Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия

Поиск

Чтобы понять, почему XVIII в. стал веком немецкой классической философии, студенту надо знать, что представляла собой Германия в то время и что обусловило идеалистический характер философии Канта.

И. Кант (1724–1804), уроженец г. Кенигсберга, философ и ученый в области естествознания, считал, что философия может быть только гносеологией, но не онтологией. Назначение философии – познавать мир, а не навязывать готовых суждений о мире.

В творчестве Канта различают докритический и критический периоды. Первый период, который продолжался до начала 1770-х гг., включил в себя не только философские произведения мыслителя, но и его работы по естествознанию. В книге «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), развивая гипотезу о происхождении Солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи, он ставит вопрос о роли приливов и отливов, об уменьшении скорости суточного вращения Земли в связи с этим явлением. Предметами его исследований были также физика, биология и антропология.

Кант считал, что причиной мира является не материя, а Бог, в то же время процесс естественного развития он полагал не зависящим от Бога.

«Критическая философия» Канта сформировалась в 80-е гг. Она изложена в 3 трактатах:

«Критика чистого разума» (1781),

«Критика практического разума» (1788),

«Критика способности суждения» (1790).

Первый трактат посвящен гносеологии, второй – этике, третий – эстетике. Основа всех трех трактатов – учение Канта о «вещах в себе» и «явлениях».

По Канту, мир по отношению к человеку есть вещь в себе, а по своим познавательным способностям человек – ограниченное существо, которое не в состоянии понять бесконечно сложный мир. «Вещи в себе» у Канта «трансцендентные», потусторонние, существующие вне времени и пространства, выходящие за пределы, недоступные познанию.

Пространство, время, законы природы философ признавал априорными, доопытными, независимо от опыта, «трансцендентальными», присущими рассудку изначально и потусторонними для нашего сознания.

Отправной точкой в философии Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логичным и доказуемым. Например, человеку присуща свобода, но у него нет никакой свободы, все в нем – природная необходимость.

Разумная воля, по Канту, – практический ум. Религия разума – это чистая вера в добро, Бог – абсолютно нравственный, который открывается практическому разуму и которому все люди, независимо от социального положения, должны подчиняться. Основная черта философии Канта – агностицизм (примирение материализма с идеализмом).

Этика Канта

Этика может существовать не только как совокупность назиданий, ответов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного Писания (христианская этика), но и как наука, независимая от религии, – так утверждал Кант. Как и в науке, истины этики должны опираться человеческий разум.

Важная часть этики Канта – учение об автономности личности. Жизнь разумной личности невозможна без самостоятельно установленных правил. «Дай себе закон», – обращается Кант к человеку.

Категорический императив Канта – поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть и нормой всеобщего закона природы.

Человек не может быть принесен в жертву ни так называемому «общему благу», ни «светлому будущему» – это принцип безусловного достоинства личности по Канту.

Эстетика Канта

Эстетику Кант разделяет на две части: прекрасное и возвышенное.

Эстетическая способность связана с разумом – законодателем нравственности. Прекрасное преимущественно обращено к знанию, возвышенное – к морали. Основание для прекрасного «мы должны искать вне нас, для возвышенного – только в нас и в образе мыслей». И если изучение философии начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро и истина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.240 (0.007 с.)