ТОП 10:

Трудовая теория антропогенеза.



Биологическая эволюция гоминидов, приобретение ими способности к прямохождению, а также значительное увеличение мозга и совершенствование его структуры привели, в конце концов, к освобождению передних конечностей от передвижения по земле и превращению их в орган для изготовления орудий труда. Такой процесс совершался, разумеется, медленно и постепенно, пока древнейший предок человека не перешел от использования передних конечностей для обороны и нападения к изготовлению с их помощью простейших орудий труда. Переход к изготовлению орудий труда знаменует решающий скачок, революционное изменение в процессе превращения обезьяны в человека, возникновения человеческого общества в длительном процессе развития органической жизни на нашей планете. Эти идеи были сформулированы в трудовой теории происхождения человеческого общества, которая явилась необходимым дополнением к эволюционной теории возникновения людей от древних гоминидов.

Одним из авторов трудовой теории антропогенеза является Ф. Энгельс, который в своей статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» подчеркнул решающую роль труда не только в изготовлении орудий труда и удовлетворении потребностей человека, но и в изменении самой сущности человека, возникновении его сознания, мышления и речи.

Начало использования природных вещей в качестве орудий труда и особенно их производство долгое время связывали с обнаружением на острове Ява древнейшего человекообразного существа, названного питекантропом, который жил примерно 800 тыс. лет назад. Но в начале 1960 г. английский ученый Л. Лики нашел останки более древнего гоминида, жившего приблизительно 2-3 млн. лет назад, которого он назвал Homo habilis, что означает «человек умелый». Хабилисы занимают промежуточное положение между австралопитеками и питекантропами. По анатомическим признакам они отличаются от австралопитеков более развитыми, короткими и сильными передними конечностями, способными использовать более крупные и обработанные камни и другие предметы природы. Объем их мозга превышал объем мозга австралопитеков, но был меньше мозга питекантропа. Они занимались коллективной охотой на крупных животных, для чего устраивали облавы, загоны и ямы, применяя при этом различные каменные, а также костяные и деревянные орудия.

Стадная охота предполагает уже определенную организацию внутри стада, в частности распределение функций между охотниками и иерархическую структуру самого стада, в котором выделяется вожак и его ближайшие помощники. Во всяком случае, на примере стадной охоты можно видеть уже предпосылки будущего разделения труда, а также использования простейших подручных предметов для достижения поставленной цели. Совершенствование предметов природы в качестве средств для охоты, рыбной ловли, сбора плодов и т. п. медленно и постепенно привело древнейших людей к необходимости создания целого ассортимента предметов, которые могли быть в дальнейшем использованы не столько как средства обороны и нападения, сколько как орудия труда.

Огромное значение в эволюции гоминидов, являющихся ближайшими предшественниками людей, имело использование огня. Открытие его имело чисто случайный характер. Наблюдая пожары, вызванные ударом молнии, первобытные люди могли убедиться во многих полезных свойствах огня. Поэтому, пока не могли добывать огонь сами, они старались поддерживать и сохранять его. Об этом свидетельствуют данные археологов, которые исследовали пещеры, в которых жили синантропы, гоминиды, появившиеся после питекантропов примерно 400 тыс. лет тому назад. Оказалось, что в этих пещерах зола и пепел составляли слой толщиной около 7 метров. Это свидетельствовало о том, что синантропы не могли добывать огонь сами и, когда он появлялся в результате удара случайной молнии в дерево, переносили горящие куски в свои пещеры и старались поддерживать его, постоянно подкладывая новые сучья. Огонь согревал жилища синантропов, а это имело немаловажное значение в связи с наступившим похолоданием климата. С помощью огня они начали готовить мясную пищу, которая лучше усваивалась и давала больше энергии организму. Горящие головешки можно было использовать и в обороне от врагов и нападении на зверей. Вот почему, в конце концов, далекие предки людей научились самостоятельно добывать огонь, чтобы не зависеть от случайного возникновения его в природе. Это произошло примерно 120-100 тыс. лет назад. В эту эпоху существовал уже новый тип древних предков человека, которых называют неандертальцами (200-35 тыс. лет назад). Неандертальцы были более искусными в изготовлении разнообразных орудий труда и их применении. Они являются предками кроманьонцев, ископаемых людей современного типа, которые значительно ближе к Homo sapiens (человеку разумному) нашего времени как по физическому развитию (рост 180 см), так и по объему мозга (1600 см3).

