Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская философия XIX –ХХ вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте В середине XIX в. Россия находилась в самом начале демократических преобразований. Русскую философию отличает круг исследуемых проблем. Основными предметами русской философии были: - проблема человека; - космизм; - проблема морали и нравственности; - проблема выбора исторического пути развития; - проблема власти; - проблема социальной справедливости; - проблема будущего. Проблемами истории занимались представители философских направлений «западников» и «славянофилов». Студент может подробнее ознакомиться со взглядами Герцена, Белинского, Хомякова, Кириевского в разделе 4. Социальная жизнь. Л.Н. Толстой (1828–1910) – самобытный русский мыслитель. Подвергая критике общественно-политическое устройство России, уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. В религии Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи в этим роль церкви в общественной жизни. Этику связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием. Толстой пришел к идее отрицания государства. Сущность познания – в уяснении смысла жизни – основного вопроса всякой религии. Именно она призвана ответить на вопрос: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему миру? Народ, по Толстому, – носитель истинной веры и нравственности. На мировоззрение Толстого оказали влияние Ф.М. Достоевский (1821–1881) – великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель, один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием национальной нравственной философии. Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, отрицал революционные методы общественной борьбы и разрабатывал тему об особом историческом призвании России, способной объединить народы на основе христианского братства. Развивал идею, что в конце концов жизнь человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи. В.С. Соловьев (1853–1900) – выдающийся мыслитель, теолог России. Его религиозная философия заключала в себе элементы неприятия официальной православной церкви, тесно связанной с самодержавным государством. Поэтому Соловьеву было запрещено публиковать в России свои произведения по религиозно-церковным проблемам. Главное философское произведение «Чтение о Богочеловечестве». Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся духовная жизнь человека основана на том, что в мире есть смысл. Вопрос о смысле – это вопрос о присутствии в мире абсолютного начала. Все материальное одухотворено божественным началом. Стержневым принципом философии является идея всеединства. Сущность мира – всеединство, абсолютная истина. Сущность человечества – не злоба, не вражда, а солидарность. Философия ХХ в. В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеологически неугодных за границу. Этой участи подверглись Н.А. Бердяев (1874–1948) философ и публицист, член религиозно-философского общества. Его философия носит многоаспектный характер, однако преобладает экзистенциальная и религиозная направленность. Высшей ценностью в окружающем мире, по его мнению, является свобода; свобода, «собранность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; ключевую роль в жизни играет религия; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить собой Бога. Бердяев высказал важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным были все же этические искания. Главные произведения – «Смысл истории», «Новое Средневековье». П.А. Флоренский (1882 – 1937) религиозный философ, ученый-энциклопедист. Его философия – это учение о любви ко всем людям. По мнению Флоренского, подлинная любовь выродилась именно с началом гуманизма (в период Возрождения), как учения, видевшего центр мира в человеке, а не в Боге. Государство должно опираться не на совокупную волю людей, а на божественный авторитет как силу потустороннюю. В государстве необходима строгая иерархия, авторитарность. Флоренский блестяще знал западную философию, но он искал опору в православном сознании. Главное философское произведение Флоренского «Столп и утверждение истины» (1913). После Октября 1917 г. Флоренский придерживался принципа лояльности по отношению к советской власти. В 1933 г. Флоренский был арестован и расстрелян в 1937 г. Современная философия Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного знания) могут быть отдельные конкретные (эмпирические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основатель О.Конт (1798–1857). Позитивисты отказались от рассмотрения проблем, которые нельзя доказать с помощью эксперимента. Философия должна опираться только на достоверное научное знание. Неопозитивизм – историческая форма позитивизма. Представители: Р. Карнап, А. Айер, Л. Витгенштейн. Их главная Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – влиятельное течение в современной философии. Родоначальники этого течения – немецкие философы М. Хайдеггер (1889–1976), К. Ясперс (1883–1969), французские философы Ж.П. Сартр (1905–1980), А. Камю (1913–1960). Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Центральная проблема – человек и его существование в мире, проблема отчуждения человека от общества. Это философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. Философия обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становиться тем, кем он себя делает. Человек несет полную ответственность за свой выбор: человек – есть его свобода, в этом гуманистический характер философии экзистенциализма. Неотомизм – философия католицизма получила в Европе наибольшее распространение. Представителями являются Ж. Маритен (1882–1973), Э. Жильон (1884–1978). Основу неотомизма составляет философия средневекового схоласта Ф. Аквинского. Студент должен вспомнить, в чем суть учения Ф. Аквинского (тема 1.1). Содержание неотомизма – это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни. Важнейший тезис неотомизма – тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личности. Современные неотомисты стараются доказать правильность католической философии, приблизить католицизм к людям, приспособить его к современным условиям, покаяться за прошлые ошибки. Бог – центральная проблема. Он постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Вместе с тем неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности. Ж. Маритен считал, что Бог, создав человека, не придал ему совершенный конечный вид. Личность рождается свободной и сама совершенствуется и развивается. В 1879 г. неотомизм был объявлен истинной философией, соответствующей христианскому учению. Герменевтика (с греч. – искусство перевода или объяснения) связана с идеями интерпретации и понимания. Во времена античности она толковала иносказания, афоризмы; в Средние века – Священное Писание; в эпоху Возрождения много внимания уделялось толкованию памятников античности. Среди герменевтиков выделился Ф. Аквинский. Он занимался пониманием и расшифровкой смысла идей Библии. Впервые как философская проблема герменевтика была поставлена и разработана немецкими философами Ф. Шлегелем (1772–1829) и Ф. Шлейермахером (1768–1834). Они вывели два метода толкования текстов: грамматический, с помощью которого выявляется «дух языка», и психологический, выражающий «дух автора». Предметом герменевтики выступает аспект выражения, ибо именно он есть воплощение индивидуальности в ее проявлении. Структурализм Структурализм как философское направление появилось в Постструктурализм Постструктурализм (Делез, Фуко, Деррида) считает идею универсального кода выдумкой. «Бесформенность» и «хаотичность» жизни не подвластна выдвигаемым наукой схемам. На место потока «структур» приходят более гибкие исследовательские стратегии. Список литературы к теме: 1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 52-96 2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 44 - 65 3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 160-254 4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2013. – С. 94–172. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие изменения в социально-экономической жизни общества произошли в период XVII–XVIII вв.? 2. В чем заключается спор сенсуалистов (Ф. Бэкон) и рационалистов (Р. Декарт)? 3. Какие периоды различают в творчестве И. Канта и в чем их отличие? 4. В чем особенность этики Канта? 5. Дайте сравнительную характеристику диалектики Г.В.Ф. Гегеля и диалектики К. Маркса. 6. В чем особенность материализма Фейербаха? 7. Какие современные направления западной философии вам известны? Дайте краткую характеристику. 8. Как строит Маркс свою философию? 9. Что представляет собой сознание и мышление по Энгельсу? 10. Что является основой познания у Маркса? 11. В чем видел Маркс причину социальной несправедливости? 12. Каково главное положение исторического материализма? 13. В чем заключается материалистическое понимание истории? 14. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны марксизма. 15. Назовите особенности иррационализма как философского направления. 16. Каковы характерные особенности русской философии конца XIX–начала ХХ в.?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.245.152 (0.011 с.) |