иррационалистическую тенденцию. Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства. А. Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ. В основе всего, что нас окружает, лежит некое беспредельное и ведущее Следует обратить внимание на то, что, отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя. Ф. Ницше (1844–1900) – немецкий философ, филолог. Основные работы «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Сумерки идолов». Основоположник «философии жизни». Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти». Ф. Ницше развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты». Он выводит образ «сверхчеловека», стоящего вне моральных норм. Образ «сверхчеловека» – это культ сильной личности, одержимой волей к власти. Ницшеанская философия жизни не принимала и отвергала идею, отрицающую жизнь земную и прославляющую жизнь загробную. Именно христианство, считал Ницше, породило сознание раба. Социализм и христианство во многом сходны. В главном – в приверженности к застывшим нравственным принципам, догмам. Идеи Ницше получили дальнейшее развитие в различных философских течениях: позитивизме, прагматизме, феноменологии, экзистенциализме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.007 с.) |