На протяжении миллионов лет формировались способы использования антропоидами готовых предметов природы для защиты и нападения, пока древний предок человека не научился создавать первые примитивные орудия труда и применять их для производства и удовлетворения самых насущных своих потребностей.

Таким образом, первым решающим условием для отделения человека от мира животных и возникновения человеческого общества стало, во-первых, производство орудий труда. Их постоянное совершенствование, специализация и увеличение ассортимента определяют прогресс во всей трудовой деятельности человечества. Во-вторых, дальнейший прогресс в развитии производства был достигнут благодаря возникновению разделения труда. Сначала такое разделение произошло по естественным признакам пола и возраста. Взрослые мужчины занимались преимущественно охотой, женщины – собиранием плодов и ягод, приготовлением пищи и заботились о детях, старики – изготовлением орудий труда. В дальнейшем разделение труда приобретает особый характер, связанный со специализацией отдельных трудовых операций или с занятиями особыми видами труда. В-третьих, такое разделение и специализация труда привели к значительному повышению его производительности. Все это, в конечном счете, привело к невиданным до этого темпам развития общественного производства.

Совершенствование орудий труда и развитие форм трудовой деятельности служат основой эволюции материальной культуры. В зависимости от материала создаваемых орудий труда и способа их применения ученые выделяют каменный век, когда материалом для орудий служили в основном сначала разные виды камней, а затем частично кость и дерево. В рамках каменного века различают, во-первых, палеолит, или древний каменный период, когда преобладали галечные орудия труда, ручные рубила и оббитые с одной стороны большие галечные камни, или чопперы. В среднем палеолите при изготовлении составных орудий наряду с камнем используются также кость и дерево.

Эта древнейшая эпоха в истории становления материальной культуры начинается с появления австралопитеков и охватывает длительный период существования таких древнейших предков человека, как питекантропы, синантропы, неандертальцы, и завершается возникновением ближайшего предка человека – кроманьонца. Главным занятием для них была охота и собирательство, сам труд носил коллективный характер, которому соответствовала общественная собственность на орудия труда и его результаты.

Коренное изменение в орудиях и характере труда произошло в неолите, или новом каменном веке. От собирательства и охоты первобытные люди перешли, во-первых, к мотыжному земледелию, выращиванию хлебных злаков и других растений; во-вторых, к скотоводству посредством приручения диких животных. Это заставило их вести оседлый образ жизни и начать строить постоянные жилища. Такие качественные преобразования в хозяйственной жизни существенно изменили все дальнейшее развитие человечества, поэтому не случайно этот переход характеризуют как неолитическую революцию.

На основе таких коренных изменений в развитии производства и общественной жизни в целом формировались и новые социальные и нравственные отношения между людьми. Уже в рамках первобытного стада охотников возникает отношение единства между охотниками, основанное на достижении общей цели. Такое объединение сплачивало их в единый коллектив, в котором преодолевалось унаследованное от животных предков враждебное отношение друг к другу. Вместо инстинктов постепенно выдвигается простейшая мораль, которая выражалась в форме таких запретов, как «не убий» и «не укради». На своем опыте первобытные люди убеждались в том, что такие простейшие моральные запреты способствовали их выживанию и сохранению порядка в новом формирующемся коллективе.

Одновременно с совершенствованием трудового мастерства, укреплением сплоченности коллективов и формированием простейших правил морали происходило и развитие сознания первобытных людей, их мышления и речи.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.008 с.)