Исторический материализм Маркса



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический материализм Маркса



Главное положение исторического материализма – общественное бытие определяет общественное сознание. Первично – экономические отношения, вторично – духовная жизнь.

Материальное производство в своем развитии подчиняется действию общих законов, которые являются одним из основных показателей единства человеческой истории, а не общей схемой, по которой развиваются отдельные культуры и цивилизации.

Материалистическое понимание истории заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. Духовная жизнь обладает относительной самостоятельностью, имеет собственные законы функционирования и оказывает значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их.

Участвуя в производстве, человек совершенствуется сам, создает материальные блага, производит орудия труда. Следовательно, человек – главное действующее лицо, воплощающее цель и смысл исторического процесса.

В общественном производстве люди вступают в определенные, не зависящие от их воли производственные отношения, которые соответственно определяют ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества – базис, которому соответствуют определенные формы сознания.

На известной ступени развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Происходит конфликт.

Итак, в центре внимания марксизма – проблемы социальной жизни, структуры общества, философия посвящена человеку труда. Маркс дал глубокий анализ капитализма, вскрыл его изъяны; разработал проблему практики как критерий истины – это и есть, пожалуй, главные достоинства диалектико-материалистического способа мышления. Однако не надо забывать, что при доминирующей роли социального личность как бы и не существовала, индивидуальность сводилась на нет. Нельзя также не отметить агрессивный характер марксизма, призывающего к насильственной революции при переходе к новой общественно-экономической формации.

Иррационализм

Конец XIX и ХХ в. – эпоха неоклассической философии. На становление и развитие философии оказывали существенное влияние особенности развития политических систем, науки, религии, искусства и техники ХХ в. В философских направлениях преобладал идеализм, который проявляет сугубо иррационалистическую тенденцию.

Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства.

А. Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ. В основе всего, что нас окружает, лежит некое беспредельное и ведущее
начало – воля. Она не зависит ни от каких установлений, она неизменна, тождественна самой себе, свободна в своих проявлениях, сама себя утверждает. Пока она существует, говорил Шопенгауэр, сохраняется Вселенная. Основной труд философа «Мир как воля и представление». Воля первична, сознание вторично. Сознание – только обнаружение воли.

Следует обратить внимание на то, что, отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

Ф. Ницше (1844–1900) – немецкий философ, филолог. Основные работы «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Сумерки идолов». Основоположник «философии жизни».

Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти».
Ф. Ницше выступил с философской программой «переоценки ценностей». Он отвергает принципы демократии и исторического прогресса, отвергает идеи равенства и справедливости. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль: послушание, терпение, совестливость размягчают волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше.

Ф. Ницше развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты». Он выводит образ «сверхчеловека», стоящего вне моральных норм. Образ «сверхчеловека» – это культ сильной личности, одержимой волей к власти.

Ницшеанская философия жизни не принимала и отвергала идею, отрицающую жизнь земную и прославляющую жизнь загробную. Именно христианство, считал Ницше, породило сознание раба. Социализм и христианство во многом сходны. В главном – в приверженности к застывшим нравственным принципам, догмам. Идеи Ницше получили дальнейшее развитие в различных философских течениях: позитивизме, прагматизме, феноменологии, экзистенциализме.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.005 с.)