Русская философия XIX –ХХ вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская философия XIX –ХХ вв.



В середине XIX в. Россия находилась в самом начале демократических преобразований.

Русскую философию отличает круг исследуемых проблем. Основными предметами русской философии были:

- проблема человека;

- космизм;

- проблема морали и нравственности;

- проблема выбора исторического пути развития;

- проблема власти;

- проблема социальной справедливости;

- проблема будущего.

Проблемами истории занимались представители философских направлений «западников» и «славянофилов». Студент может подробнее ознакомиться со взглядами Герцена, Белинского, Хомякова, Кириевского в разделе 4. Социальная жизнь.

Л.Н. Толстой (1828–1910) – самобытный русский мыслитель. Подвергая критике общественно-политическое устройство России, уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества.

В религии Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи в этим роль церкви в общественной жизни. Этику связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием. Толстой пришел к идее отрицания государства.

Сущность познания – в уяснении смысла жизни – основного вопроса всякой религии. Именно она призвана ответить на вопрос: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему миру?

Народ, по Толстому, – носитель истинной веры и нравственности. На мировоззрение Толстого оказали влияние
Ж.Ж. Руссо, И. Кант, А. Шопенгауэр.

Ф.М. Достоевский (1821–1881) – великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель, один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием национальной нравственной философии.

Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, отрицал революционные методы общественной борьбы и разрабатывал тему об особом историческом призвании России, способной объединить народы на основе христианского братства. Развивал идею, что в конце концов жизнь человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи.

В.С. Соловьев (1853–1900) – выдающийся мыслитель, теолог России. Его религиозная философия заключала в себе элементы неприятия официальной православной церкви, тесно связанной с самодержавным государством. Поэтому Соловьеву было запрещено публиковать в России свои произведения по религиозно-церковным проблемам.

Главное философское произведение «Чтение о Богочеловечестве». Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся духовная жизнь человека основана на том, что в мире есть смысл. Вопрос о смысле – это вопрос о присутствии в мире абсолютного начала. Все материальное одухотворено божественным началом. Стержневым принципом философии является идея всеединства. Сущность мира – всеединство, абсолютная истина. Сущность человечества – не злоба, не вражда, а солидарность.

Философия ХХ в.

В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеологически неугодных за границу. Этой участи подверглись
А.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо да Винчи» – Павел Флоренский.

Н.А. Бердяев (1874–1948) философ и публицист, член религиозно-философского общества. Его философия носит многоаспектный характер, однако преобладает экзистенциальная и религиозная направленность. Высшей ценностью в окружающем мире, по его мнению, является свобода; свобода, «собранность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; ключевую роль в жизни играет религия; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить собой Бога. Бердяев высказал важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным были все же этические искания. Главные произведения – «Смысл истории», «Новое Средневековье».

П.А. Флоренский (1882 – 1937) религиозный философ, ученый-энциклопедист. Его философия – это учение о любви ко всем людям. По мнению Флоренского, подлинная любовь выродилась именно с началом гуманизма (в период Возрождения), как учения, видевшего центр мира в человеке, а не в Боге. Государство должно опираться не на совокупную волю людей, а на божественный авторитет как силу потустороннюю. В государстве необходима строгая иерархия, авторитарность.

Флоренский блестяще знал западную философию, но он искал опору в православном сознании. Главное философское произведение Флоренского «Столп и утверждение истины» (1913). После Октября 1917 г. Флоренский придерживался принципа лояльности по отношению к советской власти. В 1933 г. Флоренский был арестован и расстрелян в 1937 г.

Современная философия

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного знания) могут быть отдельные конкретные (эмпирические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основатель О.Конт (1798–1857). Позитивисты отказались от рассмотрения проблем, которые нельзя доказать с помощью эксперимента. Философия должна опираться только на достоверное научное знание.

Неопозитивизм – историческая форма позитивизма. Представители: Р. Карнап, А. Айер, Л. Витгенштейн. Их главная
идея – в изучении и анализе языка науки, поскольку именно он – главное средство, через которое человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – влиятельное течение в современной философии. Родоначальники этого течения – немецкие философы М. Хайдеггер (1889–1976), К. Ясперс (1883–1969), французские философы Ж.П. Сартр (1905–1980), А. Камю (1913–1960).

Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия.

Центральная проблема – человек и его существование в мире, проблема отчуждения человека от общества. Это философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. Философия обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становиться тем, кем он себя делает. Человек несет полную ответственность за свой выбор: человек – есть его свобода, в этом гуманистический характер философии экзистенциализма.

Неотомизм – философия католицизма получила в Европе наибольшее распространение. Представителями являются Ж. Маритен (1882–1973), Э. Жильон (1884–1978). Основу неотомизма составляет философия средневекового схоласта Ф. Аквинского. Студент должен вспомнить, в чем суть учения Ф. Аквинского (тема 1.1).

Содержание неотомизма – это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни.

Важнейший тезис неотомизма – тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личности. Современные неотомисты стараются доказать правильность католической философии, приблизить католицизм к людям, приспособить его к современным условиям, покаяться за прошлые ошибки. Бог – центральная проблема. Он постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Вместе с тем неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности. Ж. Маритен считал, что Бог, создав человека, не придал ему совершенный конечный вид. Личность рождается свободной и сама совершенствуется и развивается.

В 1879 г. неотомизм был объявлен истинной философией, соответствующей христианскому учению.

Герменевтикагреч. – искусство перевода или объяснения) связана с идеями интерпретации и понимания. Во времена античности она толковала иносказания, афоризмы; в Средние века – Священное Писание; в эпоху Возрождения много внимания уделялось толкованию памятников античности.

Среди герменевтиков выделился Ф. Аквинский. Он занимался пониманием и расшифровкой смысла идей Библии.

Впервые как философская проблема герменевтика была поставлена и разработана немецкими философами Ф. Шлегелем (1772–1829) и Ф. Шлейермахером (1768–1834). Они вывели два метода толкования текстов: грамматический, с помощью которого выявляется «дух языка», и психологический, выражающий «дух автора».

Предметом герменевтики выступает аспект выражения, ибо именно он есть воплощение индивидуальности в ее проявлении.

Структурализм

Структурализм как философское направление появилось в
60–70 гг. ХХ в. Особенно широкое распространение получило во Франции. Основные представители: Леви-Строс, Р. Барб и др. Суть структуралистской доктрины – поиск в любых областях реальности устойчивых порядков (структур), обнаружение которых дает ключ к познанию самых разных явлений природы и социальной жизни. Структурализму присуща абсолютизация структурного метода. Он занимается как бы поиском универсального шифра, кода, которому подчинены все знаковые системы, в том числе биологические.

Постструктурализм

Постструктурализм (Делез, Фуко, Деррида) считает идею универсального кода выдумкой. «Бесформенность» и «хаотичность» жизни не подвластна выдвигаемым наукой схемам. На место потока «структур» приходят более гибкие исследовательские стратегии.

Список литературы к теме:

1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 52-96

2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 44 - 65

3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 160-254

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2013. – С. 94–172.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие изменения в социально-экономической жизни общества произошли в период XVII–XVIII вв.?

2. В чем заключается спор сенсуалистов (Ф. Бэкон) и рационалистов (Р. Декарт)?

3. Какие периоды различают в творчестве И. Канта и в чем их отличие?

4. В чем особенность этики Канта?

5. Дайте сравнительную характеристику диалектики Г.В.Ф. Гегеля и диалектики К. Маркса.

6. В чем особенность материализма Фейербаха?

7. Какие современные направления западной философии вам известны? Дайте краткую характеристику.

8. Как строит Маркс свою философию?

9. Что представляет собой сознание и мышление по Энгельсу?

10. Что является основой познания у Маркса?

11. В чем видел Маркс причину социальной несправедливости?

12. Каково главное положение исторического материализма?

13. В чем заключается материалистическое понимание истории?

14. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны марксизма.

15. Назовите особенности иррационализма как философского направления.

16. Каковы характерные особенности русской философии конца XIX–начала ХХ в.?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.043 с.)