Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема понятий «естественнонаучная картина мира» и «научная революция».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разбирая второй вопрос лекции, мы кратко коснулись таких понятий, как «парадигма» и «научная революция». Необходимость более тщательного рассмотрения данных понятий связано, прежде всего, с особенностями предмета исследования дисциплины. Предмет дисциплины «КСЕ» - это естественнонаучные парадигмы и картины мира, которые сменяли друг друга в процессе научных революций. Несмотря на то, что курс называется концепции современного естествознания, однако изучение господствующих в современной науке парадигм невозможно без тщательного исследования старых концепций и представлений о природе. Естественнонаучная картина мира или парадигма – это система важнейших понятий, принципов и фундаментальных законов, лежащих в основе понимания окружающей нас природы. Как правило, в основе подобной целостной картины природы лежит синтез фундаментальных открытий и законов разных отраслей и дисциплин естествознания в каждую историческую эпоху. Изначально осью, вокруг которой строились картины природы и мира в целом, служили мировоззренческие и философские идеи о строении мироздания, законы его изменения и развития. В результате уже на ранних этапах зарождения цивилизации возникают мифологические и религиозные представления о мире. В дальнейшем на смену мифологическим и натурфилософским взглядам приходят представления, основанные на наблюдении реальных явлений и процессов природы, опирающиеся на здравый смысл. Возникшая подобным образом стихийно-эмпирическая картина мира, в значительной мере носила индивидуальный и личностный характер, так как была связана с непосредственным жизненным опытом конкретного индивида, его ощущениями, восприятиями, их объяснением и пониманием. Существенное отличие этой картины мира от мифологической и натурфилософской состояло в том, что она основывалась на реальных, а не на мифических и придуманных фактах. Наконец, с появлением экспериментального естествознания и научной астрономии представления об окружающем мире стали основываться на результатах и выводах естественных наук своего времени и поэтому составили естественнонаучную картину мира. Вследствие того, что мы будем изучать именно научную картину мира, то важно, прежде всего, понять, в чем ее основное отличие от стихийно-эмпирической картины конкретного субъекта. Картина мира любого человека основана на собственном опыте, личных впечатлениях и ощущениях, поэтому она слишком индивидуальна. Естествознание, как и наука в целом, стремится найти объективные, не зависящие от индивидуального субъекта закономерности природы. Поэтому наука абстрагируется от личных ощущений и представлений и основывается на такой системе знаний о природе, с которой мог бы согласиться каждый исследователь. Вследствие этого научная картина мира имеет объективный характер; ее цель состоит не в полном приспособлении наших мыслей к нашим ощущениям, а в полном освобождении физической картины мира от индивидуальности творческого ума. При этом данная система должна, во-первых, отображать наиболее фундаментальные свойства и закономерности природы; во-вторых, все такие свойства должны рассматриваться в рамках единой, целостной картины, так как никакой отдельный фундаментальный закон естествознания не составляет еще картины природы; в-третьих, естественнонаучная картина мира должна быть такой общей теоретической моделью окружающей природы, которая допускает дополнения, исправления и уточнения в связи с развитием научных представлений о мире; в-четвертых, научную картину мира следует постоянно соотносить и сверять как с самой природой, так и с изменением фундаментальных знаний о ней. Первые научные картины природы возникли в рамках отдельных естественнонаучных дисциплин, и, прежде всего, занимавших лидирующее положение в науке своего времени. В XVII-XVIII вв. такое положение занимала механика, а во второй половине XIX в. такой наукой, несомненно, считалась физика, которая включала в свой состав также термодинамику и теорию электромагнетизма. Сам процесс построения единой картины мира происходит следующим образом. В рамках отдельных наук идет процесс построения картины природы, который в свою очередь проходит ряд последовательных стадий. Сначала для объяснения наблюдаемых явлений создаются простейшие понятия и эмпирические законы. Затем открываются законы и теории, с помощью которых пытаются объяснить сущность наблюдаемых явлений и эмпирических законов. В дальнейшем возникают фундаментальные теории или концепции, которые могут стать картиной природы, создаваемой отдельной наукой. Диалектический синтез картин природы отдельных наук приводит к формированию целостной естественнонаучной картины мира. Как уже упоминалось выше, смена парадигм происходит вследствие научных революций. Прежде всего, необходимо отметить, что революции – это не процесс, связанный с уничтожением прежнего знания и ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. В действительности новая картина мира отказывается только от тех прежних гипотез и теорий, которые оказались не в состоянии объяснить вновь открытые факты наблюдений и результаты опытов. Поэтому научные революции в естествознании следует понимать как качественные изменения содержания его теорий, учений и научных дисциплин. Первая революция в науке произошла в XVII в. и связана с возникновением экспериментального естествознания – вместо разного рода натурфилософских гипотез о скрытых качествах вещей, начиная с Г. Галилея, предположения и гипотезы начинают проверяться с помощью точно построенного эксперимента. Вторая революция (конец XIX – начало XX в.) связана с крупнейшими открытиями в естествознании, которые коренным образом изменили наши представления о научной картине мира – открытие кванта энергии и явления дуализма волны и частицы, установление строения вещества и взаимосвязи массы и энергии. Результатомстало создание в 1925-1927 гг. квантовой механики, которая дала объяснение процессов, происходящих в мире мельчайших частиц материи – микромире. Кроме того, возникли две фундаментальные теории современной физики – общая теория относительности и специальная теория относительности, которые полностью изменили научные представления о соотношении пространства и времени, о движении относительно них, установили связь между свойствами движущихся тел и их пространственно-временными характеристиками, указали на относительный характер всякого движения и т. д. Наконец, в последние десятилетия XX в. благодаря научно-технической революции, изменяются наши представления о сущности естественнонаучной картины мира. Прежде всего, это связано с возникновением новых мировоззренческих подходов к исследованию естественнонаучной картины мира – системного подхода и синергетики, которые решительным образом повлияли на понимание внутренних механизмов научных революций в естествознании. Благодаря выдвижению на передний край естествознания биологических проблем, целый ряд ученых заявляют о смене лидера современного естествознания – если ранее таковым считалась физика, то теперь биология. В соответствии с этим на смену идеальному устройству окружающего мира в виде часов и машины теперь приходит живой организм. Таким образом, изучение первой лекции дало нам представление об объекте и предмете изучаемой дисциплины, его специфике, основных проблемах курса и понятиях.
Тема №3. «Формирование механистической картины мира и дальнейшее развитие естествознания в рамках механики» План: 1. Создание механистической картины мира. 2. Разработка электромагнитной картины мира. 3. Специальная теория относительности (СТО). 4. Общая теория относительности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.011 с.) |