Кризис религиозного мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис религиозного мировоззрения



В XIX в. возникло явление – нигилизм. Нигилизм – это неверие в высшие ценности, «смерть Бога», возрастание бессмысленности жизни, пессимизм и отчаяние. Это явление было проанализировано Достоевским, Тургеневым и Ницше.

Ницше считал, что религия, мораль, искусство стали формами самоотчуждения и самоотрицания человека. Это – катастрофа духовности, за которой последуют катастрофы социальных взрывов, революции. В ХХ в., считал Ницше, разразятся страшные войны.

Причиной нигилизма, считал Ницше, было удвоение мира, когда миру истинному (миру, где находятся Бог, высшие моральные ценности) сопутствует видимый повседневный мир. Но со временем выяснилось, что истинный мир не спасает, ни к чему не обязывает. Христианский Бог утратил свою значимость. Также с ним пали идеалы, нормы, принципы, ценности. Авторитет Бога уступает место авторитету разума.

Эпохи веры, считал Гете, были эпохами творческими и плодотворными, тогда как эпохи безверия – бесплодными и пассивными.

Возможно, кризис религиозности будет преодолен, но это преодоление будет тяжелым и длительным процессом.

Дар религиозного чувства, по Розанову, приобретается труднее всех остальных даров. Человек привык жить в атмосфере ясных и отчетливых доказательств, и это истребило в нем способность мистических восприятий и ощущений. Чтобы пронизал душу Христос, надо пронзить, по Розанову, всю толщу впечатлений современного человека, весь мусор, которым он напичкан. Это невероятно сложное дело – «мусорного человека» превратить в «естественное явление»[3].

Список литературы к теме:

1. Аблеев С.Р. Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 96-109.

2. Губин В.Д. Основы философии. – М.: Форум-Инфра, 2013. – С. 184–191.

3. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2014. – С. 297–310. В.А.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое религия? Какие существовали в истории религиозные представления?

2. Какое значение в жизни человека имеет религия?

3. В чем заключается кризис религиозного мировоззрения?

 

Тема 3.3. Философия и искусство

Искусство как феномен, организующий жизнь. Основные функции искусства. Талант и гений, соотношение гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Роль и значение искусства в современном мире.

 

Методические указания

Философия изучает различные функции искусства:

- познавательная – искусство познает мир, фантазия художника предвосхищает научные прозрения;

- коммуникативная – искусство является формой общения между культурами, обществами и отдельными людьми;

- воспитательная – искусство формирует в нас человеческие качества: добро, любовь.

Главная функция искусства заключается в том, что оно творит мир. В отличие от философии, науки (мир Платона, мир Ньютона) искусство делает наш мир возможным для жизни. Наш мир есть в большей части продукт искусства. В искусстве человек свободно и полновластно творит особый мир, так же как творит свой мир природа. Искусство направлено не просто на изучение сущности вещей, а на создание художественных образов, на вымысел событий, но так, чтобы это носило правдоподобный характер. Велика у искусства сила социального воздействия на человека. Оно нередко пугало людей своей таинственной силой. Ортодоксальное христианство в первые века своего восхождения запрещало театр и живопись. Высказывалось мнение, что любое, стремящееся к порядку государство должно запретить музыку, ибо она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию.

Проблема гения

Кант считал, что мир разделен на две части: мир природы и мир свободы. И между ними есть единственный, соединяющий их мостик – искусство. Произведение искусства – это природа, но создаваемая по законам свободы.

Если в науке, в лице крупного ученого мы имеем дело с талантом, то в искусстве мы говорим о гении. «Ученый, – писал
А. Шопенгауэр, – это тот, кто много учился, гений – тот, от кого человечество научается, чему он ни у кого не учился». Талант можно развить или потерять, но гением можно только родиться. Гений – кульминация человека, это просто совершенный человек, выражающий в чистом виде человеческую природу.

Нужно различать гения и гениальность. Каждый человек, считал Бердяев, гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальность – это прежде всего внутреннее творчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества.

Гений должен обладать талантом – техникой исполнения, техникой живописи, иначе он не сможет выразить свои гениальные прозрения.

В искусстве существовала идея (в основном в русском искусстве XIX–XX вв.) о реальном изменении мира силами искусства – идея теургии.

Теургия (богоделание) – это изменение мира, преобразование бытия и, как следствие этого, – изменение культуры, внесение в нее высшего божественного смысла, спасение ее от распада и загнивания в современном механизированном мире. Красота спасет мир – этот призыв Достоевского разделяли многие философы (А. Бердяев, А. Белый, П. Флоренский, С. Булгаков). Только искусство, возможно, в будущем, полагали они, вырвется за рамки отчужденной, массовой кризисной культуры к подлинному творчеству мира, его преобразованию.

Роль и значение искусства

Следует отметить, что роль искусства в общественной жизни велика. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и в эпоху Возрождения. Так было в начале 80-х гг.
ХХ в., когда именно писатели как бы исподволь подготовили тот мощный взрыв социальной активности в нашей стране. Не случайно, что именно искусство быстрее, чем, скажем, наука или право, отреагировали на изменение барометра общественной жизни в середине 80-х гг.

Однако искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры. Искусство вбирает в себя достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их.

Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке: «Слово о полку Игореве» неизвестного автора конца ХII в., Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича, написанная в годы блокады, и т.д.

Список литературы к теме:

1. Губин В.Д. Основы философии. – М.: Форум-Инфра, 2013. –С. 191–203.

2. Канке В.А. Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 139-145.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое искусство? Каковы его основные функции?

2. В чем заключается соотношение гения и гениальности?

3. Какова роль и значение искусства в современном мире?

 

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Студент должен

знать:

- основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России;

- философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития;

уметь:

- критически анализировать основные концепции исторического развития;

- понимать место и роль отдельного человека в истории;

- осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.006 с.)